Урок русского языка в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксах -чик. -щик"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Буквы ч и щ в суффиксах –чик- и –щик-.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Оборудование урока: компьютерный класс, проектор
Цели урока:
- Образовательная:
- показать учащимся условия написания букв ч щ в суффиксах –чик- и –щик-;
- закрепить навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик;
- продолжить формирование лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций;
- продолжить развивать в учениках орфографическую зоркость
- Воспитательная
- заинтересовать учащихся историей возникновения различных профессий;
- продолжить формирование уважения к различным видам профессий;
- Развивающая
- воспитывать у учащихся любовь к слову;
- способствовать развитию творческого мышления
Ход урока:
- Оргмомент
Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с вами с суффиксами имен существительных –чик- и –щик-, отработаем навыки выбора буквы ч или щ при написании суффиксов –чик и –щик, а также поговорим о старых и современных профессиях! И если вы будете внимательны, то новая тема не вызовет у вас особого труда.
А сейчас откройте тетради, запишите число и тему урока. И раз сегодня речь пойдет о профессиях, само слово профессия является словарным. И начнем мы урок со словарной работы.
Запись в раздел словаря «Пиши правильно» слова профессия.
2.Работа по теме урока
1. Слово учителя
Ребята, какие профессии вам известны? Кем работают ваши родители? Кем бы хотели стать? Какие профессии, по-вашему, сейчас популярные, нужные?
Наверное, одна из самых современных и перспективных профессий – компьютерщик. Точнее, это целый круг профессий, связанных с компьютером. У компьютерщиков даже есть свой праздник. 14 февраля – День святого Валентина и День компьютерщика.
А слышали ли вы о профессии фонарщика? Если вы читали сказку Антуана де Сен- Экзюпери «Маленький принц», то вы вспомните встречу героя с фонарщиком.
Слайд1
Пятая планета была очень занятная. Она оказалась меньше всех. На ней только и помещалось что фонарь да фонарщик. Маленький принц никак не мог понять, для чего на крохотной, затерявшейся в небе планетке, где нет ни домов ни жителей, нужны фонарь и фонарщик. Но он подумал: «Может быть этот человек и нелеп. Но он не так нелеп, как король, честолюбец, делец и пьяница. В его работе все таки есть смысл. Когда он зажигает свой фонарь – как будто рождается еще одна звезда или цветок. А когда он гасит фонарь – как будто звезда или цветок засыпают. Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво.»
- Какова главная мысль этого текста?
Этой романтической, красивой профессии сейчас уже нет. А ведь когда-то она была очень востребованной. Первые фонарщики появились у нас в стране около 300 лет назад.
4 декабря 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра1 в Петербурге на фасадах улиц, выходивших к Петропавловской крепости, были вывешены уличные фонари. Царю и горожанам новшество очень понравилось, фонари начали зажигать на все большие праздники. В 1720 году Петр приказал ввести в столице постоянное уличное освещение. Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице. Вначале фонари были только масляные, но постепенно появились спиртовые, керосиновые и газовые фонари.В 1873 году на Одесской улице в Петербурге впервые в мире зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным. Именно на этом месте в 1998 году был открыт музей под открытым небом и установлен памятник фонарщику.
Слайд2
Нет сейчас фонарщиков и извозчиков, погонщиков и старьевщиков, но есть газетчики и летчики, сварщики и компьютерщики. И есть суффикс существительных, варианты которого зависят от определенных условий, а от каких условий, мы постараемся сейчас с вами догадаться. А сначала повторим, что такое суффикс?
Слайд3
Слайд4
- Попробуйте сформулировать правило.
Слайд5
- Работа с учебником. Чтение правила.
Слайд6
3.Закрепление
1. Упражнение 225 (по цепочке)
Физминутка
(учащиеся выполняют движения, которые показывает учитель, называют профессию)
Прекрасных профессий не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!
Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит (машинист).
Пашет в поле (тракторист).
Самолётом правит (лётчик).
Клеит книги (переплётчик).
В школе учит нас (учитель).
Строит здания (строитель).
Песни нам поёт (певец).
Торговлей занят (продавец).
На станке ткёт ткани (ткач).
От болезней лечит (врач).
В машине возит груз (шофёр).
Хлеб убирает (комбайнёр).
В доме свет провёл (монтёр).
В шахте трудится (шахтёр).
В жаркой кузнице (кузнец).
А кто знает – молодец!
- Как вы думаете, почему мы провели именно эту физминутку? Как она связана с суффиксами чик-щик? (значение профессий)
Благодаря этой шуточной физминутке мы с вами вспомнили людей разных профессий. Мы назвали 15 профессий. Хочется сказать, что все работы хороши. Любая работа – труд, труд серьезный, требующий отдачи всех сил.
- Работа в парах (задания по карточкам)
Рабочий, специалист по бетонным работам - …
Рабочий, специалист по кирпичной кладке - …
Рабочий по проходке горных выработок - …
Рабочий, специалист по типографскому набору - …
Рабочий, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь - …
Лицо, которое снимает, арендует помещение - …
Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь - …
Работник бани, обслуживающий посетителей - …
Слайд7
3.Поработаем корректорами
- Корректор читает тексты перед выпуском их в печать на предмет орфографических, пунктуационных, стилистических и технических ошибок. Обнаруженные погрешности он отмечает специальными корректорскими символами, дающими информацию верстальщику о том, какие символы нужно поставить взамен ошибочных.
Барабанчики яростно колотили в барабаны.
Побывав у заказщиков, Саша зашел на минуту к сестре.
Буфетчик рассчитал меня.
Рабочие передавали сменчикам станки.
Жестянчики работали на глазах у всей улицы.
Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.
Слайд8
Тест
Вставьте –чик или –щик:
Паром…, мой…, приём…, заказ…,
Фасов…, застрой…, подряд…
Суффикс ЧИК пишется перед буквами:
а) д-т, з-с
б) д-т, з-с, ж
в) д-т, з-с, и, ж
Суффикс ЩИК пишется перед буквами:
а) д-т, з-с, ж
б) ж-ш
в) нет верного ответа
Образуйте существительные с суффиксами чик-щик от слов:
Груз –
Извоз –
Баня –
Полёт –
Компьютер –
Сортировка –
Кровля –
Мойка –
Добыча –
Сварка –
Составьте 2-3 предложения с существительными на тему «Суффиксы чик-щик».
4.Итоги урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Когда нужно писать суффикс –чик-, -щик-?
Выставление оценок с комментариями.
5.Домашнее задание: параграф 44; Упр.№247(письменно)
6.Рефлексия
Ребята, если вам урок понравился, нарисуйте, пожалуйста, веселые смайлики. Если нет – грустные.
Слайд9
Спасибо! Урок окончен. До свидания.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...

Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....