Открытый урок "Правописание сложных имен существительных"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (6 класс) на тему
,,,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_otkrytyy_urok_pravopisanie_slozhnykh_imen_sushchestvitelnykh.docx | 29.94 КБ |
prezentatsiya_k_otkrytomu_uroku.pptx | 346.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17 пос. Шаумянского»
Урок русского языка в 6 классе
«Правописание сложных имен существительных»
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы:
Локотош Ксения Владимировна
Тема: « Правописание сложных имен существительных»
Цель урока: сформировать представление и соответствующий навык слитного написания слов, дефисного написания слов, слов с начальной частью. -пол-. Углубить знания о способе сложения слов, иметь представление о его разновидностях (сложение без соединительной гласной, с соединительной гласной, сложение с одновременным присоединением суффикса) Иметь представление о сложносокращенных словах.
Оборудование:учебник по русскому языку для 6 класса (авторы Разумовская П. А. Лекант, 2014г.), рабочие тетради
(с компьютерной поддержкой. Приложение 1)
Форма урока: Урок-исследование.
Ход урока
Ход урока
1.
Мой друг! Собирайся скорее в дорогу!
Открытий сегодня ждет тебя много!
По лестнице знаний продолжи свой путь…..
Только вперед! Ты не забудь! (слайд 2)
– Какой раздел лингвистики мы изучаем на наших уроках?
– Словообразованием какой части речи мы занимались на прошлом занятии?
Продолжим наше путешествие по миру Морфемики вместе с именем существительным,…Но сначала…
– Что это? Знаете ли вы что-нибудь об этом живом организме? Инфузория-туфелька относится к простейшим организмам на земле (слайд 3)
– А кто это? Конечно же, это человек….. Могу ли я между этими организмами поставить знак равенства? Почему?
Простое и сложное. Эти понятия окружают нас на каждом шагу…Учитель физики или электрик покажет вам это на примере электрической цепи. В фонарике она простая: одна лампочка – один провод. Но достаточно посмотреть на потолок, и вы увидите уже несколько лам, и соединены они уже не одним проводом….. Такая цепь будет называться СЛОЖНОЙ! Даже на уроках технологии вы учились делать бутерброды простые и сложные. А чем они отличаются? (слайд 4)
Сложный организм, сложный бутерброд… Попробуйте дать общее определение понятию “ СЛОЖНЫЙ”… СЛОЖНЫЙ – это какой? (состоящий из нескольких частей, ингредиентов, разветвленный) (слайд 5)
Но ведь и в лингвистике тоже встречаются понятия простого и сложного. Вернемся еще раз к предложениям об инфузории-туфельке. (Слайд 6)
– Какое из данных предложений можно отнести к простым и почему? Какие предложения мы называем сложными?
2.
А теперь мы готовы продолжить свой путь по миру Морфемики.
Перед вами на слайде четыре слова(слайд7)
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка
– Что объединяет все эти слова?
– А какое из данных слов вы могли бы назвать сложным? Почему?
Делаем вывод: Сложное слово имеет в своем составе два (или более) корней. Образовано от самостоятельных частей речи.
– А способ образования слов “бумажонка” и “мухоловка” одинаков?
Слово мухоловка образовалось способом СЛОЖЕНИЯ(слайд8) Буква “о” играет роль соединительной гласной. При этом одновременно присоединился суффикс. В качестве соединительных гласных могут выступать буквы “ е” и “ и” (мореплаватель, шестиклассник)
Посмотрите на слово “спортзал”. Оно тоже образовано способом сложения, но при этом нет соединительной гласной, а первое слово “ спортивный” – сокращено. Такие существительные мы называем СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫМИ.
Подведем итог на этом этапе нашего урока.
Если в слове корня два – это………(сложные слова)
Знаем теперь, как таблицу умножения, в лингвистике есть способ…..(сложение)
Сбербанк, спортзал – существительные сложносокращенные
Соединительные гласные в них…запрещенные.
Сложные слова с соединительными гласными смотри…только слитно всегда пиши!
3.
Мир сложных существительных очень богат. Перед вами на слайде(слайд9) сложные существительные :Зоомагазин, биология, инфузория-туфелька, юго-запад, плащ-палатка, пол-лимона, пол-Москвы, лесоруб, полстакана, сбербанк, Санкт-Петербург, северо-восток, мореплаватель
– Понаблюдайте. Внимательно прочитайте эти слова. Какие мысли у вас возникли?
– Как могут писаться сложные существительные? (слитно – через дефис)Если сейчас предложить вам словарный диктант, справитесь ли вы с ним? Почему?
Цель поставлена. Нам необходимо изучить правило слитного и дефисного написания сложных существительных и потренироваться в их правописании.
Перед вами таблички-подсказки, в одной её колонке случаи слитного, дефисного написания сложных существительных, а в другой должны появиться примеры.
