Этапы урока | Ход урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Приветствие. Проверка готовности к уроку.
| Демонстрируют своё настроение. | Настраивает детей на работу. | Планирование учебного сотрудничества(К), самоопределение(Л), сформировать самооценку готовности к уроку (Л) организация рабочего места |
II. Этап целеполагания.
Цель: повторение с обобщением изученного материала по теме, формулирование задач урока
| Сегодня мы отправляемся в путешествие. Послушайте загадку и попробуйте догадаться на чём?
Какие красавцы всегда и везде
На суше родятся - живут на воде?
Ходит город-великан
На работу в океан
Мы отправляемся на остров на корабле «Пятёрочка».
Восстановите пропущенное слово и объясните с какой целью мы отправляемся в плавание?
Словосочетание, ..., текст.
Повторение и обобщение по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цели: быть грамотным человеком, правильно расставлять знаки препинания.
|
Слушают и о
тгадывают загадку.
корабль
Записывают число в тетрадях.
Учащиеся формулируют цель и задачи урока. |
Читает загадку, направляет мыслительную деятельность учащихся, подводит к формулировке темы и задач урока.
Слайд 1. | Принимают и сохраняют учебную задачу (Р), слушают учителя (К), пытаются решить задачу (П)
Регулятивные УУД
1. Формулировать тему урока, цель
2. Определять характер деятельности. |
III. Обобщение по теме
Цель: закрепление и обобщение изученного материала; выявление пробелов для корректировки знаний
|
1.Чтобы выйти в море, нужно поднять якорь. Синтаксическая зарядка.
Задание: «толстый» и «тонкий» вопрос.
Один ученик достает определение из шкатулки, формулирует вопрос другому. (5-6 вопросов на основные понятия раздела).
2.Ну, а теперь в путь! Видеоролик «Кораблик». (Звучит музыка).
3.Прямо по курсу удивительный остров, который называется «Синтаксис и пунктуация». Мы совершим восхождение на гору Словосочетаний, искупаемся в озере Предложений, посетим город Текст.
4. Чтобы пришвартоваться, необходимо выполнить задание:
- Третий лишний
- Определение, дополнение, подлежащее.
- Наверное, конечно, разумеется.
- Повествовательное, побудительное, восклицательное.
- Односоставное, сложное, двусоставное.
|
Ученики выполняют задание, формулируя «толстые» и «тонкие» вопросы.
Подлежащее
Наверное
Восклицательное
Сложное |
Проверяются теоретические знания по разделу.
Понятия на слайде 3.
Показывает
слайд с островом
(слайд 2).
Проверяет знание теоретических понятий (слайд4) |
Уметь удерживать учебную задачу (Л), владение правильной речью (М), знать определение изученных терминов. |
| 5. Поднимаемся на гору «Словосочетаний»
- работа с перфокартами
Задание: распредели словосочетания по строению
Уборка урожая, сильный ливень, побежали к дому, отдыхали у бабушки, желтые листья, решительно сел, очень громко, роса на лугу, тихо гудел, уже темно, в зарослях ягод, широкий пруд. |
Выполняют задание с использованием перфокарт;
Самопроверка (слайд 5) |
Диктует словосочетания |
|
| 6.Искупаемся в озере Предложений
- синтаксический разбор простого предложения
1).Блестели на листьях берез жемчужные капли росы. (эпитет)
2).Днем и ночью бьются о прибрежные скалы волны! (олицетворение)
3).Звуки соловьиной песни заполнили, кажется, все пространство.
4). В поисках невесты королевич Елисей обращается к силам природы: солнцу, месяцу, ветру.
Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу...
5). Пословицы, поговорки, загадки – малые жанры фольклора. |
Подчеркивают члены предложения. Дают характеристику, рисуют схему предложения (слайд 6). |
Проверяет, оценивает работу учащихся. |
Познавательные УУД
1. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.
2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец), и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).
производить синтаксический разбор предложения, работать с текстом (П). |
|
- распределительный диктант
1. Пасечник спросил нас: «Хотите, ребята, отведать мёду?»
2. И ей зеркальце в ответ: «Ты, царица, спору нет».
3. «Неблагодарная!» - промолвил Дуб ей тут.
4. «Вы, наверное, очень устали с дороги?» - спросила бабушка.
5. «Воротись, поклонись рыбке», - сказала старуха.
6. Мы подумали: «Скоро пойдет дождь».
А: «П».
| А: «П?»
| «П»,-а.
| «П!»-а.
|
|
|
|
|
| Читают предложения, распределяют по колонкам; взаимопроверка (слайд 7). |
|
Познавательные УУД
Анализировать, строить рассуждения, делать выводы.
|
| 7. Посетим город Текст
День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Лесные поляны налились, кажется, густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.
Птицы замолкают. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь деревья еще видны лучи солнца.
Высоко над елкой заблестели звезды. Ночь прикоснулась к земле.
Задания:
- тема текста
- тип речи
- связь предложений
- охарактеризуйте простые предложения
- назовите сп, как связаны простые в составе сложных?
|
Читают текст, отвечают на вопросы.
Читают предложения, подтверждая свои рассуждения. (слайд 8) |
Предлагает познакомиться с текстом.
Задает вопросы. |
Познавательные УУД
Уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
|
VIII. Домашнее задание. | Повторить синтаксический разбор предложения, схемы предложений прямой речи, виды вводных слов; подготовиться к контрольному диктанту. | Записывают домашнее задание (слайд 9) | Дает комментарий к домашнему заданию. |
|
VII. Итог урока.
Цель: подвести итог проделанной работы на уроке; организовать рефлексию и самооценку своей деятельности. | 1.Пока наш корабль возвращается назад, мы с вами подведем итоги, составим кластер.
Что такое кластер?
Выделение смысловых единиц и расположение их в определенном порядке называется кластером.
2.Этап рефлексии: удалось нам решить поставленную задачу?
3.Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? | Отвечают на вопросы учителя.
Составляют кластер.
Анализируют работу, выставляя себе оценку.
Отвечают на вопросы, показывают смайлик своего настроения. | Задает вопросы.
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности. | Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |