Урок в ТДМ "Разряды прилагательных" 6 класс
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Васина Ирина Анатольевна

Урок в ТДМ "Разряды прилагательных" 6 класс с технологической картой и конспектом урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_temu_razryady_prilagatelnyh.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Левинская средняя общеобразовательная школа»

Меленковский район

Владимирская область

Урок

«Разряды имён прилагательных»

6 класс

Учитель: Васина Ирина Анатольевна

Тема урока: Разряды имён прилагательных

Тип урока: ОЗН (открытие нового знания) с применением ТДМ (технологии деятельностного метода)

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия

Цели урока:

Обучающие:

  1. познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных по значению;
  2. формировать умение определять разряд прилагательных.

Развивающие:

  1. развивать исследовательскую, творческую деятельность учащихся;
  2. развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать положительное отношение к процессу познания;
  2. интерес к родному языку.

Оборудование:

Проектор, электронная презентация, карточки с заданиями.

Формы работы учащхся: групповая, индивидуальная

Планируемые результаты:

1.  Предметные:

  1. знать разряды прилагательных, их отличительные признаки;
  2. уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные:

  1. воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
  2. извлекать информацию из различных источников;
  3. давать определения понятиям;
  4. объяснять языковые явления;
  5. строить рассуждение;
  6. приводить примеры в качестве доказательства;
  7. устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

  1. определять и формулировать цель деятельности;
  2. составлять план действий, работать по плану;
  3. прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  4. выдвигать версии рещений;
  5. анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные:

  1. уметь сострудничать в группе;
  2. учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения;
  3. высказывать и отстаивать свою точку зрения;
  4. договариваться,задавать вопросы по теме;
  5. выступать перед аудиторией.

3. Личностные:

  1. выражать положительное , осознанное отношение к учению;
  2. оценивать собственную учебную деятельность;
  3. применять правила сотрудничества в группе.

Технологическая карта урока

Этап

урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные

учебные действия

 Мотивация

к действию

Слайд 1. (приветствие) Настраивает учащихся на  работу через положительные эмоции.

- Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю всем вам.

Включение в урок.


Деление на группы


Повторение правил работы в группе

Личностные УУД: осознанное положительное отношение к учению

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашина»

- Понравился вам мультфильм ?

Давайте вспомним письмо, которое писал Дядя Фёдор.

Слайд 2. (письмо с пропущенными словами)

- Каких слов не хватает в тексте?

- Давайте восстановим текст, вставляя прилагательные на место.

 Слайд 3

-Какой текст понятнее, интереснее?

- Что же такое прилагательное?

Смотрят мульфильм и выполняют задание учителя: восстанавливают пропущенные в тексте имена прилагательные.


Отвечают на вопросы учителя по теме

Познавательные УУД: воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, умение давать определения понятиям

Предметные УУД :

знание теоретического материала по теме.

Регулятивные УУД :

определять цель деятельности

Постановка учебной задачи

Создание проблемной ситуации.

Слайд 4 (3 столбика прилаательных)

- Как вы думаете, почему мы распределили прилагательные по значению в 3 группы?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 5. (тема урока)

-Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

Самостоятельно формулируют тему и задачи урока.

Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников,

установление причинно-следственной связи между действиями и явлениями.

Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование темы урока, задач.

Построение проекта выхода из затруднений

Организует работу по исследованию проблемной ситуации в группах

(приложение 2)


Слайд 6 ( текст)

Работают в группах по исследованию проблемной ситуации.


Каждая группа выполняет индивидуальное задание

Познавательные УУД :

извлечение информациии из источника, умение строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства своей точки зрения.

Регулятивные УУД : составление плана действий , выдвижение версии решения проблемы.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в группе, формулирование собственного мнения, умение договариваться.

Реализация проекта.

Открытие нового знания.

Заслушивает представителей от групп

Слайд 7 (проверка правильности выполнения задания)


Слайды 8, 9, 10 (определения разрядов прилагательных)

Представитель от каждой  группы представляет свой результат по выполнению проекта.

Регулятивные УУД :

планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей, анализ собственной работы в группе.

Познавательные УУД :

построение рассуждения, умение давать определение понятиям.

Коммуникативные УУД:

контролирование действий партнера, выдвижение аргументов в защиту собственного мнения, выступление перед аудиторией.

Первичное закрепление во внешней речи.