Слитно пишутся сложные существительные с соединительными гласными о-е |
|
Слитно пишутся сложносокращенные слова |
|
Слитно пишутся сложные слова с иноязычными элементами авто-, агро-, аэро-, гидро-, зоо-, био-, микро-, мото-, теле-, фото-, авиа и т.д. |
|
Через дефис названия промежуточных сторон света |
|
Через дефис сложные существительные, образованные из целых, отдельно употребляющихся существительных |
|
Через дефис географические названия |
|
Существительные с первой частью пол-
|
|
Примеры будем подбирать из слов на слайде
– Как пишутся сложные существительные с соединительными О и Е? Как пишутся сложносокращенные слова без соединительной гласной? (вносим примеры в табличку)
Заполняем таблицу примерами (многие дети справляются с работой самостоятельно)
Биосфера, микрофон…пишем слитно – вот закон!
Юго-восток – скорее смотри…через дефис стороны света пиши!
После пол– имя собственное, буква “л” или гласная
Такие слова без дефиса писать опасно!
Если хочешь получить “ пять”,
Правило это ты должен знать!
Физкультминутка - 2 мин.
- Встаньте. Посмотрите прямо, вверх, влево, вправо, вниз.
Повернитесь лицом друг к другу и улыбнитесь.
- Сейчас я буду называть сложные имена существительные, которые пишутся или слитно или через дефис.
Если они пишутся слитно, то хлопаете в ладоши, если через дефис – топаете ногами.
- Полчаса;
- Зоомагазин;
- Сан-Франциско
- Кресло-кровать;
- Лесоруб;
- Кафе-мороженое;
- Полуфабрикат;
- Пол-яблока;
- Видеонаблюдение.
4. Система закрепительных упражнений.
Упражнение№1 “Слитно или через дефис?” На листочках даны слова, задача учащихся выбрать правильное написание сложного слова и прокомментировать выбор, пользуясь таблицей. Работу на данном этапе изучения материала можно организовать по группам.
(языко)знание, (пол)жизни,(спец)одежда, (бабочка)капустница,(пол)арбуза и т.д.
Упражнение№2.Распределить слова на две колонки “Слитное и дефисное написание” (слайд14).
(Земле)трясение, (Гос)дума, (микро)мир,(снего)пад, (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,(юго) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе.
5. Домашнее задание.
Составить словарный диктант из 10 слов, все слова должны быть именами существительными сложными.
*Включить в диктант не отдельные слова, а словосочетания (для сильных учеников).
Для закрепления упражнения № №140, 141,142 (Учебник для 6 кл./ М.М. Разумовская).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что это? Инфузория-туфелька простое сложное
Сложный – это…….
Инфузория-туфелька -обитатель пресных водоемов Инфузории не имеют нервной системы, они воспринимают раздражения всей клеткой .
Подоконник, вредность, бумажонка, мухоловка.
Сложение Мух а + о + лов ить+ к а Мух о лов к а, мор е плава тель, шест и класс ник, сух о фрукт . Сорт зал
Зоомагазин, инфузория-туфелька,лесоруб,сбербанк,юго-восток , полстакана, биология, диван-кровать,птицефабрика , Санкт-Петнрбург , пол-лимона, пол-огурца, Карьер-Известняк .
пол- пол- Европы пол- а рбуза пол- л инейки пол ч аса
Задание №1 « Пишу и объясняю» (групповая работа)
Распределите слова на две колонки Слитное написание Дефисное написание
( Земле)трясение, ( Гос )дума, (микро)мир,( снего ) пад , (фото)выставка,(пол)ведра, (жар)птица,( юго ) восток, (пол)листа,(пол) Англии, (пол) яблока,(вело)гонка,(шкаф)купе
Распределите слова на две колонки Слитное написание Земл е трясение, Госдума, микромир, снег о пад, фотовыставка, полведра, велогонка Дефисное написание Жар-птица, юго-восток, пол-листа, пол-Англии, пол-яблока, шкаф-купе.
Домашнее задание Составьте словарный диктант из 10 слов. Все слова должны быть именами существительными сложными. * Составить словосочетания или простые предложения с данными словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Правописание сложных имен существительных"
Данная презентация содержит материал по правописанию сложных имен существительных. Предназначена для обучающихся 10 класса....
Правописание сложных имен существительных.
Презентация составлена по материалам учебника Н.Г.Гольцовой и И.В.Шамшина. 10-11 классы. А также справочника по орфографии под редакцией Д.Э.Розенталя. ...
Конспект урока "Правописание сложных имен существительных"
Конспект урока русского языка...
ТАБЛИЦЫ "СЛИТНОЕ И ДЕФИСНОЕ ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"
В ДАННЫХ ТАБЛИЦАХ СОДЕРЖИТСЯ МАТЕРИАЛ О СЛИТНОМ И ДЕФИСНОМ ПРАВОПИСАНИИ СЛОЖНЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...
14.05.2020 ПК1 русский язык Правописание сложных имен существительных
изучить материал, выполнить упражнение...
14.05.2020 МЖКХ1 русский язык Правописание сложных имен существительных
изучить материал, выполнить упражнение...
Урок русского языка в условиях реализации ФГОС ОО "Правописание сложных имен существительных. Дефисное написание"
Комплексный урок-исследоване с целью формирования представления и соответствующего навыка дефисного написания имен существительных....