Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена к учебнику С.И.Львовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus-5.doc | 611.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Русский язык 5 класс» составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно – методических документов:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
4. Примерной программы основного общего образования по русскому языку, составленной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством образования и науки РФ;
5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс (М.: Просвещение, 2009) автора-составителя С.И. Львовой.
6. Приказа Минобрнауки России от 23.12.2009 года № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012-2013 учебный год»;
7. Годового календарного графика МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения русского языка на базовом уровне ступени основного общего образования - минимальный уровень.
В 5 классе на изучение предмета отводится 245 часов из расчета 7 часов в неделю (35 учебных недель) за счет дополнительных 35 часов, добавленных из школьного компонента. Данные часы отведены на повторение в начале и в конце учебного года, на развитие речи обучающихся, на изучение наиболее значимых тем.
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 7 г. Сальска на 2012-2013 учебный год, а также с государственными праздниками данная программа рассчитана на 240 часов. (Из общего количества часов, отведенных она изучение курса русского языка в 5 классе, мною было сокращено 5 часов за счет уплотнения и блоковой подачи учебного материала по теме «Повторение и систематизация пройденного материала в 5 классе»).
Содержание рабочей программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе МБОУ СОШ № 7 г. Сальска. Она включает в себя все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по русскому языку и программой учебного курса автора-составителя С.И. Львовой. В календарно-тематическое планирование включены требования к основным умениям и навыкам пятиклассников, что поможет учителю корректировать учебный процесс урока.
Учебная деятельность в планировании направлена на развитие речи учащихся, предусматривает овладение нормами литературного языка, обогащение словаря и грамматического строя ученической речи. Система уроков и их содержание вырабатывают способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать). Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работе с различными видами лингвистических словарей, обогащению словаря пятиклассников[1], развитию их интеллекта и кругозора. В проверочных работах, спланированных учителем, используются задания, проверяющие умение работать со справочными материалами. Работа над устными высказываниями на каждом уроке формирует умение оперировать приобретёнными теоретическими сведениями, говорить, слушать и писать, помогает усвоить предмет. Для эффективного изучения теоретических тем подключена большая работа с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, интеллектуальные способности учащихся. Каждый урок русского языка является уроком развития речи, реализующегося через взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности, развития врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Выполнение различных творческих заданий, сочинений учебника развивает умения учащихся определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать необходимые языковые средства, что способствует продуктивному речевому развитию. С целью формирования навыков грамотного, осознанного письма выделена работа с «Орфографическим минимумом», которая может быть организована и индивидуально, и в группе, и с подключением информационных технологий. В зависимости от уровня лингвистической подготовки, учитель может использовать спектр различных форм и уровней контроля: зачётная работа, диктант с языковым анализом. В ключе некоторых видов контроля может быть сочинение, изложение, комплексная работа с текстом и тестовые задания. Достижение качества обучения возможно только в системном подходе к организации контроля знаний и умений учащихся.
Преобладающими формами текущего контроля выступают письменный опрос (творческие и контрольные работы, тестирование) и устный опрос.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка
- умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами
- интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, духовно-нравственных и эстетических качеств личности
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса:
- обеспечение языкового развития обучающихся
- овладение ими речевой деятельностью
Курс предусматривает изучение следующих разделов:
Знакомство с учебником. Богатство и выразительность русского языка (1 ч)
Повторение изученного в начальной школе.
Лингвистика как наука о языке и речи. Основные разделы лингвистики, изучающиеся в 5 классе (1 ч)
Фонетика (8 ч)
Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки
Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор. Звукопись в художественном тексте. Слог. Ударение.
Орфоэпия (5 ч)
Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков. Особенности произношения сочетаний согласных звуков. Варианты произношения и ударения. Орфоэпический словарь: его назначение, структура. Орфографический минимум.
Графика (7 ч)
Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование Звуки и буквы. Орфография. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я. Роль букв Ъ и Ь в обозначении звукового состава.
Морфемика (9 ч)
Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Морфемы словообразующие и формообразующие. Морфемные модели слов. Чередование гласных в морфемах. Чередование согласных в морфемах. Однокоренные слова. Этимологический словарь: его назначение, структура, содержание словарной статьи.
Лексикология (11 ч)
Лексикология как раздел лингвистики. Способы объяснения лексического значения слова. Словари: толковый, синонимов и антонимов. Их назначение, структура, содержание словарных статей.
Тематические группы слов. Слова, обозначающие родовые и видовые понятия.