Организует работу по закреплению материала:

1. Устные упражнения занимательного характера «Определи разряд»

Слайды 11-16

2. Игра «Найди ошибку»

Слайд 17

3. Игра «Подарок»

Закрепляют полученные самостоятельно знания в устной, игровой форме.

Предметные УУД:

различать прилагательные по значению.

Познавательные УУД :

уметь давать определения понятиям, строить рассуждение, приводить примеры в качестве доказательства

Коммуникативные УУД :

выступление перед аудиторией.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Предлагает учащимся самостоятельную работу с последующей самопроверкой: определить разряд прилагательных и заполнить таблицу.

Слайд 18. (упражнение для самостоятельной работы)


Слайд 19 (проверь себя)

Выполняют индивидуально самостоятельную работу с посдедующей самопроверкой.


Проверяют полученный результат и выставляют себе оценку.

Регулятивные УУД : планирование своих действий, корректировка действий на основе ошибок.

Личностные УУД :

выражение осознанного отношения к учебной деятельности.

Предметные УУД:

знание разрядов прилагательных и их признаков.

Рефлексия учебной деятельности.

1.- Можно ли представить себе нашу речь без прилагательных?

- Какую роль они играют в речи?

2. Учитель читает стихотворение

«Очень занимательное

имя прилагательное»

3. Организует работу по составлению синквейна на тему «Прилагательное»

Слайд 20 (понятие синквейна)

4. Предлагает домашнее задание на выбор.

Слайд 21  (д\з)

Оценка за урок будет складываться из  оценок , поставленных детьми себе .

Слайд 22 (спасибо за урок)

1. Делают вывод о том, что без прилагательных обойтись невозможно.


2. Создают синквейн на тему «Имя прилагательное»


3. Оценивают свою работу в группе и индивидуальноно на  оценочном листе.

Регулятивные УУД:

анализирование собственной деятельности, оценивание уровня владения учебным действием.

Личностные УУД:

оценивание собственной деятельности

Ход урока

1. Мотивация к действию. Орг. момент.

Слайд 1 (приветствие)

Учитель:

Давайте , друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

К уроку готовы? Тогда — за работу!

Удачи желаю всем вам.

   Сегодня мы будем работать в группах.

                                       (класс делится на 3 группы)

2. Актуализация знаний.

 1) Просмотр отрывка из мультфильма «Трое из Простоквашина»

  1. Ребята, давайте вспомним письмо, которое писал Дядя Фёдор домой, а дописывали его Шарик и Матроскин. Оно перед вами.

Слайд 2 (письмо с пропусками)

      «Мои мама и папа! Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он (…). А ещё у нас печка есть (…). Я так люблю на ней отдыхать!

     Здоровье-то у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. Потому что, (…) мои папа и мама, жизнь у меня была (…), полная лишений и                     . Но сейчас и колбаса у меня есть, и молоко (…) стоит в мисочке на полу. А на днях я линять начал. (…) шерсть с меня сыплется- хоть в дом не заходи. Зато (…) растет - (…) и (…) . Просто каракуль.

      (…) папа и мама! Вы меня теперь не узнаете. Хвост у меня крючком, уши торчком (…) и лохматость повысилась. Я такой (…) стал, прямо -ух.

    До свидания. Ваш сын — Дядя Шарик.»

(Тёплый, тёплая, дорогие, сложная, парное, старая, новая, чистая, шелковистая, Дорогие, холодный, здоровый)

  1. Каких слов не хватает в тексте?
  2. Правильно , прилагательных. Посмотрите, вот они у нас разбросаны в беспорядке. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

                                                    (дети работают с карточками, вставляя в них слова)

  1. Читаем, что получилось.

Слайд 3 (письмо без пропусков)

  1. Какой текст понятнее, интереснее?
  2. За счет каких слов это достигается?
  3. Что же такое прилагательное?

                                                     (ответы учащихся)

3. Постановка учебной задачи.

  1. Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.

Слайд 4 ( три столбика прилагательных)

зеленый             лесной                 мамин

огромный          зимний               олений

вежливый          ледяной               отцов

  1. Что обозначают слова в первом столбике?

                                                               ( цвет, размер, качества человека)

  1. Что обозначают прилагательные во втором столбике?

                                                              (место, время, материал)

  1. В третьем?

                                                          (принадлежность предмета кому-либо)

  1. Как выдумаете , почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

                                            ( они делятся по значению на 3 группы)

  1. Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

                                                   (группы прилагательных по значению)

Слайд 5 (тема урока)

Дети записывают дату и тему урока.

