Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
suffiks_znachimaya_chast_slova_5_klass_otkrytyy.docx | 28.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока русского языка в 5 классе
Тема: « Суффикс – значимая часть слова»
Цели:
- Сформировать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании;
- Учить находить в словах изученные морфемы, правильно употреблять суффикс для образования новых слов;
- Развивать орфографическую зоркость, познавательную активность, речь учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
- Орг. момент
Здравствуйте, ребята, садитесь на свои места.
Начнём урок русского языка.
- Что вы от него ждёте?
- Я уверена, что ваши ожидания оправдаются, если вы будете внимательными, организованными, дружными. А ещё для работы нам потребуется запас хорошего настроения. Давайте улыбнёмся друг другу. Уверена, что ваши улыбки принесут вам радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач.
Сдайте на проверку тетради с домашней работой (один ученик собирает тетради и раздаёт проверенные)
- Актуализация опорных знаний (речевая и орфографическая разминка)
Сядьте прямо! Откройте тетради . Отступив одну строку от оценки, красиво и аккуратно запишите число, классная работа и тему : «Суффикс – значимая часть слова».
Прочитайте предложение:
Во поле берёзка стояла (Слайд №1)
А задание такое: Спишите, найдите в словах этого предложения все знакомые вам орфограммы (подчеркните их), а в слове берёзка выделите морфемы. Что значит выделить морфемы? Какие вы знаете морфемы? (5 мин +3 мин. проверка) (Появляются обозначения орф.)
- Изучение нового материала
- Усвоение новых знаний
Скажите, какие морфемы вы уже изучили в этом году? (окончание, основа слова, корень слова) А про какие мы ещё не говорили?
Вот сегодня мы и поговорим подробнее о суффиксе.
Что вы знаете о нём из начальной школы?
Зачем нужен суффикс? (образовывать новые слова)
Вы можете назвать суффиксы? Какие вы знаете?
Как вы думаете, меняется ли значение слова с добавлением суффикса?
Давайте посмотрим на слово берёзка . От какого слова оно образовалось ? (Берёза ) Как слово берёза превратилось в слово берёзка? (добавили суффикс к)
А теперь вы сами образуйте слова с помощью известных вам суффиксов.
Почему вам трудно это сделать?
Потому, что у каждого суффикса есть своё значение.
Посмотрите на слова и определите, какое значение здесь имеет суффикс.
носик, дороженька, пулемётчик, барабанщик, сероватый, ручища.
Давайте посмотрим на таблицу. На какие группы по значению делятся суффиксы .Давайте сделаем вывод, что мы должны знать о суффиксе? Проверим себя, откройте учебники на стр.17. Прочитай Саша правило вслух. О чём здесь забыли написать?
Физкультминутка
(проводит один из учеников)
Мы глазами миг- миг (моргают глазами)
Мы плечами чик-чик ( поднимают вверх плечи)
Мы руками хлоп-хлоп (хлопают в ладоши)
Мы ногами топ-топ
Раз- сюда, два сюда……
Проверяем позвоночник.
- Закрепление
упр.412 вместе
Самостоятельная работа (по карточкам)
Карточка 1(Миша, Вова, Никита)
Выпишите из текста слова с суффиксами –чик,-ист, - ищ, обозначьте эти суффиксы и определите их значение.
Карточка 2 (Саша)
Образуй от данных слов существительные с уменьшительно- ласкательным значением и подберите к ним прилагательные. В существительных выделите суффикс.
Прилагательные Существительные
( уменьшительно-
ласкательное значение)
пчела
шерсть
щека
черта
жердь
- Итог урока (рефлексия по схеме) слайд №5
Я узнал(а)…………
Сегодня на уроке русского языка Я повторил (а)…………
Мне было трудно…….
Мне понравилось……….
Я могу похвалить себя… своих одноклассников
- Д/з п.76 упр.406
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....
конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."
Цели: повторить и обобщить знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки учащихся;совершенствов...
Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....
Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...
Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему "Служебные части речи. Частица".
Технологическая карта создана в соответствии со всеми требованиями федерального государственного образовательного стандарта и представляет собой поэтапный план урока с учётом развивающих, образователь...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе специальной (коррекционной) школы. Тема урока: «Понятие о числительном как части речи».
Познакомить учащихся с новой для них частью речи - именем числительным, учить различать имена числительные среди других частей речи, дать понятие о порядковых и количественных числительных....
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...