урок в 9 классе "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»;

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам; уточнение понятия “склонение имен существительных.
  2. Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности; . Развитие связной письменной речи через составление предложений.
  3. Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект429.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока письма и развития речи

Тема урока: «Склонение имен существительных». 

Класс:   9

Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»;

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам; уточнение понятия “склонение имен существительных.
  2. Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности; . Развитие связной письменной речи через составление предложений.
  3. Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.

 Оборудование: карта путешествия, .

Ход урока:

  1. Организационный момент

II. Сообщение целей и задач урока

На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель

Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!

Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.

Знакомство с картой “путешествия”.

III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”

  1. Соединить слова с грамматическими характеристиками.
  2. Составить с этими существительными предложения.

В лесу

ж.р., мн.ч., пр.п

Водосток

ж.р., ед. ч, им. п.

Водянка

м.р., ед.ч., д.п

Пересказом

м.р, ед.ч., пр.п.

Сказителю

ж.р., ед. ч, тв. п.

Сказочницей

м.р., ед.ч., им.п.

О сказках

м.р., 2 ед.ч., тв.п

IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”

Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).

По горизонтали:

2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....

5. Учит в школе нас не зря
... первая.

6. Крутится – вертится ветряная …

7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.

По вертикали:

1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.

2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…

3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа

4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.

Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?

V. Объявление темы урока

До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!

VI. Заполнение таблицы по теме

Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.

1 вариант.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

капуста

 

 

 

ночь

 

 

 

зверь

 

 

 

мышь

 

 

 

дерево

 

 

 

2 вариант.

 

1 скл.

2 скл.

3 скл.

брат

 

 

 

печь

 

 

 

река

 

 

 

море

 

 

 

яблоня

 

 

 

VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы

VIII. Физкультминутка

Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)

Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)

Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)

Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)

Через левое плечо. (Поворот влево.)

IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений

1) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?

1 скл.

Тревога
Надежда
Забота
Отвага
Вера
Скука
Зависть
Обида

2 скл.

испуг
стыд
восторг
счастье
радость
ужас
веселье
покой

3 скл.

печаль
грусть
страх
любовь
жалость
привязанность
гордость
корысть

2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).

Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.

X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)

1 дифференцированная группа: выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения.

Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях.

 

2 дифференцированная группа: Определить склонение слов, выделенных в тексте.

Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться.

3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.

Солнце
сирень
черемуха
платье
декабрь
пальто
лук
космос

ракета
новость
окно
зонтик
осень
небо
огород

XI. Итоги урока 

  1. Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
  2. Какие существительные относятся к 1 склонению?
  3. Какие существительные относятся ко 2 склонению?
  4. Какие существительные относятся к 3 склонению?

XII. Домашнее задание

Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.

3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.

Определите склонение выделенных существительных.

Наш сад заброшен. Больше всего разрослись тополь и черемуха. За прудом была поляна. Она вся заросла отростками молодых тополей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных

Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...

Открытый урок "НЕ с именем существительным"

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....

Открытый урок "НЕ с именем существительным"

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....

Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"

Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме  «НЕ с именами существительными».Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан...

Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс

Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....


 

Комментарии

Данный конспект был составлен мною в 2008 году для учащихся 6 класса Сызранской С(К)ОУ, чему есть подтверждение на сайте издательского дома "1 сентября". Пропагандируя честность и совестливость у учащихся с умственной отсталостью, следует подавать им пример, потому что эти дети учатся наглядно! Может и резковато, но у меня сейчас эмоций через край, не ожидала, что педагоги с "благодарственными письмами" не могут составить свой конспект и представить его на суд оружающим!