Рабочая программа по русскому языку 11 класс (профиль)
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля (автор программы В.В. Бабайцева) и рассчитана на изучение русского языка на профильном уровне по учебникам для 10-11 кл. В.В. Бабайцевой и А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, приложение (календарно-тематический план)
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция – совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Цели обучения русскому языку на профильном уровне
Изучение русского языка в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ «Краснооктябрьская СОШ».
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе профильного уровня – 105 часов.
Раздел II. Учебно-тематический план
№ | Темы по основным разделам | Количество часов | Из них контрольных работ | Из них на развитие речи |
1 | Введение в науку о языке | 10 | 1 | 1 |
2 | Система языка | 4 | 2 |
Морфология | 9 | 2 | 1 |
Синтаксис и пунктуация | 29 | 2 | 3 |
3 | Стилистика | 9 | 1 |
4 | Речь и речевая деятельность | 14 | 2 |
5 | Культура речи | 10 | 2 |
6 | Взаимосвязь языка и культуры | 7 | 2 |
7 | Подготовка к ЕГЭ | 10 |
Итого | 102 | 7 | 12 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса
(профильный уровень)
Введение в науку о языке
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения.
Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго).
Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Языковая норма и ее динамика. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике.
Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития.
Языковая система
Понятие о системе и структуре языка
Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. Синонимия в системе языка.
Морфология
Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.
Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.
Морфологические средства выразительности речи.
Синтаксис
Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.
Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний.
Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.
Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения.
Типы простых и сложных предложений. Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений.
Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.
Синонимия синтаксических конструкций.
Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.
Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с обособленными членами, придаточными частями.
Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты).
Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
Этимология как раздел лингвистики. Исторический комментарий к различным языковым явлениям.
Пунктуация
Пунктуационные нормы. Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания.
Речевое общение. Культура речи
Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.
Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.
Правила успешного речевого общения.
Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.
Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике.
Особенности монологической речи в различных сферах общения.
Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов. Редактирование собственного текста.
Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.
Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов.
Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.
Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.
Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим
учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий.
Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма,
объявления, инструкции. Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п.
Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.
Взаимосвязь языка и культуры.
Взаимосвязь языка и культуры.
Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.
Русский язык в контексте русской культуры.
Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Отражение в современном русском языке культуры других народов.
Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки
учащихся Х класса (профильный уровень)
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература:
Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений филологического профиля/авт. программы В.В.Бабайцева // Программно-методические материалы: Русский язык. 10-11 классы /сост. Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2009
Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений филологического профиля. –М.: Дрофа, 2004.
Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2003.
Дополнительная литература:
В.В.Бабайцева. Методические рекомендации к учебнику / В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская, О.А.Сальникова. – М.: Дрофа, 2007.
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс: Программы 34 и 68 часов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2004. – (В помощь школьному учителю).
Русский язык. 10 класс: Поурочные планы (по учебнику А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы») / Авт.-сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград: Учитель, 2003.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2000.
Барсукова Н.В. Подробный разбор знаний из учебника по русскому языку (Грамматика. Текст. Стили речи) для 10-11 классов. А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой. – М.: ВАКО, 2007.
Журналы «Русский язык в школе»
Малюшкин. А.Б. Комплексный анализ текста: рабочая тетрадь. 10-11 классы / А.Б.Малюшкин. –М.: Сфера, 2009
Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. «Орфографический словарь», М., 1990.
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снегова Г.П. «Школьный толковый словарь русского языка», М., 1998.
Мультимедийные пособия:
Компьютерный тренажёр по русскому языку.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Репетитор по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Репетитор. Тесты по пунктуации.
Репетитор. Тесты по орфографии.
