«МОРФЕМА – значимая часть слова» (5 класс)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Карпунина Тамара Геннадьевна

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rus.yazyk_5_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №5»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ


(с применением информационных технологий)

«МОРФЕМА – ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА»

Подготовила:

учитель русского языка Т. Г. Карпунина

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

 -Всё на свете состоит из чего-нибудь: лес-из деревьев, облака-из множества водяных капелек. Вещества состоят из атомов, атомы- из более мелких частиц. Есть даже шуточное стихотворение С.Маршака, в котором рассказывается, из чего состоят мальчики и девочки.

(см. «Секреты орфографии», с.115)

 - А слова сделаны из своего «строительного материала».

«Строительные блоки» для слов называются …(морфемами).

-Сколько их? Перечислите.

- Что такое морфема?

*(ЗАСТАВКА)

- Проведём урок-обобщение по теме «Морфемика» по типу рассуждения.

-Из каких композиционных частей состоит рассуждение?


*(ЗАСТАВКА)

- Итак, тезис выдвинут:

* «Морфема – значимая часть слова».

В течение урока подберём убедительные доказательства этому.

Сегодня моими помощниками будут … Они в занимательной стихотворной форме напомнят нам важные теоретические сведения.

2.ОКОНЧАНИЕ.

- Начнём с изменяемой морфемы- с окончания.

Какая морфема называется окончанием?

Помощник:

Та часть, что изменяется,

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основа.

*(ЗАСТАВКА)

-Посмотрите на схемы. Можно ли по ним догадаться, какой частью речи будет каждое слово? Определите по окончаниям грамматическое значение слов.

- Постройте (письменно) словосочетания по данным схемам. Обозначьте главное слово.

- О чём же информирует нас окончание? Сделайте вывод.

3. КОРЕНЬ СЛОВА.

*(ЗАСТАВКА)

- Когда говорят о важном, главном, иногда употребляют слово «корень». Например, если речь идёт о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». О серьёзных ошибках - «это в корне неправильно». Если что-то надо основательно переделать, говорят о «коренной переработке». «Смотри в корень» -значит выдели самое главное. Это фразеологизмы.

- У слов тоже есть самое главное-корень.

Помощник:

Корень слова- главная, значимая часть.

Родственные связи дарят корню власть.

Выясни умело линию родства-

Однокоренные подбери слова.

- Я предлагаю вам вспомнить главную героиню сказки Л.Кэролл

«Алиса в стране чудес». Послушайте отрывок из сказки.

(см. «На берегах Лингвинии», с.35)

* (ЗАСТАВКА)


- Давайте поможем наивной девочке. Выясним линию родства, подберём

однокоренные слова.

* (ЗАСТАВКА)

- 1вариант работает с левым столбиком, 2 вариант – с правым.

(1 вариант:                                            2 вариант:

перец                                                         перечить

горчица                                                     огорчаться

лук                                                             лукавить

вино                                                           виниться

сдоба                                                         добреть )

- Какой же главный признак однокоренных слов?

- Корень- существо коварное. В нём нашли себе приют несколько видов орфограмм, не зная которые, можно легко ошибиться при написании.

* (ЗАСТАВКА)

- Составьте словосочетания с данными словами, чтобы было понятно лексическое значение слова и его написание. Обозначьте орфограмму.

- Это корни-омофоны. Почему они так называются, расскажет…

(ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ)

- Какой вид корневой орфограммы мы повторили?

- В тетради-памятки мы занесли опорные схемы о правописании чередующихся гласных в корне.

* (ЗАСТАВКА)

-Пользуясь опорной схемой, восстановите правило о написании корней с чередующимися гласными.

- Выборочно-распределительный диктант. Выписать слова

с чередующейся гласной в 2 столбика: а – о.

(см. Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»)

- Прочитайте слова каждого столбика. Объясните написание корневой гласной.

- Сделайте вывод о значении для слова его корня.

4.ПРИСТАВКА И СУФФИКС.

- А теперь я предлагаю вам провести небольшой опыт. Для этого мы возьмём глагол «шёл» и …(Рому). Он будет производить действия, а вы попробуйте назвать их.

(Вышел, зашёл, обошёл, подошёл,..)

- Характеризуя действия подопытного мальчика, какую морфему вы меняли в слове «шёл»?

*(ЗАСТАВКА)

- Почему каждый раз слово характеризовало новое действие?

Объясните значение приставки ВЫ-

                                                      ВО-

                                                      ПО-

                                                      ОБО-

                                                      ПОДО-

                                                      У-

- Чтобы выяснить значение приставки и суффикса для слова, вам придётся выполнить самостоятельную работу-исследование.

     - Вы получили бланк с заданиями. Выполняя их, отвечая на предложенные вопросы, вы подойдёте к выводу о роли приставки и суффикса в словах.

(Работа выполняется по вариантам.)

Помощник:

У корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая - приставка.

А злит она его одним-

Стоит лишь только ПЕРЕД ним.

- Отчёт о проделанном исследовании учащихся 1 варианта.

Помощник:

За корнем суффикс обогрел местечко,

Не словом угодил, а лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес –в лесника, а печь – всего лишь в печку.

- Отчёт о проделанном исследовании учащихся 2 варианта.

5.ИТОГ УРОКА.

-Итак, тезис, выдвинутый нами в начале урока - «Морфема- значимая часть слова». Обобщите найденные нами доказательства.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

-Чем урок был интересен?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ

Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс....

урок в 5 классе фгос "Морфема-значимая часть слова"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС....

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)

Суффикс – значимая часть слова (5 класс)...

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...