Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (6 класс) по теме

Гладченко Елена Анатольевна

 Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_slovesnosti_6_kl_17_chasov.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по словесности

для 6 «Б» класса

17,5 часов в год (по 0,5 часа в неделю)

Пояснительная записка

      Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы» допущенной Министерством Образования РФ и опубликованной в сборнике программно-методических материалов «Русский язык. 5-9 классы», М., Дрофа, 2005 (сост. Л.М.Рыбченкова).

     Словесность – это особый предмет, помогающий прояснить самую сущность языка и литературы. Строение языка, его нормы дают возможность использовать язык как материал для создания художественных произведений, а художественные произведения являются важнейшей сокровищницей национального языка, всего его богатства.

      Задачи изучения словесности:

-творческое овладение родным языком для выражения собственных мыслей и чувств;

-формирование интереса к чтению и умения самостоятельно проникать в смысл художественного произведения через его словесную форму;

-развитие творческих способностей учащихся.

       В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:

-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;

-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;

-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;

- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;

- находить в тексте средства художественной изобразительности;

- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.

Содержание курса словесности в 6 классе

     Употребление языковых средств.

     Средства художественной изобразительности.

     Юмор в произведениях словесности.

     Произведения устной народной словесности.

     Эпическое произведение, его особенности.

     Лирическое произведение, его особенности.

     Драматическое произведение, его особенности.

Автор программы в методических рекомендациях предполагает отвести на изучение данного курса 68 часов. В учебном плане школы отведено 17 часов, поэтому содержание курса сжато, многие темы изучаются обзорно. В рабочей программе подробнее изучаются разделы «Употребление языковых средств» и «Средства художественной изобразительности»

      Список литературы для учителя

  1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006
  2. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2001
  3. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи, Т.Л.Служевская, Санкт-Петербург, «Тускарора», 1997

      4.   Граник Г.Г., Концевая Л.А., Бондаренко С.М., Владимирская Г.Н., Речь, язык и секреты пунктуации, М.: «Просвещение», 1996

      Список литературы для учащихся

      1. Учебник «Русская словесность. От слова к словесности» 6 класс, Р.И.Альбеткова, М., Дрофа, 2006

      2.  Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка. - М.: Азъ Ltd.,1992

Тематическое планирование

№ урока

Содержание

Деятельность учащихся

Формы контроля

Коррекционно-развивающие задачи

Домашнее задание

Сроки проведения

Раздел 1. Употребление языка

1

Стилистические возможности слов и выражений. Общеупотребительные и диалектные слова.

Выразительное чтение, ответы на вопросы, работа со словарями, анализ текстов

Устный опрос, домашнее упражнение

Параграф 1 – 3 читать, упр. 7 (письм.), 17 (устно)

1-4 сентября

2

Специальные и заимствованные слова. Неологизмы.

Чтение, участие в беседе, записи в тетрадях, анализ текстов разных стилей, устные сочинения по картинам

Устный опрос, беседа по домашним упражнениям

Параграф 4 – 6 читать, упр.25 (письм.), 22 и 32 (устно)

6-11 сентября

3

Употребление имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Слушают рассказ учителя, делают записи, участвуют в беседе, читают

Устный опрос, домашнее упражнение

Параграф 7 – 9 читать, упр. 40, 43 или 45 (на выбор, творческая работа)

13-18 сентября

Раздел 2. Средства художественной изобразительности.

4

Сравнение, аллегория, эпитет, метафора, олицетворение.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 52, 54, 59, 61

Устный опрос, домашнее сочинение-описание

Параграф 10 – 12 читать, упр. 56 (письм.), 66 (устно)

20-25 сентября

5

Метонимия, синекдоха, гипербола. Порядок слов в предложении.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественной изобразительности в текстах упр. 68, 69, 71, игры со словами

Устный опрос, домашние упражнения, этюд по картине

Параграф 13 - 16 читать, упр. 75 (письм., выписать гиперболы), 79 (этюд по картине)

27 сент. – 2 октября

6

Инверсия, повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.