Приложение Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела, тема урока | Кол-во час | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид деятельности учащихся | Вид контроля | Дата проведения урока |
План | Факт |
ВВЕДЕНИЕ В НАУКУ О ЯЗЫКЕ (9+1ч) |
1 | Язык как общественное явление | 1 | Урок изучения нового материала | Отражение коммуникативных целей в структуре языка. Язык и общество. Язык и культура. Социальная стратификация языка. | Знать о связи происхождения языка с возникновением человеческого общества, об основном предназначении языка. Уметь работать с текстами научного стиля, лингвистической терминологией, составлять план, на его основе устное сообщение. | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником | Текущий, УО | 01.09 |
2 | Язык как знаковая система. | 1 | Урок изучения нового материала | Знаковая природа языка. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения | Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником | Беседа, проблемные задания | 03.09 |
3 | Язык и история народа | 1 | Урок изучения нового материала | Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения). | Знать о взаимосвязи языка и истории народа. Уметь составлять план, тезисы статьи, готовить устное сообщение на их основе; анализировать тексты с точки зрения богатства и выразительности русского языка | Работа с учебником, творческое задание | Мини сочинение | 07.09 |
4 | Формы существования русского национального языка. | 1 | Урок изучения нового материала | Разнообразие форм русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго) | Знать основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры).социальные диалекты (жаргоны) и просторечия; уметь объяснять письменно и устно смысл лингвистических понятий: диалектизмы, жаргонизмы и др.; | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником | Текущий, УО | 08.09 |
5 | Русский литературный язык и языковая норма. | 1 | Урок изучения нового материала | Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. | Знать / понимать: смысл понятий: языковая норма, кодификация нормы, нормативность как отличительная особенность русского литературного языка; Уметь: пользоваться различными словарями грамматических трудностей русского языка для получения информации о языковой норме, оценивать собственную и чужую речи с точки зрения правильного употребления языковых норм, редактировать предложения в соответствии с литературной нормой, соблюдать нормы литературного языка в речевой практике. | Работа с учебником, выполнение упражнений, ответы на вопросы, составление плана статьи учебника | Тест | 10.09 |
6 | Нарушения нормы и речевые ошибки. | 1 | Урок изучения нового материала | Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы. | Понимать причины появления речевых ошибок под влиянием конкурирующих с литературным языком разновидностей национального языка, распознавать речевые ошибки | Работа с деформированным текстом | Беседа, проблемные задания | 14.09 |
7 | Активные процессы в русском языке | 1 | Урок изучения нового материала | Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике | Иметь представление об изменениях в условиях функционирования языка, изменениях в системе языка и построения текста, связанных с активными процессами в русском языке. Уметь делать краткую запись основного тезиса и аргументов, развивающих главную мысль автора. | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником | Текущий контроль, УО | 15.09 |
8 | Проблемы экологии языка на современном этапе. | 1 | Урок изучения нового материала | Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. | Знать/понимать: что понимается под экологией слова, какие проблемы экологии русского языка актуальны на современном этапе, какие уровни языковой системы наиболее чутко реагируют на изменения, происходящие в обществе, какие изменения в русском языке происходят под действием «внешних» стимулов, а какие напрямую не связаны с внешними воздействиями, зависят в основном от внутренних объективных законов развития языка; Уметь: оценивать качество хорошей речи, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка. | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам, работа с учебником | Фронтальный опрос | 17.09 |
9 | Контрольная работа по теме «Введение в науку о языке» | 1 | Урок контроля ЗУН | Культура речи. Основные виды языковых норм. | Знать/ понимать: основные нормы русского литературного языка. Уметь: применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии | Тестовые задания | Контрольная работа | 21.09 |
10 | Р/р. Развитие умений самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора | Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Анализ текста | Разбор и анализ текстов | 22.09 |
ЯЗЫКОВАЯ СИСТЕМА |
11 | Понятие о системе и структуре языка | 1 | Комбинированный | Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. | Знать смысл понятий: языковая система, основные единицы языка и речи (звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст), основные уровни языка (фонемный, морфемный, лексический, синтаксический), уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня | Тренинг, практикум | Практикум. Устный опрос | 24.09 |
12 | Синонимия языка на уровне лексики и морфемики | 1 | Урок изучения нового материала | Синонимия языка на уровне лексики и морфемики | Знать о синонимии языка на уровне лексики, морфемики, морфологии и синтаксиса. | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Анализ текста | 28.09 |
13 | Синонимия языка на уровне морфологии и синтаксиса | 1 | Урок изучения нового материала | Синонимия языка на уровне морфологии и синтаксиса | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Анализ текста | 29.09 |
14 | Подготовка к ЕГЭ | 1 | Урок-практикум | Определение уровня изученности материала, аргументированный анализ текста | Знать особенности текстов по стилю и типу Уметь отмечать стилевые черты, языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей. | Тренинг, практикум. | Практичес-кая работа | 01.10 |
МОРФОЛОГИ (8+1ч) |
15 | Морфология как учение о частях речи. | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. | Знать / понимать: морфологию как раздел грамматики, изучающий: изменяемые слова со стороны их строения (морфемного состава), формы слов и правила образования этих форм, парадигмы со всеми грамматическими значениями, которые в них заключены, части речи с принадлежащими им грамматическими категориями, а также лексико-грамматические разряды слов, классификацию частей речи в русском языке, Уметь: определять, к каким частям речи относятся слова, указывать морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи, применять орфографические правила в написании знаменательных слов, производить морфологический анализ знаменательных частей речи. | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Текущий контроль, УО | 05.10 |
16 | Проблема классификации частей речи в русистике | 1 | Комбинированный | Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. Переход слов из одной части речи в другую | Фронтальный опрос, самостоятельная работа | Текущий контроль, ФО | 06.10 |
17 | Знаменательные части речи | 1 | комбинированный | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Знать / понимать о грамматическом значении всех частей речи, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи Уметь: указывать морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи, применять орфографические правила в написании знаменательных слов, производить морфологический анализ знаменательных частей речи. | Работа с учебником, тестовые задания, анализ текста | Тест | 08.10 |
18 | Служебные части речи | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Служебные части речи и их грамматические признаки | Знать / понимать: служебные части речи как слова, не являющиеся названиями предметов или признаков, не способные функционировать в качестве самостоятельных членов предложения и употребляющиеся для связи слов, предложений или частей предложения, Уметь: различать служебные части речи и аффиксы знаменательных слов, определять функции служебных частей, производить морфологический анализ служебных частей речи, применять правила в написании служебных частей речи. | Выполнение тренировочных упражнений | Практическая работа | 12.10 |
19 | Классы слов, не входящие в части речи Грамматическая омонимия. | 1 | Комбинированный | Принципы выделения частей речи и состав частей речи в русском языке. Спорные вопросы определения частеречной принадлежности слов. переход слов из одной части речи в другую. | Знать классы слов не входящие в части речи Уметь находить в тексте примеры омонимии частей речи, использовать в речи явление омонимии частей речи | Выполнение тренировочных упражнений. Практическая работа | Самостояте-льная работа | 13.10 |
20 | Морфологические средства выразительности речи. | 1 | Урок систематизации ЗУН | Выразительные возможности морфологических средств. Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Знать грамматические и словообразовательные средства языковой выразительности и способы их создания. Уметь: понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя, авторский замысел, вступать в диалог с писателем, создавать собственный текст-рассуждение на основе анализируемого текста | Анализ текста, тестовые задания | Практичес-кая работа | 15.10 |
21 | Р/р. Лингвистический анализ текста. | 1 | Урок развития речи | Определение уровня изученности материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Уметь: проводить комплексный анализ текста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Тренинг, практикум | Анализ текста | 19.10 |
22 23 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 2 | Урок контроля | Морфолого-стилистические нормы | Уметь редактировать предложения с морфолого-стилистическими и другими ошибками. | Контрольная работа | 20.1022.10 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (26+3ч) |
24 | Понятие о синтаксисе и пунктуации. Виды и средства синтаксической связи | 1 | Системати-зация ЗУН | Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. | Знать единицы синтаксиса, типы синтаксических связей, средства выражения синтаксической связи | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Самостоятельная работа | 26.10 |
25 | Словосочетание как единица синтаксиса | 1 | Системати-зация ЗУН | Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. Синонимия словосочетаний. | Знать основные разделы русского языка, особенности подчинительной и сочинительной связи Уметь вычленять словосочетание из предложения. Определять различие между сочинительной и подчинительной связью. Производить разбор словосочетания | Беседа, проблемные задания | Тест | 27.10 |
26 | Предложение как единица синтаксиса. | 1 | Системати-зация ЗУН | Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. | Знать основные единицы языка, их признаки Уметь осознавать предложение как минимальное речевое высказывание, употреблять в речи предложения разные по цели высказывания | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Самостоятельная работа | 29.10 |
27 | Основные типы простого предложения | 1 | Системати-зация ЗУН | Виды предложений по составу грамматической основы и наличию второстепенных членов предложения, понятие односоставного предложения. | Уметь вычленять односоставные и двусоставные предложения в тексте, находить главные члены предложения, делать синтаксический разбор простого предложения | Тренировочные упражнения | Практичес-кая работа | 02.11 |
