Рабочая программа курса русская словесность 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kursa_russkaya_slovesnost_5_klass.rar | 16.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»
Согласовано Руководитель МО ___________Сопина Т.В.. Протокол № ___ от «____»___________2012г. | Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» ___________ Лаптева С.И. «____»____________2012 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ» __________Галайко И.Н.. Приказ № ___ от «___»____2012 г. |
Рабочая программа курса
«Русская словесность»
5 класс
Разработала учитель русского языка и литературы
Сопина Т.В.
2012-2013 уч.год
Пояснительная записка
Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.
Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:
- изучение законов употребления языка;
- овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
- овладение умением творческого употребления родного языка.
В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).
Данная рабочая программа разработана на основе программы Р.И.Альбетковой (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005), Изменения, внесённые в программу Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).
Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.
5 класс – это первый год изучения словесности. Учащиеся знакомятся богатством лексики русского языка, устной народной словесностью, особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.
Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.
Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.
Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».
К концу учебного года обучающиеся 5 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.
Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5класс. – М., 2010.)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русской словесности ученик должен
знать/понимать
- богатство лексики русского языка;
- особенности употребления лексики русского языка;
- средства художественной изобразительности и их роль;
- эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
- особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;
уметь
- определять лексическое значение слова;
- определять виды лексических единиц;
- находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
- различать жанры народной словесности;
- различать эпические, лирические и драматические произведения;
аудирование и чтение
- выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
- пересказывать прозу;
- работать со словарями;
- находить в текстах лексические единицы;
говорение и письмо
- строить диалог;
- создание собственных текстов различных типов речи;
- создание собственных текстов различных жанров;
- употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;
- творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока | Дата проведения | |
1. | Вводный урок. | ||
2. | Что такое слово. Как возникло слово. | ||
3. | Для чего служат слова. | ||
4. | Что такое словесность. Формы словесности. | ||
5. | Разговорный и литературный язык. | ||
6. | Просторечие. Литературный язык. | ||
7. | Язык художественной словесности. | ||
8. | Язык художественной словесности. Устное описание картин И.Левитана «Осень»; Остроухова «Золотая осень». | ||
9. | Лексическое значение слова. | ||
10. | Слова однозначные и многозначные. Слова – термины. | ||
11. | Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении. | ||
12. | Синонимы и антонимы. Их роль в художественных произведениях. | ||
13. | Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях. | ||
14. | Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова. | ||
15. | Сравнение. Эпитет. Аллегория. | ||
16. | Что такое текст. Тема и идея текста. | ||
17. | Способы связи предложений в тексте. | ||
18. | Формы словесного выражения. Повествование. Описание. Рассуждение. | ||
19. | Формы словесного выражения. Диалог и монолог. | ||
20. | Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм. | ||
21. | Интонация. Цель высказывания и интонация. | ||
22. | Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. Строфа. | ||
23. | Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок. | ||
24. | Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания. | ||
25. | Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка. | ||
26. | Басня. Особенности языка басен. | ||
27. | Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. | ||
28. | Сюжет и эпизод произведения. | ||
29. | Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами. | ||
30. | Стихи о природе, о животных. | ||
31. | Стихи о событиях. Играем со словами! | ||
32. | Что такое драматическое произведение. Пьеса – сказка. | ||
33. | Итоговый урок. | ||
34-35 | Резерв. Играем со словами! |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное выска зывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопо нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результа тов познания мира и самопознания человека, нрав ственных устоев общества. Значение языка для жиз ни общества. Слово-заповедь.
/// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размыш ление о значении языка.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свой ства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие зна чения языка в жизни от значения языка в произве дении.
/// Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорно го языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художест венное произведение.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определе ния значения слова. Слова однозначные и много значные. Употребление многозначных слов в произ ведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия.
Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведе ниях.
Антонимы, их роль в художественных произведе ниях.
Неологизмы, их роль в художественных произве дениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна чение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произ ведению разговорную или книжную окраску.
/// Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз мы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употреб ление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова. Употребление слова в пе реносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
/// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав нений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изо бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Упо требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.
Текст
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя зи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
/// Определение темы и основной мысли текс та. Устное и письменное изложение повествова тельного текста. Создание собственного повествова тельного текста на предложенную тему. Выразитель ное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следст венных отношений в рассуждении. Выразитель ное чтение научного и художественного текс та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, мо нолога.
Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом текс те, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
/// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествователь ных вопросительных и побудительных предложени ях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворно го и прозаического произведений: определение ос новного тона, пауз, ударений, повышений и по нижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого ворки.
Использование в произведениях устной народ ной словесности языковых средств выражения содержания.
/// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.
Литературное эпическое произведение
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения
Эпическое произведение: произведение, в кото ром рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.
Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произве дения.
Особенности языка эпического произведения: по вествование, описание и диалог в эпическом произ ведении.
/// Понимание того, что эпическое произведе ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение: произведение, в кото ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.
Значение стихотворной речи в лирическом произ ведении.
/// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.
Пьеса-сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
/// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима ние рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро лям. Определение основного тона высказывания ге роя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического про изведения.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих словесных работ.
ЛИТЕРАТУРА
- Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.
- Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.
- Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. – М., 2010.
- Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русской словесности. 5 класс
Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....
Рабочая программа по русской словесности. 6 класс
Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...
Рабочая программа по русской словесности 5 класс
Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...
Рабочая программа по русской словесности 8 класс
Рабочая программа по русской словесности, 8класс...
Рабочая программа курса "Русская словесность".
Рабочая программа....
Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...