Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Беляева Ольга Александровна

Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл suffiks_znachimaya_chast_slova_5_klass_otkrytyy.docx28.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка в 5 классе

Тема: « Суффикс – значимая часть слова»

Цели:

  1. Сформировать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании;
  2. Учить находить в словах изученные морфемы, правильно употреблять суффикс для образования новых слов;
  3. Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

  1. Орг. момент

Здравствуйте, ребята,  садитесь на свои места.

Начнём урок русского языка.

- Что вы от него ждёте?

- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.

Сдайте на проверку  тетради с домашней работой (один ученик собирает тетради и раздаёт проверенные)

  1. Актуализация опорных знаний  (речевая и орфографическая разминка)

Сядьте прямо! Откройте тетради . Отступив одну строку от оценки, красиво и аккуратно запишите число,  классная работа и тему :  «Суффикс – значимая часть слова».

Прочитайте предложение:

Во поле берёзка стояла (Слайд №1)

А задание такое: Спишите, найдите в словах этого предложения все знакомые вам орфограммы (подчеркните их), а в слове берёзка выделите морфемы. Что значит выделить морфемы? Какие вы знаете морфемы? (5 мин +3 мин. проверка) (Появляются обозначения орф.)

  1. Изучение нового материала
  1. Усвоение новых знаний

Скажите, какие морфемы вы уже изучили в этом году? (окончание, основа слова, корень слова) А про какие мы ещё не говорили?

Вот сегодня мы и поговорим подробнее о суффиксе.

Что вы знаете о нём  из начальной школы?

Зачем нужен суффикс? (образовывать новые слова)

Вы можете назвать суффиксы? Какие вы знаете?

Как вы думаете, меняется ли значение слова с добавлением суффикса?

Давайте посмотрим на слово берёзка . От какого слова оно образовалось ? (Берёза ) Как слово берёза превратилось в слово берёзка? (добавили суффикс к)

А теперь вы сами образуйте слова с помощью известных вам суффиксов.

Почему вам трудно это сделать?

Потому, что у каждого суффикса есть своё значение.

Посмотрите на слова и определите, какое значение здесь имеет суффикс.

носик, дороженька, пулемётчик, барабанщик, сероватый, ручища.

Давайте посмотрим на таблицу. На какие группы  по значению делятся суффиксы .Давайте сделаем вывод, что мы должны знать о суффиксе? Проверим себя, откройте учебники на стр.17. Прочитай Саша правило вслух. О чём здесь забыли написать?

Физкультминутка

(проводит один из учеников)

Мы глазами миг- миг (моргают глазами)

Мы плечами чик-чик ( поднимают вверх плечи)

Мы руками хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)

Мы ногами топ-топ

Раз- сюда, два сюда……

Проверяем позвоночник.

  1. Закрепление

упр.412 вместе

Самостоятельная работа (по карточкам)

Карточка 1(Миша, Вова, Никита)

Выпишите из текста слова с суффиксами –чик,-ист, - ищ, обозначьте эти суффиксы и определите их значение.

Карточка 2 (Саша)

Образуй от данных слов существительные с уменьшительно- ласкательным значением и подберите к ним прилагательные. В существительных выделите суффикс.

Прилагательные                                        Существительные

                                                                      (  уменьшительно-

                                                                      ласкательное значение)

                                              пчела

                                             шерсть

                                            щека

                                            черта

                                           жердь

  1. Итог урока (рефлексия по схеме) слайд №5

                                                                   Я узнал(а)…………

Сегодня на уроке русского языка                        Я повторил (а)…………

                                                                         Мне было трудно…….                                                

                                                                        Мне понравилось……….

                                                                     Я могу похвалить   себя…                                                                                                                             своих одноклассников

                                             

  1. Д/з п.76 упр.406

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему "Служебные части речи. Частица".

Технологическая карта создана в соответствии со всеми требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой поэтапный план урока с учётом развивающих, образователь...

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».

Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...