Различные виды сложноподчиненных предложений.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Различные виды сложноподчиненных предложений.
Урок-практикум проводится с использованием примеров из произведений А.П.Чехова. На уроке осуществляется формирование умения выделять общие и существенные признаки сложных предложений, производится работа с литературным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spp_chehov.rar | 482.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ гимназия №12 города Липецка
Предмет Русский язык
Класс 9
Учитель Назарова Елена Викторовна
Тема урока: Урок обобщения и повторения по теме «Сложноподчиненные предложения».
Тип урока Урок-практикум.
Различные виды сложноподчиненных предложений.
Урок-практикум.
Цели урока:
Обучающие:
- закрепить полученные знания о СПП;
- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;
- обучать школьников лингвистическому анализу текста.
Развивающие:
- формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
- развивать навыки исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
- воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;
- воспитывать уважение к великим людям России, любовь к русской литературе.
Оборудование урока:
- - компьютер,
- - проектор,
- - экран,
- - раздаточный материал – отпечатанные листы с заданиями,
- - презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Сложноподчиненные предложения»
План урока:
- 1. Оргмомент.
- 2. Постановка темы и цели урока
- 3. Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с раздаточным материалом)
- «Собери предложение».
- Цифровой диктант.
4. Тематическая беседа. (150 лет со дня рождения А.П.Чехова).
- Показ презентации.
- 5. Комплексный анализ текста.
- 6. Синтаксическая работа.
- 7. Самостоятельная работа.
- 8. Подведение итогов урока.
- 9. Домашнее задание.
Слайд №1,2,3
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Постановка темы и цели урока:
Слово учителя:
Ребята, мы с вами познакомились с такими понятиями, как сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные). Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. В конце урока мы напишем проверочную работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.
Слайд №4
3. Повторение изученного:
а) Теоретическое: Дать определение сложноподчиненного предложения, привести пример.
Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.
Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.
Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.
Слайд № 5
Рассмотреть схемы СПП, ответить на вопросы:
- Какие типы придаточных предложений вы знаете?
- На какие вопросы они отвечают?
- Какими союзами и союзными словами присоединяются к главной части?
- Приведите примеры сложноподчиненных предложений, указывая тип придаточного.
б) Практическое: Работа с раздаточным материалом.
Слайд №6,7
Задание. «Собери предложение».
Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного
предложения.
1. Николай и не заметил,
2. Скучен день до вечера,
3. Чтобы получить хорошую профессию,
4. Которая бывает в начале сентября,
5. Воздух пропитан ароматом трав,
- надо прилежно учиться.
- установилась теплая, солнечная погода.
- тихо шелестящих под ветром.
- что стало светать.
- коли делать нечего
Проверьте!
- Николай и не заметил, что стало светать.(придаточное изъяснительное).
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.(придаточное условия).
- Чтобы получить хорошую профессию, надо прилежно учиться.(придаточное цели).
- Установилась теплая , солнечная погода, которая бывает в начале сентября.(придаточное определительное).
- Воздух пропитан ароматом трав, тихо шелестящих под ветром.(простое предложение с причастным оборотом).
Слайд № 8
Задание. Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:
«101 100 101».
4. Тематическая беседа.
Слайды № 9 - 16
Ребята, в гимназии проходит декада русского языка и литературы, посвященная 150 со дня рождения Антона Павловича Чехова - замечательного русского писателя-драматурга. Давайте вспомним страницы его жизни и обратимся к его творчеству.
Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.
Обучение Чехова проходило сначала в греческой школе, затем в гимназии. Вскоре он поступил в Московский университет на медицинский факультет. На протяжении всего учения Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.
Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.
Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.
После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям. В то время были написаны пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры». Произведения Чехова «Чайка», «Дядя Ваня» также являются одними из самых выдающихся.
Затем из-за болезни Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.
5. Комплексная работа с текстом.
Слайд № 17
А.П.Чехов. «Степь».
1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… 3. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 4. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, взмахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей…
Слайд №18
Задания по тексту.
- Какого стиля данный текст?
- Определите тип речи и докажите свою точку зрения.
- Найдите и назовите средства художественной выразительности в тексте.
- Укажите номера сложноподчиненных предложений в тексте.
- Какие типы придаточных предложений вы там увидели?
Письменно:
- Укажите № предложения(- ний) и напишите тип придаточного (-ных) предложеня (-ний).
- Из предложения 1 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
- Из предложений 1-2 выпишите слово(-а) , в котором(-ых) выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.
- Из предложения 4 выпишите причастия, укажите их вид, время.
- Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью согласование.
6. Синтаксическая работа.
Записать предложение, выделить его части, определить тип придаточного, начертить схему.
В полдень, когда начался дождь, мы поспешили укрыться в старом шалаше.
7. Самостоятельная работа.
Фамилия уч-ся, класс _______________________________
Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
1 Вариант.
- Я рада что ты приехал нас проводить.
- Он рассказал мне такую историю каких я еще никогда не слышал.
- Брат поехал на Кавказ чтобы там отдохнуть и подлечиться.
- Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.
- Они тронулись в путь тогда когда на улице было совсем светло.
- Как мы ни старались в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
- Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
- Он мечтал прожить жизнь так как его отец.
- Было темно так что мы с трудом различали дорогу.
Фамилия уч-ся, класс _______________________________
Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
2 Вариант
- Расскажи мне ту сказку которую мама любила.
- В лесу был густой туман так что ничего не было видно.
- Мы взяли с собой мяч чтобы поиграть на берегу моря.
- Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели.
- Хотя вода в реке была прохладная мы купались целый день.
- Там где поднимаются вершины гор находится царство вечных снегов.
- Он был спокоен как тихая вода горных озер.
- Пока мальчики играли Катя прочитала рассказ.
- Я не знал что любовь может быть бесконечной.
8. Подведение итогов урока.
Слайд №19.
9. Домашнее задание: (учебник 9кл. Русский язык./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.)
Упр. 157, словарь, повторить параграфы 21-27.
Творческая работа. Выписать отрывок из произведений художественной. литературы со сложноподчиненными предложениями. Сделать схемы этих предложений, определить тип придаточного.
Раздаточный материал.
Урок обобщения и повторения по теме «Сложноподчиненные предложения».
Задание. Цифровой диктант.
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" , если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".
Верно ли утверждение, что:
1. Союзы что, если, где – подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.
5. Комплексная работа с текстом.
Слайд №
А.П.Чехов. «Степь».
1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 2. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… 3. Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 4. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, взмахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы; что-то теплое коснулось Егорушкиной спины, полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей…
Задания по тексту.
- Какого стиля данный текст?
- Определите тип речи и докажите свою точку зрения.
- Найдите и назовите средства художественной выразительности в тексте.
- Укажите номера сложноподчиненных предложений в тексте.
- Какие типы придаточных предложений вы там увидели?
Письменно:
- Укажите № предложения(- ний) и напишите тип придаточного (-ных) предложеня (-ний).
- Из предложения 1 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.
- Из предложений 1-2 выпишите слово(-а) , в котором(-ых) выбор согласной буквы приставки зависит от качества следующего за ней согласного звука.
- Из предложения 4 выпишите причастия, укажите их вид, время.
- Из предложения 1 выпишите все словосочетания со связью согласование.
7. Самостоятельная работа.
Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
1 Вариант.
- Я рада что ты приехал нас проводить.
- Он рассказал мне такую историю каких я еще (ни)когда не слышал.
- Брат поехал на Кавказ что(бы) там отдохнуть и подлечиться.
- Цветы (от)того что их только что полили издавали влажный раздр…жающий запах.
- Они тронулись в путь тогда когда на улице было совсем светло.
- Как мы н… старались в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
- Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
- Он мечтал прожить жизнь так как его отец.
- Было темно так что мы с трудом различали дорогу.
Списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки. Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
2 Вариант
- Расскажи мне ту сказку которую мама любила.
- В лесу был густой туман так что (н…)чего (не)было видно.
- Мы взяли с собой мяч чтобы поиграть на берегу моря.
- Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы ул…тели.
- Хотя вода в реке была прохладная мы купались целый день.
- Там где подн…маются в…ршины гор находится царство вечных снегов.
- Он был споко…н как тихая вода горных озер.
- Пока мальчики играли Катя прочитала рас…каз.
- Я не знал что любовь может быть бесконечной.
7. Самостоятельная работа.
Фамилия уч-ся, класс _______________________________
Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
1 Вариант.
- Я рада что ты приехал нас проводить.
- Он рассказал мне такую историю каких я еще никогда не слышал.
- Брат поехал на Кавказ чтобы там отдохнуть и подлечиться.
- Цветы оттого что их только что полили издавали влажный раздражающий запах.
- Они тронулись в путь тогда когда на улице было совсем светло.
- Как мы ни старались в этот день нам удалось дойти только до устья реки.
- Сережа был самым младшим в семье и рос как трава в степи.
- Он мечтал прожить жизнь так как его отец.
- Было темно так что мы с трудом различали дорогу.
Фамилия уч-ся, класс _______________________________
Расставить знаки препинания, выделить части предложения, подчеркнуть грамматическую основу, начертить схему, определить тип придаточного.
2 Вариант
- Расскажи мне ту сказку которую мама любила.
- В лесу был густой туман так что ничего не было видно.
- Мы взяли с собой мяч чтобы поиграть на берегу моря.
- Лес стоял тихий и молчаливый потому что главные певцы улетели.
- Хотя вода в реке была прохладная мы купались целый день.
- Там где поднимаются вершины гор находится царство вечных снегов.
- Он был спокоен как тихая вода горных озер.
- Пока мальчики играли Катя прочитала рассказ.
- Я не знал что любовь может быть бесконечной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные виды сложноподчиненных предложений с двумя или несколькими придаточными и пунктуация в них
В рамках данного урока рассматриваются СПП с несколькими придаточными и пунктуация в них; повторяются основные группы СПП по их значению, в конце урока создается синквейн. К уроку прилагае...
Урок русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений". 9 класс.
урок-закрепление темы "Виды СПП" в 9 классе направлен на формирование ЗУН по конструированию СПП по схемам и наоборот, по синтаксическому разбору СПП, по структурно-семантическому анализу СПП....
План-конспект урока русского языка по теме "Виды сложноподчиненных предложений" с использованием ЭОР
Представлен план-конспект урока по русскому языку в 9 классе в соответствии с программой С.И.Львовой по теме "Виды сложноподчиненных предложений", в ходе которого реализуются ИКТ, деятельно...
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...
Виды сложноподчиненных предложений
материалы к открытому уроку...
Презентация к уроку "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
Разработка представляет собой наглядный материал для урока русского языка в 9 классе. Может быть использована для любых УМК. Переход по слайдам осуществляется по гиперссылкам....
Урок русского языка в 9 классе. Виды сложноподчиненных предложений
Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" имеет второй план, он посвящен 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова....