Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебнику для 10-11 кл. (В.В.Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М..:Дрофа, 2011) /Автор программы В.В.Бабайцева // Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9., 10-11 кл./ сост. Е.И.Харитонова. - М.: Дрофа, 2010-222../ На изучение русского языка в 10 классе отводится 102 часа, 3 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_10_klass.doc | 341.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Нагорск Нагорского района Кировской области
Утверждено
Директор В.И.Леушина
Приказ № от_________
Рабочая программа
по русскому языку
10 класс
социально-гуманитарного
профиля
2012– 2013 уч.г.
Подготовила
Лютина Г.В., учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
Нагорск 2012
Раздел I. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и Программы по русскому языку к учебнику для 10-11 кл. (В.В. Бабайцева. Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений филологического профиля. - М.: Дрофа , 2011). /Авторы программы В.В. Бабайцева.// Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9кл., 10-11кл./ сост. Е.И.Харитонова. – М.: Дрофа, 2010.- 222 с./
В рабочей программе учтены требования государственного стандарта среднего (полного) общего образования
На изучение русского языка в 10 классе отводится 102 часа.
Количество часов в неделю – 3
Из них: развитие речи - 18
контрольные работы – 4
Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребёнка путём включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не только как процесс овладения определённой суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника, поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентностного подхода. При этом под компетенцией понимается сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различные действия , в том числе и речевые. Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Цель курса – повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», особое внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т. п. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
Теоретические сведения носят инструментальный характер, их объем и особенности подчинены формированию конкретных умений и навыков. Данный учебник может быть использован как справочник по основным разделам русского языка, обеспечивая восполняющее повторение, при подготовке к вступительным экзаменам в вузы, а также при подготовке к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Независимо от избранной теории и методики обучения определенное внимание должно уделяться каждой из названных компетенций. В то же время профильный курс русского языка должен обеспечить готовность к получению высшего филологического образования, поэтому приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
В связи с этим программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В результате обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности, передача содержания информации адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.); оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступление (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.
Раздел II. Требования к уровню подготовки учащихся Х класса профильного уровня
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел III. Перечень учебно-методического обеспечения
- Литература для учащихся
- Бабайцева В. В. Русский язык: 10-11 кл.: Учеб. для общеобраз. учрежд. филологического профиля / В. В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2008-2011г.г.
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г.
- Владимирская Г. Н. Тренажер для подготовки к экзамену. Русский язык. 10-11 кл. / Г. Н. Владимирская, С. И. Райский. - М.: Новый учебник, 2004.
- Власенков А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
- Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2006.
- Гольцова Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебное пособие / Н. Г. Гольцова. И. В. Шамшин. - М.: Русское слово, 2002.
- Дейкина А. Д. Русский язык. Раздаточный материал. 10 класс/А. Д. Дейкина. -М.: Дрофа, 2006.
- Дейкина А. Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов /А. Д. Дейкина. Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2002.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: 1982.
- Иссерс О. С. Тесты. Русский язык. 10-11 классы / О. С. Иссерс, Н.А.Кузьмина. -М.: Дрофа, 2005.
- Козловская М. В., Сивакова Ю.Н. Русский язык: Анализ текста: Пособие для подготовки к единому гос. / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.
- Костомарова И. В. Русский язык. Тексты и задания по культуре речи. – М.: 1988.
- Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
- Купалова А.Ю. Текст и занятия родным языком. – М.: 1996.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: 1969.
- Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Дрофа, 2006.
- Лосева Л. М. Как строится текст. - М.: 1980
- Мазнева О.А., Михайлова И.М. Практикум по стилистике русского языка. Тесты и задания: Пособие для старшеклассников. - М.: Дрофа, 2006.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 кл. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.
- Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2006.
- Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточный материал. 11 класс. - М.: Дрофа, 2006.
- Потапова Г.Н. Русский язык: Орфография. Синтаксис и пунктуация. Комплексный анализ текста. 10-11 кл. Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2002.
- Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение', 2006.
- Развивайте дар речи. Пособие для учащихся. Сост. Т.А.Ладыженская. – М.: 1977
- Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2006.
- Тростенцова Л.А., Шхапацева М.Х. Пунктуация без секретов: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М.: Дрофа, 2002.
- Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая тетрадь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2006.
Литература для учителя.
- Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по учебнику «Русский язык для 10 –11 классов» Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко
- Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений– М. «Просвещение» 2008 -2011г.г.
- Журналы: « Русский язык в школе», «Русский язык»- приложение к газете «Первое сентября»
- Иванов Ю.С. ЕГЭ. Русский язык. Теоретические материалы. – СПб.: Тригон, 2008 г.
- Новикова Л.И., Грибанская Е.Э. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009 г.
- Пучкова Л.И. Методическое пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. – М.: Экзамен, 2009 г.
- Тропкина Л.А. Русский язык. Поурочное планирование 11. – Волгоград, 2009 г.
- Валгина Н.С., Трудные вопросы пунктуации. – М., 1983.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура искусство речи. Современная риторика. -Ростов н/Д: «Феникс», 1999
- Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского литературного языка. -М.: Просвещение, 1994
- Голуб И. Б. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
- Горбачевич А.С. Нормы современного русского литературного языка: Пособие для жителей. - М.: Просвещение, 1978.
- Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
- ЕГЭ-2012. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. – М., 2012
- Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
- Иванова В.Ф., Трудные вопросы орфографии. – М., 1982. Пучкова Л. И. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004
- Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку.– М., 1984.
- Ипполитова Н. А, Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: Курс лекций / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - М.:ТК Вельби, изд-во «Проспект», 2007.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. – М., 1994
- Колокольцева Т.Н. Практикум по стилистике русского языка: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2006.
- Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, - 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово – РС», 2007.
- Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи. -М.: Аквариум ЛТД, 2001.
- Львова СИ. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 10-11 кл. Пособие для лнителя. - М.: Мнемозина, 2003
- Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс: Учебное пособие. -Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2005.
- Меркин Г.С., Зыбина Т.М., Максимчук Н.А., Рябикова О.С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М.: ОО ТИД «Русское слово - РС», 2005.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи. 10 класс. Методические рекомендации. -М.: Дрофа, 2006.
- Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. - М.: Вербум-М, 2003
- Потемкина Т.В., Соловьева Н.Н. Дидактические материалы к лекциям по теме «Формы и виды контроля на уроках русского языка в 11 классе». - М.: АПК и ПРО, 2002.
- Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. - М.: Ральф, 1996.
- Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
- Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Учебное пособие* по развитию речи. -М.: ОО ТИД «Русское слово РС», 2004.
- Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М.: 1997.
- Служевская Т.П. Уроки русской словесности: Практикум по культуре речи. - СПб: Лзд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
- Черников И.Н:, Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: ТИД «Русское слово - РС», 2003.
- Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2006
Мультимедийные пособия.
- «Фраза». Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык». Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Уроки русского языка Кирилла и Мефодия, 10 класс.
- (Сборник посвящен вопросам синтаксиса и пунктуации сложного предложения, вызывающим наибольшие трудности у учащихся).
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов ( 5 – 11 классы).
- Электронные носители:
- Репетитор Русский язык. Весь школьный курс Репетитор. Тесты по пунктуации.
- Готовимся к ЕГЭ. Русский язык.
Раздел VI. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
№ урока | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
1 | Диагностическая тестовая работа | ||||
2 | Диагностический диктант. | ||||
Раздел 1. Общие сведения о языке (11 часов) | |||||
3/1 | Русский язык как объект научного изучения. Русистика и её основные разделы. Виднейшие учёные русисты и их работы. | Сообщение новых знаний | Русский язык как объект научного изучения. Русистика как наука о русском языке; её основные разделы. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. Обеспечение научного подхода к изучению предмета и эмпирического метода исследования научно-теоретических и практических лингвистических работ | Знать русистику как науку о русском языке, ее основные разделы и направления развития. Обеспечение научного подхода к изучению предмета и эмпирического метода исследования научно-теоретических и практических лингвистических работ. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, передача содержания информации адекватно поставленной цели. | |
4/2 | Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. | Сообщение новых знаний | Язык как знаковая система и общественное явление. Связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества, значимость и предназначение языка, понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке. | Знать о речи как форме существования языка и источнике его развития, речевой деятельности, связь между происхождением языка и возникновением человеческого общества, значимость и предназначение языка, понятие национальной культуры в широком её значении, отражение культуры в языке. Знать сферы деятельности, в которых русский язык функционирует как государственный; о разновидностях русского языка, составляющих понятие «национальный язык». Осознавать национальное своеобразие русского языка. Уметь видеть самобытность русского национального языка, развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства. | |
5/3 | Русский язык в современном мире. Активные процессы в современном русском языке. Основные функции языка | Сообщение новых знаний | Русский язык – государственный язык Р.Ф. Русский язык в кругу языков России. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая | Понимать социальную роль русского языка в обществе, политико-правовой статус русского языка как государственного языка Р.Ф., связь языка и истории, культуры русского и других народов, место русского языка в системе языков народов мира, уметь объяснять причины интереса к русскому языку в мире, использовать ознакомительно-изучающее чтение, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание на основе исходных текстов, уместно использовать цитирование. Знать основные функции языка: экспрессивную (эмоциональную), коммуникативную, когнитивную (познавательную), аккумулятивную, т. е. функцию накопления, хранения и передачи общественного опыта и знаний, эстетическую, функцию воздействия (волюнтативную) Формировать представление о языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, углублять знания о лингвистике как науке | |
6/4 | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. | Сообщение новых знаний | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. | Знать русский язык как один из индоевропейских языков, русский язык в кругу других славянских языков. Уметь видеть признаки славянизмов в современном русском языке, их роль; давать исторический комментарий к языковым явлениям. развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства | |
7/5 | Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. | Сообщение новых знаний | Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки. | Знать роль старославянского языка в развитии русского языка, признаки старославянизмов. Уметь видеть старославянизмы в образцах современного русского языка. | |
8/6 | Общее и различное в русском и других языках. Основные этапы исторического развития русского языка. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма. | Сообщение новых знаний | Углубление знаний об устройстве и развитии языка; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений; проведение поисково-исследовательской работы о возникновении письменности на Руси. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма | Знать основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов, общее и различное в русском и других языках . Знать реформы в истории русского письма. Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры. | |
9/7 | Сведения об истории русской письменности. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. | Сообщение новых знаний | Краткая история русской письменности. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней, совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений; проведение поисково-исследовательской работы о возникновении письменности на Руси | Знать краткую историю русской письменности, Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. | |
10/8 | Формы существования русского национального языка. Понятие о литературном языке и просторечии. | Сообщение новых знаний | Углубление знаний об устройстве и развитии языка; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений. | Знать: формы существования русского национального языка. Понятие о литературном языке и просторечии. Понимать: проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. | |
11 /9 | Диалекты как историческая база литературных языков. Взаимообогащение языков как результата взаимодействия национальных культур. | Сообщение новых знаний | Диалекты как историческая база литературных языков. Диалекты – часть словаря национального русского языка. | Знать, что диалекты - историческая база литературных языков. Понимать: взаимообогащение языков - результат взаимодействия национальных культур | |
12/10 | Формы существования русского национального языка. Профессионализмы. Жаргон и арго. | Сообщение новых знаний | Формы существования русского национального языка. Профессионализмы. Жаргон и арго. | ||
13/11 | Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. | Сообщение новых знаний | Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. | Уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий, понимать, что литературный язык – это высшая, образцовая форма национального языка, объединяющая кодифицированный литературный язык и разговорную речь. | |
Раздел 2. Языковая система ( 4 часа) | |||||
14/1 | Понятие о системе языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. | Сообщение новых знаний | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. | Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня. | |
15/2 | Языковая норма, её функции и типы. Варианты норм. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития номы в современном русском языке. | Сообщение новых знаний | Языковая норма и её основные особенности. Нормативность – отличительная особенность русского литературного языка Варианты языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические). Современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. | Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные Уметь разграничивать варианты норм, видеть нарушения | |
16/3 | Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. | Сообщение новых знаний | Нормативность – отличительная особенность русского литературного языка. Современные тенденции в развитии норм русского литературного языка. | Знать: типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Понимать: соблюдение норм речевого поведение в различных ситуациях и сферах общения. | |
17/4 РР-1 | Лингвистический анализ текста. | ||||
Раздел 3. Фонетика. Орфоэпия. Орфография ( 15часов) | |||||
18/1 | Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. | Урок обобщения и систематизации ранее изученного | Классификация фонетических единиц русского языка, отличие звука речи от фонемы, взаимосвязь основных единиц и уровней языка: работа над закреплением орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова, закрепление навыков произношения. | Знать классификацию фонетических единиц русского языка, отличие звука речи от фонемы, о взаимосвязи основных единиц и уровней языка; совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными источниками (научно-информативная и справочная литература) анализировать языковые единицы и явления с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, различать сильные и слабые позиции фонем, производить фонетический разбор. | |
19/2 | Звуки речи и фонема. Звуки речи и буквы. Прописная и строчная буквы. | Уметь разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы, применять | |||
20/3 | Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. | Сообщение новых знаний | Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы: произношение безударных гласных и некоторых согласных, сочетание согласных, некоторых грамматических форм, особенности произношения иноязычных слов, русских имён и отчеств. | Знать орфоэпические (произносительные) и акцентологические нормы. Уметь применять в практике речевого общения основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка, давать в необходимых случаях исторический комментарий к языковым явлениям, извлекать необходимую информацию из справочной литературы | |
21/4 | Звуковые законы в русском языке. Фонетический разбор. Перенос слова. | Урок обобщения и систематизации | Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи. Перенос слов. | Знать, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения звукового анализа художественного текста. Уметь применять правила переноса слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. | |
22/5 | Звуковые законы в русском языке. Фонетический разбор. | Урок обобщения и систематизации | Фонетическая транскрипция. Объяснение особенностей произношения и написания слова с помощью элементов транскрипции, использование звукописи в художественной речи. | Знать, что такое фонетическая транскрипция, порядок выполнения фонетического разбора. Уметь выполнять звуковой анализ слова с целью объяснения его произношения, написания и для проведения звукового анализа художественного текста. Уметь применять правила переноса слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. | |
23/6 | Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка. | Сообщение новых знаний | Принципы (морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий) русской орфографии. | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный. Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, развернуто обосновать свою позицию с приведением системы аргументов | |
24/7 | Орфография. Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые безударные гласные. | Урок обобщения и систематизации | Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые безударные гласные. | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный. Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, развернуто обосновать свою позицию с приведением системы аргументов | |
25/8 | Орфография. Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые безударные гласные | Урок обобщения и систематизации | Правописание гласных в корне слова. Проверяемые, непроверяемые безударные гласные. | Знать основные принципы русской орфографии: фонетический, морфемный, морфологический, традиционный. Уметь соотносить орфограммы с основными принципами орфографии опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций, развернуто обосновать свою позицию с приведением системы аргументов | |
26/9 | Орфография. Гласные после шипящих и Ц. | Урок обобщения и систематизации | Правописание гласных после шипящих и ц | Знать основные условия орфограммы. Знать исключения. Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих и Ц. | |
27/10 | Орфография. Правописание согласных. | Орфография. Правописание согласных. | Уметь применять в практике письма нормы правописания согласных | ||
28/11 | Орфография. Правописание согласных. | ||||
29/12 | Орфография. Значение букв Ъ и Ь в русской графике. Значение букв Е,Ё,Ю,Я | Орфография. Значение букв Ъ и Ь в русской графике. Значение букв Е,Ё,Ю,Я | Уметь применять в практике письма нормы правописания букв Ъ и Ь | ||
30/13 | Изобразительные средства фонетики русского языка. | Сообщение новых знаний | Изобразительные средства фонетики русского языка. | Знать изобразительные средства фонетики русского языка Уметь использовать их в художественные текстах собственного сочинения Совершенствовать способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | |
31/14 К -1 | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия Орфография». Тест. | Урок контроля. | Различные виды анализа фонетических единиц. Проверка знания орфографии, орфоэпических норм в формате ЕГЭ | Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | |
32/15 | Анализ проверочной работы. | Урок коррекции | Анализ ошибок | Уметь видеть, анализировать, исправлять и объяснять ошибки. | |
Лексика и лексикология (15 часов) | |||||
33/1 | Повторение по теме «Лексика. Лексикология» Лексические и фразеологические словари. | Урок повторения | Обобщение полученных в 5-9 классах знаний по теме «Лексикология», закрепление навыков правописания. | Уметь толковать значение слова известными способами, производить синонимическую замену слов, употреблять в речи синонимы, антонимы, фразеологизмы. Уметь работать с разными видами лингвистических словарей. | |
34/2 | Богатство речи. Многозначность слова. Изобразительно-выразительные средства». | Сообщение новых знаний | Богатство речи. Однозначность и многозначность слова. | Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова, изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. Уметь работать с толковым словарем, проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения | |
35/3 | Прямое и переносное значения слова. | Сообщение новых знаний | Переносное значение слова. Изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. | Знать лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова, изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. Уметь работать с толковым словарем, проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, применять полученные знания в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения | |
36/4 | Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. | Сообщение новых знаний | Омонимы, омоформы, омофоны, омографы. | Знать омонимы омографы, омофоны, омоформы. Уметь использовать омонимы как лексическое средство выразительности в тексте работать со словарем омонимов, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | |
37/5 | Паронимы и их употребление. | Сообщение новых знаний | Паронимы и их употребление. | Знать паронимы. Уметь предупреждать речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов, применять в практике речевого общения основные лексические нормы современного русского литературного языка, .оценивать языковые явления и факты с точки зрения соответствия сфере и ситуации общения, применять полученные знания и умения в собственной речевой практике, развернуто обосновать свою позицию с приведением системы аргументов | |
38/6 | Синонимия в системе языка. Лексические синонимы. Разностилевые синонимы. Контекстуальные синонимы. | Урок обобщения и систематизации | Синонимия в системе языка. Синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд | Знать явление синонимии, синонимы лексические, стилистические, контекстуальные, синонимический ряд. Уметь использовать синонимы как лексическое средство выразительности в тексте, работать со словарем синонимов, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | |
39/7 | Морфемные синонимы. Морфологические синонимы. | ||||
40/8 РР-2 | Синтаксические синонимы. Понятие градации. Лексические нормы. Источники пополнения синонимов. Роль синонимов в речи. | Урок обобщения и систематизации | Синонимия в системе языка. | Уметь использовать синонимы как средство связи слов в тексте и как средство устранения неоправданного повтора, Уметь выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово с учётом конкретной речевой ситуации, оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения | |
41/9 | Антонимы. Употребление антонимов. | Сообщение новых знаний | Типы антонимов, антитеза. | Знать типы антонимов, антитезу. Уметь использовать синонимы и антонимы как лексическое средство выразительности в тексте, работать со словарем синонимов, антонимов. | |
42/10 | Сферы употребления русской лексики. Активный и пассивный словарный запас. Историзмы. Архаизмы. | Сообщение новых знаний | Сферы употребления русской лексики. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | Знать диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы, стилистические особенности употребления данных видов лексики. Уметь определять лексические особенности текста, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям. | |
43/11 | Исконно русская и заимствованная лексика. Понятие об этимологии. | Сообщение новых знаний | Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы, их роль в создании текстов высокого стиля, взаимосвязь фактов языка и истории | Знать исконно русскую лексику, старославянизмы, заимствованную лексику Уметь находить в тексте старославянизмы и видеть их роль в создании текстов высокого стиля, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем. | |
44/12 | Неологизмы в русском языке. Авторские неологизмы. | Сообщение новых знаний | Неологизмы в русском языке. Авторские неологизмы- окказионализмы | Знать неологизмы. Уметь находить в тексте неологизмы, окказионализмы и видеть их роль в создании текстов, объяснять взаимосвязь фактов языка и истории. | |
45/13 | Русская фразеология. Фразеологизмы. | Сообщение новых знаний | Фразеологизмы. Основные признаки. Источники. Употребление фразеологизмов
| Знать основные признаки и источники появления фразеологизмов. Уметь употреблять фразеологизмы в речи, работать со словарями фразеологизмов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, искать информацию в словарях и другой справочной литературе, расширять круг используемых языковых и речевых средств | |
46/14 | Лексические нормы. | Урок развития речи | Лексические нормы. Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Взаимосвязь языка и культуры. | Знать лексические нормы. Уметь использовать толковые словари русского языка для определения, уточнения лексического значения слова, подбирать синонимы, антонимы к слову, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения. | |
47/15 РР-3 | Лабораторная работа «Лексические средства выразительности речи». Лингвистический анализ текста | Урок развития речи | Лексические средства выразительности речи. | Знать изобразительно-выразительные средства на основе переносного лексического значения. Уметь проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием ИВС, отражать в письменной форме результаты своей деятельности | |
48 РР-4 | Сочинение- рассуждение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ). | Сочинение- рассуждение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ). | |||
Морфемика и словообразование. Орфография. (16 часов) | |||||
49/1 | Повторение. Морфемика и словообразование. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем. | Урок повторения | Морфемы, передающие информацию о слове. Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Основные способы словообразования. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ. | Знать правила правописания морфем, морфологический принцип правописания, основные способы образования слов. Уметь использовать морфемный и словообразовательный анализ для правильного правописания. Знать корневую морфему, аффиксальные морфемы, производную–непроизводную основу, простые, сложные, производящие основы, синонимию и антонимию аффиксов. Уметь делать морфемный анализ слова, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям, развернуто обосновать свою позицию с приведением системы аргументов | |
50/2 | Морфологические и неморфологические способы словообразования | Сообщение новых знаний | Морфологические (приставочный, суффиксальный, пиставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение) и неморфологические (переход из одной части речи в другую) способы словообразования. | Знать морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразовательным словарем, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям. | |
51/3 | Словообразовательные цепочки. Словообразовательные словари. | Урок обобщения и систематизации | Словообразовательный разбор. Основные способы словообразования. | Знать порядок словообразовательного разбора. Уметь проводить словообразовательный разбор, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | |
52/4 | Исторические изменения в составе слова. Чередование звуков в корне слова. | Урок обобщения и систематизации | Чередование гласных и согласных звуков в корне слова | Уметь проводить словообразовательный разбор, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям | |
53/5 | Орфография. Правописание корней с чередованием А-О. | Урок обобщения и систематизации | Правописание безударных гласных корня слова. Чередование гласных в корне слова | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | |
54/6 | Орфография. Правописание корней с чередованием А-О. | Урок обобщения и систематизации | Правописание безударных гласных корня слова. Чередование гласных в корне слова | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | |
55/7 | Орфография. Правописание корней с чередованием Е-И. | Урок обобщения и систематизации | Правописание безударных гласных корня слова. Чередование гласных в корне слова | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и не проверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций. | |
56/8 | Орфография. Правописание согласных и гласных в приставках | Урок обобщения и систематизации | Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок пре- и при-. | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок | |
57/9 | Орфография. Правописание приставок ПРИ- ПРЕ | Урок обобщения и систематизации | Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок пре- и при-. | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок | |
58/10 | Орфография. . Правописание приставок ПРИ- ПРЕ | Урок обобщения и систематизации | Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок пре- и при-. | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок | |
59/11 | Орфография. Гласные Ы и И после приставок. | Урок обобщения и систематизации | Употребление ы-и после приставок. Правописание сложных слов. | Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, ы-и после приставок, сложных слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения | |
60/12 | Орфография. Гласные Ы и И после приставок. | Урок обобщения и систематизации | Употребление ы-и после приставок. | Уметь применять в практике письма нормы правописания ъ и ь, ы-и после приставок, сложных слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения | |
61/13 | Орфография. Правописание сложных слов. | Урок обобщения и систематизации | Правописание сложных слов: существительных, прилагательных, наречий, числительных. | Уметь применять в практике письма нормы правописания сложных слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения | |
62/14 | Орфография. Правописание сложных слов. | Урок обобщения и систематизации | Правописание сложных слов. существительных, прилагательных, наречий, числительных. | Уметь применять в практике письма нормы правописания сложных слов, оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, применять знания и навыки в собственной речевой практике, в том числе и профессионально ориентированной сфере общения | |
63/15 | Словообразовательные средства выразительности речи. | Урок закрепления изученного | Выразительные средства словообразования. Формирование культуры письменной и устной речи | Знать словообразовательные средства выразительности речи . Уметь использовать их в практике речевого общения и; уметь выделять (отмечать) изобразительно-выразительные средства и трудные случаи анализа языковых явлений, расширять круг используемых языковых и речевых средств. | |
64/16 К-2 | Контрольная работа по теме «Морфемика. Словообразование». | Лингвистический анализ текста. Тест | Особенности текстов по стилю и типу. Морфемы, передающие информацию о слове. Основные способы словообр-я. Правописание морфем с опорой на морфемно-словообразовательный анализ | Знать особенность текстов по стилю и типу; Уметь проводить лингвистический анализ текстов различных стилей, отмечать стилевые черты, языковые средства текста; аргументированно анализировать текст, развернуто обосновывать свою позицию с приведением системы аргументов | |
Морфология и орфография ( 19 часов) | |||||
65/1 | Обобщающее повторение по теме «Части речи» | Урок повторения и обобщения | Употребление частей речи. Соблюдение норм русского языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий. | Уметь распознавать изученные части речи на основе общего (грамматического) значения, морфологических признаков, , синтаксической роли; использовать в речи, соблюдать нормы, делать правильный выбор орфограмм, которых зависит от морфологических условий. | |
66/2 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки существительного. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. | Урок обобщения и систематизации | Имя существительное. Правописание окончаний и суффиксов имён существительных. Правописание сложных существительных. | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов и окончаний имён существительных, сложных существительных | |
67/3 | Морфологические нормы. Употребление норм имени существительного. | Урок обобщения и систематизации | Морфологические нормы. Употребление норм имени существительного. | Уметь анализировать и оценивать языковые явления и факты с точки Уметь применять в практике речевого общения основные морфологические нормы, нормы имени существительного. | |
68/4 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки прилагательного. Правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных | Урок обобщения и систематизации | Имя прилагательное: употребление некоторых форм прилагательных; правописание окончаний и суффиксов имён прилагательных; правописание творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов. (35, 36, 37 – Греков). | Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций Уметь применять в практике письма нормы правописания суффиксов и окончаний имён прилагательных, творительного падежа некоторых фамилий и названий населённых пунктов. | |
69/5 | Использование форм прилагательных в речи. | Урок обобщения и систематизации | Правописание сложных прилагательных. (39 Греков). Использование форм прилагательных в речи. | Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. Уметь применять в практике письма нормы слитного, дефисного и раздельного написания слов, употреблять в разных формах прилагательные в речи, согласуя их с существительными. | |
70/6 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки числительного. Использование форм имени числ. в речи. | Урок обобщения и систематизации | Числительное. Правописание числительных. (40-41 – Греков). Использование форм имени числительного в речи. | Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков» «пара чулок» и т.п. | |
71/7 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки местоимения. Правописание местоимений. Использование местоимений в речи. | Урок обобщения и систематизации | Местоимение. Разряды местоимений. Правописание местоимений. (42-43 – Греков). Использование местоимений в речи. | Знать: разряды местоимений по значению. Углубить знания о взаимосвязи основных единиц языка, языковой норме; уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности. Уметь безошибочно писать местоимения, различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой. | |
72/8 К-3 | Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография». Тест. | Урок контроля | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка | ||
73/9 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки глагола. Правописание глаголов. Использование форм глагола в речи. | Урок обобщения и систематизации | Глагол. Суффиксы и окончания глаголов. Правописание глаголов. (45-46 – Греков). Использование форм глагола в речи. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь грамотно писать глаголы, различать однокоренные глаголы и употреблять их в речи, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия, употреблять глаголы в этикетных формах выражения просьбы. | |
74/10 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий. Правописание суффиксов причастий. Ошибки в употреблении причастий. | Урок обобщения и систематизации | Причастие. Правописание суффиксов причастий. (47 – Греков). Употребление причастий. Ошибки в употреблении причастий. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь правильно писать орфограммы в причастии, употреблять причастия в речи. | |
75/11 | Трудные вопросы правописания суффиксов разных частей речи. Правописание Н НН в прилагательных и причастиях. | Урок обобщения и систематизации | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь опознавать слова с изученной орфограммой, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставлять изученные части речи, употреблять их в речи. | |
76/12 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки деепричастия. Правописание деепричастий. Ошибки в употреблении деепричастий. | Урок обобщения и систематизации | Деепричастие. Правописание и употребление деепричастий. (50 – Греков). Ошибки в употреблении деепричастий. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь безошибочно писать суффиксы в деепричастиях, правильно строить предложения с деепричастиями | |
77/13 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки наречия. Правописание наречий | Урок обобщения и систематизации | Правописание наречий. (51 – Греков). Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Отличие от других частей речи. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь безошибочно писать, применяя изученные правила, использовать орфографический словарь для определения слитного и раздельного написания наречий, соблюдать языковые нормы употребления наречий. Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; в необходимых случаях давать исторический комментарий, различать наречия и созвучные слова других частей речи, применять в практике письма нормы правописания омонимичных форм разных частей речи. | |
78/14 | Мягкий знак в конце слова после шипящих | Урок обобщения и систематизации | Мягкий знак в конце слова после шипящих | ||
79/15 | Значение и образование предлогов. Употребление и правописание предлогов. | Урок обобщения и систематизации | Предлоги. Употребление и правописание предлогов. (53-54 – Греков). | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; в необходимых случаях давать исторический комментарий, безошибочно писать производные предлоги, отличать их от созвучных словосочетаний, правильно употреблять в речи и на письме | |
80/16 | Значение и виды союзов. Правописание союзов. | Урок обобщения и систематизации | Союзы. Правописание союзов. (55 – Греков). | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; в необходимых случаях давать исторический комментарий, безошибочно писать. | |
81/17 | Правописание частицы не с разными частями речи. Различение частиц не и ни. | Урок обобщения и систематизации | Правописание частицы не с разными частями речи. Различение частиц не и ни. | Овладеть умениями опознавать, анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций и нормативности. Уметь применять в практике письма нормы правописания не и ни с разными частями речи. | |
82/18 | Культура речи. Использование наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий в речи. | Урок обобщения и систематизации | Использование наречий, предлогов, союзов, частиц, междометий в речи. (Культура речи). | Уметь грамотно использовать наречия, предлоги, союзы, частицы, междометия в речи Углубить знания о языковой норме, ее функциях; овладеть умениями анализировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций | |
83/19 К-4 | Контрольный диктант по теме «Морфология. Орфография». Тест. | Урок контроля | Уметь оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности Уметь применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка | ||
Текст ( 10 часов) | |||||
84/1 РР-5 | Р. р. Текст как единица общения. | Урок развития речи | Текст (высказывание) как единица общения. | Понимать, что текст (высказывание) является единицей общения: подчинено единой теме, которая раскрывается в соответствии с авторским замыслом, высказывание кому-либо адресовано, создано с определённой целевой установкой, характеризуется законченностью, завершённость в передаче информации, в раскрытии темы, в выражении авторского замысла; уметь комментировать и оценивать информацию исходного текста, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать содержание прослушанного текста в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспектов, создавать текст в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией. | |
85/2 РР-6 | Закономерности построения текста. Структурные элементы текста. | Урок развития речи | Тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика. | Понимать значения терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика, уметь определять тему, тематику, основную мысль (идею), проблему, проблематику, владеть основными нормами построения текста. | |
86/3 РР-7 | Языковые способы и средства организации текста. Синтаксис текста. | Урок развития речи | Языковые способы и средства организации текста. Предложение в составе текста. | Уметь использовать при создании текста различные средства связи предложений в тексте (различные виды повтора, сочинительные союзы, согласованное употребление форм времени, различных обстоятельств, лексические и контекстуальные синонимы, вводные слова и др.), цепную и параллельную связь предложений, уметь анализировать текст, определяя способы и средства связи. | |
87/4 РР8 | Абзац. Ключевые слова. | Урок развития речи | Текст – самая крупная единица синтаксической системы, сложный результат мыслительной деятельности. Признаки текста. Абзац. | Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова и средства связи между предложениями в тексте | |
88/5 | Способы выражения темы. Заглавие. | Способы выражения темы. Заглавие. | Знать / понимать: текст (высказывание) как единицу общения, смысл понятий: тема, идея (основная мысль), авторский замысел, проблематика, что текст кому-либо адресован, создан с определенной целевой установкой, характеризуется смысловой закономерностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы; Уметь: комментировать исходный текст, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать прослушанный текст в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспект, владеть основными нормами построения текста, создавать собственный текст | ||
89/6 РР-9 | Способы выражения темы. Начало и конец. Сочинение. | Способы выражения темы. Начало и конец. Сочинение. | Знать / понимать: текст (высказывание) как единицу общения, смысл понятий: тема, идея (основная мысль), авторский замысел, проблематика, что текст кому-либо адресован, создан с определенной целевой установкой, характеризуется смысловой закономерностью, завершенностью в передаче информации, в раскрытии темы; Уметь: комментировать исходный текст, использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи, передавать прослушанный текст в виде планов, схем, таблиц, тезисов, конспект, владеть основными нормами построения текста, создавать собственный текст | ||
90/7 РР-10 | Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. | Урок развития речи | Текст. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. | Знать особенности текста, уметь создавать тексты, устанавливать ведущий тип речи, находить фрагменты с иным типовым значением, определять способы и средства связи предложений в тексте. | |
91/8 РР-11 | Речеведческий анализ текста. | Урок развития речи. Контроль. | Речеведческий анализ текста. | Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать текст, проводить анализ лексических особенностей текста, составлять план, определять тип и стиль речи текста; подробно его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. | |
92/9 РР-12 | Сочинение- рассуждение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ). | Сочинение- рассуждение на основе исходного текста (задание С в формате ЕГЭ). | Уметь: проводить орфографический и пунктуационный разборы, текстоведческий и лингвистический анализ текста, выполнять задание с развернутым ответом (задание С в формате ЕГЭ), на основе исходного текста создавать собственный: формулировать одну из проблем исходного текста, комментировать ее, формулировать позицию автора, аргументировать собственное мнение по проблеме, строить текст, соблюдая языковые и речевые нормы. | ||
Раздел 3. Культура речи. Речевое общение. Устная и письменная форма речи (10 часов). | |||||
93/10 РР-13 | Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. | Урок развития речи | Речевая ситуация и её компоненты: участники – адресант и адресат; обстоятельства речевого общенияы6 личное – неличное, официальное – неофициальное, подготовленное - спонтанное. Условия речевого общения: наличие мотива и цели (коммуникативное намерение) общения, наличие у собеседников общих знаний о мире, социокультурных нормах и стереотипах речевого поведения. | Знать компоненты речевой ситуации, понимать, что конкретную речь можно создать и всесторонне оценить только при относительно конкретных условиях общения; уметь объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и её компоненты), учитывать речевую ситуацию: социальную роль партнёра, характер и условия общения, мотивы и цель, коммуникативную стратегию; выбирать тему общения, обосновывать выбор вида речевого произведения, собирать материал, обрабатывать его, систематизировать, находить новую информацию, перерабатывать её, владеть нормами поведения в различных ситуациях общения. | |
94/1 РР-14 | Информационная переработка текста. Виды сокращений текста: план, тезис, выписка. Конспект. Тематический конспект. | Урок развития речи | Информационная переработка текста. Виды сокращений текста (план, тезис, выписка). Конспект. Тематический конспект | Знать виды информационной переработки текста, виды сокращений Уметь использовать различные виды информационной переработки текста в своей речевой деятельности. Знать правила и приёмы составления конспекта текста научного стиля, уметь составлять конспект научной статьи. | |
95/2 РР-15 | Культура учебно-научного общения. Написание доклада, реферата. | Урок развития речи | Как подготовить реферат на научную тему? | Уметь адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения, читать тексты разных стилей и жанров, извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, словами и словосочетаниями, указывающими на логическую связь частей текста, языковыми средствами при пересказе научного текста с опорой на план, уметь использовать цитаты как средство передачи чужой речи | |
96/3 РР-16 | Статья. Рецензия. | Урок развития речи | Признаки текста как единицы речи. Аннотация: её цель, задачи. Обязательные и факультативные компоненты аннотации. Рецензия. Особенности жанра рецензии. Отбор языковых средств. | Понимать жанровое своеобразие аннотации как вторичного текста, уметь сравнивать тексты аннотаций разных стилей и типов, определять общее и различное, анализировать аннотации на книги научно-популярного характера и научное произведение, редактировать и составлять самим аннотации, включая в них основные компоненты, выделять и формировать тему первоисточника, его основные проблемы, определять читательский адрес. Уметь писать рецензию на книгу научно-популярного характера или художественное произведение, оценивать тему, основную мысль, композицию, язык, героев, использовать в своём тексте лексические и грамматические выражения оценки, авторского отношения к прочитанному. | |
97/4 | Функциональные стили речи – разговорный и книжные. Сферы использования, назначение. | Урок обобщения и систематизации | Повторение изученного о функциональных стилях речи: понятие о ситуации общения (работа со схемой), характеристика стилей (работа с таблицей). | Знать/понимать: стили русского языка. Сферы использования, назначение. Уметь: анализировать тексты с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. | |
98/5 | Публицистический стиль. Основные жанры. Проблемный очерк. | Урок обобщения и систематизации | Публицистический стиль. Цель публицистического высказывания. Основные жанры. Проблемный очерк. Особенности жанра. | Знать/понимать: цель публицистического высказывания – информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя; сферы применения, основные признаки(логичность, образность); эмоциональная оценочность, языковые особенности. Уметь: анализировать тексты публицистического стиля, анализировать проблемный очерк, создавать собственные тексты в жанре проблемного очерка, правильно определять тип речи (рассуждение) сохранять его композицию, уместно использовать характерные для публицистики средства языка. | |
99/6 | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. А.С.Пушкин - создатель русского литературного языка. | Урок обобщения и систематизации | Роль А.С.Пушкина в истории русского литературного языка. Предшественники А.С.Пушкина. А.С.Пушкин - создатель русского литературного языка. | ||
100/7 РР-17 | Культура разговорной речи | Урок обобщения и систематизации | Разговорная речь, сфера её использования, назначение. Разговорная речь, сферы ее использования, назначение. Основные признаки разговорной речи – неофициальность, экспрессивность, неподготовленность, автоматизм, обыденность содержания, преимущественно диалогическая форма.. | Понимать особенности разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения в устной и письменной речи, уметь анализировать речевое высказывание с точки зрения его соотнесённости с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи | |
101/8 РР-18 | Совершенствование культуры разговорной речи. Соблюдение норм речевого поведения в различных ситуациях и сферах общения. | Урок развития речи | Типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Культура разг. речи. Совершенствование умений вести беседу, разговор, спор, рассказ об увиденном, услышанном, прочитанном в ситуациях повседневного обиходно-бытового общения. | Владеть приёмами, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях и сферах общения, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации, анализировать фрагменты текстов разных жанров разговорной речи, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учётом ситуации и условий общения, фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка. Знать / понимать: как вести беседу, разговор, спор и т.п.; Уметь: общаться в различных ситуациях, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные речевой ситуации, моделировать ситуации речевого общения, создавать собственные речевые высказывания, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, соблюдать в речевой практике языковые нормы. | |
102/9 | Культура письменной и устной речи. Повторение изученного. Культура письменного общения. | Повторительно-обобщающий | Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Языковая норма. Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. Разноаспектный анализ текста (смысловой, речеведческий, лингвистический | Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка, подбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи, соблюдать языковые нормы. Уметь: использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, адекватно воспринимать информацию, понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, перерабатывать тексты различных стилей и жанров, создавать собственные, высказывать, производить разноаспектный анализ текста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профиль)
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень)...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профиль)
Рабочая программа...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс программа В.Бабайцевой
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс программа В.Бабайцевой
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по литературе, 10 - 11 классы ( социально-гуманитарный профиль)
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) образования по литературе ...
Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК по программе В.Бабайцевой)
Рабочая программа по русскому языку шестого класса (УМК по программе В.Бабайцевой)...
Рабочая программа по русскому языку 11 класс профиль
Рабочая программа по русскому языку 11 класс профиль (по программе В.В. Бабайцевой)...
Комментарии
Спасибо за материал!Буду
Спасибо за материал!Буду перерабатывать и пользоваться!