«МОРФЕМА – значимая часть слова» (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №5»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
(с применением информационных технологий)
«МОРФЕМА – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА»
Подготовила:
учитель русского языка Т. Г. Карпунина
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
-Всё на свете состоит из чего-нибудь: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы- из более мелких частиц. Есть даже шуточное стихотворение С.Маршака, в котором рассказывается, из чего состоят мальчики и девочки.
(см. «Секреты орфографии», с.115)
- А слова сделаны из своего «строительного материала».
«Строительные блоки» для слов называются …(морфемами).
-Сколько их? Перечислите.
- Что такое морфема?
*(ЗАСТАВКА)
- Проведём урок-обобщение по теме «Морфемика» по типу рассуждения.
-Из каких композиционных частей состоит рассуждение?
*(ЗАСТАВКА)
- Итак, тезис выдвинут:
* «Морфема – значимая часть слова».
В течение урока подберём убедительные доказательства этому.
Сегодня моими помощниками будут … Они в занимательной стихотворной форме напомнят нам важные теоретические сведения.
2.ОКОНЧАНИЕ.
- Начнём с изменяемой морфемы- с окончания.
Какая морфема называется окончанием?
Помощник:
Та часть, что изменяется,
Окончанием называется.
Остальную же часть слова
Именуем мы основа.
*(ЗАСТАВКА)
-Посмотрите на схемы. Можно ли по ним догадаться, какой частью речи будет каждое слово? Определите по окончаниям грамматическое значение слов.
- Постройте (письменно) словосочетания по данным схемам. Обозначьте главное слово.
- О чём же информирует нас окончание? Сделайте вывод.
3. КОРЕНЬ СЛОВА.
*(ЗАСТАВКА)
- Когда говорят о важном, главном, иногда употребляют слово «корень». Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». О серьёзных ошибках - «это в корне неправильно». Если что-то надо основательно переделать, говорят о «коренной переработке». «Смотри в корень» -значит выдели самое главное. Это фразеологизмы.
- У слов тоже есть самое главное-корень.
Помощник:
Корень слова- главная, значимая часть.
Родственные связи дарят корню власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.
- Я предлагаю вам вспомнить главную героиню сказки Л.Кэролл
«Алиса в стране чудес». Послушайте отрывок из сказки.
(см. «На берегах Лингвинии», с.35)
* (ЗАСТАВКА)
- Давайте поможем наивной девочке. Выясним линию родства, подберём
однокоренные слова.
* (ЗАСТАВКА)
- 1вариант работает с левым столбиком, 2 вариант – с правым.
(1 вариант: 2 вариант:
перец перечить
горчица огорчаться
лук лукавить
вино виниться
сдоба добреть )
- Какой же главный признак однокоренных слов?
- Корень- существо коварное. В нём нашли себе приют несколько видов орфограмм, не зная которые, можно легко ошибиться при написании.
* (ЗАСТАВКА)
- Составьте словосочетания с данными словами, чтобы было понятно лексическое значение слова и его написание. Обозначьте орфограмму.
- Это корни-омофоны. Почему они так называются, расскажет…
(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ)
- Какой вид корневой орфограммы мы повторили?
- В тетради-памятки мы занесли опорные схемы о правописании чередующихся гласных в корне.
* (ЗАСТАВКА)
-Пользуясь опорной схемой, восстановите правило о написании корней с чередующимися гласными.
- Выборочно-распределительный диктант. Выписать слова
с чередующейся гласной в 2 столбика: а – о.
(см. Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»)
- Прочитайте слова каждого столбика. Объясните написание корневой гласной.
- Сделайте вывод о значении для слова его корня.
4.ПРИСТАВКА И СУФФИКС.
- А теперь я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого мы возьмём глагол «шёл» и …(Рому). Он будет производить действия, а вы попробуйте назвать их.
(Вышел, зашёл, обошёл, подошёл,..)
- Характеризуя действия подопытного мальчика, какую морфему вы меняли в слове «шёл»?
*(ЗАСТАВКА)
- Почему каждый раз слово характеризовало новое действие?
Объясните значение приставки ВЫ-
ВО-
ПО-
ОБО-
ПОДО-
У-
- Чтобы выяснить значение приставки и суффикса для слова, вам придётся выполнить самостоятельную работу-исследование.
- Вы получили бланк с заданиями. Выполняя их, отвечая на предложенные вопросы, вы подойдёте к выводу о роли приставки и суффикса в словах.
(Работа выполняется по вариантам.)
Помощник:
У корня в недругах, представь-ка,
Есть дама гордая - приставка.
А злит она его одним-
Стоит лишь только ПЕРЕД ним.
- Отчёт о проделанном исследовании учащихся 1 варианта.
Помощник:
За корнем суффикс обогрел местечко,
Не словом угодил, а лишь словечком.
Река большая превратилась в речку,
Лес –в лесника, а печь – всего лишь в печку.
- Отчёт о проделанном исследовании учащихся 2 варианта.
5.ИТОГ УРОКА.
-Итак, тезис, выдвинутый нами в начале урока - «Морфема- значимая часть слова». Обобщите найденные нами доказательства.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чем урок был интересен?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....
урок в 5 классе фгос "Морфема-значимая часть слова"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...
Конспект элемента урока по русскому языку «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Элемент урока по русскому языку проведён к классе для учащихся с ОВЗ...
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...