Конспект урока в 5 классе "Морфема-наименьшая значимая часть слова" с использованием ИКТ
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Изучение нового материала в 5 классе по теме "Морфема - наименьшая значимая часть слова" с использованием мультимедийной программы СD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование» 5-6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 726.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
«Морфема – наименьшая значимая часть слова»
5 «Б» класс.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Цели:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательное отношение к языку, как к средству общения и получения знаний;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, потребность в речевом самосовершенствовании;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, обогащение словарного запаса, расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- применение полученных знаний и умений в речевой практике.
Задачи:
- знать понятия: морфемика, морфема, изменение слов, однокоренные слова, формы одного и того же слова;
- определять состав слова, выделять морфемы соответствующими значками, различать формы одного и того же слова и однокоренные слова;
- выстраивать композицию рассуждения;
- выполнять морфемный разбор;
- определять лексическое значение слова, пополнить словарный запас.
Методы, применяемые на уроке:
Методы подобраны в соответствии с содержанием и направлены на решение задач коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции.
Формы организации урока:
- групповые;
- общеклассные;
- индивидуальные.
Оборудование:
- Проектор
- интерактивная доска,
- компьютер,
- CD Программа 1C: «Морфемика. Словообразование»
Ход урока.
1. Оргмомент.
- Ребята, подготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Проверьте, все ли лежит на парте: дневник, пенал, учебник, тетрадь, грамматическая тетрадь, словарик. Записываем число, классная работа.
2. Словарный диктант «Наоборот»
- Запишите к словам антонимы, обозначьте орфограммы:
1) активный (пассивный)
2) горизонтальный (вертикальный)
3) диалог (монолог)
4) исчезать (появляться)
5) оптимизм (пессимизм)
6) приятный (неприятный)
7) прекрасный (безобразный)
8) рассвет (закат)
9) расставаться (встречаться)
- Обозначьте графически, из каких частей состоят слова рассвет, закат
-Какая часть слова не присутствует в этих словах? (суффикс)
3. Определите тему урока с помощью схемы (схемы спроецированы на доске):
- Какие это части слова? (Значимые.)
Запись темы: Морфема – значимая часть слова (спроецировано на экран)
(учащиеся записываю тему в тетрадь)
4. Повторение изученного:
-Вспомните все, что вы знаете о частях слова. Отвечая, приведите примеры.
- А теперь один ученик у доски, остальные в тетради записываем слова группами и выполняем разбор слов по составу: птицелов, птиц, ловить; на сосне, сосновый; посвистом, свисти.
5. Изучение нового
- Итак, что значит разбор слова по составу?
(выделение приставки, корня, суффикса, окончания, основы слова).
- Как называется такой разбор?
( морфемный)
- Что же такое морфема?
- Какай раздел языкознания изучает морфему?
Сегодня у нас на уроке присутствуют виртуальные гости: Андрей Иванович, Лиза, Вася и Анфиса. Давайте послушаем, как они ответят на наши вопросы (На экране виртуальный урок : 1С:Русский язык. 5-6 класс. Морфемика. Словообразование).
(Проводится фронтальная работа по каждому фрагменту виртуального урока: прослушали - обсудили.)
- А теперь давайте запишем определения, которые нам сейчас встретились в грамматическую тетрадь:
Морфемика-……
Морфема-…..
- После того, как вы просмотрели фрагмент объяснения Лизы, Васи и Анфисы ( виртуальных гостей) восстановите определения и сравните их с теми, которые вы изучали в начальной школе с данными на экране. ( на экране сначала определения, к ним надо подобрать соответствующие термины )
4 ученика подходят к экрану и восстанавливают определения.
- Что вы заметили? Определения имеют отличия от тех, которые вводились в начальной школе:
1) вводится термин «Морфема»;
2) к определению основы добавляется, что это значимая часть слова без окончания и формообразующих суффиксов;
3) в определение окончания добавляется – грамматическое значение слова и окончание образует форму слова;
4) в корне – заключено общее лексическое значение однокоренных слов)
- А теперь в грамматическую тетрадь давайте запишем определения и их графические обозначения:
Приставка- ……
Корень -……
Суффикс - ……
Окончание - …..
Основа слова -……
- Ответьте на вопрос: Что отличает морфему от звука?
-Морфема – это значимая единица слова.
- Правильно, давайте запишем это определение в грамматическую тетрадь.
- А теперь послушаем объяснение нашего виртуального гостя Андрея Ивановича (просмотр фрагмента виртуального урока).
- После просмотра фрагмента обратимся к учебнику и выполним упр.№368. Разделите слова на морфемы. Обозначьте морфемы соответствующими знаками. (Учащиеся выполняют упражнение по заданию)
- А теперь ответьте на вопрос нужно ли знать морфемику?
Продолжение просмотра виртуального урока №2
- После прослушивания рассказа Андрея Ивановича выполните задание: отметьте и исправьте слова с ошибками
К доске выходит учащийся и отмечает слова с ошибками, подчеркивает их.
Следующий ученик выходит и объясняет, исправляя ошибки в тексте, и графически выделяет орфограммы.
- Сделаем вывод: орфография и морфема тесно связаны между собой:
Запись в грамматическую тетрадь:
В основе русской орфографии лежит морфемный принцип.
6. Закрепление нового материала. Развитие умений
- А теперь выполняем упражнение из учебника №371:
1 часть выполняем коллективно (устанавливаем, что глаголы с одинаковыми приставками создают ощущение движения);
2 часть – самостоятельно с последующей взаимопроверкой по «шагам» задания.
- Творческое списывание, выделение основы и суффикса в словах с уменьшительно-ласкательным значением. Обращаю ваше внимание, что много в тексте имен существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, они помогают передать чувства героя: восхищение, восторг.
( распечатанные тексты лежат на партах)
7. Подведение итогов.
- Ребята, давайте теперь подведем итоги: что мы повторили? Что нового вы узнали? Для чего нужно уметь разбирать слово по составу, легко находить в слове его части?
( Для развития чувства языка, орфографических умений)
- Найдите ошибку в схемах:
, ,
8. Домашнее задание:
Выучить записи из грамматической тетради по теме «Морфема – значимая часть слова», упр. 370
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Задачи на части"
Комбинированный урок с презентацией...
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи"
Конспект урока по русскому языку с использованием ЭОР....
Конспект урока по теме "Причастие как часть речи" с использованием ЭОР
Материал редставляет собой конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему "Причастие как часть речи". С использрванием электронных образовательных ресурсов. Урок является первым урок...
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Конспект урока русского языка "Дефис между частями слова в наречиях" (7 класс)
Конспект урока адресован творчески работающим педагогам, заботящимся не только о формировании орфографических навыков, но и о сохранении и укреплении здоровья обучающихся....
План-конспект урока английского языка по теме "Части тела"
План конспект урока английского языка в 3 классе по теме "Части тела", учебник Биболетовой М.З....
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс
Конспект урока русского языка "Суффикс-значимая часть слова" 5 класс...