Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Сорокина Наталья Викторовна

Урок русского языка в 6 классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксах -чик. -щик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Буквы ч и щ в суффиксах –чик- и –щик-.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Оборудование урока: компьютерный класс, проектор

Цели урока:

  1. Образовательная:

- показать учащимся условия написания букв ч щ в суффиксах –чик- и –щик-;

- закрепить навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик;

- продолжить формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций;

- продолжить развивать в учениках орфографическую зоркость

  1. Воспитательная

- заинтересовать учащихся историей возникновения различных профессий;

- продолжить формирование уважения к различным видам профессий;

  1. Развивающая

- воспитывать у учащихся любовь к слову;

- способствовать развитию творческого мышления

                                                   Ход урока:

  1. Оргмомент

Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда.

А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока. И раз сегодня речь пойдет о профессиях, само слово профессия является словарным. И начнем мы урок со словарной работы.

Запись в раздел  словаря «Пиши правильно» слова профессия.

2.Работа по теме урока

   1. Слово учителя

Ребята, какие профессии вам известны? Кем работают ваши родители? Кем бы хотели стать? Какие профессии, по-вашему, сейчас популярные, нужные?

Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий – компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. У компьютерщиков даже есть свой праздник. 14 февраля – День святого Валентина и День компьютерщика.

А слышали ли вы о профессии фонарщика? Если вы читали сказку Антуана де Сен- Экзюпери «Маленький принц», то вы вспомните встречу героя с фонарщиком.

Слайд1

 Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.» 

- Какова главная мысль этого текста?

Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад.

4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра1 в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество очень понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники. В 1720 году  Петр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые фонари.В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.

Слайд2

Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики. И есть суффикс существительных, варианты которого зависят от определенных условий, а от каких условий, мы постараемся сейчас с вами догадаться. А сначала повторим, что такое суффикс?

Слайд3

Слайд4

- Попробуйте сформулировать правило.

Слайд5

  1. Работа с учебником. Чтение правила.

Слайд6

3.Закрепление

1. Упражнение 225 (по цепочке)

Физминутка

(учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель, называют профессию)

Прекрасных профессий не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книги (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
В машине возит груз (шофёр).
Хлеб убирает (комбайнёр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
А кто знает – молодец!

- Как вы думаете, почему мы провели именно эту физминутку? Как она связана с суффиксами чик-щик? (значение профессий)

Благодаря этой шуточной физминутке мы с вами вспомнили людей разных профессий. Мы назвали 15 профессий. Хочется сказать, что все работы хороши. Любая работа – труд, труд серьезный, требующий отдачи всех сил.

  1. Работа в парах (задания по карточкам)

Рабочий, специалист по бетонным работам  - …

Рабочий, специалист по кирпичной кладке  - …

Рабочий по проходке горных выработок  - …

Рабочий, специалист по типографскому набору  - …

Рабочий, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь  - …

Лицо, которое снимает, арендует помещение  - …

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь  - …

Работник бани, обслуживающий посетителей  - …

      Слайд7

3.Поработаем корректорами

- Корректор читает тексты перед выпуском их в печать на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и технических ошибок. Обнаруженные погрешности он отмечает специальными корректорскими символами, дающими информацию верстальщику о том, какие символы нужно поставить взамен ошибочных.

 Барабанчики яростно колотили в барабаны.

Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре.

Буфетчик рассчитал меня.

Рабочие передавали сменчикам станки.

Жестянчики работали на глазах у всей улицы.

Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

Слайд8

 

Тест


  1. Вставьте –чик или –щик:


Паром…, мой…, приём…, заказ…, 

Фасов…, застрой…, подряд…


  1. Суффикс ЧИК пишется перед буквами:


а) д-т, з-с

б) д-т, з-с, ж

в) д-т, з-с, и, ж


  1. Суффикс ЩИК пишется перед буквами:


а) д-т, з-с, ж

б) ж-ш

в) нет верного ответа


  1. Образуйте существительные с суффиксами чик-щик от слов:


Груз – 

Извоз – 

Баня –

Полёт –

Компьютер –

Сортировка –

Кровля –

Мойка –

Добыча –

Сварка –
 


  1. Составьте 2-3 предложения с существительными на тему «Суффиксы чик-щик».

4.Итоги урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Чему научились?

- Когда нужно писать суффикс –чик-, -щик-?

Выставление оценок с комментариями.

5.Домашнее задание: параграф 44; Упр.№247(письменно)

6.Рефлексия

     Ребята, если вам урок понравился, нарисуйте, пожалуйста, веселые смайлики. Если нет – грустные.

Слайд9

Спасибо! Урок окончен. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...