программа элективного курса "Культура речевого общения"
элективный курс (русский язык, 10 класс) по теме
Работа по данному курсу позволит учащимся поработать над культурой общения, следить за своей речью, сделать ее более грамотной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa_po_rus.yaz_.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Шипкова Анна Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ п. Хасан Приморского края
Программа элективного курса «Культура речевого общения»
Пояснительная записка
Задача воспитания навыков культуры речи учащихся- одна из серьезных задач, стоящих перед учителем. Умение «говорить» и не просто «говорить», а «общаться грамотно и приятно» в настоящее время является необходимым багажом для каждого члена нашего общества. От культуры общения каждого зависит культура всего общества. Следует признать, что воспитание культуры общения ведется в настоящее время не всегда последовательно, не до конца проработана система необходимых материалов, учебных пособий. Кроме того, речевая культура участников многих телепередач оставляет желать лучшего.
Речь наших учащихся часто бессвязна, логически непоследовательна, стилистически ошибочна, как правило, невыразительна и, порой, откровенно груба. Ясно, что создавшееся положение требует немедленного оздоровления и разрешения поставленной проблемы, поэтому программа данного элективного курса может быть полезной не только в рамках школьного воспитания, но и для будущих филологов, журналистов, бизнесменов.
Учитывая все это, работу по воспитанию речевой культуры следует проводить со следующей целью: научить учащихся культурному общению
Исходя из цели, следует поставить определенные задачи:
1. расширить представление учащихся о возможностях коммуникативного общения
2. воспитывать умение общаться корректно, грамотно, быть толерантным
3. на примере литературных произведений и передач СМИ показать влияние речевого
общения на межличностные отношения.
Программа элективного курса рассчитана на 18 часов ( 1 занятие в неделю во втором полугодии) для учащихся 10, 11 классов, так как предполагает использование умений самостоятельного отбора материала, методик социального опроса, проведения анкетирования, умения работать с телепередачами, проводить наблюдения, анализ и обобщение полученного материала.
В качестве формы работы учитель может использовать лекцию, практикум, семинарское и лабораторное занятие. Некоторые темы занятий могут быть использованы в качестве тем научных исследований в школьном научном обществе.
Занятия курса следует проводить с привлечением художественных произведений, телепередач , фрагментов кинофильмов.
Примерное распределение тем и форма занятий.
тема занятия | форма занятия | |
1 неделя | Введение. Общение. Виды общения | лекция с элементами беседы |
2 неделя | Речевое общение | практическое занятие, тестирование |
3 неделя | Обращение-начало общения | практикум |
4 неделя | Поэтические обращения | семинар |
5неделя | Эти обидные прозвища | беседа, практикум |
6неделя | Общение в школе. Школьный сленг. | практикум |
7неделя | Искусство спора. | беседа, |
8неделя | Культура политического спора | исследование, работа с фрагментами ТВ-передач |
9неделя | Речевая культура общения участников реалити-шоу. | работа с фрагментами передач, сравнительный анализ |
10неделя | « Лишние слова» | лингвистический эксперимент |
11неделя | Говорим правильно. Ударение. | практикум |
12неделя | Речевые штампы | практикум |
13неделя | Лексика группировок. Речевые ситуации | практикум, наблюдение, работа с фрагментом фильма |
14неделя | Роль междометий в общении | беседа, практическое занятие |
15неделя | Этикетные междометия | беседа, театральные зарисовки |
16неделя | Современные просторечия и жаргоны | семинар, эксперимент |
17неделя | Речевое общение в семье | дискуссия |
18неделя | Искусство комплимента | практикум |
Библиография:
1. Баранникова Л.И.Основные сведения о языке. Пособие для учителя. Москва. Просвещение. 1982.
2. Бессараб М. Владимир Даль. Москва. Современник.1972
3. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. Книга для учащихся старших классов. Москва. Просвещение. 1982
4. Гольдин В.Е. Речь и этикет. Москва. Просвещение 1983
5. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Москва. Аст, Астрель, Хранитель.2006
6. Дерягин В.Л. Беседы о русской стилистике Москва .Знание.1978
7. Злобина Т.А. и др. Лингвистические знания- основа умений и навыков. Москва. Просвещение.1985
8. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. Книга для учащихся старших классов. Москва. Просвещение. 1982
9. Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык. Москва. Аванта+ 1999
10.Эрудит. Серия. Язык и фольклор. Москва. ООО ТД «Издательство Мир книги» 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому речевому общению для 11 классов
Данное тематическое планирование предназначено для учителей 11 классов, преподающих русское речевое общение в классах с углубленным изучением отдельных предметов (профильное обучение - гуманитарный ци...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани
Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...
Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового...
Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс...
Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"
Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)...