Методическая разработка урока "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Орфография. пунктуация".
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

Девятерикова Ирина Владимировна

Методическая разработка урока по русскому языку в 10 классе. Данный материал направлен на обобщение материала по орфографии и пунктуации для подготовки к ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Девятерикова Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория

Методическая разработка урока в целях подготовки

к ЕГЭ по русскому языку «Орфография и пунктуация».

Тема урока: «Повторение основных правил орфографии и пунктуации. Подготовка к ЕГЭ» (урок русского языка в 10 классе)

Цели урока:   

Образовательные:

  1. обобщение и расширение сведений о причастии, имен прилагательных и отглагольных прилагательных,
  2. повторение орфограмм, связанных  с  изучением причастий, имен прилагательных и отглагольных прилагательных;
  3. формирование умения ставить знаки препинания в причастном и деепричастном обороте;
  4.  продолжение  работы над подготовкой к ЕГЭ, формирование орфографической  и  грамматической зоркости.

Воспитательная:

  1. воспитание интереса к родному языку, любви к родному слову.

Развивающие:

1.  развитие способностей строить связные высказывания;

2.  развитие логического мышления;

3.  расширение лексического запаса учащихся.

Оборудование: раздаточный материал (таблицы, тестовые задания, карточки с заданиями).

Тип урока: урок развивающего контроля.

Технологии:

  • здоровьесбережения,
  • поэтапного формирования универсальных учебных действий,
  • развития творческих способностей,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • развитие навыков обобщения и систематизации знаний.

Решаемые проблемы: как научиться использовать алгоритм проведения самопроверки и взаимопроверки?

Виды деятельности:

  • групповая работа;
  • коллективная работа;
  • самостоятельная работа;
  • выполнение задания по алгоритму при консультативной помощи с последующей взаимопроверкой;
  • коллективное проектирование способов выполнения домашнего задания;
  • комментированное выставление оценок.

Ход урока:

1. Организационный момент

  • Объявление темы урока, проверка наличия необходимого оборудования на столах обучающихся, раздача материалов с заданиями.
  • Ознакомление учащихся с целью урока.
  • Запись темы урока в тетради.  
  1. Повторение изученного материала «Правописание –Н/-НН в причастиях и отглагольных прилагательных».

(Задание выполняется при консультативной помощи учителя. Повторение происходит с опорой на таблицы 1, 2)

Учитель: Если перед Вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопрос КАКОВ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть причастием или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно определить, потому что в суффиксе отглагольных прилагательных пишется –Н-, а в суффиксе полных страдательных причастий пишется –НН-. Это можно сделать, ориентируясь лишь на грамматические признаки, так как при одном лексическом значении слово может переходить из разряда отглагольного прилагательного в разряд причастия (картошка жареная- отглагольное прилагательное, а картошка, жаренная на сковороде- причастие!)

Таблица 1

Отглагольное прилагательное

Причастие

пишется Н

пишется НН

  1. Образовано от глагола несовершенного вида (отвечает на вопрос что делать?)

соленый суп (что делать? - солить)

вязаный свитер (что делать? - вязать)

плетеный ремешок (что делать? - плести)

тушеная капуста (что делать? - тушить) Примечание: в сложном слове второй корень рассматривается отдельно от первого:

золототканый материал (ткать - что делать?)

  1. Образовано от глагола совершенного вида (отвечает вопрос что сделать?):

Решенное дело (что сделать? - решить)

купленное пальто (что сделать? - купить)

брошенная вещь (что сделать? - бросить).

Исключение: РАНЕНЫЙ

2. В слове нет приставки или есть единственная приставка НЕ:

мороженая рыба (нет приставки),

несоленая еда (есть единственная приставка НЕ-).

Примечание: иногда за приставкой НЕ прячется вторая приставка, которая и влияет на правописание НН.

Например, неСкошенный.

2. В слове есть приставка (не считая приставки НЕ-):

покрашенный (есть приставка ПО-);

пересоленный (есть приставка ПЕРЕ-),

связанный (есть приставка С-).

3. Нет зависимого слова: вязаный свитер.

3. Есть зависимое слово (к нему можно заедать вопрос от причастия): вязанный (кем?) бабушкой свитер (бабушкой - зависимое слово).

4. Наличие в слове суффиксов -ОВА-, -ЕВА-:

мариноваННый, эрудироваННый, асфальтироваННый.

Исключение:

КОВАНЫЙ, ЖЕВАНЫЙ (в этих словах -ов- и -ев- входят в состав корня, а не суффикса).

Запомни слова-исключения:

НН пишется:

медленный, священный, желанный, жеманный, нечаянный, невиданный, неслыханный, негаданный, нежданный, слушанный, слышанный, смотренный, данный, доморощенный, деланный, чванный, чеканный.

