Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Суффикс – значимая часть слова (5 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_-_znachimaya_chast_slova_5_klass_klasse.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 13.10.2014
Класс: 5-Б
Тема: Суффикс – значимая часть слова.
Форма урока: комбинированный урок
Цели урока:
Предметные Владеть алгоритмом определения суффикса в слове, осознать роль суффиксов в словообразовании, образовывать производные слова от исходных при помощи приставок и суффиксов, разграничивать суффиксы словообразовательные и формообразующие | Личностные Мотивация достижения и готовности к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные ресурсы | Метапредметные Регулятивные:осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов Познавательные:самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Коммуникативные: построение фраз с использованием терминов |
Методы формирования понятий и контроля знаний:
- Постановка учащимися учебных задач.
- Решение учащимися учебных задач.
- Выполнение заданий по тексту, заполнение таблицы.
Средства обучения:
- презентация к уроку (приложение 1),
- карточки с дифференцированными заданиями,
- таблица “Суффиксы и их значения” (приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
- Какой раздел русского языка изучаем?
- Какие морфемы знаете?
3. Постановка учебной проблемы. (Слайд 1 )
- Что это за слова на доске? (Побуждающий диалог).
После предположений, учащиеся приходят к выводу, что это суффиксы.
4. Формулирование темы и целеполагание. (Слайды 2, 3)
Учащиеся формулируют тему урока, записывают ее в тетради.
(Слайд 4)
- Посмотрите на схему, определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями). (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).
- Сформулируйте цели урока: что должны узнать, чему научиться?
(- Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
- На какие группы по значению делятся суффиксы?
- Что образуют суффиксы?)
5. Усвоение нового материала. (Слайд 5)
- Что изображено на рисунке? Запишите слова-подписи к рисункам в тетрадь. Что общего в составе этих слов? Выделите корень в записанных словах. О чём нам говорит корень? Это одно слово или разные? Меняется ли значение слова с добавлением суффикса? Как? Так какую роль выполняет суффикс? Для чего он служит?
(Слайд 6)
Вывод: Суффикс (от лат. «прикрепленный») – это морфема (значимая часть слова), которая располагается после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Как правило, суффикс стоит после корня (столяр), но может стоять и после другого суффикса (стол-яр-нич-а-ть).
(Вернёмся к записям в тетради и предыдущему слайду).
- Что такое дом? (Перечисление значений)
- А что такое домик? А домище и домина?
- Вспомните, как можно назвать суффикс –ик-? Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вам известны?
- Какое значение придает слову суффикс –ищ-?
(В ходе урока составляется таблица “Суффиксы и их значения”. На данном этапе заполняется её первый пункт.)
(Слайд 7,8)
6. Работа в разноуровневых группах.
6.1. Организация работы в группах.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты – десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
Самостоятельная работа с текстом (результат – заполнение таблицы)
- 1 группа (задания репродуктивного уровня):
— Выпишите слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
- 2 группа (задания конструктивного уровня):
— Выпишите слова с суффиксом –ец.
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (слованец, ошибконосец)
— Одинаковое ли значение вносит суффикс в эти слова? (Разные: название лица по месту жительства и принадлежность действия лицу). Кузнец, мудрец.
- 3 группа (задания творческого уровня):
— Выпишите слова с суффиксом –ищ-, определите значение (полчища, убежище )
— Одинаково ли значение этих слов? (Разное: увеличительное значение и место).
— Какой можно сделать вывод, анализируя слова с суффиксами –ец-,-ищ-? (Слова одной и той же части речи с одинаковыми суффиксами могут иметь разное значение).
6.2. Отчёты групп (воспроизведение знаний).
Учащиеся группы №1 выписывают на доску встретившиеся в тексте упражнения слова с указанными суффиксами, говорят, что они обозначают лиц по профессии и оттенок цвета.
(Слайд 9) Задание классу.
- Загадка. Какой суффикс еще обозначает лицо по профессии?.
(Слайд 9) Суффиксы, обозначающие лица по профессии. Дополните таблицу.
Учащиеся группы №2 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы. (слованец, ошибконосец)
(Слайд 10) Задание классу.
Как назовем жителей мужского пола перечисленных городов? Как назовем жительниц? А как - всех жителей (и мужчин, и женщин, и детей)?
Заполняют таблицу.
Учащиеся группы №3 рассказывают о своем задании, приводят примеры. Заполняют соответствующую строку таблицы.
- Во всех словах убежище и полчища, ошибконосец и слованец одинаковый суффикс, но значение его различно. Как можно назвать такой суффикс? (Омонимичный, слайд 11).
Физкультминутка (слайд12)
(Слайд 13) Таблица «Значение суффиксов».
Вывод: - Для чего служат суффиксы? (Для образования новых слов).
Появляется запись – Словообразовательные суффиксы.
- Как вы думаете, только ли новые слова образуют суффиксы?
(Слайд 14)
- Посмотрите, какую форму глагола образовали от инфинитива? Какой суффикс помог в этом? Давайте подумаем, как мы можем назвать этот суффикс?
Появляется запись – Формообразовательные суффиксы.
Дополнительно (по времени) упр. 114, стр. 52, учебник.
7. Подведение итогов. (Слайд 15)
Итак, сегодня мы говорили о суффиксах, наиболее часто встречающихся в нашей речи. А вообще, в русском языке 4,5 тысячи корней, чуть меньше приставок, около 100 окончаний, около 500 суффиксов.
- Посмотрите на уже знакомую схему. Определите уровень своих знаний, пользуясь обозначениями. (Учащиеся ставят значки у каждого пункта).
– Что узнали? Что еще предстоит повторить?
(Слайд 16) Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Суффикс - значимая часть слова
Суффикс – значимая часть слова Цели урока:Познавательные:повто...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»
В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...
Урок русского языка в 5 классе "Суффикс - значимая часть слова"
Цели урока:Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме...
Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»
С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и раб...
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Презентация к уроку русского языка на тему "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...
Презентация дистанционного урока по теме "Суффикс - значимая часть слова. Образование новых слов с помощью суффикса" 3 класс (коррекционный)
Цель:Создать условия для формирования знаний о роли суффикса в речи.Задачи урока: • Образовательные: дать знания о роли суффикса в речи; отрабатывать умения образовывать однокоренные слова ...