Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_slovesnosti_6_kl_17_chasov.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по словесности
для 6 «Б» класса
17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю)
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2005 (сост. Л.М.Рыбченкова).
Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.
Задачи изучения словесности:
-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;
-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;
-развитие творческих способностей учащихся.
В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.
По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:
-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;
-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;
-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;
-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;
- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;
- находить в тексте средства художественной изобразительности;
- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.
Содержание курса словесности в 6 классе
Употребление языковых средств.
Средства художественной изобразительности.
Юмор в произведениях словесности.
Произведения устной народной словесности.
Эпическое произведение, его особенности.
Лирическое произведение, его особенности.
Драматическое произведение, его особенности.
Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 68 часов. В учебном плане школы отведено 17 часов, поэтому содержание курса сжато, многие темы изучаются обзорно. В рабочей программе подробнее изучаются разделы «Употребление языковых средств» и «Средства художественной изобразительности»
Список литературы для учителя
- Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006
- Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001
- Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи, Т.Л.Служевская, Санкт-Петербург, «Тускарора», 1997
4. Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н., Речь, язык и секреты пунктуации, М.: «Просвещение», 1996
Список литературы для учащихся
1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992
Тематическое планирование
№ урока | Содержание | Деятельность учащихся | Формы контроля | Коррекционно-развивающие задачи | Домашнее задание | Сроки проведения |
Раздел 1. Употребление языка | ||||||
1 | Стилистические возможности слов и выражений. Общеупотребительные и диалектные слова. | Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа со словарями, анализ текстов | Устный опрос, домашнее упражнение | Параграф 1 – 3 читать, упр. 7 (письм.), 17 (устно) | 1-4 сентября | |
2 | Специальные и заимствованные слова. Неологизмы. | Чтение, участие в беседе, записи в тетрадях, анализ текстов разных стилей, устные сочинения по картинам | Устный опрос, беседа по домашним упражнениям | Параграф 4 – 6 читать, упр.25 (письм.), 22 и 32 (устно) | 6-11 сентября | |
3 | Употребление имени существительного, имени прилагательного и глагола. | Слушают рассказ учителя, делают записи, участвуют в беседе, читают | Устный опрос, домашнее упражнение | Параграф 7 – 9 читать, упр. 40, 43 или 45 (на выбор, творческая работа) | 13-18 сентября | |
Раздел 2. Средства художественной изобразительности. | ||||||
4 | Сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение. | Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 52, 54, 59, 61 | Устный опрос, домашнее сочинение-описание | Параграф 10 – 12 читать, упр. 56 (письм.), 66 (устно) | 20-25 сентября | |
5 | Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении. | Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 68, 69, 71, игры со словами | Устный опрос, домашние упражнения, этюд по картине | Параграф 13 - 16 читать, упр. 75 (письм., выписать гиперболы), 79 (этюд по картине) | 27 сент. – 2 октября | |
6 | Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза. | Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественой изобразительности в текстах упр. 80, 84, 86, игры со словами | Устный опрос, домашнее сочинение-описание с антитезой | Параграф 17 – 20, читать, упр. 81 (устно), 91 (письм.) | 4– 9 октября | |
Раздел 3. Юмор в произведениях словесности. | ||||||
7 | Что такое юмор. Комическая неожиданность. | Самостоятельное и комментированное чтение, конспектирование по вопросам, игры со словами | Устный опрос, пересказ юмористического текста из домашнего упражнения | Параграф 21 – 22 читать, упр. 96, 97 (устно) | 11-16 октября | |
8 | Соединение несоединимого. Остроумная речь. | Устное сочинение юмористического рассказа (упр.99), комментированное чтение, составление таблицы | Устный опрос, сочинение юмористического рассказа по рисунку | Параграф 23 – 24 читать, подготовиться к зачёту, упр. 113 (устно), игра 1 (3 или 5 вопрос) (письм.) | 18 -23 октября | |
9 | Урок-зачёт по теме «Средства художественной изобразительности». | Отвечают на вопросы теста, выполняют анализ лирического стихотворения | Письменная работа | Не задано | 25 -30 октября | |
Раздел 4. Произведения устной народной словесности. | ||||||
10 | Былины. Былинный стих. Особенности языка былин. | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, комментированное чтение, выразительное чтение былин | Устный опрос, устное сочинение-рассуждение по картине | Параграф 25 – 27 читать, упр. 115 (устно), 118 и 120 (на выбор), игра 2 | 8 -13 ноября | |
11 | Легенда. Предание. | Отвечают на вопросы викторины, читают самостоятельно и конспектируют, выразительно читают предания | Пересказ предания, произнесение скороговорок | Параграф 28 – 29 читать, упр.130 (устно), игры 3,5,6 | 15 -20 ноября | |
Раздел 5. Особенности эпического произведения. | ||||||
12 | Особенности эпического произведения. Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. Особенности языка. | Слушают рассказ учителя, делают краткие записи, анализируют текст упр. 159, участвуют в беседе по иллюстрациям упр.140,142, 144, 147 | Устный опрос, очерк о любимом человеке | Параграф 30 – 35 читать, упр. 150 (письм.) | 22 – 27 ноября | |
Раздел 6. Особенности лирического произведения. | ||||||
13 | Отличительные особенности лирического произведения. Двусложные размеры стиха. | Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов | Устный опрос, схемы стихов в тетради | Параграф 36 – 38 читать, упр.168 (определение размера стиха, схемы в тетради) | 29 ноября – 4 декабря | |
14 | Трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов. | Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов | Устный опрос, схемы стихов в тетради | Параграф 39 – 42 читать, упр. 178 (устно), 170 (письм.) | 6 – 11 декабря | |
Раздел 7. Особенности драматического произведения. | ||||||
15 | Особенности драматического произведения. Особенности языка и сюжета в драматическом произведении. Как изображается характер героя в пьесе. | Слушают рассказ учителя, читают по ролям, сравнивают тексты произведений разных родов, анализируют отрывки из пьес | Устный опрос, сценка в тетради | Параграф 43 – 45 читать, упр. 187 (письм.) | 13 – 18 декабря | |
16 | Повторение изученного на уроках словесности в 5 – 6 классах | Отвечают на вопросы викторины «Кто автор и чьи это слова?», на вопросы по изученным темам, участвуют в играх со словами | Устный опрос | Параграф 46 – 47 читать, составить кроссворд (игры на с 210) подготовиться к зачёту (параграф 1 – 47) | 20- 25 декабря | |
17 | Урок-зачёт | Ответы на вопросы теста, выполнение практических заданий по тексту. | Письменная работа | Не задано | 10 – 15 января | |
18 | Резервный урок | Выясняют непонятное, оформляют творческие работы | Творческие работы | Не задано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности. 5 класс
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...
Рабочая программа курса русская словесность 5 класс
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....
Рабочая программа по русской словесности 8 класс
Рабочая программа по русской словесности, 8класс...
Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...
Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой
Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...