Н пишется:

смышленый, раненый, названый брат (но: названная буква), посаженый отец (но: посаженные деревья).

3.Самостоятельная работа обучающихся над составлением алгоритма работы по данной теме

Н

НН

1. Исходный глагол - совершенного вида.

2. Есть приставка, кроме НЕ-.

3. Есть зависимое слово.

4. Есть суффикс –ОВА- или –ЕВА-.

1. Исходный глагол - несовершенного вида.

2. В нем нет приставки или есть единственная приставка НЕ-.

3. Нет зависимого слова.

Не забывайте о словах-исключениях!

4. Правописание –Н- и –НН- в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных

Учитель: Часто вызывает затруднение правописание –Н- и –НН- в суффиксе кратких прилагательных и кратких страдательных причастий. Необходимо уметь их различать, так как в суффиксе кратких причастий всегда пишется одна буква –Н-, а в суффиксе кратких прилагательных –Н- или –НН-, в зависимости от того, сколько писалось в полной форме прилагательного.

        

Таблица 2

Краткие причастия

Краткие отглагольные прилагательные

пишется Н

пишется НН

Краткие страдательные причастия всегда можно заменить глаголом в форме прошедшего времени:

деньги были изысканы к сроку (= изыскали),

семена рассеяны (= рассеяли),

ягоды подавлены (= подавили)

Краткие отглагольные прилагательные нельзя заменить глаголом, их можно только заменить полной формой прилагательного:

она была изысканна (изысканная), девочка рассеянна и невнимательна (рассеянная),

люди подавленны(подавленные).

  1. Повторение правописания  –Н/-НН в причастиях и отглагольных прилагательных.

Для выполнения данного задания используется материал, который обучающиеся группы самостоятельно готовили дома. Работа выполняется с опорой на таблицы 1, 2.

Пример задания: 

Балова...ый ребенок, замаскирова...ый вход, плете...ая корзина, измуче...ый вид, груж...ая дровами машина, груже...ая машина, нагруже...ая машина, стреля...ая дичь, неслыха...ые обстоятельства, ране...ый в руку солдат, гаше...ая известь, негаше...ая известь, назва...ый брат, моще...ая дорога, писа...ые акварелью картины, ране...ый боец, переплавле...ый металл, асфальтирова...ая улица, посоле...ая закуска, ноше...ая шляпа, поноше...ые ботинки, оплете...ый плющом забор, взволнова...ый разговор, броше...ый камень, нечая...ая встреча, купле...ый товар, отправле...ое по факсу письмо, изыска...ые экономистами ресурсы, застрахова...ое имущество, непредвиде...ые обстоятельства, оказать вооруже...ое сопротивление, довере...ое лицо, дипломирова...ый специалист.

  1. Динамическая пауза (2 мин.)
  2. Закрепление изученного материала

Задание: при написании в слове  -Н- - хлопаем в ладоши, при написании -НН-  - топаем ногами.

Квалифицированный специалист

Вязаная кофта

Вязанная спицами кофта

Священный союз

Выглаженное мной платье

Высушенные грибы

Потерянная книга

Операционный стол

Разбросанные вещи

Крашеный пол

Исклёванные ягоды

Песчаный  берег

Клюквенный кисель

Тополиный пух

Выигранный матч

Фасованные продукты

  1. Групповая работа с текстом 

(У каждого обучающегося на парте лежит индивидуальный лист с заданием)                                       

Задание: расставь и объясни пропущенные буквы и знаки препинания

          Растрёпа__ые высохшие на солнце они даже не были похожи на цветы а напоминали клочья пуха прилипшего к стебелькам. Ребята не работали а собравшись группами обсуждали происшествие рассказа__ое Вероникой. Непролазный оплетённый долгими травами ольшаник  в тума__ом выпоте густых испарениях оседавших влагой на коже. Его самолёт напоминал птицу круж__щуюся над разорё__ым гнездом и не зна__щую, куда ей сесть. Сия_щая под светом фонаря лужа заставляла прохожих едва подходивших к ней жмуриться отворачиваясь в сторону. Со__ая муха появившаяся неизвестно откуда на отогретом дневным солнцем стекле казалась весе__им чудом. Особе__ое удивление возбуждали исполинские рыбы пойма__ые в студё__м море и присла__ые в Слободу из Соловецкого монастыря.  Прилавки и полки левой стороны булочной имевшей отдельный ход всегда были окруже__ы толпами крестьян покупавшими фунтами чёрный хлеб и ситный.  Обе армии стояли одна против другой измота__ые войной изрядно поредевшие обескровле__ые но всё равно готовые к дальнейшей борьбе. Лишившись наследства Игнат прекрасно воспита__ый  и владе_щий многими языками был вынужден стать на время гувернёром. 