  1. Можем ли мы уже сейчас назвать отличительные признаки 3 групп прилагательных?
  2. Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

                                                           (дети называют задачи урока: узнать          

                                                           признаки каждого разряда и научиться  

                                                            определять разряд прилагательных)

  1. Построение проекта выхода из затруднений. Проблемная ситуация.

  Для того, чтобы узнать , по каким признакам делятся прилагательные на группы, мы с вами выполним исследовательскую работу. У нас имеются 3 экспериментальные группы.

 Не забыли, как надо работать в группе?

                                                                     ( тихо, не мешая другим, потому что  

                                                                       каждый отвечает за всю группу)

Слайд 6  (текст Е.С.Барова)

Каждая группа получает задание.

 1 группа.

Выпишите из текста прилагательные, имеющие лексическое значение цвета, размера, обозначающие различные качества характера, одним словом, имеющие значение качества.

Попробуйте поставить их в краткой форме.

Подберите антонимы.

Образуйте сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

Употребите со словом очень.

Образуйте сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

На основании данных заданий, сделайте вывод:

 Как можно назвать эту группу прилагательных?

 Какие особенности у них?

2 группа

Выпишите из текста прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет, время, место, действие, одним словом, прилагательные, обозначающие признак предмета через отношение к другим предметам.

 Попробуйте:

Поставить их в краткой форме.

Подобрать антонимы.

Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

Употребить со словом очень.

Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

На основании данных заданий, сделайте вывод:

 Как можно назвать эту группу прилагательных?

 Какие особенности у них?

3 группа

Выпишите из текста прилагательные, обозначающие принадлежность чего-либо кому-нибудь.

 Попробуйте:

Поставить их в краткой форме.

Подобрать антонимы.

Образовать сложное слово способом повтора или с помощью приставки не-.

Употребить со словом очень.

Образовать сравнительную форму с помощью суффиксов -е-, -ее-.

 Как можно назвать эту группу прилагательных? На какие вопросы они отвечают?

 Какие особенности у них?

5. Реализация проекта. Открытие нового знания.

  1. Проверим, как вы справились со своими исследовательскими заданиями. Что нужно было сделать? Какие слова со значением качества, отношения и принадлежности вы выписали?

 Заслушиваем представителей от каждой группы.

Слайд 7 (проверка правильности выполнения задания)

  1. На сколько групп делятся прилагательные по значению?

Слайды 8, 9, 10 (определения разрядов прилагательных)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Устные упражнения занимательного характера «Определи разряд»- Слайды 11-16.
  2. Игра «Найди ошибку»       - Слайд 17

7. Самостоятельная работа с  проверкой по эталону.

Слайд 18  (Упражнение для выполнения работы)

Слайд 19 (проверь себя)

Дети проверяют свои работы и выставляют себе оценку.

8. Рефлексия учебной деятельности

- Какие слова чаще всего использовали мы на уроке?

                                                                              (прилагательные)

  1. Можно ли обойтись без прилагательных?
  2. Какую роль они играют в речи?

                                             (делают речь ярче, образнее, красочнее)

Учитель читает стихотворение:

Очень занимательное

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Не скажем мы «прекрасное»,

Не скажем «безобразное»,

Не скажем маме «милая»,

Красивая, любимая».

Отцу и брату, и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные при-ла-га-тель-ны-е.

  1. Ребята, давайте мы с вами , как и автор этого стихотворения, подберём  слова «благодарности»  имени прилагательному. Составим синквейн на тему «Имя прилагательное».

Слайд 20 ( определение синквейна)

Прилагательное

Интересное , поучительное

Знать, находить, пользоваться.

Моя любимая часть речи

Важно.

  1. А теперь на оценочных листах  оцените свою работу в группе. Каждый из вас получит оценку за урок, учитывая вашу собственную.
  1. Выбираем себе домашнее задание  - Слайд 21

Слайд 22 (Спасибо за урок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Конспект урока математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств». Презентация к уроку математики в 9 классе по теме: «Системы рациональных неравенств».

Материал данного урока предназначен для  повторения  решения линейных неравенств; формирования  понятия «системы рациональных неравенств», «решение рациональных неравенств»;   форм...

мастер-класс применения ИКТ на уроках физики "Урок по физике 7 класс Тема урока: «Исследование силы Архимеда».

Цели урока:Образовательные:повторить  и обобщить изученный материал по теме: «Архимедова сила.  Плавание тел»;продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщат...

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....