урок в 9 классе "Склонение имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»;
Задачи:
- Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам; уточнение понятия “склонение имен существительных.
- Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности; . Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 429.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока письма и развития речи
Тема урока: «Склонение имен существительных».
Класс: 9
Цель: сформировать у детей представления о понятии «склонение»;
Задачи:
- Познакомить учащихся с распределением существительных по трем типам склонения; закрепление знаний об изменении имен существительных по падежам; уточнение понятия “склонение имен существительных.
- Развитие внимания и памяти при работе с опорными схемами, таблицами, при работе с учебниками, текстами упражнений; коррекция функций анализа и синтеза в процессе мыслительной деятельности; . Развитие связной письменной речи через составление предложений.
- Способствовать воспитанию любви к родному языку, интереса к предмету, воспитывать самостоятельность, аккуратность, усидчивость, фантазию, целеустремленность.
Оборудование: карта путешествия, .
Ход урока:
- Организационный момент
II. Сообщение целей и задач урока
На море-окияне, на острове буяне,
Стоит град велик, о себе знать велит.
В граде том живет властитель-
Языка он повелитель
Много мы приложим сил, чтобы в город он пустил.
Чтоб до города доплыть – очень умным надо быть.
Одолеем все преграды и заслужим мы награду!
Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по океану Знаний к острову, название которого узнаем позже. Давайте познакомимся с картой нашего путешествия.
Знакомство с картой “путешествия”.
III. Актуализация имеющихся знаний. Остров “Припоминай-ка”
- Соединить слова с грамматическими характеристиками.
- Составить с этими существительными предложения.
В лесу | ж.р., мн.ч., пр.п |
Водосток | ж.р., ед. ч, им. п. |
Водянка | м.р., ед.ч., д.п |
Пересказом | м.р, ед.ч., пр.п. |
Сказителю | ж.р., ед. ч, тв. п. |
Сказочницей | м.р., ед.ч., им.п. |
О сказках | м.р., 2 ед.ч., тв.п |
IV. Словарная работа. Остров “Вспоминай-ка”
Заполнить кроссворд со словарными словами, изученными ранее. Из ключевых букв составить слово (склонение).
По горизонтали:
2. И попались нам в садки.
Только шустрые ....
5. Учит в школе нас не зря
... первая.
6. Крутится – вертится ветряная …
7. Принес хлопот немало
Подарок Скоропеи:
…. жена украла,
Мартын в тюрьме за дверью.
По вертикали:
1. Мы возьмем с собой ….
И отправимся гулять,
Нам ребята предложили
В хоккей с ними поиграть.
2. Держись, мой….
На свете два раза не умирать…
3. Вдаль бежит дорога,
…. без конца,
Поезду осталось
Ехать два часа
4. Стал натягивать гамаши,
Говорят ему: “Не ваши!”.
Одевать он стал …,
Говорят ему: “Не то!”.
Какое слово у нас получилось? Как выдумаете, зачем оно здесь появилось?
V. Объявление темы урока
До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,
Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.
Три защитника, без сомнения, называются – склонения.
Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.
Отвечайте дружно – вот и все что нужно!
VI. Заполнение таблицы по теме
Определите, какие существительные к какому склонению относятся, сделайте краткие выводы.
1 вариант.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
капуста |
|
|
|
ночь |
|
|
|
зверь |
|
|
|
мышь |
|
|
|
дерево |
|
|
|
2 вариант.
| 1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
брат |
|
|
|
печь |
|
|
|
река |
|
|
|
море |
|
|
|
яблоня |
|
|
|
VII. А теперь давайте с вами немного поиграем и покажем “защитникам”, что в игре тоже можно проявить свои знания. Отгадать ребусы
VIII. Физкультминутка
Дружно встали.
Раз! Два! Три!
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо, (Поворот вправо.)
Оглядимся величаво,
И налево надо тоже (Поворот влево.)
Поглядеть из-под ладошек.
И направо, и еще (Поворот вправо.)
Через левое плечо. (Поворот влево.)
IX. Закрепление изученного материала, отработка полученных умений
1) Прочитайте группы существительных. В каждом столбике найдите ошибку. Правильно запиши существительные по склонениям. Что обозначают эти существительные?
1 скл. Тревога | 2 скл. испуг | 3 скл. печаль |
2) (Письменная работа в тетрадях). Прочитай имена существительные. Подумай, что общего у существительных каждого ряда. Выпиши имена существительные в три столбика (учитывая склонение).
Помощь, помощник, помощница;
Злость, зло, злоба;
Медведь, медведица, медвежонок;
Лень, лентяй, ленивица;
Пень, пенек, опенок;
Дождь, дождинка, дождевик;
Лошадь, лошадник, лошадка;
Огонь, огонек, огниво.
X. Индивидуальные задания (письменная работа учащихся)
1 дифференцированная группа: выписать из текста существительные, распределить их по столбикам в зависимости от склонения. Темные тучи обложили небо. Налетел ветер. Просыпались тучи снежным дождем. Засвистела косая метель. Заскользила по земле яростная поземка. Помчались по дорогам снежные вихри. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыбка в белых сетях. |
2 дифференцированная группа: Определить склонение слов, выделенных в тексте. Над деревней Кашино нависла темная туча. Крупные капли дождя застучали по крышам домов. Хлынул дождь как из ведра. Аленка и Юля побежали прятаться. |
3 дифференцированная группа: прочитать слова, определить их склонение, соединить линиями.
Солнце | ракета |
XI. Итоги урока
- Сколько склонений существительных имеется в русском языке?
- Какие существительные относятся к 1 склонению?
- Какие существительные относятся ко 2 склонению?
- Какие существительные относятся к 3 склонению?
XII. Домашнее задание
Выполнить упражнение в учебнике, провести грамматический разбор выделенных слов.
3 дифференцированная группа: выполнение индивидуальных заданий, аналогичных выполненным в классе.
Определите склонение выделенных существительных. Наш сад заброшен. Больше всего разрослись тополь и черемуха. За прудом была поляна. Она вся заросла отростками молодых тополей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОК Именительный падеж имен существительных
Урок русского языка с использованием ЭОР в 4 классе...
Открытый урок "НЕ с именем существительным"
Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....
Открытый урок "НЕ с именем существительным"
Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила....
Методическая разработка урока "НЕ с именами существительными"
Аннотация к конспекту урока русского языка в 6 классе по теме «НЕ с именами существительными».Данный конспект является образцом составления плана урока по ФГОСам второго поколения . Урок был дан...
Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс
Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме....
Комментарии
Чистой воды плагиат!
Данный конспект был составлен мною в 2008 году для учащихся 6 класса Сызранской С(К)ОУ, чему есть подтверждение на сайте издательского дома "1 сентября". Пропагандируя честность и совестливость у учащихся с умственной отсталостью, следует подавать им пример, потому что эти дети учатся наглядно! Может и резковато, но у меня сейчас эмоций через край, не ожидала, что педагоги с "благодарственными письмами" не могут составить свой конспект и представить его на суд оружающим!