Урок – практикум с использованием презентации. Тема урока: Подготовка к ЕГЭ (часть С). Анализ текста Д.С.Лихачёва «Интеллигент: кто он?»
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

Кацай Светлана Владимировна

План урока предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx36.78 КБ
Файл karta_1.docx22.96 КБ
PDF icon lihachev.pdf413.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет:   русский язык

Класс:   11

Урок – практикум с использованием презентации.

  Тема урока: Подготовка к ЕГЭ (часть С). Анализ текста Д.С.Лихачёва «Интеллигент: кто он?»

Задачи урока:

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текста;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

 Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

- коллективная работа;

- работа в  парах;

- индивидуальная работа.

Прогнозируемый  результат

План урока предусматривает  обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учётом стиля и типа речи.

Учебное время:   45 мин.

Цели урока:

Ø ознакомление с  содержанием текста Д.С.Лихачёва,  методикой  работы с текстом  для подготовки   учащихся к выполнению части  С;

Ø развитие логического и творческого мышления, письменной речи, коммуникативной компетентности;

Ø воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения

Форма урока:    урок – практикум с использование средств современных информационных технологий

Технические средства: Компьютер, проектор.

Предполагаемые результаты:

*    Формирование языковой компетенции:

§  Расширение представлений учащихся о лексической системе языка.

§  Закрепление навыков  анализа  текста.

*    Формирование коммуникативной компетенции:

§  формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, определять позицию автора,

§  высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);

§  Обучение умению понимать чужую речь  и излагать свои мысли в письменной  и устной форме.

  Учитель:  Дмитрий Сергеевич Лихачёв… Это имя известно каждому образованному человеку. Именно его статью мы проанализируем сегодня на уроке, подготовимся к  написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Слайд ___: Дмитрий Сергеевич был для интеллигенции не просто одним из крупнейших ученых-филологов, но и символом духовности, воплощением истинно русской гуманитарной культуры.

Слайд ___: Незадолго до рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева, Антон Павлович Чехов отправил своему брату–художнику длинное письмо о воспитанности, ее признаках и условиях. Закончил письмо словами: “Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...”

                 Дмитрий Сергеевич провел так всю жизнь – и когда был “ученым корректором”, и когда стал прославленным академиком. Какая-то особая, изысканная и вместе с тем очень простая интеллигентность, воспитанность, сквозившая в каждой черте, каждом слове, улыбке, жесте прежде всего поражали и пленяли в нем. Жизнь отдавалась служению высокой науке и культуре, изучению ее, защите — словом и делом.

Слайд ___:  И это служение Родине не прошло незамеченным. Такого всемирного признания заслуг одного человека, пожалуй, никто не припомнит.

Помимо членства в Российской академии наук, Дмитрий Сергеевич стал академиком или членом-корреспондентом Академий наук Австрии, Болгарии, Венгрии, Геттингена (Германия), США, Сербии, почетным доктором университетов в Оксфорде, Эдинбурге, Бордо, Цюрихе, Будапеште, Софии, Сиене, Праге.

Слайд ___:  Д.С.Лихачев – член Союза писателей

с 1956 года.

            С 1983 года – председатель Пушкинской комиссии РАН. Он возглавлял редколлегии изданий “Памятники культуры. Новые открытия” и “Литературные памятники”, являлся членом редколлегии журналов “Новый мир” и “Наше наследие”.

Слайд ___:  В 1986 году Дмитрий Сергеевич организовал Советский (ныне Российский) Фонд культуры и был председателем президиума Фонда по 1993 год. С 1990 года он входил в комитет по организации Александрийской библиотеки в Египте.

          Дмитрий Сергеевич Лихачев – первый Почетный гражданин Санкт-Петербурга. Он почетный гражданин итальянских городов Милана и Ареццо. Лауреат Царскосельской художественной премии. Имя Лихачева присвоено малой планете № 2877.

Слайд ___: Награжден орденом Трудового Красного Знамени, болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени. Русская академия искусствознания и музыкального исполнительства наградила его орденом искусств “Янтарный крест”. Награжден Большой золотой медалью имени М.В.Ломоносова.

            Особо хочется отметить, что в 1998 году первый вновь возрожденный орден св. Андрея Первозванного (высший государственный орден новой России) был вручен Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. Орден был учрежден царем Петром Великим в период посещения Соловков и строительства российского флота.

            Читая книги Дмитрия Сергеевича Лихачева, всегда находишь много интересного и полезного. Несколько статей ученого посвящены теме интеллигенции.

            Кто, по-вашему, может называться интеллигентом?

Слайд ___:

Из Словаря Ожегова:

Интеллигент – человек, принадлежащий к интеллигенции.

