Авторская программа элективного курса "Деловое общение и письмо"
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Аббазова Фания Федаиловна

 

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового общения, закрепление практических навыков составления деловых бумаг и ознакомление учащихся со сферой их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Авторская программа  элективного курса по русскому языку для учащихся 10–11-х классов "Деловое общение и письмо"

Программа профильно-ориентированного элективного курса " Деловое общение и письмо" рассчитана на учащихся 10-11 классов в объеме 34 часов и направлена на изучение теории основ делового общения, закрепление практических навыков составления деловых бумаг и ознакомление учащихся со сферой их применения.

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие курса целям и задачам предпрофильной подготовки

   Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение,  задачей которого является  создание «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся"

   Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесс и  позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, посредством дифференциации и индивидуализации обучения, более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении  продолжения образования.

   В связи с этим, наряду с базовыми общеобразовательными предметами, предусматриваются и элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Целесообразность, актуальность и новизна курса

  Общение в широком понимании  – это процесс обмена информацией, впечатлениями, выработка взаимопонимания, общего мнения, следовательно, потребность в общении - неотъемлемая часть жизни человека. Чтобы добиться успехов  как в  жизни, так и в работе, человеку необходимо прежде всего научиться общаться. И независимо от того, какую профессию он выберет, каждому ученику будет  полезно овладеть секретами делового общения и приобрести навыки составления деловых бумаг, действуя при этом соответственно с принятыми нормами. В связи с уменьшением в школьных программах количества часов,  отведенных на изучение русского языка и направленность программ на  подготовку к сдаче  ЕГЭ, системная работа по привитию навыков делового общения и письма не проводится. Поэтому курс «"Деловое общение и  письмо" в условиях динамичного развития общества будет актуальным как в теоретическом, так и в практическом отношении.

Цели курса:

         - выработка  навыков делового общения и грамотного оформления  деловых бумаг;                                  

         - развитие коммуникативной компетенции школьника, способствующей      успешности в будущем карьерном росте и продвижению на рынке труда,     эффективности повседневного социального взаимодействия;

Задачи курса:

         - выработать умение употреблять в речи наиболее подходящие варианты языковых средств  в зависимости от цели и условий общения;

          -  пробудить стремление овладеть языковыми нормами современного литературного языка;

          - повысить общую речевую культуру , культуру деловой речи и речевого поведения в сферах устной и письменной коммуникации;

          - на конкретных примерах показать сущность делового общения и его виды;

          - познакомить с правилами составления и  оформления деловых бумаг;

          - обогатить словарный запас учащихся.

Ожидаемые результаты:

           - достижение коммуникативной компетенции в деловом языке;

           - овладение учащимися действующих норм делового общения и требованиями       по оформлению деловой документации;

            - приобретение навыка подбора необходимой информации на интересующую тему.

   Формы работы:

         - изучение различных видов делового общения;

- анализ справочного материала в официально-деловом стиле;

- ролевые и деловые игры;

- выполнение домашних заданий;

           - пробное написание собственных вариантов деловых документов

           - повторение орфографии, пунктуации и синтаксиса русского языка

Методы работы:

           - лекции, практические занятия

           - индивидуальные задания, домашние задания, дополнительные задания

- работа в группах, деловое моделирование, выполнение творческих                       заданий различных видов

                               Содержание программы

Раздел 1.  Вводный урок(1 час)

Презентация курса. Назначение, цели и задачи курса. Анкетирование: "Что я хочу получить при изучении данного курса? Какие навыки хочу приобрести? Какие темы считаю наиболее важными для себя?"

Раздел 2. Функциональные стили современного русского языка (2 часа)

Стилистика. Языковые средства. Особенности  функциональных стилей современного русского языка".  Официально-деловой стиль речи как функционально-коммуникативная разновидность современного русского языка. Сферы  применения официально-делового стиля. Краткая история формирования официально-делового стиля речи. Жанры деловой документации.

Раздел 3. Совершенствование монологической и диалогической речи

(14 часов)

Развитие монологической и диалогической речи. Умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, использование основных типов диалогических единств, достижение цели диалога в соответствии с ситуацией общения.  Деловой и речевой этикет. Определение места и роли речевого этикета в процессе общения. Влияние социальных характеристик собеседников на выбор речевых формул. Зрительный контакт между собеседниками.  Составление диалогов этикетного характера. Основные правила построения деловой беседы. Деловые переговоры. Телефонные переговоры. Развитие умений выражать и аргументировать свою точку зрения во время беседы.

Раздел 4. Оформление официально-деловых документов (12 часов)

 Стиль служебных документов. Лексика и грамматические формы, употребляемые при составлении служебных документов. Повторение правил орфографии. Знакомство с порядком оформления официально-деловых бумаг. Анализ образцов. Составление собственных текстов.

 Раздел 5.  Деловая переписка (5 часов)

Деловая переписка. Деловые письма и правила их составления. Виды деловых писем по степени доступности, по срокам исполнения, по объёму, по виду содержащейся информации, по стилю изложения, по комплектности, по композиции, по типу адресата, по информационному поводу. Виды  деловых писем. Структура, стиль и оформление деловых писем. Правила оформления конверта и письма. Развитие письменной речи учащихся. Правила оформления писем различного назначения. Анализ текста официально-делового стиля. Правила пунктуации при оформлении конверта, обращениях. Синтаксис простого и сложного предложений. Правильное употребление официально-делового стиля. Анализ текстов на заданную тему. Исследовательская деятельность при анализе текстов официально-делового стиля. Рекламное письмо. Развитие письменной речи учащихся. Умение письменно аргументировать свою точку зрения с достижением цели в соответствии с ситуацией общения. Интернет-переписка. Знание особенностей ведения Интернет-переписки. Составление Интернет-письма. Правила пунктуации. Синтаксис простого и сложного предложений. Групповая работа по рецензированию различных видов деловой переписки.