(К.Паустовский. Повесть о лесах)

  1. Работа по выполнению тестовых заданий.

Задание выполняется коллективно. Предлагается совместный разбор тестового задания, в котором встречаются задания на все виды разобранных орфограмм.  

1. В каком слове пишется одна Н?

1) закопчен...ые стены

2) трава подстрижен...а

3) неждан...ый

4) слышан...ая мною история

2. В каком слове пишется одна Н?

1) свежезаморожен...ые овощи

2) швы отстрочен...ы

3) перевязан...ая рука

4) вязан...ые бабушкой носки

3. В каком слове пишется одна Н?

1) общепризнан...ое мнение

2) сушен...ые в печи грибы

3) стилизован...ый интерьер

4) морожен...ая рыба

4. В каком слове пишется одна Н?

1) обоснован...ый вывод

2) избалован...ый ребенок

3) площадь оцеплен...а

4) асфальтирован...ая улица

5. В каком слове пишется НН?

1) ранен...ый боец

2) кожан...ое кресло

3) юн...ый возраст

4) воспитан...ый человек

6. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Работа выполнен...а безупречно.

2) Задача решен...а правильно.

3) Девушка хорошо воспитан...а родителями.

4) Учительница строга и сдержан...а

7. В каком предложении содержится слово с двумя НН?

1) Участки застроен...ы.

2) У работников предприятия ненормирован...ый рабочий день.

3) Во двор въехала гружен...ая машина.

4) Поля засеян...ы пшеницей

8. В каком ряду есть «третье лишнее»?

1) куплен...ые книги, избалован...ый ребенок, сушен...ые на солнце яблоки

2) нехожен...ые тропы, незван...ые гости, трава скоше...а

3) подписан...ый договор, решен...ая задача, желан...ый ребенок

4) исключен...ый из школы, коротко стрижен...а, бешен...ая скорость

 9. На месте каких цифр пишется НН?

В конце 19 века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

     а) 1,2;   б) 2;     в) 2,3;     г) 3,4

 10. На месте каких цифр пишется НН?

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитком в виде лошади(4)ой головы.

а) 1,2;    б) 2,3;    в) 1, 2, 3;    г) 3,  4

Ключ к тесту:

  1. 2
  2. 2
  3. 4
  4. 3
  5. 4
  6. 4
  7. 2
  8. 3
  9. В
  10. Б

  1. Комментированное выставление оценок.
  2. Рефлексия деятельности

Цель: подведение  итогов урока.

- Достигли ли мы цели, которые были поставлены нами в начале урока?

- Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Выберете любое начало фразы и продолжите ее (рефлексия):

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  1.  Домашнее задание:

Самостоятельно подобрать примеры тестовых заданий (не менее 10) на орфограмму «-Н- и -НН- в различных частях речи».

Использованная литература:

  1. Нарушевич А.Г. Материалы курса «ЕГЭ по русскому языку: методические рекомендации»: лекции 5–8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016.
  2. Нарушевич А.Г. Русский язык: тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10–11 классы. М.: Просвещение, 2013.
  3. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  4. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/145
  5. http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/povest-o-lesah/lesa_1.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"

                   В соответствии с требованиями  стандартов второго поколения во главу образования ставится личность ученика, её са...

Методическая разработка внеурочного мероприятия по дисциплине «Русский язык и культура речи» "Школа правильного поведения"

1.     Методическая разработка показывает методику проведения внеурочного мероприятия в форме устного журнала.2.     В методической разработке  предс...

Методическая разработка программы факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе.

Разработана программа факультативного курса по русскому языку «Грамматика. Текст. Стили речи» в 9 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСТОЧНИКИ ЛЕКСИКИ ЖИВОПИСИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Лексика живописи в русском языке, по общепринятому мнению, начинает формироваться с X века....

Методическая разработка интеллектуально – развлекательной игры по русскому языку и литературе «Великолепная семёрка» 6 – 7 классы.

Цель данного мероприятия формировать интерес учащихся к углубленному изучению филологических наук. Игра состоит из пяти конкурсов. Первый конкурс "Головоломка". Необходимо, опираясь на смысл, стихотво...

Методические разработки и дидактические материалы по русскому языку "Синтаксис и пунктуация"

материал по теме "Синтаксис и пунктуаци" по русскому языку:проверочная работа для 8 класса 3 вариантавводные словаобращениепроверочная работа 2 вариантаурок сложносочиненное предложениеурок сложноподч...

Методическая Разработка открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». 2023г.

МР открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». ОУД.01 Русский язык и ОУД.09 Родной язык, I курс, 1 семестр. Специ...