Интеллигенция – работники умственного труда, обладающие образованием и специальными  знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

    Слово "интеллигенция" носители других языков мира  определяют  как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову "интеллигент" слово "интеллектуал". Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки. Интеллигентность – это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.

       Как вы думаете, можно ли притвориться интеллигентным человеком? 

Вот что об этом говорил Дмитрий Сергеевич: "Скупой может притвориться щедрым… Злой человек может притвориться добрым. Льстец может преподнести свою лесть под флагом правдивости и откровенности, "честно". Но притвориться интеллигентным человеком нельзя. Невозможно. Вот, между прочим, почему интеллигентность вызывает такую злобу в неинтеллигентных людях". 

     Кого же можно назвать интеллигентом, по мнению Д.С.Лихачёва?

  1. Анализ текста

Интеллигент: кто он?

     (1)Итак,  первая черта интеллигента – европейская образованность. (2)Переходим ко второй черте – интеллектуальной свободе. (3)Именно она отличает интеллигента просто от «образованца» (удачный термин А.И.Солженицына), образованный человек может продавать свои знания, работать на злодейское государство, партию, узко понятую национальность. (4)Одним словом, «образованец» может быть несвободным, зафрахтованным человеком. (5)Когда приписывают интеллигенции убийство Александра II – «царя Освободителя» или относят к интеллигентам различных людей, может быть, и умственно одаренных, но дисциплинированно выполняющих приказы какой-либо партии, более или менее властной и тираничной, это глубочайшая ошибка. (6)Рабство всегда было чуждо интеллигенции, и если даже человек, прежде свободный, решается продать свою свободу какой-либо организации, стать её интеллектуальным рабом (это не касается тех образованных людей, которые, работая за плату, не лишают себя свободы выбора), он перестает быть интеллигентом.

     (7)Что же удерживает интеллигенцию в пределах интеллектуальной личности? (8)Ведь если интеллигент не подчиняется внешним воздействиям, то не означает ли это, что он оказывается без руля и без ветрил? (9)И что может объединять людей, не зависимых от внешних причин, не починяющихся навязанным им условиям? (10)Не означает ли интеллектуальная свобода обречённости интеллигентов на полное одиночество?

     (11)Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессивной идеологии вовсе не означает слабость, а, напротив, свидетельствует о силе интеллигента, его способности сопротивляться, отстаивать свою честь, порядочность, завоёвывать репутацию и быть, самое главное, личностью. (12)Сила эта в нем самом – совесть. (13)Совесть может объединить его с другими людьми совести, ибо совесть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу.(14) Если человек подчиняется совести, то это означает, что в нём достаточно силы противостоять внешним требованиям.

                                                                               Д.С.Лихачёв

  1. Интеллигент -_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Прочитав текст, найдите ответы на вопросы:
  • Каковы основные черты интеллигента?
  • Что всегда было чуждо интеллигенции?
  • При каком условии человек перестает быть интеллигентом?
  • Что свидетельствует о силе интеллигента?
  1. Какой теме посвящена статья? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Интеллектуальное рабство образованных людей.
  2. Обреченность интеллигенции на полное одиночество.
  3. Что отличает интеллигента от других людей.
  4. Об интеллектуальной свободе интеллигента.
  1. Какое утверждение противоречит авторскому мнению, высказанному в тексте? Выберите правильный ответ.
  1. Интеллигент может быть несвободным, зафрахтованным человеком.

2)     Рабство всегда было чуждо интеллигенции.

3)     Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам вовсе не означает слабость интеллигента.

  1. Какое утверждение соответствует точке  зрения автора? Выберите правильный ответ.
  1. Неподчиненность интеллигента государственной идеологии или агрессивной идеологии означает его слабость.
  1. Если интеллигент не подчиняется внешним воздействиям, это означает, что он оказывается без руля и без ветрил.
  1. Интеллектуальная свобода означает обреченность интеллигентов на полное одиночество.
  1. «Образованец» может быть несвободным, зафрахтованным человеком.
  1. В каком абзаце текста автор дает ответ на вопрос: в чем сила интеллигента? (в последнем)
  2. Что, по мнению автора, приводит к интеллектуальному рабству? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Если человек решается продать свою свободу какой-либо организации.

     2)     Если образованные люди, работая за плату, не лишают себя свободы выбора.

  1.  Если человек не зависит от внешних причин, не подчиняется навязанным условиям.
  2. Если человек подчиняется совести
  1.  Прокомментируйте позицию автора, которая выражена им в следующем тезисе: 

« Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, государственным интересам

или агрессивной идеологии вовсе не означает слабости, а, напротив, свидетельствует о силе  интеллигента».