28 | Предикативная основа предложения | 1 | Системати-зация ЗУН | Обобщение сведений о способах выражения подлежащего. Правильное согласование со сказуемым. Способы выражения сказуемого. | Уметь находить подлежащее в предложении, определять способ его выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений | Беседа по вопросам. Выполнение тренировочных упражнений | Комментированное письмо | 03.11 |
29 | Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. Аргумент. Способы аргументации | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением. | Сочинение | 12.11 |
30 | Морфологические способы выражения главных и второстепенных членов предложения | 1 | Системати-зация ЗУН | Обобщение сведений о способах выражения главных и второстепенных членах предложения. Атрибутивные, объективные, пространственные, временные. Причинные и другие грамматические отношения в подчинительном словосочетании как основа определения, дополнения и обстоятельства | Уметь находить главные и второстепенные члены в предложении, определять способ их выражения, согласовывать подлежащее со сказуемым, различать сказуемые по составу, по способу выражения лексического и грамматического значений | Тренировочные упражнения, тестовые задания | Тест | 16.11 |
31 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация. | 1 | Комбинированный | Роль интонации в предложении. Восходяще-нисходящая интонация | Знать об интонации и ее роли в предложении Уметь интонационного правильно произносить предложения. | Тренинг, практикум | Практичес-кая работа | 17.11 |
32 | Слова-предложения. | 1 | Комбинированный | Понятие слов-предложений, способы выражений. Совершенствование умения правильно ставить знаки препинания | Знать понятие слов-предложений Уметь грамотно пунктуационно оформлять данные конструкции в письменной речи | Тренинг, практикум | Практичес-кая работа | 19.11 |
33 | Предложения с однородными членами | 1 | Системати-зация ЗУН | Совершенствование навыков правильной постановки знаков препинания; составление схем предложения с однородными членами | Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах. Связанных союзами, определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | Комментирован-ное письмо. Словарный диктант. Работа с учебником | Самостоятельная работа | 23.11 |
34 | Обособленные и уточняющие члены предложения | 1 | Системати-зация ЗУН | Закрепление и систематизация знаний по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения». Совершенствование навыка правильной постановки знаков препинания | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Уметь применять изученные правила при решении грамматических задач, производить синтаксический и пунктуационный разборы | Работа с учебником. Объяснительный диктант | Текущий контроль, УО | 24.11 |
35 | Практическая работа. Пунктуационный анализ текстов | 1 | Системати-зация ЗУН | Определение уровня изученного материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Знать основные нормы русского литературного языка. Уметь применять изучены орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тренинг, практикум | Разбор и анализ текстов | 26.11 |
36 | Сложное предложение, его виды. Сложносочиненные предложения | 1 | Комбинированный | Повторение сведений о сочинительных союзах, расширение знаний учащихся о ССП | Знать основные группы ССП по значению и союзам Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор | Беседа, проблемные задания | Текущий контроль, УО | 30.11 |
37 | Сложноподчинен-ные предложения | 1 | Комбинированный | Углубление понятий о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении СПП, способах разграничения союзов и союзных слов | Знать основные группы ССП по значению и союзам Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор. | Беседа, проблемные задания | Тест | 01.12 |
38 | Бессоюзное сложное предложение, его виды. | 1 | Комбинированный | Основные признаки БСП, условия постановки знаков препинания в БСП | Знать основные виды БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений | Самочтояте-льная работа | 03.12 |
39 | Способы оформления чужой речи. | 1 | Комбинированный | Способы оформления чужой речи. | Знать способы оформления чужой речи Уметь пунктуационно грамотно оформлять чужую речь в письменной форме | Тренировочные упражнения. Конструирование предложений | Практичес-кая работа | 07.12 |
40 | Р/р. Способы определения авторской позиции. | 1 | Урок развития речи | Основная мысль, позиция автора. Аргумент. Способы аргументирования. Типы аргументов. Выражение собственного отношения к авторской позиции в тексте и его аргументация. | Знать признаки текста, его функционально-смысловые типы. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Анализ текста | Разбор и анализ текстов | 08.12 |
41 | Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением. | Сочинение | 10.12 |
42 | Синтаксическая синонимия. Синтаксические средства выразительности | 1 | Комбинированный | Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. | Знать изобразительно-выразительные средства синтаксиса, средства подкрепляющие смысловые отношения Уметь при анализе давать интерпретацию языковых явлений и фактов | Анализ текста | Тест | 14.12 |
43 | Текст как речевое произведение. Синтаксис текста | 1 | Комбинированный | Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей, жанров | Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Тренировочные упражнения | Работа с деформированным текстом | 15.12 |
44 | Сложное синтаксическое целое. | 1 | Комбинированный | Сложное синтаксическое целое. | Тренировочные упражнения | Практичес-кая работа | 17.12 |
