Открытый урок "Правописание сложных имен существительных"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) на тему

Локотош Ксения Владимировна

,,,

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №17 пос. Шаумянского»

Урок  русского языка в 6 классе

«Правописание сложных имен существительных»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы:

Локотош Ксения Владимировна

           Тема: « Правописание сложных имен существительных»

Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.

       

        Оборудование:учебник по русскому языку для 6 класса (авторы Разумовская П. А. Лекант,                  2014г.), рабочие тетради

(с компьютерной поддержкой.  Приложение 1)

          Форма урока: Урок-исследование.

Ход урока

Ход урока

1.

Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (
слайд 2)

– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?

– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?

Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…

– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)

– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?

Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)

Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)

Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)

– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?

2.

А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.

Перед вами на слайде четыре слова(слайд7)

Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка

– Что объединяет все эти слова?

– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?

Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.

– А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаков?

Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)

Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “ спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.

Подведем итог на этом этапе нашего урока.

Если в слове корня два – это………(сложные слова)

Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)

Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные

Соединительные гласные в них…запрещенные.

Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!

3.

Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель

– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?

– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?

Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.

Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.

Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е

 

Слитно пишутся сложносокращенные слова

 

Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д.

 

Через дефис названия промежуточных сторон света

 

Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных

 

Через дефис географические названия

 

Существительные с первой частью пол-

  • Через дефис
  • Слитно

 

Примеры будем подбирать из слов на слайде

– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)

Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)

Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!

Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!

После пол– имя собственное, буква “л” или гласная

Такие слова без дефиса писать опасно!

Если хочешь получить “ пять”,

Правило это ты должен знать!

Физкультминутка - 2 мин.

- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.

Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.

- Сейчас я буду называть сложные имена существительные, которые пишутся или слитно или через дефис.

Если они пишутся слитно, то хлопаете в ладоши, если через дефис  – топаете ногами.

  1. Полчаса;
  2. Зоомагазин;
  3. Сан-Франциско
  4. Кресло-кровать;
  5. Лесоруб;
  6. Кафе-мороженое;
  7. Полуфабрикат;
  8. Пол-яблока;
  9. Видеонаблюдение.

4. Система закрепительных упражнений.

Упражнение№1 “Слитно или через дефис?” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.

(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.

Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14).

(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.

5. Домашнее задание.

Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.

*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).

Для закрепления  упражнения № №140, 141,142 (Учебник для 6 кл./ М.М. Разумовская).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классная работа

Слайд 3

Что это? Инфузория-туфелька простое сложное

Слайд 5

Сложный – это…….

Слайд 6

Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .

Слайд 7

Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка.

Слайд 8

Сложение Мух а + о + лов ить+ к а Мух о лов к а, мор е плава тель, шест и класс ник, сух о фрукт . Сорт зал

Слайд 9

Зоомагазин, инфузория-туфелька,лесоруб,сбербанк,юго-восток , полстакана, биология, диван-кровать,птицефабрика , Санкт-Петнрбург , пол-лимона, пол-огурца, Карьер-Известняк .

Слайд 10

пол- пол- Европы пол- а рбуза пол- л инейки пол ч аса

Слайд 11

Задание №1 « Пишу и объясняю» (групповая работа)

Слайд 12

Распределите слова на две колонки Слитное написание Дефисное написание

Слайд 13

( Земле)трясение, ( Гос )дума, (микро)мир,( снего ) пад , (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,( юго ) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе

Слайд 14

Распределите слова на две колонки Слитное написание Земл е трясение, Госдума, микромир, снег о пад, фотовыставка, полведра, велогонка Дефисное написание Жар-птица, юго-восток, пол-листа, пол-Англии, пол-яблока, шкаф-купе.

Слайд 15

Домашнее задание Составьте словарный диктант из 10 слов. Все слова должны быть именами существительными сложными. * Составить словосочетания или простые предложения с данными словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание сложных имен существительных"

Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....

Правописание сложных имен существительных.

Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя.             ...

ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

В ДАННЫХ ТАБЛИЦАХ СОДЕРЖИТСЯ МАТЕРИАЛ О СЛИТНОМ И ДЕФИСНОМ ПРАВОПИСАНИИ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС ОО "Правописание сложных имен существительных. Дефисное написание"

Комплексный урок-исследоване с целью формирования представления и соответствующего навыка дефисного написания имен существительных....