Орфография (17 ч)
Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. Правописание морфем. Правописание и, у, а после шипящих. Правописание сочетаний чн, чк, нч, нщ, рщ Правописание корней Правописание безударных гласных в корнях слов. Правописание согласных в корнях слов.
Правописание окончаний. Правописание безударных окончаний –е, –и в именах существительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Правописание слов с Ь и Ъ. Ь знак для обозначения мягкости согласной. Написание Ь знака после шипящих. Правописание –тся и –ться в глаголах. Разделительные Ъ и Ь знаки. Слитные дефисные и раздельные написания.
Морфология (5 ч)
Морфология как раздел грамматики. Самостоятельные и служебные части речи. Морфологические признаки сущ, прилаг., глаголов. Слова изменяемые и неизменяемые. Наречие. Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание и его значение в некоторых формах имён существительных.
Р/Р Культура речи (7 ч)
Соблюдение норм современного русского литературного языка. Употребление в речи этикетных слов. Понятие о речевой ситуации. Нормы, связанные с различными областями языка: орфоэпические, грамматические, лексические; нормы построения текста. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.
Синтаксис и пунктуация (43 ч)
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний по значению. Предложение как основная единица синтаксиса. Интонация предложения. Грамматическая основа предложения. Основные типы грамматических основ. Выделение грамматических основ в простых и сложных предложениях. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.
Предложения простые и сложные. Предложение, его виды по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные). Виды предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные). Виды предложений по наличию и отсутствию второстепенных членов предложения (распространенные и нераспространенные). Предложения простые и сложные.
Простое осложнённое предложение. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Предложения с обращениями. Предложения с вводными словами. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения с прямой речью.
Понятие о пунктуации.
Зачем нужны знаки препинания. Основные разделы пунктуации. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения.
Текстоведение (14 ч)
Текстоведение как раздел лингвистики. Текст и его признаки. Тема и идея.
Типы речи. Повествование. Строение текста-повествования. Рассуждение. Описание. План текста. Абзац. План простой и сложный. Основные нормы построения текста.
Словообразование как раздел лингвистики (20 ч)
Основные способы словообразования. Словообразовательная пара и словообразовательная цепочка.
Правописание слов с корнями -кас-// -кос-. лаг-//-лож-. раст-// -ращ-// -рос-. Правописание слов с ударными о-ё после шипящих в корне. Типичные способы словообразования имен существительных. Типичные способы словообразования имён прилагательных.
Типичные способы словообразования глаголов. Правописание неизменяемых на письме приставок. Правописание приставок на з - с. Словообразовательный словарь. Определение морфемного состава, способа образования слова.
Лексикология и фразеология (23 ч)
Лексика как словарный состав, совокупность слов данного языка. Лексическое богатство русского языка. Слова однозначные и многозначные. Слова, употребленные в прямом или переносном значении. Слова – синонимы, антонимы, омонимы. Роль тропов в художественном тексте. Лексический разбор.
Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления.Исконно русская лексика и заимствованные слова. Правописание буквы ы и и после ц. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления: диалектизмы, профессионализмы. Устаревшие слова и неологизмы. Фразеологическое богатство русского языка.
Морфология (61 ч)
Имя существительное (23ч)
Имя существительное как часть речи. Словообразование имен существительных. Правописание суффиксов – чик -,-щик. Правописание суффиксов – ек -, -ик.
Постоянные морфологические признаки имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Род имён существительных. Склонение имён существительных. Разносклоняемые существительные. Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.
Непостоянные морфологические признаки имён существительных. Несклоняемые существительные. Число имен существительных. Правописание безударных окончаний –е и –и имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении. Правильное употребление имён существительных.
Имя прилагательное (19ч)
Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речевом высказывании.
Морфологические признаки имени прилагательного. Разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Степени сравнения имён прилагательных. Краткие и полные прилагательные; особенности их значения, изменения. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую. Правописание безударных окончаний имён прилагательных.
Синтаксическая роль имен прилагательных в предложении. Морфологический разбор имени прилагательного. Правильное употребление имён прилагательных.
Глагол как часть речи (19ч)
Инфинитив, его грамматические особенности.
Постоянные морфологические признаки глагола. Вид глагола, видовая пара. Правописание гласных в суффиксах -ива-(-ыва-), -ова-(-ева-). Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Чередование гласных и согласных в корнях при образовании слов и их форм. Корни с чередованием и-е и их написание.
Наклонение глагола. Изменение глагола по наклонениям. Правописание ь в глаголах повелительного наклонения. Изъявительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Спряжение глаголов. Безличные глаголы. Раздельное и слитное написание не с глаголами.