                      Тематическое планирование

урока

     Наименование раздела.  Тема

Колич.

часов

Введение

1

Вводное занятие. Задачи курса

1

Функциональные стили русского языка.

2

Функциональные стили русского языка

1

3

Официально-деловой стиль

1

Совершенствование монологической и диалогической речи

4

Жанры деловой речи. Деловое общение и его слагаемые.

1

5

Собеседование. Заполнение анкеты

1

6

Ролевая игра. Собеседование при приеме на работу

1

7

Место и роль этикета в процессе общения

1

8

Культура телефонного разговора

1

9

Коммуникативная игра «Алло, здравствуйте…»

1

10

Речевая организация знакомства

1

11

Речевые обороты приветствия и прощания

1

12

Речевая организация просьбы-согласия-несогласия

1

13

Речевое обращение поздравлений и пожеланий

1

14

Практическое занятие. Встреча с партнерами

1

15

Обогащение словарного запаса фразами речевого этикета

1

16

Тестирование по разделу

1

17

Обобщающее занятие по разделу

1

Оформление официально-деловых документов

1

Требования к лексико-грамматическому и орфографическому оформлению деловых документов

1

2

Резюме

1

3

Заявление. Рапорт. Объяснительная записка

1

4

Расписка. Доверенность

1

5

Акт. Договор

1

6

Справка. Характеристика

1

7

План. Протокол

1

8

Отчет. Докладная записка

1

9

Объявления: афиша, приглашение, поздравление. Реклама

1

11

Заявка на участие в конкурсе, аукционе

1

12

Портфолио

1

Деловая переписка

1

13

Деловые письма. Виды писем

1

14

Правила оформления конверта и письма

1

15

Интернет-переписка

1

16

Составление презентаций по жанрам деловых бумаг

1

17

Анкетирование «Чему я научился на курсах»

1

                               СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1.  Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо.  (Пособие для учителей и учащихся) Казань, 1999г.
  2. Горелов И.Н. «Умеете ли вы общаться?» М., «Просвещение»,1991.
  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Р-на-Д: Феникс, 2005.
  4. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. - М., 1993.
  5. Голуб И.Б. Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко: Учебное пособие. М.: Логос, 2002.
  6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 2000.
  7. Смирнова Л.Г. Культура русской речи. Учебное пособие по развитию речи. М.: Русское слово, 2004.
  8. Ф.Н.Емельянова «О культуре общения» Чувашское книжное издательство. Чебоксары,1992.
  9. Ожегов С.И. Орфографический словарь русского языка в 2 т. - М., 2001.

                                       

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1.  Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Деловое письмо. (пособие для учителей и учащихся) Казань, 1999г.
  2. 6). Скиргайло Т.О., Ахбарова Г.Х. Требования к деловой речи. Издательство «Просвещение» Москва – 2005г.
  3. «Деловое письмо» под редакцией Ахбаровой Г.Х., Скиргайло Т.О. Издательство «Просвещение» М. – 2004г.
  4. Быстрова Е.А., Львова С.И. и др. Обучение русскому языку в школе. М.: Дрофа, 2004.
  5. Стилистика и культура речи. учебное пособие под ред.Т.Н.Плещенко,Минск.НТООО «ТетраСистемс»,2001.
  6. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. М.: Дрофа, 2006
  7. Екименко В.Ю., Николенко Т.В. Управление офисом. Делопроизводство. Томск, 2005
  8. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник: Практикум: Для самообразования. М.: Флинта: Наука, 1998.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник. Управление в русском языке. - М., 2002.
  10. Русский язык: Энциклопедия  под ред. Ю. Н. Караулова. - М.: Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2003.
  11. Серова М.Б. Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. М.: Флинта: Наука, 2001.
  12. Словарь русского языка в 4-х томах. / Под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1981-1984.
  13. Введенская М.А., Павлова Л.Г.Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995.
  14. Культура русской речи. Учебник для вузов.Под. ред. Проф. Л.К.Граудиной.-М.издательская группа НОРМА-ИНФРА М,1999.
  15.  Аверьянов Л.Я.Искусство задавать вопросы. М.издательская группа НОРМА-ИНФРА М,1998.
  16. Абдыкулова К.Е. Макроинформация – важное средство развития монологической речи // Русский язык в национальной школе. – 1983. – № 1.

                                                          Министерство Образования и Науки

                                                   Республики Татарстан  

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старокакерлинская средняя школа

Дрожжановского муниципального района

                                                                             Республики Татарстан»

    Авторская разработка элективного курса

  по русскому языку для учащихся 10-11 классов

                «Деловое общение и письмо»

                                                     

                                                                учителя русского языка и литературы

                                                                   первой квалификационной категории

                                                                         Аббазовой Фании Федаиловны

                                              2011 год

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" учитель английского языка Бикмиева Н.З. "МБОУ "Гимназия № 140" г. Казани

Авторская программа элективного курса "Деловое общение на английском и русском языках" предназначена для уч-ся 10-11 классов, изучающих английский язык по углублённой программе. Программа оформлена в ...

Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"

Программа элективного курса "Языки мирового  общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...

Авторская программа элективного курса "Языки мирового общения"

Программа элективного курса "Языки мирового  общения" предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы и составлена в соответствии с концепцией про...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективного курса по русскому языку "Язык в речевом общении"

Авторская программа элективного курса "Язык в речевом общении" для 9 класса. Работа рецензирована доцентом Приволжского межрегионального центра повышения квалификациии профессиональной переподготовки ...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...