45-46 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 2 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности материала | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Контрольная работа | 21.1222.12 |
47 | Пунктуация как система правил постановки знаков. Разделы русской пунктуации препинания | 1 | Комбинированный | Три основных направления в истории русской пунктуации: логическое, синтаксическое и интонационное. Три принципа русской пунктуации: формально-грамматический, логически-смысловой, интонационный. | Знать: основные виды пунктограмм Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка Иметь представление о системе правил постановки знаков препинания | Работа с учебником. Выполнение упражнений | Беседа. Проблемные задания | 24.12 |
48 | Пунктуация в простом предложении | 1 | Урок-практикум | Двусоставные и односоставные предложения. Однородные и обособленные члены предложения. Обращения и вводные слова | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями Уметь выявлять условия обособления. Анализировать предложение | Тренировочные упражнения | Практическая работа | 28.12 |
49 | Пунктуация в сложном предложении | 1 | Урок-практикум | Запятая при стечении сочинительных и подчинительных союзов и союзных слов, особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью, имеющих общее придаточное предложение. | Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, осложненных разными конструкциями Уметь выявлять условия обособления. Анализировать предложение | Тестовые задания | Тест | 29.12 |
50 | Знаки препинания в связном тексте | 1 | Комбинированный | Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. | Знать основные виды пунктограмм Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Пунктуационный анализ текста | Анализ текста | 14.01 |
51 | Трудные случаи пунктуации | 1 | Комбинированный | Трудные случаи орфографии и пунктуации. | Знать основные виды пунктограмм Уметь применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка | Тренинг, практикум | Практичес-кая работа | 18.01 |
52 | Лингвистический анализ текста | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста | Уметь отмечать стилевые черты. Языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | Самостоятельная работа | 19.01 |
СТИЛИСТИКА (8+1ч) |
53 | Стили речи. Научный стиль | 1 | Функциональные стили речи. Научный стиль, сферы его использования, назначение. Основные признаки научного стиля. Лексические, морфологические и синтаксические его особенности. Основные жанры научного стиля. | Знать / понимать: стили русского языка; цель высказывания научного стиля (передача научной информации), сферу применения в устной (доклад, лекция, научное сообщение) и письменной (словари, учебники, энциклопедии, научные книги) речи; Уметь: анализировать тексты научного стиля с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей. Знать / понимать: основные признаки научного стиля: логичность изложения, точность, строгая аргументированность, отвлеченность и обобщенность, объективность, его отличительные особенности; Уметь: анализировать тексты научного стиля и создавать по аналогии собственные тексты, соблюдать языковые нормы | Работа с учебником, выполнение тренировочных упражнений | Творческая работа | 21.01 |
54 | Особенности официально-делового стиля | 1 | Повторительно-обобщающий | Официально-деловой стиль, сфера его использования, назначение. | Знать / понимать: основные черты официально-делового стиля – точность, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста, предписывающий характер деловых документов, языковые (лексические, морфологические, синтаксические) признаки; Уметь: опознавать тексты официально-делового стиля, анализировать их с точки зрения языковых и стилевых особенностей. | Работа с учебником, тренировочные упражнения, составление плана статьи учебника | Практическая работа | 25.01 |
55 | Особенности публицистического стиля | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Публицистический стиль, сферы его использования, назначение. Признаки публицистического стиля. | Знать / понимать: цель публицистического высказывания – информирование с одновременным воздействием на слушателя или читателя, сферы применения (общественно-политические, экономические, культурные отношения), основные признаки (логичность, образность), эмоциональная оценочность, языковые особенности (лексические, морфологические, синтаксические); Уметь: анализировать тексты публицистического стиля. | Беседа, проблемные задания | 26.01 |
56 | Лингвистический анализ текста. | 1 | Тематический контроль ЗУН | Определение уровня изученности учебного материала. Аргументированный анализ текста | Уметь отмечать стилевые черты. Языковые средства текста, проводить лингвистический анализ текстов различных стилей | Тренинг, практикум | Самостоятельная работа | 28.01 |
57 | Разговорная речь и ее особенности | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Разговорная речь и ее особенности | Знать основные признаки разговорной речи, ее особенности | Тренинг, практикум | Беседа, проблемные задания | 01.02 |
58 | Язык художественной литературы и литературный язык. | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи. | Знать / понимать: язык художественной литературы и его отличия от других разновидностей современного русского языка, основные признаки художественной речи – образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств и других функциональных разновидностей языка; Уметь: анализировать художественные тексты на разных уровнях (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом), адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый тексты, пересказывать их. | Работа с учебником, выполнение упражнений | Беседа, проблемные задания | 02.02 |
