Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
статья по литературе
Методические рекомендации к уроку литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_elaevoy_g.r.docx | 16.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Комментированный пересказ эпизода как важный этап формирования читательской грамотности на уроках литературы и подготовки к проблемному анализу текста.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 9» Московского р-а г. Казани
Елаева Г.Р
Современная школа, как это не прискорбно звучит, ставит перед учителем главную цель – подготовить ученика к главному экзамену – ЕГЭ. Именно результаты ЕГЭ – главный критерий успешной работы учителя и пропуск для ученика к дальнейшему обучению выбранной профессии. Успешность выпускника – это его балл ЕГЭ, несмотря на все глубинные процессы педагогической деятельности учителя, маленькие и большие победы в трудном процессе обучения каждого конкретного учащегося. Для учителя-филолога ЕГЭ по русскому языку делится на две части: тестовую, где мы успеваем «натаскать» ученика даже в течение довольно небольшого периода обучения в 10-11 классе, и сочинения. Именно сочинение демонстрирует навыки критического мышления, которые развиваются в течение всего обучения. Научить ребенка мыслить, анализировать, понимать чужие мысли и чувства – задача не одного-двух лет обучения в старшем звене. Эту работу необходимо вести системно и целенаправленно с самых ранних лет обучения.
Научить ребенка думать – задача не только учителя литературы, все педагоги участвуют в этом процессе. Для демонстрации этих навыков в экзамене ЕГЭ по русскому языку предлагается работа с текстом, художественным или публицистическим. Наибольшую трудность, на мой взгляд, представляет работа именно с художественным текстом. Дети ошибаются в определении проблемы текста, не могут правильно прокомментировать ее, ошибаются в фактах и т.д. Чтобы избежать этих ошибок, необходим системный подход к анализу эпизода, которую я ввожу в среднем звене. Для меня важно научить учеников, начиная с пятого класса, не пересказу, но комментарию и анализу текста. Дать комментированный пересказ эпизода – это значит пересказать, что увидел (визуализировал) и услышал, читая эпизод, и сделать вывод о том, в чем хотел убедить тебя автор. Как это сделать? Ответить на вопросы.
- Кто ведет рассказ: автор или герои произведения?
- Где происходят события?
- Когда происходят события? (приучая детей отвечать на вопросы 1-3, мы избегаем впоследствии ошибок, связанных с фактическим пониманием текста)
- Кто герои? Какие они? (на этом этапе важно уделить внимание деталям, которые помогают проникнуть во внутренний мир героев, найти особенности изображения героев)
- портрет (через изобразительные детали, а также жесты, позу, мимику, если они описаны в тексте). На этом этапе предложите ученикам визуализировать героев, представить, а может даже и повторить их жесты, мимику. Важно научить ребенка переводить слова в конкретные образы, ведь современные дети как раз и страдают от того, что с детства им «навязывают» готовые картинки
- речь героев (О чем говорят? Как говорят? – выбор слов, построение предложений)
- как относятся к героям другие действующие лица? (Для читателя важно, как и что говорят о герое другие положительные или отрицательные персонажи; авторская позиция может выражаться через героя-резонера)
- каким словом можно назвать взаимоотношения героев, на какие группы их можно поделить? (На этом этапе идет работа над основным конфликтом эпизода. Конфликт в художественном произведении – это столкновение взглядов, идей, чувств. Ни одно художественное произведение не обходится без конфликта. Даже в эпизодах описания природы мы можем его обнаружить: это столкновение внутреннего мира героя и природы. Результатом встречи героя с красотой природы может стать чувство радости, печали, вдохновение и т.д)
V. Работа над поступками героев – главный этап. (Важно отметить отклонения от привычной нормы поведения человека, причем я не вкладываю в понятие отклонения от нормы негативный оттенок. Например, если герой жертвует собой ради спасения других, то это тоже своеобразное отклонение от нормы, ведь обычному человеку свойствен страх и желание спасти себя)
Какие вопросы к поступкам героев возникли? Какие остались без ответа (нет прямого ответа в тексте)? - именно эти вопросы и являются проблемными, размышления над которыми раскрывают идейный замысел автора.
- Каким событием заканчивается действие эпизода? Кто победил в столкновении и почему? Можно ли понять, о чем думает автор и в чем убеждает? (Ответ на этот вопрос и есть авторская позиция, т.к. автор «распоряжается» судьбой своих героев не спонтанно, )
- Что нового о Человеке мы узнали, прочитав этот эпизод? Какие из поступков героев были нам приятны, какие нам никогда бы не хотелось повторить?
Итогом данного анализа может стать круглый стол, дискуссия, в качестве письменной работы можно предложить эссе, отзыв, сочинение-миниатюру и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к художественным текстам по формированию читательской грамотности на уроках литературы
Предложенные задания могут использоваться при работе с художественными текстами на уроках литературы...
Статья "Формирование читательской грамотности на уроках литературы" в сборнике материалов V научно-практической конференции с международным участием, 24.03.2021 г.
Титульный лист и содержание...
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"
Выступление на ШМО "Формирование читательской грамотности на уроках литературы"...
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)
Методическая разработка по теме «Формирование читательской грамотности на уроках литературы» (дидактический материал для обучающихся)...
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники ...
Методическая разработка "Приемы формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе по рассказу А.Платонова "Взыскание погибших"
В данной работе рассматривается использование эффективных приемов формирования читательской грамотности на уроке литературы в 8 классе. За основу анализа взят рассказ А Платонова "Взыскание погиб...
Формирование читательской грамотности на уроках литературы
Формирование читательской грамотности на уроках литературы...