Урок ФГОС общеметодологической направленности
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Урок общей методологической направленности "Содержание и форма" на материале учебника по русскому языку 5 класс под редакцией А.Д Шмелева " Повествование.Текст". Урок ,на котором учащиеся учатся новым способам изучения учебного сожержания. В основе-деятельностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сведения об авторе:Герасимова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№2 г. Петровска Саратовской области»
Предмет: русский язык
Класс: 5
Авторы УМК: Русский язык 5-9 классы. /Автор-составительА.Д Шмелев. Издательский центр «Вентана –Граф», 2012. В 2 частях
Тема урока: Содержание и форма. Рассказ. Композиция..
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цели урока:
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Содержательные: повторить и систематизировать знания по теме «Композиция рассказа»; закрепить изученные способы действий , сформировать новые способы действия по изучению,систематизации предметного содержания.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
I. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о способности учащихся к новому способу действия | Целеполагание (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). | |
Слайды №1 Притча .Два плуга.[1] Эпиграф «Скажи мне - и я забуду; покажи мне - и я запомню; вовлеки меня - и я научусь! « (Китайская пословица» | Учащиеся внимательно слушают учителя, комментируют притчу и эпиграф урока,выработывают на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. «хочу» - учиться «надо») – чтобы не было конфликтов «могу» - учиться и добывать знания самостоятельно и с помощью одноклассников.Целеполагание. | |
II.. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии Цель этапа: подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности и мотивация на новый способ деятельности | ||
Прием «Кластер» Учащиеся заполняют кластер по теме «Осложненное простое предложение», выполняют синтаксический разбор предложений. На интерактивной доске -предложения .Выбрать простое осложненное предложение,сделать синтаксический разбор: | Заполняют кластер ,выполняют синтаксический разбор предложения, структурируют анализируют языковой материал,выражают свои мысли, проговаривая во внешней речи, выявляют затруднения и причины их возникновения | Поиск и выделение необходимой информации; умение работать с опорными схемами и таблицами; умение структурировать полученные знания (О). Постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала, умение планировать и оценивать свои действия (Р). Умение анализировать языковой материал (П). Умение выявлять затруднения в выборе ? (Р). Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К). Умение анализировать языковой материал (П). Умение выявлять затруднения в расстановке знаков препинания в предложениях с однородными членами(Р). Поиск и выделение необходимой информации (О). Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К). |
III. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия, разным формам организации деятельности ;систематизировать и обобщить знания по композиции рассказа. | ||
Учитель предлагает ещё один прием работы с информацией-составление сорбонок(небольших карточек). Составление сорбонок (карточек). Проверка теоретического материала. Организует динамичную физкультминутку. См.приложение) Музыкальная физминутка ( автор :Макеева Вера Николаевна зам. директора УВР МБОУ Киикская СОШ Тогучинского р-на Новосибирской обл.) | Работают в паре. Составляют сорбонки по теме « Композиция рассказа» по параграфу №18.Проговаривают в паре .Взаимопроверка. З человека выборочно проверяют класс. Музыкальную физминутку проводят заранее подготовленные дети. | Формирование способности к новому способу действия Овладение знаниями и умениями аналитического характера, развитие устной речи учащихся (П). Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И). Умение самостоятельно получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). |
IV. Этап включения изученного в систему знаний Цель:. Включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике | Умение самостоятельно и с помощью учителя получать новые знания, обобщать и делать выводы; умение анализировать языковой материал (П). Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения (К). Подведение к выводу (Л). | |
Организует работу с упражнением №108 Проанализировать композицию рассказа,выделить все части.Крастко описать каждую часть. ) Организует работу с упр.110 Восстановите порядок последовательности частей текста ( используется аудиприложение .Русская народная сказка «Как старик домовничал») Организует проверку по эталону | Выполняют упражнения .Взаимопроверка. Кратко описывают каждую часть Работают с упражнением №110,слушают аудиприложение, анализируют композицию,записывают трассказ.,делают вывод.. Проверяют по эталону. | |
V. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель:.самооценка учащимися своей деятельности, метода преодоления затруднений,оценка нового способа действия. | Личностный результат УУД: - - стремление к речевому самосовершенствованию. Умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном, выявлять отличия от эталона; контроль в форме сличения результата с оригиналом; коррекция (Р). | |
Прием «Кластер» Заполнить кластер по теме урока. Прием «Фантазёр». Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. | Заполняют кластер. Делают выводы. Называют способы применения кластера,сорбонок в жизни, в других предметных областях. | |
Личностный результат УУД: - способность к самооценк. Оценка деятельности; саморегуляция (Р). Умение выражать свои мысли (К). Личностные (Л) Коммуникативные(К) | ||
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Вот тебе и два дела. Поучительный рассказ из своей жизни или жизни знакомых,используя повествование. Прием «Плюс-минус-интересно». «Чтение делает человека знающим, беседа- находчивым,а привычка записывать-точным». Ф.Бэкон Учитель выставляет оценки Прием « Комплимент… «А я ещё и …» | Записывают домашнее задание. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Шуточный прием. Работа в паре.. Один учен ик делает комплимент,второй добавляет «А я ещё…» |
Приложение №1
Притча «Два плуга»
(Материал для учителя)
Жили–были два плуга. Один был весь начищенный блестящий, а второй весь в паутине и ржавый. Ржавый плуг смотрел на своего собрата и он высказал свои претензии:
— Какая ведь жизнь несправедливая штука. Ведь мы абсолютно одинаковые и даже одного возраста, но я скоро рассыплюсь от ржавчины, а тебе все ни по чем.
— Ну что ты, все очень справедливо! Я с утра до ночи работаю, мне просто некогда ржаветь!
Прием «Фантазёр». На доске записана тема урока. Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.
[1] Приложение №1
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические указания к Интернет-уроку Антинаркотической направленности
Пришло указание провести Интернет-урок антинаркотической направленности - познакомить с сайтом....
Сценарий интернет- урока антинаркотической направленности
Сценарий интернет-урока антинаркотической направленности. Возрастная группа 8-9 классы....
Интернет-урок антинаркотической направленности «Имею право знать!»
Внеклассное мероприятие антинаркотической направленности, по сайту федеральной службы наркоконтроля....
Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...
Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка....
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности
Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная: формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс
Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...