Рабочая программа курса русская словесность 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Сопина Татьяна Васильевна

 

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_russkaya_slovesnost_5_klass.rar16.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ИВАНО-ЛИСИЧАНСКАЯ СОШ»

Согласовано

Руководитель МО

___________Сопина Т.В..

Протокол № ___ от

«____»___________2012г.

Согласовано

Заместитель директора   по УВР МБОУ «Ивано- Лисичанская СОШ»

___________ Лаптева С.И.

«____»____________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ  «Ивано-

Лисичанская СОШ»

__________Галайко И.Н..

Приказ № ___ от «___»____2012 г.

Рабочая программа курса

«Русская словесность»

5 класс

Разработала учитель русского языка и литературы

Сопина Т.В.

2012-2013 уч.год

Пояснительная записка

Программа курса " Русская словесность" на этапе основной школы решает потребности углублённой подготовки учащихся, включённых в процесс гуманитарного образования, в сфере функционирования языка.

Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  1. изучение законов употребления языка;
  2. овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  3. овладение умением творческого употребления родного языка.

В основе курса лежат положения федерального компонента государственного стандарта  основного среднего образования по русскому языку и литературе (Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5).

Данная рабочая программа разработана на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005),  Изменения, внесённые в программу  Р.И.Альбетковой, связаны с меньшим количеством отводимых на её изучение часов (34 часа вместо предлагаемых 68 часов).

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – как явления искусства слова.

5 класс – это первый год изучения словесности. Учащиеся знакомятся богатством лексики русского языка, устной народной словесностью,  особенностями произведений фольклора, эпических, лирических и драматических произведений.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает  практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания личностно-ориентированный подход, а интеграционный характер самого предмета – использование интеграционной технологии, что соответствует цели гимназического образования.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов. Контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера, а также в форме практических зачётных работ, которые, как и в учебнике, называются «Играем со словами».

К концу учебного года  обучающиеся 5 класса должны получить сведения о лексических единицах языка, о средствах художественной изобразительности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы; продолжать совершенствовать работу со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5класс. – М., 2010.)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  1. богатство лексики русского языка;
  2. особенности употребления лексики русского языка;
  3. средства художественной изобразительности и их роль;
  4. эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  5. особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  1. определять лексическое значение слова;
  2. определять виды лексических единиц;
  3. находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  4. различать жанры народной словесности;
  5. различать эпические, лирические и драматические произведения;

 

аудирование и чтение

  1. выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  2. пересказывать прозу;
  3. работать со словарями;
  4. находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  1. строить диалог;
  1. создание собственных текстов различных типов речи;
  2. создание собственных текстов различных жанров;
  3. употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;
  2. творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

                                         

                                            Тема урока

 Дата

проведения

 1.          

Вводный урок.

 2.        

Что такое слово. Как возникло слово.

 3.

Для чего служат слова.

 4.

Что такое словесность. Формы словесности.

 5.

Разговорный и литературный язык.

 6.

Просторечие. Литературный язык.

 7.

Язык художественной словесности.

 8.

Язык художественной словесности. Устное описание картин

И.Левитана «Осень»;  Остроухова «Золотая осень».

 9.

Лексическое значение слова.

10.

Слова  однозначные и многозначные. Слова – термины.

11.

Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественном произведении.

12.

Синонимы  и  антонимы.  Их  роль в художественных произведениях.

13.

Неологизмы и устаревшие слова. Их роль в художественных произведениях.

14.

Фразеологизмы. Прямое и переносное значение слова.

15.

Сравнение. Эпитет. Аллегория.

16.

Что такое текст.  Тема и идея текста.

17.

Способы связи предложений в тексте.

18.

Формы словесного выражения.  Повествование.  Описание. Рассуждение.

19.

Формы словесного выражения.  Диалог и монолог.

20.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм.

21.

Интонация. Цель высказывания и интонация.

22.

Особенности интонации в стихах.  Рифма в стихах.  Строфа.

23.

Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. Особенности языка сказок.

24.

Малые жанры народной словесности. Особенности языковых средств выражения содержания.

25.

Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка.

26.

Басня.  Особенности языка басен.

27.

Рассказ, повесть, роман.

Особенности языка  эпического произведения.

28.

Сюжет и эпизод произведения.

29.

Что такое лирическое произведение. Зачем поэт говорит стихами.

30.

Стихи о природе,  о животных.

