Урок по развитию речи, 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Изложение с элементами сочинения для 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по русскому языку в 8 классе.
Урок 1
Тема: Подготовка к изложению с элементами сочинения.
Цели: 1 развитие речи учащихся
2 работа над содержанием текста для точной его передачи
3 закрепление знаний о типах и стилях речи
Ход урока:
1.Орг.момент. На перемене готовимся к уроку. На столе должны быть 2 тетради:1 рабочая по русскому языку(вся работа на первом уроке будет проведена в ней), 1- по развитию речи.
Открываем рабочую тетрадь по русскому языку и записываем: число и тему урока.
2.Работа с текстом. Т.к. класс слабый и со слуха будет трудно воспринимать текст и вести работу с ним, то на столах лежит текст изложения.
На доске записаны вопросы , на которые ученики должны будут ответить после первого прочтения.
ВОПРОСЫ: - к какому стилю речи относится текст?
- к какому типу речи?
- какова тема текста? (т.е. о чем говорится в этом тексте?)
Учитель начинает читать текст, а учащиеся в рабочих тетрадях делают пометки на вопросы, данные на доске.
Тему и тип речи после определения записываем в тетрадь.
3.Составление плана.
После обсуждения вопросов и выделения микротем составляем план изложения.
Например:
- Великодушная лоза делится пищей и водой.
- Дерево уже не просит пищи, а берет сколько нужно.
- Виноградная лоза привыкла обходиться малым.
- Просьба не заслонять солнце.
- Лоза радует глаз гроздьями, а дерево растет бесплодным.
План записываем в рабочую тетрадь.
4.Работа над сложными моментами текста.
На доске начерчены схемы предложений, на которые следует обратить внимание. К этим схемам надо из текста выписать предложения.
1. ,и . У корня виноградной лозы кто-то обронил семя, и выросло деревце.
2. , . Оно раскинуло над ней свои ветви, раскудрявило крону.
5.Работа с трудными словами.
На доску после очередного прочтения выписываются слова, которые вызвали наибольшее затруднение у учащихся.
Например:
ВЕЛИКОДУШНЫЙ
БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ
ОБРОНИЛ
Можно сделать их морфемный разбор.
6.Завершающий этап работы над сочинением.
Открываем тетради по развитию речи и записываем туда число, тему изложения и тему текста.
7.Элемент сочинения.
Элемент сочинения заключается в том, чтобы после изложения написать свое мнение и отношение к тексту. Т.е. необходимо высказать свое отношение к теме: «Доброта виноградной лозы и «черная» неблагодарность дерева».
Урок 2
На втором уроке учитель читает текст еще раз. Даю несколько минут на то, чтобы пробежать текст глазами еще раз и собираю листочки с изложениями.
Изложение начинаем писать в тетрадях по развитию речи, причем рабочие тетради не закрываем, т.к. там написано все необходимое для работы над изложение.
Домашнее задание: не задается.
Текст изложения
СОСЕДИ.
У корня лозы виноградной кто-то обронил семя, и выросло деревце. Пока оно росло и нуждалось в помощи, великодушная лоза не обижала его, делилась с ним пищей и водой.
Но вот дерево стало большим. У него теперь такие корни, что оно уже не просит пищи, а берет сколько ему нужно.
Виноградная лоза потеснилась. Она привыкла обходиться малым, и того, что осталось от соседа, вполне хватало ей, чтобы в свой срок налить грузные кисти винограда сладчайшим соком.
Всё бы хорошо, если бы дерево не отняло солнца у виноградного куста. Оно раскинуло над ним свои ветви, раскудрявило крону. Тут уж лоза не выдержала, попросила соседа не заслонять солнце. А дерево лишь плотнее сомкнуло над ней ветви.
Но приходил срок, и лоза снова радовала глаз новыми гроздьями - ведь она привыкла обходиться малым. А дерево и сейчас растет без помех, безраздельно захватив солнце, но что-то никто не помнит, чтобы оно завязало на своих ветвях хоть один плод.
А.Гурунц
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).
Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".
План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....
Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".
Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль
Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...
Блочная подача материала на уроках по развитию речи.Типы речи (описание животного).
План урока по развитию речи...