Технологическая карта урока по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Технологическая карта урока предназначена для учителей русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya_rabota_slushatelya_kursa_10.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по направлению «Современный урок в условиях реализации ФГОС»

Згержинской Маргариты Николаевны

Предмет:          русский язык (5класс.)

Тема урока:     Буквы  о – а  в корне  лаг – лож.

Тип урока:       урок «открытия» нового знания.

Цель урока:     учителя – сформировать представление учащихся о способе выбора чередующихся гласных  о – а  в

                         корнях  лаг – лож.

                         учащихся – узнать способ выбора и научиться применять правило написания чередующихся гласных в

                         корне слова.

 Результаты:   личностные – развитие мотивов учебной деятельности и формирование  личностного смысла учения.

                        метапредметные – коммуникативные: обоснуй свое мнение, донеси свою позицию до других,

                                                        аргументируй ее.

                                                      - регулятивные: определять и формулировать цель деятельности, составлять план

                                                        действий по решению проблемы.

                                                      - познавательные: находить информацию, ориентироваться  в системе знаний. 

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

Учащиеся приветствуют учителя, записывают число и тему урока.

Приветствую учащихся, отмечаю в журнале фамилии тех учеников, кто отсутствует на уроке.

Предлагаю ученикам записать число и тему урока.

Проверка домашнего задания.

Учащиеся отвечают, что все выполнили домашнюю работу.                          Слабый ученик комментирует домашнее задание и допускает ошибки в правописании безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением.

Сильный ученик исправляет ошибки, напоминает правило и приводит примеры.                  

Ребята, кто не выполнил домашнее задание?

Предлагаю слабому ученику прокомментировать домашнее упражнение, а сильному ученику проверить его ответ.

Хвалю ученика за качественную проверку домашнего задания и ставлю оценку, комментируя ее.

Коммуникативные УУД

Изучение нового материала.

Учащиеся формулируют цель урока: узнать способ выбора и научиться применять правило написания чередующихся гласных в корне слова.

Ученик отвечает: «Да, они все являются однокоренными».

Ученики расставляют в словах ударение и приходят к выводу, что корень безударный, а пишется то  а , то  о.

Ученики отвечают, что от принадлежности слова к той или иной части речи написание  а  или  о  в корне  лаг  -  лож   не зависит.

Ученик отвечает, что морфемный состав этих слов отличается, потому что в одних словах после корня есть суффикс  а , а в других его нет.

Ученик отвечает, что в тех словах, где есть суффикс  а , в корне пишется  а , если нет суффикса  а  , то пишется  о .

Ученики читают правило в учебнике:

В корне  лаг – лож  в безударном положении буква  а  пишется, если за корнем стоит суффикс  а ; буква  о  пишется, если за корнем нет суффикса  а .

И соглашаются, что наши рассуждения верны.

Прошу учащихся сформулировать цель урока.

Верно, ребята, сегодня мы познакомимся с правилом написания  о – а  в корне  лаг – лож .

Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске и ответьте на вопрос: все ли они являются однокоренными?

Да, верно, это однокоренные слова с корнем  лаг – лож.

Почему в одном столбике записаны слова с гласной  а , а в другом – с  о?

Давайте вместе подумаем над тем, от чего зависит написание гласных  а – о в корне  лаг – лож .  

 Может быть, все дело в ударении? Например, как в корне  гар – гор?

Расставьте в словах ударение и сделайте вывод.

Может быть, написание букв  а  и  о  зависит от того, какой части речи принадлежат слова?

Ребята, посмотрите на морфемный состав слова, может быть, здесь кроется ответ на вопрос?

Чем же отличается морфемный состав этих слов?

Что же мы видим?

Давайте обратимся к  материалу учебника и прочитаем правило, убедившись в нашей правоте.

Запись на доске:

1 прилагательное

   слагать

   полагаться          2 изложение

   приложить

   сложение.

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Закрепление нового материала.

Учащиеся делятся на пары (сильный – слабый).

Сильные ученики помогают слабым, затем проверяют у них работу.

