Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.
Планируемые образовательные результаты:
Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
— дать определение морфемике, как разделу языкознания, морфеме, как значимой части слова, однокоренным словам и формам слова;
— уметь выделять в слове морфемы;
— отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
2. Метапредметные:
— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования, целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
3. Личностные:
— поддержать познавательный интерес к предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_morfemika_sotova_k.s.docx | 50.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Сотова Ксения Сергеевна
Класс: 5
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.
Планируемые образовательные результаты:
Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут
— дать определение морфемике, как разделу языкознания, морфеме, как значимой части слова, однокоренным словам и формам слова;
— уметь выделять в слове морфемы;
— отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
2. Метапредметные:
— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования, целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.
3. Личностные:
— поддержать познавательный интерес к предмету.
Формируемые УУД:
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: умеет строить высказывание в ходе учебной работы, принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.
Форма работы учащихся: парная (П), фронтальная (Ф), индивидуальная (И)
Словарь урока: морфемика, морфема, однокоренные слова, формы слова.
Ресурсы:
учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;
Возможно предъявление дидактического материала в виде мультимедийной презентации.
Урок проводится после урока развития речи (подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»), поэтому на данном уроке отсутствует этап опроса и проверки домашнего задания.
Ход урока:
Этап урока | Основное содержание этапа | Основные виды деятельности учащихся |
Организационный этап (1 мин.) | Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания. Эпиграф к уроку: Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле – печаль, И долговечней – царственное слово. (А.А. Ахматова) Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться необычной творческой работой – сотворением слов. Согласны? Мы будем учиться анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также давать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы уже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание. | Осознанное включение в учебную деятельность. |
Языковая разминка (1 минута) | Замени букву(Ф) Если в глаголах заменить е буквой ё, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд. Берёг-берег, мёл-мел, шлём-шлем, запрёт-запрет Добавь букву(Ф) К названным словам добавьте одну или несколько букв так. Чтобы получились новые слова. Рот (крот, ротик), вал (овал, валик), том (атом, томный), овцы (ловцы), рубка (трубка, зарубка) | |
Актуализация знаний. (3 мин.) | - Ребята, совсем недавно вы закончили изучать слово и его лексическое значение. Как изменилось лексическое значение слов, которые у нас получились? Давайте рассмотри, как эти слова делятся на части. Например, разделите слова, которые вы записали на слоги. Ро-тик, ва-лик, том-ный, лов-цы, за-руб-ка А как ещё можно разделить эти слова? Ответ – на морфемы. - Чем отличаются слоги от морфем? Ответ - ͡ , ˄, □ – есть значение, смысл, а в слоге нет. Вывод: Значит, в слове можно выделить значимые части слова. | Создание устного высказывания на лингвистическую тему. |
Целеполагание. Определение темы урока. (2 мин.) | - Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке? - О чем вам предстоит узнать, чему научиться?
- Определите главную цель урока. - Кто сформулирует тему урока? Запишите тему нашего урока: «Морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов». | Прогнозирование и формулирование цели своей учебной деятельности. |
Изучение нового материала (6 мин.) (2 мин.) (3 мин.) 4 минуты |
- Запишите определения в тетрадь. - Какие морфемы можно выделить в слове? Ответ: корень, приставку, суффикс, окончание. 3.(Ф) Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады. В списке вы мой обнаружите корень, Суффикс – в собрании встретите вскоре, В слове рассказ вы приставку найдете, В целом – по мне на уроки пойдете. (расписание) Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. (оценка) 4. Важно не только уметь выделять морфемы в словах, но ещё и правильно их использовать. Давайте проверим, сможете ли вы образовать слова из данных морфем: Ответ: ветерок, ветрище, ветряной, подветренный 4. – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова, которые вы составили. Что вы должны для этого сделать? Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова. Ответ: Ветер-ок – небольшой ветер, ветр-ищ-е – сильный ветер, ветр-ян-ой - смысл слов изменился из-за суффиксов –ок, -ищ-, -ян; под-ветр-енн-ый – защищенный от ветра, смысл слова изменился из-за приставки под-, суффикса -енн-. Вывод: ͡ , ¬ , ˄ - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением). 5.(Ф) А какое значение имеет окончание? Может ли оно образовывать новые слова? Понаблюдаем Ветерок ветрище ветряной подветренный Ветерка ветрища ветряные подветренная Ветерку ветрищу подветренное - Изменилось ли лексическое значение слов с появлением другого окончания? Ответ – нет - А что изменилось? Ответ – падеж,род,число, т.е. грамматическое значение. Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова. | Анализ языкового материала, конструирование языкового материала. Грамматический анализ. Построение умозаключения на основе наблюдений. |
Здоровьесберегающая пауза. (2 мин.) | Психологическая и физическая разгрузка. | |
Закрепление изученного (5 мин.) 2 минуты 4 минуты | 1. Прочтём § 71 с. 5. (П.)Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам. Ответ подкрепите примерами - - Чем отличаются однокоренные слова от форм слова? - Как образуются однокоренные слова? - Как образуются формы слова? - Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова? Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами. Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний. 2.(Ф) «Разные слова или формы слова» (устно) Однокоренные слова или формы: читать – чтение - однокоренные слова знал – знает - формы игра - игровой - однокоренные слова Карта - картограф - однокоренные слова формы Картина - картины - формы Писать - пишу - формы Вышивка - вышивать - однокоренные слова
3. (П) Упражнение 376 (самостоятельно с взаимопроверкой) Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные. Ответ – Уборка – уборкой Хлебный – хлебная Украсят – украсит Принесли – принесла Говорливы – говорливого Заколка – укол Безветренный – ветер Земляной – земля Надрежут – резать Приберегли – беречь | Анализ и классификация языкового материала. Самоконтроль, коррекция, самооценка. Вывод на основе анализа языкового материала. Грамматический анализ. Самоконтроль, коррекция, самооценка. |
Рефлексия. Оценивание. (4 мин.) | — Вспомните, какую цель урока мы ставили? — Что вспомнили? Что узнали нового? (Учащиеся назвать морфемы, их функции. Рассказать од однокоренных словах и формах слова.) — Кто испытал затруднения на сегодняшнем уроке? — Как вы думаете, с чем они были связаны? — Отметьте ваши затруднения на полях рабочего листа. Оцените уровень ваших знаний и умений. Кто сегодня наиболее активно работал на уроке? (Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл). | Анализ собственной учебной деятельности и самооценка. |
Подведение итогов. Задание на дом. (1 мин.) | П.70,71. Написать лингвистическую сказку о морфемах или сочинить шараду. ИЛИ Упр. 377. | Создание текста заданного типа и стиля речи, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС
Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...
Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".
Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"
В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....
Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс
Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...
Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс
Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....
Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова". Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать рас...
Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс
Цели:Познавательный аспект цели. Развитие умений, которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...