Открытый урок "НЕ с именем существительным"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khod_uroka.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка учителя русского языка и литературы ГБОУ №424 Наместниковой Е.В.
Структура и ход урока по теме
«Правописание НЕ с существительными»
Цели урока.
1. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.
Задачи урока.
Образовательные: закрепление навыков правописания НЕ с существительными ; формирование умений различать где НЕ приставка, часть корня, частица.
Воспитательные: формирование ключевых компетенций учащихся.
Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков.
№ | Этап урока | Слайд | Дея-ть, слова учителя | Дея-ть учеников | |
1 | Оргмомент | 1 | Приветствие. Прозвенел опять звонок, Чтоб позвать нас на урок! В мир открытий, знаний, света! Вместе со звонком я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка. Части речи изучаем, Много знаний получаем, Морфология-наука- Занимательная штука! Должен каждый в мире знать, Как части речи различать, И за это на уроках лишь « пятерки» получать! | ||
2 | Мобилизующий | 2 | Прочитайте пословицы, Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо. | Рассказывают о написании не с глаголом, который имеется в пословице. Повторяется правописание не с глаголами. | |
3 | Формулирование темы урока | 3 | Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Остальные слова ненастье, несчастье, не пером, не брат. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока – «НЕ с существительными». Записывают тему в тетради. | |
4 | Формулирование цели урока | 4 | Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: 1) Познакомиться с …; 2) Учиться … | Формулируют цели: познакомиться с правилом написания не с существительными; учиться правильно писать не с именами существительными. | |
5 | Изучение нового материала с элементами эвристической беседы. | 5 | Вновь обратимся к пословицам. Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье. Употребляется ли слово (не)настье без не? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов. | Ненастье. Если от существительного ненастье отнять НЕ, получится настье. Такого слова в русском литературном языке нет. Значит, существительное ненастье без не не употребляется и пишется с не слитно. | |
6 | -\\- | 6 | Чем в этом случае является не в слове? | ||
7 | -\\- | 7 | В этом случае не является частью корня. | ||
8 | -\\- | 8 | Есть достаточно много слов, которые без не не употребляются. Для экономии времени вы получили карточки с этими словами. Дома составьте с ними предложения. | ||
9 | -\\- | 9 | Назовите существительное с не из второй пословицы. Сравните слова счастье и (не)счастье. Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением. | Несчастье. Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное. | |
10 | -\\- | 10 | Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является? Как пишется не с существительными в этом случае? | Не является в слове приставкой В этом случае не с существительными пишется слитно. | |
11 | -\\- | 11 | Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения. | Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой. | |
12 | Первичное закрепление материала. | 12 | Озвучивает часть правила слитного написания не с именами существительными. Устный распределительный диктант (записан на доске) Не годовать, невежа, невежда, неправда, невнимание, не выучить, не расслышать. (Лови ошибку!) | Читают часть правила в учебнике, рассказывают со своими примерами. | |
13 | Изучение нового материала с элементами эвристической беседы | 13 | Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное? Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление. | Не вносит отрицательный смысл. | |
14 | -\\- | 14 | Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом. | Записывают. | |
15 | -\\- | 15 | Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не? Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько. Они также у вас на полученных карточках. | Вовсе. | |
16 | -\\- | 16 | Зачитывают с экрана. | ||
17 | Первичное закрепление материала. | 17 | Озвучивает часть правила раздельного написания не с именами существительными. | Читают часть правила в учебнике, рассказывают со своими примерами, добавляя пункт о словах-«магнитах». | |
18 | Общее первичное закрепление материала. | 18 | А теперь вспомните все четыре части нашего рассуждения и, опираясь на них и схему на экране, расскажите о том, как пишется не с существительными. ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне. Тут может быть она частицей, А там- в приставку превратиться, А может к слову прицепиться И навсегда с ним породниться! Работа со стихотворением. Побывал я однажды в стране, Подчеркните в тексте существительные, которые без НЕ не употребляются. Какие еще части речи, кроме сущ., потеряли НЕ в этом стихотворении? | Обобщают изученный материал. Рассказывают правило со своими примерами. | |
19 | Закрепление изученного материала (тренировочные упражнения). | 19 | Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению. | Сначала надо написать словосочетания, в состав которых входит существительное с не – частью корня. Затем – словосочетания с существительными, где не является приставкой. После этого написать предложения со словами-«магнитами» и предложения, в которых не является частицей. Выполняют задание. | |
20 | -\\- | 20 | Проверим правильность выполнения друг у друга. | Взаимопроверка. | |
21 | -\\- | 21 | Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два. Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока. | К каждой пословице из первой группы надо подобрать такую подходящую по смыслу пословицу из второй группы, в которой есть существительное с не. Вторую группу пословиц написать, раскрыв скобки. Выполняют задание. | |
22,23 | -\\- | 22 | Проверим правильность выполнения друг у друга. Чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадки. 1.Грязные руки, Помята рубаха, Волосы всклокочены, Кто я? (НЕРЯХА) 2. Синяя шляпа, короткие штанишки, Не люблю читать я никакие книжки, Ничего не знаю, не хочу учиться, Нравится гулять мне, нравится лениться. (НЕЗНАЙКА) 3.Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно, Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит. Осень, слякоти пора, гонит лето со двора, И в такое время года наступает…(НЕПОГОДА) 4.В зеленом поле я расту, Голубым цветком цвету, Небо синее как будто, Прозываюсь…НЕЗАБУДКА) Подбор синонимов с не к данным словам. Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, грубость. | Взаимопроверка. | |
24 | -\\- | - | Выполнение упражнений по учебнику 240 Индивидуальная работа по карточкам. | Выполняют | |
25 | Итог урока | 23 | Скажите, над чем мы сегодня работали? Расскажите правило правописания не с существительными. Приведите свои примеры. Оценивание деятельности учеников на уроке. Домашнее задание § 43 упр. 242, Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию). | Мы познакомились с правописанием не с именами существительными, учились правильно писать существительные с не. Рассказывают правило, приводят свои примеры. Записывают в дневники. | |
25 | Спасибо за урок! | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"
Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...
Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс
конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...
Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"
Открытый урок по русскому языку разработан для учащихся 5 класса...
Контрольная работа по русскому языку. Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе –ЕН , существительных на -МЯ. Род несклоняемых имен существительных. Существительные общего рода
Данная контрольная работа позволит проверить знания учащихся по теме "Имя существительное"...
разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"
В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....