Ученики записывают предложения и объясняют выбор чередующихся гласных  о – а  в корне  лаг – лож.

Ученики выполняют выборочный диктант, аргументируют свой выбор.

После выполнения учащиеся сверяют написанное в тетради с наглядным пособием (таблица) на доске, исправляют ошибки, если они есть.

Ребята, предлагаю вам выполнить упражнение, работая в паре.

Подвожу итог работы в парах, ставлю выборочно  оценки, комментируя их, хвалю учеников, справившихся с заданием.

Провожу комментированное письмо. Диктую ученикам предложения.

Провожу выборочный диктант.

Ребята, в правую колонку запишите слова с буквой  а  в корне, в левую – с буквой  о . Выделите графически орфограмму.

Проверяю выборочно выполненные работы и ставлю оценки.

Упр. 448.

Спишите глаголы с корнем  лаг – лож. Используйте приставки  по, на, при, пере, раз, до. Обозначьте условие выбора чередования букв  о – а  в корне  лаг – лож.

1.Ложился на поля туман.

2.Прилагательное – это самостоятельная часть речи.

3.Ребята расположились у костра.

Выборочный диктант:

излагать, изложение, слагать, положить, полагаться, предложить, прилагательное, предположить,

выложить,

предполагать.

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Учащиеся открывают словарь и выписывают слова на изучаемую орфограмму, выделяют ее графически и обосновывают свой выбор.

Предлагаю выписать из   орфографического словаря  на буквы  в, н, п, р, у  четыре глагола и четыре существительных с корнем  лаг – лож  и обосновать свой выбор.

Проверяю работы и выставляю оценки, комментируя их.

Работа с орфографическим словарем.

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Контроль

Учащиеся записывают словосочетания, сравнивают с тем, что записано на доске, используют критерий оценки. Оценивают собственные результаты.

Ребята, сейчас мы под диктовку запишем словосочетания и сами оценим результат своей работы.

Запись под диктовку.

Излагать содержание, полагаться на друзей, предлагать решения, прилагать усилия, простое предложение, положение дел, расположиться на отдых, возлагать на помощников.

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Познавательные

УУД

Рефлексия

Узнать способ выбора и научиться применять правило написания чередующихся гласных в корне слова.

Я понял, что в корне  лаг – лож  в безударном положении буква  а  пишется, если за корнем стоит суффикс  а ; буква  о  пишется, если за корнем нет суффикса  а .

Да, была, потому что я помогал своему товарищу, работал в паре, и он лучше смог разобраться в теме урока.

В начале урока я испытывал волнение и неуверенность, но потом, когда я разобрался и понял тему урока, получил хорошую оценку, мне стало радостно.

Ученики записывают домашнее задание.

   

Подведение итогов урока.

Ребята, какую цель мы ставили в самом начале урока?

Что вы поняли, научились ли выстраивать логическую цепочку рассуждений?

Скажите, была ли для вас полезной на уроке работа в паре?

Ребята, как вы чувствовали себя в течение всего урока?

Ребята, запишите домашнее задание.

Урок окончен.

Упр.449

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные

УУД

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО.

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО по теме «Merry Christmas»номинация «Современный урок английского языка»Информационная карта урокаТема урока: «Merry Christmas»  Пед. технолог...

Современный урок в условиях реализации ФГОС.

Выступление на РМО. В выступлении даёться характеристика современного урока, основые отличия урока английского языка в условиях введения ФГОС....

Выступление на педсовете "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

Материал поможет для создания доклада по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

презентация по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"

презентация к докладу по теме "Современный урок в условиях реализации ФГОС"...

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО

Современный урок в условиях реализации ФГОС ООО. Представлена технологическая карта урока по математике.Карта составлена по всем требованиям. Тема урока : Десятичная система счисления....

«Современный урок в условиях реализации ФГОС» 5 класс. Ткацкие переплетения .

Конспект урока по технологии 5 класс по теме " Ткацкие переплетения "...

Целеполагание как этап современного урока в условиях реализации ФГОС

Целеполагание в образовании -это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах....