Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс
методическая разработка (русский язык, 9 класс) по теме
Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока применялись следующие методы: словесный, наглядный, репродуктивный, частично поисковый. Межпредметные связи: литература, история. Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развитие речи учащихся. В практической работе примеры взяты из романа Л.Н. Толстого "Война и мир", повести Г. Данилевского "Сожженная Москва", Л. Рубинштейна "Дорогами победы", стихотворений Д. Давыдова, И. Козлова.Творческое задание для работы в группах предполагает развитие выразительной, образной речи и грамотного письма. Для развития познавательного интереса учащимся предложены творческие задания. С целью развития навыков контроля и самоконтроля учащимся предлагаютя задания с последующей проаверкой и самопроверкой и задания по конструированию предложений. Средства активизации, используемые на уроке: живое слово учителя, практическая работа, творческие задания, самостоятельная работа, дифференцированные задания, ТСО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
danilova_n.n._razrabotka_uroka.doc | 49.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»
г. Бийска Алтайского края
Всероссийский конкурс
«Недаром помнит вся Россия»
Номинация: «Методическая разработка урока»
Тема: «Виды сложноподчиненных предложений»
Работу выполнила:
Данилова
Наталья Николаевна,
учитель русского языка
и литературы;
Домашний адрес:
пер. Липового, д.61, кв. 36,
г. Бийск, Алтайского края,
Индекс: 659305
контактный телефон:
8 (385)445-09-81;
адрес электронной почты:
natali6136@mail.ru
2012 год
Урок русского языка, 9 класс
Виды сложноподчиненных предложений
Цели:
■ обобщение и систематизация знаний по теме «Виды сложноподчиненных предложений»;
формирование умения отличать сложноподчиненные предложения от других видов предложений, разграничивать части сложноподчиненных предложений, задавать вопрос, определять средства связи;
■ развитие навыков монологической речи; умения формулировать и аргументировано отвечать на вопросы;
■ воспитание нравственных качеств: чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за русский народ.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы с учащимися.
Ход урока
I. Оргмомент.
.
II. Актуализация знаний, мотивация.
Учитель: Ребята, наш сегодняшний урок мы начнём с синтаксической разминки, но сначала несколько учащихся получат карточки с индивидуальными заданиями, в которых нужно определить вид сложных предложений и начертить схемы.
1. Индивидуальная работа по карточкам
Карточка №1
Пр..бывая в каждый новый пункт, Наполеон узнавал, что Кутузов угр..жает отрезать ему путь. Француз..ая армия катилась, как мячик, пуще(н,нн)ый по склону горы. Но Наполеону не удавалось вырваться из кутузовской «подковы», которая сжимала противника стальными тисками.
Карточка №2
В стороне от дороги, где от павших коней поднимался еще легкий парок, немедленно накапливались кучки солдат. На пр..вале явился Коленкур, закута(н,нн)ый в шубу. «Государь! – закричал он. – Вот та ц..вилизация, которую мы принесем в Россию!»
Карточка №3
…Благо тому народу, который в минуту испытания поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оск..рбления и мести (не) заменяется пр..зрением и жалостью…
2. Синтаксическая разминка.
Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.
1. Наступил последний день Москвы.[ ]. П.П.
2. Гулко грохнула в туманном воздухе французская пушка, на ее звук раздался условный выстрел. [ ] , [ ]. БСП.
3. Неприятель отражен во всех пунктах, и завтра мы его погоним обратно из священной Русской земли. [ ], и [ ]. ССП.
4. Русские не делали этого усилия, потому что они не атаковали французов.
[ ], (потому что…). СПП.
3. Работа с текстом.
Учитель: Итак, мы повторили виды сложных предложений. Давайте прочитаем записанный на доске текст.
Дым выстрелов орудийных и ружейных стал так густ, что застлал весь подъем той стороны оврага. Тот, кто посмотрел бы на ряды французов, сказал бы, что русским стоит сделать еще одно маленькое усилие, и французы погибнут. Хотя к концу сражения люди чувствовали весь ужас своего поступка, какая-то непонятная, таинственная сила еще продолжала руководить ими.
Задание:
- Прочитайте выразительно отрывок из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
- Запишите первое предложение и сделайте его синтаксический разбор.
- Определите вид сложноподчиненных предложений.
- На какой вопрос отвечают придаточные?
Вывод: сложноподчиненные предложения имеют разные значения, которые зависят от задаваемого вопроса, от союзов или союзных слов.
III. Сообщение цели и темы урока (формулируют учащиеся).
Учитель: Вот мы и подошли к вопросам, которые будем решать на сегодняшнем уроке. О чём же мы будем говорить сегодня? (О видах придаточных предложений в сложноподчиненных предложениях). Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания по теме «Виды сложноподчиненных предложений». Запишите на пропущенной строке тему урока:
IV. Закрепление материала.
1. Работа с таблицей учебника русского языка под редакцией Бархударова С.Г., стр. 81.
2. Работа над отрывком из стихотворения Д. Давыдова «Товарищу 1812 года» (текст стихотворения спроецирован на экран).
