Конспект урока "Морфологический портрет имени существительного" 5 - 6 класс
план-конспект урока (русский язык, 5 класс) по теме
Данный конспект содержит материал, актуальный на этапе изучения нового материала или повторения темы "Имя существительное", подан в интерактивной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morfologichekiy_portret_imeni_sushchestvitelnogo.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение морфологии в интерактивном режиме. «Морфологический портрет имени существительного». 5 класс
- Мотивация
Проблемная ситуация – прочитать и понять текст, содержащий пробелы на месте изучаемой части речи.
Текст:
«Последний (…) перед (…) прошел. Зимняя, ясная (…) наступила. Глянули (…). (…) величаво поднялся на (…) посветить добрым (…) и всему (…), чтобы всем было весело колядовать и славить (…). Морозило сильнее, чем с (…); но зато так было тихо, что (…) (…) под (…) слышался за (…). Еще ни одна (…) (…) не показывалась под (…) (…); (…) один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся (…) выбежать скорее на скрипучий (…). Тут через (…) одной (…) (…) повалился (…) и пошел (…) по (…), и вместе с (…) поднялась (…) верхом на (…). (Н.В. Гоголь «Ночь перед рождеством»)
Вопрос: «На какие вопросы отвечают слова, пропущенные в данном тексте?»
Гипотеза - эти слова отвечают на вопросы «кто?»/ «что?»
Вопрос: «Какой части речи не хватает в данном тексте? Легко ли вам было понять, о чем идёт речь в этом тексте?»
Гипотеза – без имён существительных смысл и логику текста определить затруднительно.
Вопрос: «Какова языковая роль/функция данной части речи?»
Гипотеза – обозначение предметов, о которых идёт речь.
Данное задание выводится на слайд, так как требует привлечения внимания всего класса с целью определения роли и значимости данной части речи.
Вывод – грамматическое значение и предназначение имён существительных.
- Исследовательская работа
Работа в парах, малых группах.
Задание:
- Подобрать подходящие по грамматической форме слова, чтобы заполнить в тексте существующие пробелы (каждой паре/группе – свой фрагмент).
1 группа (2 человека):
«Последний (1) перед (2) прошел. Зимняя, ясная (3) наступила.»
Языковой материал:
1 – день/дни/дня
2 – рождество/ рождеством
3- ночи/ночь/ночами
2 группа (3-4 человека):
«Глянули (1). (2) величаво поднялся на (3) посветить добрым (4) и всему (5), чтобы всем было весело колядовать и славить (6).»
Языковой материал:
1 – звезда/звёзды/звезду
2 – месяц/месяцы/ месяцем
3 – небо/небе
4 – люди/людям/людях
5 – мир/ миру/мире
6 – Христа/ Христу
3 группа (3-4 человека):
«Морозило сильнее, чем с (1); но зато так было тихо, что (2) (3) под (4) слышался за (5).»
Языковой материал:
1 – утро/ утра/утру
2- скрип/скрипы/скрипе
3 – мороз/морозы/мороза
4 – сапог/ сапоги/сапогом
5 – полверсты/полверсте/полверсту
4 группа (3-4 человека):
«Еще ни одна (1) (2) не показывалась под (3) (4); (5) один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся (6) выбежать скорее на скрипучий (7).»
Языковой материал:
1 – толпа/толпы/толпами
2 – парубок/парубки/парубков (парубок – юноша, парень с укр.)
3 – окно/окна/окнами
4 – хата/хаты/хат
5 - месяц/месяцы/ месяцем
6 – девушка/девушки/ девушек
7 – снег/ снега/ снегами
5 группа (4-5 человека):
«Тут через (1) одной (2) (3) повалился (4) и пошел (5) по (6), и вместе с (7) поднялась (8) верхом на (9).»
Языковой материал:
1 – трубы/трубы/трубу
2 - хата/хаты/хатами
3 – клуб/клубы/клубами
4 – дым/ дыма/дымом
5 – туча/тучи/тучею
6 – небо/небу/небе
7 - дым/ дыму/дымом
8 – ведьма/ведьмы/ведьмой
9 – метла/мётлы/метле
- Аргументировать свой выбор, основываясь на синтаксических и грамматических взаимосвязях слов.
- Создать список морфологических признаков данной части речи.
- Презентовать/озвучить результат исследования перед одноклассниками.
Оригинал текста для сравнения и корректировки:
«Последний день перед рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.
- Обсуждение и организация информации.
Создание «морфологического портрета» части речи – результата урока. «Портрет» создается общими усилиями по общей для всех частей речи схеме, соответствующей плану морфологического разбора:
- Грамматический вопрос, грамматическое значение/функция – имя существительное - самостоятельная часть речи, отвечающая на вопрос «кто?»/ «что?», обозначающая предмет.
- Начальная форма – форма ед. числа именительного падежа (в данной форме является подлежащим в предложении)
- Морфологические признаки:
- постоянные морфологические признаки – одушевленное («кто?»)/неодушевленное («что?»), собственное/нарицательное, род, склонение
- непостоянные морфологические признаки – число, падеж
- Синтаксическая роль в предложении – подлежащее, дополнение, обстоятельство (чаще всего)
- Оценивание/взаимооценивание.
- Творческое применение (задание домашней работы) – упражнение учебника/ морфологический портрет 2-3 существительных из текста.
Данный алгоритм позволяет реализовать основные составляющие интерактивного обучения русскому языку, технологичен, не требует больших затрат времени и усилий при подготовке, интересен для учащихся и эффективен, так как позволяет охватить большой по объему материал во временных рамках 40 - 45-минутного урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока изо в 6 классе "Портрет в скульптуре"
конспект урока по теме "Портрет в скульптуре" для 6 класса...
Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"
Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...
Конспект урока "Морфологический портрет имени прилагательного", 5-6 кл.
Данный конспект может быть использован при изучении нового материала или повторении темы "Имя прилагательное как часть речи"....
Морфологический портрет имени существительного
Конспект урока в 5 классе по теме «Морфологический портрет имени существительного» способствует повторению сведений об имени существительном, полученных учащимися в начальной ...
Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».
Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...
Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников.
Конспект урока по искусству 8 класс. Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. Предназначен учителям МХК....
урок «Портрет имени прилагательного»
Данный урок по учебнику «Русский язык. 5 класс Ведущими формами, методами и приемами работы явдяются вопросно-ответная форма, работа в группах, в парах, ...