Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Афонина О.А., Варешина Н.М., Жукова Л.С.
Рабочая программа. - М.: Департамент образования города Москвы СВОУО ГБОУ города Москвы ЦДиК «Участие»,2015.-22 с.
Рабочая программа «Формирование средств речевого общения у детей 3 лет с недоразвитием речи» имеет коррекционно-развивающую направленность и составлена на основе рекомендованных традиционных коррекционных программ и технологий:
-О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова «Программа формирования средств речевого общения у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи»,
- Т.Б. Филичева, Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи».
Программа адресована детям трёх лет с недоразвитием речи I уровня.
Новизной программы является функциональный подход к развитию (коррекции) речи, ориентированный на коммуникацию. Согласно этому подходу и с целью решения задач общения речевой материал сгруппирован вокруг актуальных для ребёнка лексических тем, а грамматические категории вводятся по принципу функциональной значимости.
Программа составлена с учётом нормативно-правовых документов и требований СанПин и ФГОС.
Цель программы: Формирование у ребенка трех лет системы средств вербальной коммуникации, обеспечивающих полноценное речевое общение, необходимое для успешной социализации.
В качестве диагностического инструментария использовалась адаптированная методика Безруковой О.А. и Каленковой О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Учебно-методический комплекс: методическое пособие для педагога и иллюстративный материал для проведения диагностической процедуры по определению уровня речевого развития детей 3, 4, 5, и 6 лет. Изд. Русская Речь. М., 2014.
Особое внимание уделяется оценке словарного запаса, прежде всего его количественного состава (достаточно ли этой лексики для осуществления полноценной коммуникации). Неблагоприятный признак – дефицит предикативного словаря. При оценке грамматических навыков особое внимание уделяется сформированности словоизменительных навыков (изменения личных окончаний).
Критерии оценки реализации программы:
В результате логопедической работы над лексикой по данной программе дети должны:
- усвоить лексический минимум, предусмотренный программой для данного возраста;
- овладеть смысловыми компонентами семантики слов,
- уметь обобщать слова (группировать по тематическому и родовидовому принципу);
- уметь дифференцировать слова, обозначающие близкие предметы и действия (чашка-стакан, мыть-стирать);
- уметь подбирать антонимы с ярко выраженными дифференциальными признаками.
2) В результате работы над словообразованием дети должны:
- определять лексическое значение производных слов: возвратных глаголов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, с приставками.
3) В результате работы над морфологией и синтаксисом дети должны:
- усвоить базовые категории языка: одушевлённости/неодушевлённости, рода (мужской и женский);
- овладеть навыками изменения окончаний глаголов (изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам, изменение глаголов наст. вр. по лицам и числам);
- понимать пространственные отношения двух предметов при помощи предлогов: на, в, под, из, с; овладеть навыками корректного употребления данных предлогов;
- овладеть навыками правильного употребления предложно-падежных форм существительных и местоимений в ед. ч.;
- усвоить модели полных двусоставных простых распространённых предложений.
3) В результате работы над фонетикой дети должны уметь:
- различать на слух и правильно произносить гласные звуки первого ряда;
- различать на слух гласные звуки и согласные звуки раннего онтогенеза;
- правильно произносить слова различной слоговой структуры (1-4 классы по Марковой). Соблюдать ритмическую структуру и интонационный контур слова;
- правильно произносить согласные звуки раннего онтогенеза;
- интонационно правильно оформлять утвердительные, вопросительные и восклицательные предложения.
Программа состоит из разделов: пояснительной записки, календарно-тематического плана, содержания программы, механизмов отслеживания результатов, условий реализации программы; списка литературы и приложения.
Программа рекомендована для реализации на логопедических занятиях в условиях ЦДиК «Участие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о развитии речевого общения у детей с недоразвитием речи
В последние годы в рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация будущих первоклассников. Необходимым условием готовности детей к...
Рабочая программа по русскому речевому общению (общеобразовательный уровень) 11 класс
Автор программы: Шаталова В. М. Реквизиты программы: Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Программа, требования к уровню знаний, умений, навыков, контрольно-измерительные материалы.–...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающих занятий по преодолению фонетико – фонематического недоразвития речи» для 1 класса
Рабочая программа – это важный документ в работе учителя – логопеда. Данная программа и календарно-тематическое планирование направлены на преодоление фонетико - фонематического недоразвития речи у уч...
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс
Рабочая программа по русскому речевому общению 10 класс...
Аннотация к рабочей программе" Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)"
Аннотация к рабочей программе Формирование средств речевого общения у детей с недоразвитием речи (ранний возраст)...
Рабочая программа курса «Русское речевое общение» 10 класс
Курс "Русское речевое общение" В.М. Шаталовой и О.Н. Зубакиной (10-11 класс) составляет региональный компонент содержания общего образования ...
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи
Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...