Синтаксическая роль глагола. Культура речи
Повторение изученного (9 ч)
Главной особенностью программы является ее направленность на:
- достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык
- осмысления его основных закономерностей
- усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа
- развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений
- навыков самостоятельной учебной деятельности
- самообразования, речевого самосовершенствования
- успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
- способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения
Курс отличается:
- ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала
- усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
- вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
Программа реализует:
- идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
- идею дифференцированного подхода к обучению, это выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
- культуроведческий аспект в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии
Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой.
Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся.
Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Для оценки достижений обучающихся используются следующие виды и формы контроля:
- Контрольный диктант
- Тест
- Зачет
- Контрольное упражнение
- Контрольное сочинение
- Контрольное изложение
- Контрольный срез
- Контрольная проверочная работа
- Взаимоконтроль
- Самоконтроль
Пути решения поставленных в программе задач:
Объяснительно-иллюстративные методы:
- Рассказ
- Беседа с опорой на правило
- Письменное упражнение
- Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления
- ЦОР
Репродуктивные методы:
- Пересказ
- Списывание готового материала выполнение задания по образцу
- Работа с книгой
- Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу
Проблемно-сообщающие методы:
- Объяснение причин разного правописания
- Сообщение алгоритмов с последующим анализом
- Частично-поисковые методы:
- Эвристическая беседа
- Комментированное письмо с выводом
Методы устного изложения:
- Рассказ
- Объяснение
- Беседа
- Лекция
- Дискуссия
Наглядные методы обучения:
- ЦОР
- Использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ
- Интеллект-карты
- Практические методы обучения:
- Упражнения
- Дидактические игры
Формы обучения:
- Деловая игра
- Аукцион
- Конкурс
- Зачет
- Общественный смотр знаний
- Взаимообучение
- КСО
Дидактическое обеспечение:
- Раздаточный материал
- Тестовые задания на печатной основе
- Тестовые задания в электронном виде
- Справочная литература
- Репродукции картин известных художников
- Коллекция презентаций к каждому уроку
Требования к уровню подготовки выпускников за курс основной школы по русскому языку:
В результате изучения русского языка ученик должен знать:
Учебная деятельность:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
Говорение:
-доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст,, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения; _- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова; - учитывать различия в значенииоднокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
Орфография
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи
диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий,
свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов,
комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации, кадру
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка диктантов
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть выставлена при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Тестирование;
- Словарная работа;
- Терминологические диктанты;
- Языковой анализ текста;
- Взаимопроверка;
- Самостоятельная работа.
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с программой С.И.Львовой для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. – М: Просвещение, 2010). Однако в связи с необходимостью организовать подготовку к итоговой аттестации и добавлением 1 часа в неделю по выбору образовательного учреждения, в количественную составляющую разделов и тем, представленных в программе, внесены некоторые изменения. В частности, дополнительные 35 часов отводятся для орфографических, пунктуационных, лингвистических уроков, уроков развития речи.
Выполнение практической части по русскому языку в программе соответствует нормам:
Класс | Количество часов | Развитие речи | Контрольные диктанты и тесты | Контрольные сочинения | Контрольные изложения |
5 «Д» | 240 | 28 | 9 | 2 | 2 |
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год издания |
1 | «Русский язык. 5 класс в 3 ч.» | С. И. Львова и В. В. Львов | М.: Мнемозина | 2008-2010 |
2 | Учебное пособие | Павлова Т.И | М.: Мнемозина | 2009 |
3 | «Русский язык. Тестовые задания. 5 класс» | С. Н. Сенина | М.: Эксмо | 2011 |
4 | Практические материалы к уроку русского языка | О.Н.Чигвинцева | Ростов-на-Дону | 2010 |
5 | Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова | Павлова Т.И | М.: Мнемозина | 2008 |
6 | Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 5 класс. | В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, А.О.Татур. | М.: «Интеллект-Центр» | 2009 |
7 | Тренажер по русскому языку для средней школы. | Полищук В.Ф., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. | М.: Издательство «Ювента» | 2005 |
8 | Проверь себя. 5 класс. Рабочая тетрадь по русскому языку: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. | Л.В.Прохватилина, под ред. С.И.Львовой | М.: Мнемозина | 2010 |
9 | www.gramota.ru |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС». 240 ЧАСОВ.
