Урок русского языка в 5 классе по теме "Морфемика"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка по теме "Морфемика" - это последний урок в теме. Он построен в форме игры -КВН.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-КВН на тему «Морфемика» в 5 классе.
Цели урока: повторить изученный материал по данной теме; развитие навыков групповой работы, навыков сравнения, сопоставления; воспитание познавательной активности обучающихся, взаимовыручки, чувства коллективизма, сопереживания.
Ход урока.
Класс делится на две команды. Выбирается жюри. В ходе урока выполнение заданий оценивается баллами, которые сообщаются командам и записываются на табло. После окончания урока подводятся итоги и называются победители.
Объявляется тема урока учителем, дети ставят цели: чему должны научиться на уроке и что должны знать к концу урока.
На доске записан эпиграф:
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
Вступительное слово учителя. Беседа.
-Что изучает морфемика?
- Назовите морфемы, из которых состоит слово.
-Как найти окончание в слове? Приведите примеры.
-Какие слова называют однокоренными?
- Какие орфограммы вы изучили в этой теме?
1 задание.
1 команда: убежал, магазинчик, маленький.
2команда: срисовал, тракторист, зеленоватый.
Задание: на основе этих слов докажите, что суффикс и приставка служат для образования новых слов.(подводятся итоги, правильный ответ – 2 балла, неполный ответ – 1 балл, неправильный ответ – 0 баллов.)
2 задание.
Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам:
Корень, окончание -1 столбик.
Корень, суффикс, окончание – 2 столбик.
Приставка, корень, суффикс, окончание – 3 столбик.
Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.
3 задание (индивидуальные задания представителям команд, которые работают у доски). Разобрать слова по составу:
1 команда: матросский, привычка, снежок, подъезд.
2 команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.
Пока ребята выполняют задание у доски, вопрос к классу: «Какие вы можете назвать корни с чередованием гласных?»
4 задание – работа у доски.
Пятиклассники должны выписать слова с чередующимися гласными в корне, рядом записать слова с противоположным написанием, обозначить орфограммы.
Сидеть, отпереть, глядеть, загорать, половина, положение, косичка, коснуться, отрасти, росинка, убегать, зажигать, зори, зарисовать.
В это время представители команд выполняют индивидуальные задания: вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
Р…стительный, заг…реть, зар…сли, р..сток, сг…ревший газ, сл..жить, разл..жить, сл…гаемое, уб..рать.
Вопрос классу: «Как убедиться, что корень в слове найден правильно?»
5 задание командам:
Определить, одинаковые ли корни в словах:
Гора – гореть, мирный – замирать?
К каждому слову в паре подобрать два однокоренных.
6 задание для команд: работа со словами(карточки).
Задания:
- Прочитать слова. Назвать те, которые образованы приставочным способом: при..ятно, пр…рода, пр…спокойно, пр..шли, пр…ветливо, пр…чудливые.
- Написать сочинение-миниатюру на тему «Прогулка по зимнему лесу», используя все записанные на доске слова.
(Каждая команда читает две работы).
Пока команды выполняют задания, представители команд работают на доске, выполняя задание: записать однокоренные слова к словам «выносить» и «носик.»
7 задание: Игра «Кто больше?» - назвать слова с корнями:
1 команда – корень говор-
2 команда – корень вод-
Вопрос к классу: «Как образуются сложные слова?»
8 задание командам: объяснить значение сложных слов, раскрывая значение их частей:
1 команда: лесоруб, птицефабрика.
2 команда: вездеход, пчеловод.
Последнее задание: устный блиц-опрос по очереди каждой команде: назовите сложное слово.
- Специалист по разведению садов .(садовод)
- Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
- Канал для выхода дыма из трубы(дымоход)
- Русская народная игра-пляска. ( хоровод)
- Лес, поваленный бурей.(бурелом).
- Огнестрельное оружие.(самопал)
- Аппарат для помола кофе. (кофемолка).
Жюри подводит итоги игры.
Вопрос классу: «Ребята, а как вы оцениваете свою работу. Работу в группе и каждого отдельно?»
Дети говорят, как они себя оценили, затем слушаем жюри и видим совпадает самооценка и оценка жюри или нет. Возвращаемся к целям урока, спрашиваем, выполни ли их.
Рефлексия:
- Ребята, мы сегодня поиграли, но не просто поиграли, а и повторили всю тему «Морфемика», а теперь, если вам было скучно, плохо, не интересно – присядьте, если хорошо, интересно – поднимите руки, а если очень хорошо, все понравилось, интересно – поднимите руки и хлопните в ладоши.
- Молодцы! Работали все очень хорошо! Победилии сегодня все!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....