Урок по развитию речи, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Изложение с элементами сочинения для 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе.

Урок 1

Тема: Подготовка к изложению с элементами сочинения.

Цели: 1 развитие речи учащихся

            2 работа над содержанием текста для точной его передачи

            3 закрепление знаний о типах и стилях речи

Ход урока:

1.Орг.момент. На перемене готовимся к уроку. На столе должны быть 2 тетради:1 рабочая по русскому языку(вся работа на первом уроке будет проведена в ней), 1- по развитию речи.

Открываем рабочую тетрадь по русскому языку и записываем: число и тему урока.

2.Работа с текстом. Т.к. класс слабый и со слуха будет трудно воспринимать текст и вести работу с ним, то на столах лежит текст изложения.

На доске записаны вопросы , на которые ученики должны будут ответить после первого прочтения.

ВОПРОСЫ: - к какому стилю речи относится текст?

                      - к какому типу речи?

                     - какова тема текста? (т.е. о чем говорится в этом тексте?)

Учитель начинает читать текст, а учащиеся в рабочих тетрадях делают пометки на вопросы, данные на доске.

Тему и тип речи после определения записываем в тетрадь.

3.Составление плана.

После обсуждения вопросов и выделения микротем составляем план изложения.

Например:

  1. Великодушная лоза делится пищей и водой.
  2. Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
  3. Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
  4. Просьба не заслонять солнце.
  5. Лоза радует глаз гроздьями, а дерево растет бесплодным.

План записываем в рабочую тетрадь.

4.Работа над сложными моментами текста.

На доске начерчены схемы предложений, на которые следует обратить внимание. К этим схемам надо из текста выписать предложения.

1.        ,и         .  У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце.

2.        ,        .  Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону.

5.Работа с трудными словами.

На доску после очередного прочтения выписываются слова, которые вызвали наибольшее затруднение у учащихся.

Например:

ВЕЛИКОДУШНЫЙ

БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ

ОБРОНИЛ

Можно сделать их морфемный разбор.

6.Завершающий этап работы над сочинением.

Открываем тетради по развитию речи и записываем туда число, тему изложения и тему текста.

7.Элемент сочинения.

Элемент сочинения заключается в том, чтобы после изложения написать свое мнение и отношение к тексту. Т.е. необходимо высказать свое отношение к теме: «Доброта виноградной лозы и «черная» неблагодарность дерева».

Урок 2

На втором уроке учитель читает текст еще раз. Даю несколько минут на то, чтобы пробежать текст глазами еще раз и собираю листочки с изложениями.

Изложение начинаем писать в тетрадях по развитию речи, причем рабочие тетради не закрываем, т.к. там написано все необходимое для работы над изложение.

Домашнее задание: не задается.

       

Текст изложения

СОСЕДИ.

У корня лозы виноградной кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.

Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.

Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.

Всё бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.

Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.

А.Гурунц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...