№ п/п | Раздел/ Тема | Сроки прохождения | Система контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | |
Знать/понимать | Уметь | ||||
I | Лингвистика – наука о языке 2 часа | Знать основные разделы лингвистики, единицы языка. Понимать содержание научно-учебного текста, | Учиться извлекать информацию из разных источников. Доказательно отвечать на вопросы учителя. | ||
1 | Богатство и выразительность русского языка. Знакомство с учебником. | ||||
2 | Лингвистика как наука о языке и речи. | ||||
II | Введение в лингвистику (вводный курс) 1)Фонетика 8 часов (6+2) | Иметь представление о фонетике как разделе лингвистики, её основных единицах, о слоге как единице фонетики, об особенностях и роли ударения в русском языке. | Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику. Использовать элементы транскрипции, находить явления звукописи; правильно произносить гласные и согласные в слове, работать с орфоэпическим словарём; точно использовать термины. | ||
3 | Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. | ||||
4 | Фонетический разбор слова. | ||||
5 | Фонетическая транскрипция. | ||||
6 | Р/Р Подготовка к сочинению по картине | ||||
7 | Р/Р Сочинение по картине М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь» (упр. 21). | Сочинение по картине | |||
8 | Звукопись как выразительное средство художественной речи. | ||||
9 | Слог. Ударение. | ||||
10 | Особенность словесного ударения в русском языке. | ||||
2) Орфоэпия 5 часов | Знать орфоэпические нормы слов. | Уметь адекватно понимать информацию, пользоваться орфоэпическим и орфографическим словарями; различать понятия орфография, фонетика, орфоэпия; правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии, осуществлять речевой самоконтроль. | |||
11 | Орфоэпия как раздел языкознания. Произношение согласных звуков. | ||||
12 | Произношение гласных звуков. | ||||
13 | Изменение звуков в речевом потоке. | ||||
14 | Орфоэпический словарь. | ||||
15 | Повторение и обобщение по разделам «Орфоэпия» и «Фонетика». | ||||
3) Графика 7 часов | Знать русский алфавит. Понимать различия между звуками и буквами, звуковое значение букв е, ё, ю, я и роль букв ъ и ь. | Правильно произносить буквы русского алфавита, использовать алфавит в практической деятельности, производить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. | |||
16 | Графика как раздел лингвистики. | ||||
17 | Алфавит и его использование. | ||||
18 | Звуки и буквы. | ||||
19 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | ||||
20 | Звуковое значение букв е, ё, ю, я. | ||||
21 | Контрольная работа по разделу «Фонетика и орфоэпия» (диктант с языковым анализом). | Контрольная работа №1 | |||
22 | Анализ диктанта. | ||||
4) Морфемика 9 часов | Знать о морфеме как мельчайшей значимой части слова, понятие о чередовании гласных и согласных в морфемах. | Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; производить морфемный разбор слова, применять поморфемную запись, пользоваться этимологическим словарём и словарём морфем, использовать словообразовательные модели в практике, понимать значение суффиксов в выражении оценки в художественной речи. | |||
23 | Морфемика как раздел лингвистики. | ||||
24 | Морфема - значимая часть слова. (Отличие морфемы от звука и слога. Словарик значения морфем.) | ||||
25 | Морфема - значимая часть слова. (Отличие морфемы от звука и слога. Словарик значения морфем.) | ||||
26 | Морфемы словообразующие и формообразующие. | ||||
27 | Морфемная модель как схема морфемного построения слов определённой части речи. | ||||
28 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | ||||
29 | Чередование гласных и согласных в морфемах. | ||||
30 | Проверочная работа. | ||||
31 | Работа над ошибками. | ||||
5) Лексикология 11 часов (9+2) | Лексическое значение слова, основные способы объяснения лексического значения. | Объяснять лексическое значение слова разными способами, уметь пользоваться различными словарями для выбора наиболее точного слова, уместно использовать слова-синонимы с учётом их стилистической окрашенности, использовать слова одной тематической группы при конструировании высказывания или предложения с обобщающими членами; правильно распределять слова на тематические группы | |||
32 | Лексикология как раздел лингвистики. (Слово – единица языка и речи. Лексическое значение слова.) | ||||
33 | Основные способы объяснения лексического значения. | ||||
34 | Основные способы объяснения лексического значения. | ||||
35 | Толковый словарь. Словари синонимов и антонимов. | ||||
36 | Тематические группы слов. | ||||
37 | Тематические группы слов. | ||||
38 | Р/Р Подготовка к сочинению | ||||
39 | Р/Р Сочинение по картине А.А. Рылова «Полевая рябинка». | Сочинение по картине | |||
40 | Тематические группы слов. | ||||
41 | Контрольная работа по лексикологии (зачёт). | Контрольная работа №2 | |||
42 | Работа над ошибками | ||||
6) Орфография 17 часов (16+1) | Знать об орфографии как системе правил правописания, включающей несколько разделов, о роли грамотного письма в процессе общения. Понимать возможностями орфографии для точной передачи смысла речи, разделами русской орфографии и системой орфографических правил для каждого раздела. | Соблюдать основные правила орфографии, соблюдать основной принцип написания морфем (единообразного написания), опознавать орфограммы, группировать слова по видам орфограмм, объяснять правописание анализируемых слов, графически обозначать орфограммы, использовать орфографический словарь для самоконтроля и при возникновении трудностей написания слов, самостоятельно подбирать слова на изученное правило. | |||
43 | Орфография как раздел лингвистики. Разделы русской орфографии. | ||||
44 | Орфограмма. Правописание гласных в корнях слов. | ||||
45 | Орфограмма. Правописание гласных в корнях слов. | ||||
46 | Орфограмма. Правописание гласных в корнях слов. | ||||
47 | Р/Р Изложение «Берёзовый праздник» (206) | Изложение | |||
48 | Правописание согласных в корнях слов. | ||||
49 | Правописание согласных в корнях слов. | ||||
50 | Правописание согласных в корнях слов. | ||||
51 | Виды орфограмм в окончании. Правописание окончаний. | ||||
52 | Виды орфограмм в окончании. Правописание окончаний. | ||||
53 | Виды орфограмм в окончании. Правописание окончаний. | ||||
54 | Правописание слов с Ь и Ъ. | ||||
55 | Правописание слов с Ь и Ъ. | ||||
56 | Правописание слов с Ь и Ъ. | ||||
57 | Слитные, дефисные и раздельные написания. | ||||
58 | Контрольная работа по орфографии (диктант с языковым анализом). | Контрольная работа №3 | |||
59 | Работа над ошибками. | ||||
7) Морфология 5 часов | Знать морфологию как раздел грамматики. Понимать, что является объектом ее изучения. | Распознавать части речи с учётом различных признаков слов: общего грамматического значения, типичных суффиксов и окончаний, морфологических признаков, синтаксической роли. | |||
60 | Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке. | ||||
61 | Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке. | ||||
62 | Морфология как раздел грамматики. Части речи в русском языке. | ||||
63 | Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание. | ||||
64 | Образование форм слова с помощью окончания. Нулевое окончание. | ||||
8) Культура речи 7 часов (РР) | Знать об основных требованиях к речи: правильность, точность, чистота, выразительность, уместность; понятие речевой ситуации, её основными элементы, речевой этикет и речевые формулы. | Использовать в речи различные речевые формулы, уметь оценивать свою речь с точки зрения соответствия её нормам речевого этикета осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, правильно излагать свои мысли, соблюдать основные правила орфографии и пунктуации. | |||
65 | Культура речи как раздел лингвистики. | ||||
66 | Соблюдение норм современного русского языка. | ||||
67 | Место орфографических и пунктуационных норм в системе культуры речи. | ||||
68 | Речевой этикет как правило речевого поведения. | ||||
69 | Понятие речевой ситуации. | ||||
70 | Употребление в речи этикетных слов. | ||||
71 | Употребление в речи этикетных слов. | ||||
9) Синтаксис и пунктуация 43 часа (37+6) | Знать понятия синтаксиса и пунктуации; отличительные признаки словосочетания, его строение, виды по способу выражения главного слова, типичные модели, виды связи слов в словосочетании; понятие о главных и второстепенных членах предложения, виды сказуемого, виды предложений по цели высказывания, интонации, осложнению. Понимать условия постановки знаков препинания между подлежащим и сказуемым, внутри и в конце предложения. | Выделять словосочетания в предложении, распознавать и конструировать словосочетания изученных видов. Различать виды предложений на основе их смыслового и грамматико - интонационного анализа. Выделять грамматическую основу в простых и сложных предложениях; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; составлять схемы предложений. Производить синтаксический разбор предложения. Интонационно правильно произносить предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, правильно ставить знаки препинания. Правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций | |||
72 | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание как единица синтаксиса. | ||||
73 | Виды словосочетаний. | ||||
74 | Типичные модели словосочетаний. | ||||
75 | Виды связи слов. | ||||
76 | Виды связи слов. | ||||
77 | Р/Р Подготовка к сочинению | ||||
78 | Р/Р Контрольное сочинение по картине по картине «Юный живописец» (упр.336.) | Контрольное сочинение №1 | |||
79 | Предложение как единица синтаксиса. Интонация предложения. | ||||
80 | Члены предложения. Главные члены предложения. | ||||
81 | Основные типы грамматических основ. | ||||
82 | Тире в простом предложении. | ||||
83 | Второстепенные члены предложения. Определение. | ||||
84 | Определение. Словарь эпитетов. | ||||
85 | Дополнение. | ||||
86 | Дополнение. | ||||
87 | Обстоятельство. | ||||
88 | Обстоятельство. | ||||
89 | Р/Р Сжатое изложение упр.386. (Зелёный дождь) | Сжатое изложение | |||
90 | Виды предложений по цели высказывания. | ||||
91 | Виды предложений по цели высказывания. | ||||
92 | Виды предложений по эмоциональной окраске. | ||||
93 | Р/Р Подготовка к сочинению | ||||
94 | Р/Р Сочинение по картине «Весна» (упр.406). | Сочинение по картине | |||
95 | Виды предложений по наличию второстепенных членов. | ||||
96 | Виды предложений по количеству грамматических основ. | ||||
97 | Простые и сложные предложения. | ||||
98 | Предложения с однородными членами. | ||||
99 | Предложения с однородными членами. | ||||
100 | Предложения с обращениями. | ||||
101 | Предложения с вводными словами. | ||||
102 | Предложения со сравнительными оборотами. | ||||
103 | Предложения с прямой речью. | ||||
104 | Предложения с прямой речью. | ||||
105 | Предложения с прямой речью. | ||||
106 | Диалог. | ||||
107 | Основные разделы пунктуации. | ||||
108 | Основные разделы пунктуации. | ||||
109 | Основные разделы пунктуации. | ||||
110 | Р/Р Изложение «Поющие деревья» (505). | Изложение | |||
111 | Связь пунктуации и синтаксиса. | ||||
112 | Синтаксический разбор предложения. | ||||
113 | Контрольная работа по синтаксису (диктант с языковым анализом). | Контрольная работа №4 | |||
114 | Работа над ошибками | ||||
10) Текстоведение 14 часов | Знать понятие текстоведения как раздела лингвистики, основные признаки текста. Понимать назначение плана. Знать основные нормы построения текста. Понимать различие в содержании, языковых средствах и строении разных типов речи, требованиями к образцовому тексту. | Проводить смысловой анализ текста Определять тему, основную мысль текста, опознавать принадлежность текста к функционально-смысловому типу речи, находить типовые фрагменты, делить текст на абзацы, составлять план. Исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении, создавать тексты разных типов речи, уместно употреблять соответствующие языковые средства | |||
115 | Текстоведение как раздел лингвистики. Понятие о тексте. | ||||
116 | Типы речи. Повествование. | ||||
117 | Р/Р Подготовка к сочинению | ||||
118 | Р/Р Сочинение «В жаркий день» (525) | Сочинение | |||
119 | Описание. | ||||
120 | Описание. | ||||
121 | Рассуждение. | ||||
122 | Рассуждение. | ||||
123 | Соединение типов речи в тексте. | ||||
124 | План текста. | ||||
125 | Р/Р Подготовка к изложению (554). | ||||
126 | Р/Р Контрольное изложение (554). | Контрольное изложение 1 | |||
127 | Основные нормы построения текста. | ||||
128 | Редактирование текста. | ||||
3.Основные разделы лингвистики. Систематический курс 1) Словообразование 20 часов (16+4) | Знать основные разделы систематического курса лингвистики. Иметь представление о словообразовании как одном из источников пополнения словарного запаса русского языка. Знать основные способы словообразования. Видеть взаимосвязь морфемики и словообразования. | Уметь определять способ словообразования, выделять исходные морфемы; применять правила для написания чередующихся гласных в корне, приставок, о-ё после шипящих, разбирать слова по составу, пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения | |||
129 | Словообразование как раздел лингвистики. | ||||
130 | Основные способы словообразования. | ||||
131 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | ||||
132 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | ||||
133 | Правописание букв а-о в корнях с чередованием. | ||||
134 | Буквы о-ё после шипящих в корнях слов. | ||||
135 | Р/Р Подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | ||||
136 | Р/Р Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень». | Сочинение по картине | |||
137 | Словообразование имён существительных. | ||||
138 | Словообразование имён прилагательных. | ||||
139 | Словообразование глаголов. | ||||
140 | Р/Р Контрольное изложение «Символ России» (упр. 617). | Контрольное изложение 2 | |||
141 | Р/Р Анализ изложений. | ||||
142 | Правописание приставок. | ||||
143 | Правописание приставок. | ||||
144 | Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||
145 | Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||
146 | Морфемный и словообразовательный разбор. | ||||
147 | Контрольная работа по словообразованию (тест). | Контрольная работа №5 | |||
148 | Работа над ошибками. | ||||
2) Лексикология и фразеология 23 часа (21+2) | Знать определение синонимов, антонимов, омонимов. Иметь представление о фонетических особенностях иноязычных слов | Использовать толковые словари для определения, уточнения лексического значения слов. Подбирать синонимы, антонимы к слову, использовать синонимы как средство связи предложений в тексте. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики. Правильно произносить заимствованные слова, включённые в орфоэпический минимум. Уместно использовать в речи лексику ограниченного употребления, правильно употреблять термины. Толковать фразеологизмы и уместно использовать в речи. Производить лексический разбор слова. | |||
149 | Лексикология как раздел лингвистики. Лексическое богатство русского языка. | ||||
150 | Слова однозначные и многозначные. | ||||
151 | Прямое и переносное значение слова. | ||||
152 | Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение). | ||||
153 | Тропы, основанные на употреблении слова в переносном значении (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение). | ||||
154 | Синонимы. | ||||
155 | Синонимы. | ||||
156 | Антонимы. | ||||
157 | Антонимы. | ||||
158 | Омонимы. | ||||
159 | Омонимы. | ||||
160 | Р/Р Подготовка к сочинению | ||||
161 | Р/Р Контрольное сочинение «Берёзовая роща» (упр.673.) | Контрольное сочинение №2 | |||
162 | Исконно русские и заимствованные слова. | ||||
163 | Написание Ы-И после Ц. | ||||
164 | Лексика ограниченного употребления. | ||||
165 | Терминологическая лексика. | ||||
166 | Диалектные слова. | ||||
167 | Устаревшие слова. | ||||
168 | Фразеология как раздел лингвистики. | ||||
169 | Фразеологизмы, их языковые особенности. | ||||
170 | Контрольная работа по лексикологии и фразеологии (зачёт). | Контрольная работа №6 | |||
171 | Работа над ошибками. | ||||
3) Морфология а) Имя существительное 23 часа (22+1) | Знать принципы классификации частей речи; постоянные и непостоянные признаки имени существительного; основные способами словообразования; правописание суффиксов имён существительных (чик-щик, ек-ик), условия слитного и раздельного написание НЕ с именами существительными. Понимать грамматические различия одушевлённых и неодушевлённых существительных; с именами существительными собственными и нарицательными. | Распознавать типичные суффиксы имён существительных, употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, узнавать приёмы олицетворения в художественных текстах. Употреблять прописную букву при написании собственных имён существительных, правильное произношение отчеств и несклоняемых существительных. Уметь определять род, и тип склонения по суффиксу и окончанию, производить морфологический разбор, употреблять имена существительные в соответствии с основными орфоэпическими нормами. | |||
172 | Грамматика и её основные разделы. Слово как часть речи. | ||||
173 | Имя существительное как часть речи. | ||||
174 | Словообразование имён существительных. Правописание суффиксов -чик-, -щик-. | ||||
175 | Правописание суффиксов –ек-,-ик-(-чик-). | ||||
176 | Постоянные морфологические признаки имени существительного. Собственные и нарицательные имена существительные. | ||||
177 | Употребление прописной буквы при написании собственных имён существительных. | ||||
178 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||||
179 | Род имён существительных | ||||
180 | Р/Р Сжатое изложение (упр. 772.) | Сжатое изложение | |||
181 | Склонение имён существительных. | ||||
182 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | ||||
183 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | ||||
184 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | ||||
185 | Непостоянные морфологические признаки имён существительных. | ||||
186 | Число имён существительных. | ||||
187 | Безударные окончания е-и в именах существительных. | ||||
188 | Имя существительное как член предложения. | ||||
189 | Культура речи. Правильное употребление существительных. | ||||
190 | Правильное употребление существительных. | ||||
191 | Морфологический разбор имени существительного. | ||||
192 | Морфологический разбор имени существительного. | ||||
193 | Контрольная работа по теме «Имя существительное» (диктант с языковым анализом). | Контрольная работа №7 | |||
194 | Работа над ошибками | ||||
б) Имя прилагательное 19 часов (17+2) | Имя прилагательное, его общее грамматическое значение, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речевом высказывании; основные способы словообразования, типичные суффиксы прилагательных разных разрядов. Степени сравнения, их образование, краткие и полные прилагательные, особенности их значения, роль в предложении; основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы. | Распознавать имена прилагательные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний. Уметь работать с учебным словарём эпитетов, подбирать прилагательные-синонимы с учётом стилистической характеристики текста; распознавать прилагательные в прямом или переносном значении, устанавливать разряд, определять способ словообразования. Уметь правильно образовывать, произносить, писать и употреблять имена прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Определять орфограммы, связанные с написанием имён прилагательных. Производить морфологический разбор имён прилагательных. | |||
195 | Имя прилагательное как часть речи. | ||||
196 | Роль имён прилагательных в речевом высказывании. | ||||
197 | Р/Р Подготовка к сочинению по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (832) | ||||
198 | Р/Р Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка» (832) | Сочинение по картине | |||
199 | Морфологические признаки имени прилагательного. | ||||
200 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | ||||
201 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | ||||
202 | Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. | ||||
203 | Непостоянные морфологические признаки прилагательных. | ||||
204 | Степени сравнения имён прилагательных. | ||||
205 | Полные и краткие имена прилагательные. | ||||
206 | Склонение имён прилагательных. Правописание безударных окончаний имён прилагательных. | ||||
207 | Синтаксическая роль имени прилагательного. | ||||
208 | Культура речи. Правильное употребление прилагательных. | ||||
209 | Культура речи. Правильное употребление прилагательных. | ||||
210 | Морфологический разбор прилагательного. | ||||
211 | Морфологический разбор прилагательного. | ||||
212 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» (тест). | Контрольная работа №8 | |||
213 | Работа над ошибками | ||||
в) Глагол 19 часов | Суть грамматического понятия действия, иметь представление о тематических группах глагола и выразительных возможностях этой части речи. Знать грамматические особенности инфинитива, иметь представление об использовании этой формы в различных конструкциях. Знать роль глагола в предложении. Знать некоторые группы словообразовательных значений глаголов, виды глаголов и видовые пары, использование суффиксов –ива-(ыва), -ова- ( ева) для образования глаголов несовершенного вида; переходные и непереходные глаголы. Иметь сведения об изменении глаголов и правописании личных окончаний Знать условия правописания корней с чередованием гласных, морфологический разбор, правила употребления в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | Уметь распознавать глагол на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний, различать способ словообразования, уметь точно употреблять в речи, распознавать орфограммы, связанные с написанием глаголов. Уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи разных оттенков побуждения к действию, употреблять в различных стилях. Производить морфологический разбор глагола, употреблять в соответствии с основными орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами. | |||
214 | Глагол как часть речи. Инфинитив. | ||||
215 | Морфологические признаки глагола. Вид глагола. Видовая пара. | ||||
216 | Вид глагола. Видовая пара. | ||||
217 | Правописание суффиксов глаголов.–ива-(-ыва-),-ева-(-ова-). | ||||
218 | Переходные и непереходные глаголы. | ||||
219 | Возвратные и невозвратные глаголы. | ||||
220 | Правописание корней с чередующимися гласными. | ||||
221 | Правописание корней с чередующимися гласными. | ||||
222 | Изменение глаголов по наклонениям. Условное наклонение | ||||
223 | Повелительное наклонение. | ||||
224 | Правописание Ь знака в глаголах повелительного наклонения. | ||||
225 | Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. | ||||
226 | Изменение глаголов Прошедшего времени по числам и родам. | ||||
227 | Изменение глаголов настоящего времени по числам и лицам. Безличные глаголы. | ||||
228 | Синтаксическая роль глагола. Морфологический разбор глагола. | ||||
229 | Культура речи. Правильное употребление глагола. | ||||
230 | Правильное употребление глагола. | ||||
231 | Контрольная работа по теме «Глагол» (диктант или к/ работа). | Контрольная работа №9 | |||
232 | Работа над ошибками. | ||||
4. Повторение изученного в 5 классе 8 часов (7+1) | Знать изученные разделы лингвистики. | Уметь применять полученные сведения на практике. | |||
233 | Разделы лингвистики и их основные единицы. | ||||
234 | Разделы лингвистики и их основные единицы. | ||||
235 | Основные орфограммы курса. | ||||
236 | Основные орфограммы курса. | ||||
237 | Основные орфограммы курса | ||||
238 | Пунктуация простого и сложного и сложного предложения. | ||||
239 | Пунктуация простого и сложного и сложного предложения. | ||||
240 | Р/Р Текст. Типы речи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....