Мы оба в дальний путь летим, товарищ мой,
Туда, где бой кипит, где русский штык бушует,
Но о тебе любовь горюет…
Задание:
- Прочитайте выразительно;
- Дайте характеристику записанному предложению;
- Определите вид придаточных по вопросу;
- Начертите схему предложения.
3. Работа по карточкам в парах. Составление предложений (устно).
Начало предложений: Дружно за мир стоять…; Мир строит…; Если хочешь мира…; Кто к нам с мечом придет…; Миром дорожить…; Бой – святое дело…; Плох тот солдат…; Кому война…; Бой играет мужеством… .
Продолжение предложений: …война разрушает; …который не думает быть генералом; …людям долго жить; …а кому мать родная; …иди на врага смело; …будь готов к войне; …а война разрушает; …а приятель дружеством; …иди на врага смело.
4. Словарный диктант.
Самопожертвование, раненый солдат, доблестные воины, обелиск, гранитный монумент, мужественные бойцы, беззаветная преданность Родине, генерал, командир дивизии, потерпеть поражение, артиллерийский снаряд, лейтенант, истинные богатыри.
Задание:
- Как вы понимаете эти выражения?
- Объясните значение слова «самопожертвование».
- Составьте сложноподчиненные предложения с двумя словосочетаниями и определите вид придаточных.
5. Работа над отрывком из стихотворения И. Козлова «Сон ратника» (текст стихотворения спроецирован на экран).
Мне снилось, что, простясь с вое...ою тр..вогой,
От тех кровавых мест, где буйство прот..кло,
Поспешно я иду зн..комою дорогой
В родимое село.
Я к хижине сходил холмов с крутого ската,
Разлуки тайный страх надеждой веселя, -
И дряхлый мой отец, тотчас узнав солдата,
Вск..чил без костыля.
Я милых обнимал… но пушка вестовая
Сон тихий прервала, и в сечу мне лететь!
И к Варне понеслась дружина удалая…
Иль там мне умереть?
Задание:
- Прочитайте стихотворение выразительно;
- Запишите 1-е четверостишие и определите вид придаточных;
- Охарактеризуйте устно предложение из второго четверостишия;
- Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте орфограммы.
V. Домашнее задание: п. 10 -12, упр. 190 ( I ч.) или написать сочинение-миниатюру «Вам не видать таких сражений…», используя СПП.
VI. Итог урока:
- Чему вы научились на уроке?
- Какие задания понравились?
- Над чем урок заставил задуматься? На какие размышления навел? Ответьте на вопрос сложноподчиненным предложением, записав его в тетрадь.
Литература:
1. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009.
2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. - М., Просвещение, 2005.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, - М.: Просвещение,2006.
4. Шипицина Г.М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Кн. для учителя – М.: Просвещение: Учеб. лит.1997.
5. Материалы газеты «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября») за 2006-2010г.
Предварительный просмотр:
Приложение 1
Автор материала | Данилова Наталья Николаевна |
Должность (с указанием преподаваемого предмета)
| Учитель русского языка и литературы |
Образовательное учреждение | МБОУ «СОШ №5» |
Название материала
| «Виды сложноподчиненных предложений» |
Вид ресурса | Текстовый документ |
Цели, Задачи материала | Цель урока - проверить, обобщить и систематизировать теоретические и практические знания обучающихся по теме. Задачи: 1. Подготовка учащихся к успешной сдаче экзамена. 2. Совершенствование практических умений и навыков учащихся: речевых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда. 3. Усиление учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. |
Список использованной литературы. | 1. Бархударов. С.Г., Крючков С.Е. Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2009. 2. Г.А. Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. Книга для учителя. - М., Просвещение, 2005. 3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений, - М.: Просвещение,2006. 4. Шипицина Г.М. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка: Синтаксис. Пунктуация. Стилистика: Кн. для учителя – М.: Просвещение: Учеб. лит.1997. 5. Материалы газеты «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября») за 2006-2010г. |
Пояснительная записка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Данный урок разработан для учащихся 9-х классов, это второй урок по теме из трех запланированных. Урок спланирован на основе использования современных педагогических технологий: технологии личностно о...
Урок русского языка в 11 классе по теме: "Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении"
Данная разработка помогает подготовить учащихся к выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку в разделе:"Синтаксис и пунктуация" . Рассматриваются трудные случаи постановки знаков ...
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"
Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....
Урок русского языка в 9 классе по теме "Инновации. Сложноподчиненное предложение"
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение изученного».Цель: обобщить и систематизировать знания по теме «СПП»....
Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения»
Цели урока: обобщить знания школьников по теме "СПП", формировать умение работать в группе, анализировать и сопоставлять, формулировать мысли....
Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"
Урок изучения нового материала. На уроке используются ИКТ, приемы проблемного и ассоциативного обучения, проверка знаний уч-ся через задания, созданные в тестовой оболочке UniTest....
презентация к уроку русского языка в 11 классе по теме "Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными"
материал содержит теоретические сведения и практический материал для самостоятельной работы...