31.

Стихи о событиях.  Играем со словами!

32.

Что такое драматическое произведение.  Пьеса – сказка.

33.

Итоговый  урок.

34-35

Резерв.  Играем со словами!

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Что такое слово

   Слово как единица языка и как словесное выска зывание. Начальные сведения о происхождении  слов.

   Назначение языка: средство общения и взаимопо нимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.

   Закрепление в словесных произведениях результа тов познания мира и самопознания человека, нрав ственных устоев общества. Значение языка для жиз ни общества. Слово-заповедь.

  /// Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим  словарем.  Размыш ление о значении языка.        

Что такое словесность

   Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.

   Разговорный язык и литературный язык, их свой ства. Диалог и монолог. Просторечие.

   Язык художественной словесности. Отличие зна чения языка в жизни от значения языка в произве дении.

  ///  Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответ ствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Различение поня тий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорно го языка школьника. Умение построить диалог. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художест венное произведение.

Богатство  лексики  русского  языка

    Лексическое значение слова. Способы определе ния значения слова. Слова однозначные и много значные. Употребление многозначных слов в произ ведениях словесности.

    Слова-термины, способы определения понятия.

    Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.

    Синонимы, их роль в художественных произведе ниях.

    Антонимы, их роль в художественных произведе ниях.

    Неологизмы, их роль в художественных произве дениях.

    Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их зна чение в произведении.

    Фразеологизмы, их способность придавать произ ведению разговорную или книжную окраску.

  ///  Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение по нятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, сино нимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историз мы, фразеологизмы, понимать их роль, и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употреб ление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Прямое и переносное значения слова

    Прямое значение слова. Употребление слова в пе реносном значении.

    Эпитет. Сравнение. Аллегория.

  /// Понимание прямого и переносного значения слова. Нахождение в произведении эпитетов и срав нений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение произведений, в которых употреблены средства художественной изо бразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Упо требление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, аллегории.

Текст

    Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы свя зи предложений в тексте.

    Формы словесного выражения:  повествование, описание, рассуждение,  диалог,  монолог.

  /// Определение темы и основной мысли текс та. Устное и письменное изложение повествова тельного текста. Создание собственного повествова тельного текста на предложенную тему. Выразитель ное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следст венных отношений в рассуждении. Выразитель ное чтение научного и художественного текс та-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения,  диалога,  мо нолога.

Стихотворная  и  прозаическая  формы  словесного  выражения

    Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.

    Интонация. Повествовательные, вопросительные и  побудительные  предложения  в  прозаическом  текс те, интонация в них. Восклицательные  предложения  и  их  интонация.

    Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

  /// Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествователь ных вопросительных и побудительных предложени ях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной  интонацией.  Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворно го и прозаического произведений: определение ос новного тона, пауз, ударений, повышений и по нижений голоса. Подбор рифм к предложенным  словам.

Устная народная словесность

    Понятия: произведение, устная народная словесность.        

    Знакомство со сказками. Виды сказок. Особен ности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.

    Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скорого ворки.

    Использование в произведениях устной народ ной словесности языковых  средств  выражения  содержания.        

  /// Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического  значения.        

Литературное эпическое произведение

    Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения

    Эпическое произведение: произведение, в кото ром рассказчик повествует о героях и событиях.

    Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее.

    Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль».

    Рассказ и повесть.

    Понятие о  сюжете и  эпизоде эпического произве дения.

    Особенности языка эпического произведения: по вествование, описание и  диалог в эпическом произ ведении.

  /// Понимание того, что эпическое произведе ние — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Литературное лирическое произведение

    Лирическое произведение: произведение, в кото ром главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.

    Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии.

    Значение стихотворной речи в лирическом произ ведении.

  /// Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и  чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.        

Литературное драматическое произведение

    Драматическое    произведение:     произведение, предназначенное для постановки на сцене театра.

    Пьеса-сказка.

    Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.

  /// Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понима ние рощ авторских-ремарок: Чтение пьесы по ро лям. Определение основного тона высказывания ге роя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического про изведения.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ:  анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный компонент государственного стандарта среднего общего образования по русскому языку и литературе. – //Официальные документы в образовании, 2004, №5.

  1. Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2005.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. 5 класс. – М., 2010.

  1. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации  к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности. 6 класс

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа по русской словесности 8 класс

Рабочая программа по русской словесности, 8класс...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый

     Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...