Комментированное чтение, краткие записи, участие в беседе, анализ средств художественой изобразительности в текстах упр. 80, 84, 86, игры со словами

Устный опрос, домашнее сочинение-описание с антитезой

Параграф 17 – 20, читать, упр. 81 (устно), 91 (письм.)

4– 9 октября

Раздел 3. Юмор в произведениях словесности.

7

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

Самостоятельное и комментированное чтение, конспектирование по вопросам, игры со словами

Устный опрос,

пересказ

юмористического

текста из

домашнего

упражнения

Параграф 21 – 22 читать, упр. 96, 97 (устно)

11-16 октября

8

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

Устное сочинение юмористического рассказа (упр.99),

комментированное чтение, составление таблицы

Устный опрос, сочинение юмористического рассказа по рисунку

Параграф 23 – 24 читать, подготовиться к зачёту, упр. 113 (устно), игра 1 (3 или 5 вопрос) (письм.)

18 -23 октября

9

Урок-зачёт по теме «Средства художественной изобразительности».

Отвечают на вопросы теста, выполняют анализ лирического стихотворения

Письменная работа

Не задано

25 -30 октября

Раздел 4. Произведения устной народной словесности.

10

Былины. Былинный стих. Особенности языка былин.

Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадях, комментированное чтение, выразительное чтение былин

Устный опрос, устное сочинение-рассуждение по картине

Параграф 25 – 27 читать, упр. 115 (устно), 118 и 120 (на выбор), игра 2

8 -13 ноября

11

Легенда. Предание.

Отвечают на вопросы викторины, читают самостоятельно и конспектируют, выразительно читают предания

Пересказ предания, произнесение скороговорок

Параграф 28 – 29 читать, упр.130 (устно), игры 3,5,6

15 -20 ноября

Раздел 5. Особенности эпического произведения.

12

Особенности эпического произведения.

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой и его характер. Герой произведения и его автор. Особенности языка.

Слушают рассказ учителя, делают краткие записи, анализируют текст упр. 159, участвуют в беседе по иллюстрациям упр.140,142, 144, 147

Устный опрос, очерк о любимом человеке

Параграф 30 – 35 читать,

 упр.  150 (письм.)

22 – 27 ноября

Раздел 6. Особенности лирического произведения.

13

Отличительные особенности лирического произведения. Двусложные размеры стиха.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради

Параграф 36 – 38 читать, упр.168 (определение размера стиха, схемы в тетради)

29 ноября – 4 декабря

14

Трёхсложные размеры стиха. Аллитерация. Рифма. Главное свойство стихов.

Слушают рассказ учителя, анализируют текст стихотворения, делают краткие записи, составляют схемы стихов

Устный опрос, схемы стихов в тетради

Параграф 39 – 42 читать, упр. 178 (устно),  170 (письм.)

6 – 11 декабря

Раздел 7. Особенности драматического произведения.

15

Особенности драматического произведения.

Особенности языка и сюжета в драматическом произведении. Как изображается характер героя в пьесе.

Слушают рассказ учителя, читают по ролям, сравнивают тексты произведений разных родов, анализируют отрывки из пьес

Устный опрос, сценка в тетради

Параграф 43 – 45 читать, упр. 187 (письм.)

13 – 18 декабря

16

Повторение изученного на уроках словесности в 5 – 6 классах

Отвечают на вопросы викторины «Кто автор и чьи это слова?», на вопросы по изученным темам, участвуют в играх со словами

Устный опрос

Параграф 46 – 47 читать, составить кроссворд  (игры на с 210) подготовиться к зачёту (параграф 1 – 47)

20- 25 декабря

17

Урок-зачёт

Ответы на вопросы теста, выполнение практических заданий по тексту.

Письменная работа

Не задано

10 – 15 января

18

Резервный урок

Выясняют непонятное, оформляют творческие работы

Творческие работы

Не задано


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа курса русская словесность 5 класс

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка....

Рабочая программа по русской словесности 8 класс

Рабочая программа по русской словесности, 8класс...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по русской словесности 6 класс к учебнику Р.И.Альбетковой

Данная рабочая программа разработана методически верно и полностью соответствует программе Р.И.Альбетковой "Русская словеснорсть. От слова к словесности"...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...