Используйте аргументы, имеющиеся в последнем абзаце текста.

  1. Используя информацию первого абзаца текста, объясните, что, по мнению автора, приводит к интеллектуальному рабству.
  2. Разъясните, как вам  представляется, является ли общепринятой точка зрения автора на интеллигенцию.
  3. Разделяете ли вы мнение автора, высказанное им относительно  основных черт интеллигента?
  4. Как вы понимаете утверждение автора, что «совесть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу»?
  5.  Внимательно прочитайте цитаты. Подумайте, соотносятся ли мысли, заключенные в них, с мнением Д.С.Лихачёва?

«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр»                                                     А.П.Чехов

«Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия...»                                                                                   Лев Гумилёв

« Интеллигенция — это лучшие люди страны, которым приходится отвечать за все плохое в ней»                                                                                  Максим Горький

 «Сила народа в его интеллигенции, в той части, которая честно мыслит, думает и умеет работать»                                                                               Антон Чехов

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

                                                                                                        Денис Фонвизин

Наша основная задача – написать сочинение по тексту. Расположите карточки так, чтобы их порядок отражал его структуру. ( на доску прикрепляются карточки: проблема – комментарий - позиция А- позиция Я – аргумент- аргумент – вывод)

 Теперь обратимся к рабочей карте.

      На первом этапе работы с текстом очень важно выделить проблему и соотнести её с позицией автора. В сущности их соотношение есть соотношение вопроса и ответа. Где вопрос – это…. (проблема)

А ответ – это…. (позиция автора)

  • Сформулируйте проблему и запишите.

    Чтение написанных  фрагментов

  • Прокомментируйте выбранную проблему (группа 1)

Интеллектуальная свобода … Что это такое? Найти ответ на этот вопрос можно в статье Д.С.Лихачева  «Интеллигент: кто он?»

  • Сформулируйте позицию автора (группа 2)

Противопоставляя понятия «рабство» и «свобода», автор говорит об особом виде рабства -  интеллектуальном, считая интеллектуальными рабами тех, кто дисциплинированно выполняет «приказы какой-либо партии, более или менее властной и тираничной». Интеллектуальная свобода – это то, что, по мнению Лихачёва, отличает интеллигента от просто образованного человека, которого автор называет «образованец», используя неологизм А.И.Солженицына.

« Рабство всегда было чуждо интеллигентам»,- утверждает Д.С.Лихачёв. Он убежден в том, что в неподчиненности интеллигента «внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессивной идеологии» проявляется сила интеллигента.

  • Согласны ли вы с позицией автора по данному вопросу?
  • Подумайте над тем, какие аргументы можно подобрать? Не забывайте обязательно разъяснять их.


     Сегодня интеллигенция переживает не лучшие времена, но интеллигенты остались. Их голос имеет вес в обществе. К ним прислушиваются, признавая их всероссийский и всемирный авторитет. Они становятся индикаторами общественного мнения, потому что всем сокровищам мира предпочитают право жить по-своему и быть самим собой. Мы должны хранить традиции русской интеллигенции, развивать в себе качества интеллигентного человека. И не забывать, что хорошее образование – необходимый спутник свободной интеллигенции. А у современного Санкт-Петербурга в этом великолепные традиции. 

Домашнее задание. Заполнить рабочие карточки до конца



Предварительный просмотр:

  1. Анализ текста

Интеллигент: кто он?

     (1)Итак,  первая черта интеллигента – европейская образованность. (2)Переходим ко второй черте – интеллектуальной свободе. (3)Именно она отличает интеллигента просто от «образованца» (удачный термин А.И.Солженицына), образованный человек может продавать свои знания, работать на злодейское государство, партию, узко понятую национальность. (4)Одним словом, «образованец» может быть несвободным, зафрахтованным человеком. (5)Когда приписывают интеллигенции убийство Александра II – «царя Освободителя» или относят к интеллигентам различных людей, может быть, и умственно одаренных, но дисциплинированно выполняющих приказы какой-либо партии, более или менее властной и тираничной, это глубочайшая ошибка. (6)Рабство всегда было чуждо интеллигенции, и если даже человек, прежде свободный, решается продать свою свободу какой-либо организации, стать её интеллектуальным рабом (это не касается тех образованных людей, которые, работая за плату, не лишают себя свободы выбора), он перестает быть интеллигентом.

     (7)Что же удерживает интеллигенцию в пределах интеллектуальной личности? (8)Ведь если интеллигент не подчиняется внешним воздействиям, то не означает ли это, что он оказывается без руля и без ветрил? (9)И что может объединять людей, не зависимых от внешних причин, не починяющихся навязанным им условиям? (10)Не означает ли интеллектуальная свобода обречённости интеллигентов на полное одиночество?