59 | Средства словесной образности | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. Использование изобразительно-выразительных средств в художественной речи. | Знать / понимать: изобразительно-выразительные средства и их роль в художественной речи; Уметь: анализировать художественные тексты, создавать собственные тексты в художественном стиле, используя различные средства выразительности. Определять роль разных стилей речи в художественных произведениях. | Беседа, проблемные задания, выполнение тестовых заданий | Тест | 04.02 |
60 | Р/р. Анализ художественного текста лирического произведения | 1 | Повторите-льно-обобщаю-щий | Культура работы с текстами разных типов, стилей и жанров. | Уметь: использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, адекватно воспринимать информацию, понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, перерабатывать тексты различных стилей и жанров, создавать собственные, высказывать, производить разноаспектный анализ текста. | Разноаспектный анализ текста (смысловой, речеведческий, лингвистический) | Анализ текста | 08.02 |
61 | Стилистический анализ текста | 1 | Комбинированный | Стилистический анализ текста по схеме функционально-стилистического анализа текста. | Уметь проводить стилистический анализ теста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей | Стилистический анализ текста | Анализ текста | 09.02 |
РЕЧЬ И РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (12+2ч) |
62 | Речевое общение как форма взаимодействия людей | 1 | Комбинированный | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. | Знать / понимать: речевое общение как форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, виды и средства речевого общения; Уметь: использовать основные качества хорошей речи в практике общения, оценивать целесообразность вида и формы общения, соблюдать в речи этические и коммуникативные нормы, определять сферу общения, социальные роли и взаимоотношения партнеров по общению, понимать и воспринимать собеседника, самовыражаться, управлять общением. | Практикум | Тематический диктант | 11.02 |
63 | Виды речевого общения. | 1 | Комбинированный | Виды речевого общения: личное и неличное, официальное и неофициальное, публичное и непубличное. | Практикум | Работа с деформированным текстом | 15.02 |
64 | Вербальные и невербальные средства общения | 1 | Комбинированный | Вербальные и невербальные средства общения. Успешность речевого общения как достижение прогнозируемого результата. Причины коммуникативных неудач и пути их преодоления | Знать некоторые вербальные и невербальные средства общения Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, организовывать совместную учебную деятельность | Тренинг, практикум | Речевой практикум | 16.02 |
65 | Речевая ситуация и ее компоненты | 1 | Комбинированный | Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения. | Знать / понимать: компоненты речевой ситуации (участники – адресант и адресат), что речь зависит от конкретных условий и обстоятельств; Уметь: объяснять смысл лингвистических понятий (речевая ситуация и ее компоненты), учитывать речевую ситуацию: социальную роль партнера, характер и условия общения, мотивы и цель, коммуникативную стратегию, выбирать тему общения, собирать материал, обрабатывать и систематизировать его | Выполнение упражнений. Речевой практикум | Текущий контроль | 18.02 |
66 | Культура речевого общения | 1 | Комбинированный | Культура речевого общения как выполнение норм и правил общения с окружающими, основанное на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса | Знать / понимать: основные аспекты культуры речи: нормативный (соблюдение языковых норм), коммуникативный (обеспечение взаимосвязи между адресантом и адресатом), этический (соблюдение устойчивых формул общения), основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия. | Работа над интервью общественного деятеля (политика, ученого, артиста и т.п.) | Тематический диктант | 22.02 |
67 | Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением. | Сочинение | 23.02 |
68 | Выбор речевой тактики и языковых средств | 1 | Комбинированный | Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. | Знать правила ведения беседы, дискуссии Уметь соблюдать нормы речевого поведения при обсуждении дискуссионных проблем | Комплексный анализ текста | Текущий контроль | 25.02 |
69 | Устная и письменная речь. Монолог и диалог. | 1 | Комбинированный | Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. Дискуссионная речь. Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. Монолог | Знать что такое устная и письменная форма речи Уметь оперировать терминами при анализе языкового явления, правильно оформлять диалог на письме | Работа с деформирован-ным текстом | Творческое задание | 01.03 |
70 | Текст как речевое произведение | 1 | Комбинированный | Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально- смысловых типов, стилей и жанров. | Владеть основными нормами построения текста, уметь определять тему, основную мысль текста, способы их выражения, выделять микротему, ключевые слова, способы и средства связи между предложениями в тексте, лексические, грамматические средства выражения отношения и оценки, средства выразительности, создавать письменное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивая правильность, точность и выразительность речи | Работа с деформирован-ным текстом | Текущий контроль | 02.03 |
71 | Речеведческий анализ текста. Овладение приемами совершенствования и редактирования теста | 1 | Урок систематизации ЗУН | Язык и речь. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность. Уместность употребления языковых средств. Анализ художественного и научно-популярного текста | Уметь определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности. Находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их. | Работа с деформирован-ным текстом | Самостоятельная работа | 04.03 |
72 | Культура работы с текстами | 1 | Комбинированный | Систематизация знаний по культуре работы с текстами разных типов и жанров: смысловое восприятие текста, информационная переработка текста в виде плана, тезисов, конспектов, аннотаций. Отзывов, рецензий и т.д. | Уметь оценивать высказывание с точки зрения содержания. Языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач. Изобразительно-выразительные возможности художественного текста и проводить его лингвостилистический анализ | Практическая работа | Тренинг, практикум | 08.03 |
73 | Использование различных видов чтения. | 1 | Комбинированный | Использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. | Уметь использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотрового, ознакомительного, изучающего, ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др. | Тренинг практикум | Самостоятельная работа | 09.03 |
74 | Информационная переработка текстов | 1 | Комбинированный | Информационная переработка текстов различных функциональных стилей и жанров: написание тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов. | Уметь создавать текст заданного стиля. Редактировать текст | Тренинг практикум | Творческая работа | 11.03 |
75 | Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением. | Сочинение | 15.03 |
КУЛЬТУРА РЕЧИ (8+2ч) |
76 | Культура речи и ее основные аспекты | 1 | Комбинированный | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи. | Знать / понимать: основные аспекты культуры речи: нормативный (соблюдение языковых норм), коммуникативный (обеспечение взаимосвязи между адресантом и адресатом), этический (соблюдение устойчивых формул общения), основные цели общения, связанные с направленностью и особенностями взаимодействия. | Тренинг, практикум | Текущий контроль, УО | 16.03 |
77 | Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. | 1 | Комбинированный | Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля. Совершенствование культуры учебно-научного общения в устной и письменной форме. Цитата как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля. | Знать / понимать: цитату как способ передачи чужой речи в текстах научного стиля, сообщение на лингвистическую тему как вид речевого высказывания; использовать языковые средства научного стиля в собственных высказываниях в письменной форме, выделять цитаты знаками препинания разными способами, использовать в устном сообщении специальные средства эмоционального воздействия на слушателей (тон, мимика, жесты; иллюстративный материал, различные стилистические фигуры речи и т.п., а также языковые средства, подчеркивающие логичность, связность изложения. | Тренинг, практикум | Творческая работа | 18.03 |
78 | Речевые жанры. Жанры научного стиля | 1 | Комбинированный | Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы). Основные жанры научного стиля. Участие в беседах, дискуссиях, краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам. Написание докладов, рефератов, тезисов, рецензий. | Знать основные признаки научного стиля Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Тренинг, практикум | Самостоятельная работа | 22.03 |
79 | Основные жанры официально-делового стиля | 1 | Комбинированный | Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа. Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. Написание деловых документов различных жанров: заявления, доверенности, резюме, делового письма, объявления, инструкции. | Знать основные жанры и признаки официально-делового стиля Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Тренинг, практикум | Самостоятельная работа | 23.03 |
80 | Формирование культуры публичной речи. Очерк. Эссе. | 1 | Комбинированный | Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | Знать признаки публицистического стиля Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты, используя жанр очерка, эссе. | Тренинг, практикум | Творческая работа | 01.04 |
81 | Формирование культуры публичной речи. Устное выступление. | 1 | Комбинированный | Знать признаки публицистического стиля Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты | Работа с деформирован-ным текстом | Практичес-кая работа | 05.04 |
82 | Культура разговорной речи | 1 | Комбинированный | Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. | Знать основные жанры разговорной речи Уметь определять тему, основную мысль текста. Анализировать структуру и языковые особенности текста, совершенствовать и редактировать собственные тексты. | Тренинг, практикум | Анализ текста | 06.04 |
83 | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания | 1 | Комбинированный | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. | Знать/понимать: основы красноречия - содержательность, точность, ясность, чистота, логичность, последовательность, образность, выразительность речи, целесообразность и уместность коммуникативного общения; Уметь: оценивать качества хорошей речи, аргументировать собственное высказывание, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка, соблюдать языковые нормы. | Тренинг, практикум | Анализ текста | 08.04 |
84 | Р/р. Лингвистический анализ текста. | 1 | Урок развития речи | Определение уровня изученности материала. Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Уметь: проводить комплексный анализ текста, редактировать тексты функциональных разновидностей с точки зрения лингвистических особенностей. Отражение в письменной форме результатов своей деятельности | Тренинг, практикум | Анализ текста | 12.04 |
85 | Р/р. Сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. | 1 | Урок развития речи | Тема и проблема текста. Основная мысль, позиция автора. Комментарий. аргумент. Способы аргументации | Знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение) Уметь: свободно. Правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | Составление плана, подбор аргументов, работа над сочинением. | Сочинение | 13.04 |
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ (7ч) |
86 | Взаимосвязь языка и культуры | 1 | Урок усвоения нового материала. | Взаимосвязь русского языка и культуры. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур народов России. Отражение в современном русском языке культуры других народов, населяющих Россию. | Знать/понимать: связь русского языка с историей и культурой русского народа и других народов России, как отражаются в нем их материальная и духовная культура; Уметь: извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ и Интернета, перерабатывать данный материал, создавать собственное монологическое высказывание на его основе, умело использовать цитирование; составлять вопросы и связно отвечать на них; писать мини-сочинения | Работа с учебником, составление плана статьи, выполнение упражнений | Устное высказывание-рассуждение | 15.04 |
87 | Русский язык в контексте русской культуры | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с языками народов России; роль языка в контекст русской культуры | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа | Запись тезисов лекции, беседа по вопросам | Фронтальный опрос | 19.04 |
88 | Слова с национально-культурным компонентом значения | 1 | Комбинированный | Взаимоотношения русского языка с языками народов России, роль языка в межнациональном общении | Уметь объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом | Конструирование предложений, комплексный анализ текста | Фронтальный опрос | 20.04 |
89 | Взаимообогащение языков | 1 | Комбинированный | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур | Знать/понимать: связь русского языка с историей и культурой русского народа и других народов России, как отражаются в нем их материальная и духовная культура; Уметь: извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, справочной литературы, СМИ и Интернета, перерабатывать данный материал, создавать собственное монологическое высказывание на его основе, умело использовать цитирование; составлять вопросы и связно отвечать на них; писать мини-сочинения | Творческая работа | Мини-сочинение | 22.04 |
90 | Речевой этикет. | 1 | Комбинированный | Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. | Знать правила речевого этикета | Тренинг, практикум | Творческая работа | 26.04 |
91-92 | Контрольная работа в формате ЕГЭ | 2 | Уроки контроля | Культура речи. Речевое общение. Текст. | Уметь: анализировать текст, опознавать в нем языковые единицы, оценивать их с точки зрения правильности, точности, уместности, ясности, логичности, анализировать, текст с точки зрения содержания структуры, стилевых особенностей, эффективного достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств. | Лингвистический анализ текста, тестовые задания к нему. | Контрольная работа | 27.04 |
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ (9ч) |
93 | Разбор заданий ЕГЭ: орфоэпия | 1 | Урок систематизации ЗУН | Орфоэпия. Орфоэпические нормы | Знать основные нормы русского литературного языка Уметь применять изученные орфограммы. Соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | Тренинг, практикум | Тест | 29.04 |
94 | Разбор заданий ЕГЭ: лексика | 1 | Урок систематизации ЗУН | Лексика. лексические нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 03.05 |
95 | Разбор заданий ЕГЭ: словообразование | 1 | Урок систематизации ЗУН | Словообразование. Нормы словообразования | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 04.05 |
96 | Разбор заданий ЕГЭ: морфологи | 1 | Урок систематизации ЗУН | Морфология. Морфологические нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 06.05 |
97 | Разбор заданий ЕГЭ: орфография | 1 | Урок систематизации ЗУН | Орфография. Орфографические нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 10.05 |
98 | Разбор заданий ЕГЭ: анализ текста | 1 | Урок систематизации ЗУН | Текст. Тема и проблема текста. Основная мысль. Позиция автора. Аргумент | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 11.05 |
99 | Разбор заданий ЕГЭ: синтаксис простого предложения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Синтаксис. Синтаксические нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 13.05 |
100 | Разбор заданий ЕГЭ: синтаксис сложного предложения | 1 | Урок систематизации ЗУН | Синтаксис. Синтаксические нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 17.05 |
101 | Разбор заданий ЕГЭ: пунктуация | 1 | Урок систематизации ЗУН | Пунктуация. Пунктуационные нормы | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тренинг, практикум | Тест | 18.05 |
102 | Итоговый урок | 1 | Урок контроля ЗУН | Уметь работать с тестами в формате ЕГЭ, заполнение бланков Знать: орфографические и пунктуационные правила; орфоэпические и грамматические нормы. Уметь: выполнять синтаксический и пунктуационный разборы предложения. | Тест | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс (профиль)
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень)...
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса социально-гуманитарного профиля по программе В.В.Бабайцевой
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку и прогр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку (углублённый профиль) для 10 класса к учебнику В.В. Бабайцевой
Рабочая программа по русскому языку (углублённый профиль) для 10 класса к учебнику В.В. Бабайцевой...