     (11)Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам, государственным интересам или агрессивной идеологии вовсе не означает слабость, а, напротив, свидетельствует о силе интеллигента, его способности сопротивляться, отстаивать свою честь, порядочность, завоёвывать репутацию и быть, самое главное, личностью. (12)Сила эта в нем самом – совесть. (13)Совесть может объединить его с другими людьми совести, ибо совесть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу.(14) Если человек подчиняется совести, то это означает, что в нём достаточно силы противостоять внешним требованиям.

                                                                               Д.С.Лихачёв

  1. Интеллигент -_________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

  1. Прочитав текст, найдите ответы на вопросы:
  • Каковы основные черты интеллигента?
  • Что всегда было чуждо интеллигенции?
  • При каком условии человек перестает быть интеллигентом?
  • Что свидетельствует о силе интеллигента?
  1. Какой теме посвящена статья? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Интеллектуальное рабство образованных людей.
  2. Обреченность интеллигенции на полное одиночество.
  3. Что отличает интеллигента от других людей.
  4. Интеллектуальная свобода интеллигента.
  1. Какое утверждение противоречит авторскому мнению, высказанному в тексте? Выберите правильный ответ.
  1. Интеллигент может быть несвободным, зафрахтованным человеком.

2)     Рабство всегда было чуждо интеллигенции.

3)     Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, партийным установкам

вовсе не означает слабость интеллигента.

  1. Какое утверждение соответствует точке  зрения автора? Выберите правильный ответ.
  1. Неподчиненность интеллигента государственной идеологии или агрессивной идеологии означает его слабость.
  1. Если интеллигент не подчиняется внешним воздействиям, это означает, что он оказывается без руля и без ветрил.
  1. Интеллектуальная свобода означает обреченность интеллигентов на полное одиночество.
  1. «Образованец» может быть несвободным, зафрахтованным человеком.
  1. В каком абзаце текста автор дает ответ на вопрос: в чем сила интеллигента?
  2. При каком условии, по мнению автора, наступает интеллектуальное рабство? Выберите правильный вариант ответа.
  1. Если человек решается продать свою свободу какой-либо организации.

        2)     Если образованные люди, работая за плату, не лишают себя свободы выбора.

  1.  Если человек не зависит от внешних причин, не подчиняется навязанным условиям.
  2. Если человек подчиняется совести
  1.  Прокомментируйте позицию автора, которая выражена им в следующем тезисе: 

« Неподчиненность интеллигента внешним воздействиям, государственным интересам

или агрессивной идеологии вовсе не означает слабости, а, напротив, свидетельствует о силе  интеллигента».

Используйте аргументы, имеющиеся в последнем абзаце текста.

  1. Используя информацию первого абзаца текста, объясните, что, по мнению автора, приводит к интеллектуальному рабству.
  2. Разъясните, как вам  представляется, является ли общепринятой точка зрения автора на интеллигенцию.
  3. Разделяете ли вы мнение автора, высказанное им относительно  основных черт интеллигента?
  4. Как вы понимаете утверждение автора, что «совесть по большей части выступает с одинаковыми внутренними требованиями к человеку и охраняет его свободу»?
  5. Внимательно прочитайте цитаты. Подумайте, соотносятся ли мысли, заключенные в них,  с мнением Д.С.Лихачёва?

«Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, лживую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр»                                            А.П.Чехов

«Нынешняя интеллигенция - это такая духовная секта. Что характерно: ничего не знают, ничего не умеют, но обо всем судят и совершенно не приемлют инакомыслия...»                                                                                   Лев Гумилёв

« Интеллигенция — это лучшие люди страны, которым приходится отвечать за все плохое в ней»                                                                                  Максим Горький

 «Сила народа в его интеллигенции, в той части, которая честно мыслит, думает и умеет работать»                                                                               Антон Чехов

«Просвещение возвышает одну добродетельную душу»

                                                                                                        Денис Фонвизин


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

Презентация к уроку по русскому языку в 11 классе (подготовка к ЕГЭ, Часть 3 С1.)

Урок развития речи в 11 классе "Моя шпаргалка" (подготовка к ЕГЭ по русскому языку)...

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий.

Презентация к уроку математики в 5 классе Тема урока: Наглядные представления о геометрических фигурах. Виды линий....

Презентация к уроку геометрии в 9 классе. Тема урока: Признаки подобия треугольников.

Презентация к уроку геометрии в 9 классе. Тема урока: Признаки подобия треугольников....

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей (по текстам Ветхого Завета).

Презентация к уроку в 7 классе "Библейские темы в изобразительном искусстве". (Портреты библейских персонажей  (по текстам Ветхого Завета)....