Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (под ред. М.М. Разумовской)
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и “Рабочей программы по учебникам под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта “, разработанной автором-составителем Г.В.Цветковой, кандидатом педагогических наук, изданной в сборнике ”Русский язык. 5-9 классы”, Волгоград, издательство “Учитель”, 2011г., рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне.
Данная рабочая программа по русскому языку (базовый курс) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_ch.rus_.yaz_.odt | 134.15 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (базовый уровень) разработана на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и “Рабочей программы по учебникам под редакцией М.М.Разумовской, П.А.Леканта “, разработанной автором-составителем Г.В.Цветковой, кандидатом педагогических наук, изданной в сборнике ”Русский язык. 5-9 классы”, Волгоград, издательство “Учитель”, 2011г., рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне.
Данная рабочая программа по русскому языку (базовый курс) предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в центре дистанционного образования при ОГАОУ БИЮЛИ.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку,
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию,
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете,
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки. Формировать способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умение пользоваться различными лингвистическими словарями, совершенствование умений и навыков письменной речи,
- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании,
- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка,
- освоение компетенций — коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.
В связи с тем, что в индивидуальном учебном плане для обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий на предмет «Русский язык» отведено 2 часа в неделю (70 часов в год), а общеобразовательная программа рассчитана на 5 часов в неделю (170 часов в год), проведено уплотнение учебного материала и внесены следующие изменения:
№ п/п |
Разделы. Темы. | Количество часов | ||
Авторская программа | Рабочая программа | |||
1. | О языке. | 1 | 1 | |
2. | Закрепление и углубление изученного в 5 классе. Грамматика. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. | 18 | 12 | |
3. | Язык. Правописание. Культура речи. Словообразование, правописание и употребление в речи имен существительных, имен прилагательных и глаголов. | 40 | 11 | |
4. | Морфология. Орфография. Причастие. | 20 | 10 | |
5. | Деепричастие. | 20 | 6 | |
6. | Имя числительное. | 10 | 5 | |
7. | Местоимение. | 19 | 7 | |
8. | Повторение и обобщение изученного в 6 классе. | 4 | 3 | |
9. | Речь. | 38 | 15 | |
Итого | 170 | 70 |
Обучение согласно учебному плану и данной рабочей программе основано на использовании учебно-методического комплекта: Учебника для общеобразовательных учреждений Русский язык. 6 класс. Под редакцией доктора педагогических наук, профессора М.М. Разумовской, доктора филологических наук, профессора П.А. Леканта. М., «Дрофа», 2009г., Электронный учебник ЦДО «Белшкола», Русский язык. 6 класс, согласно федеральному перечню учебников на 2012-2013 уч. год, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленных целей в соответствии с образовательной программой центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ БИЮЛИ.
В данной рабочей программе предусмотрено 12 письменных контрольных работ.
Из них: диктантов - 3
изложений - 3
сочинений (классных) — 2
(домашних) — 2
тестовых работ - 1
итоговое контрольное тестирование - 1
Основная форма организации учебного процесса — on-lineурок с использованием дистанционных технологий обучения.
Основные формы текущего контроля: устный опрос, тестовые формы контроля по темам, разделам обучения, письменный контроль в форме проведения диктантов, изложений, сочинений.
- ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
К концу 6 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями:
по о р ф о э п и и : правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи;
по лексике: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные
и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
по словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного
анализа (в словах более сложной структуры); составлять словообразовательную
цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы
образования изученных частей речи;
по м о р ф о л о г и и : квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
по о р ф о г р а ф и и : характеризовать изученные орфограммы и объяснять их написание; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарей;
по с и н т а к с и с у : определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить предложения с причастными и деепричастными
оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;пользоваться разными видами лингвистических словарей.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
• основные единицы языка, их признаки;
• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.
уметь:
• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение:
• адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по русскому языку (6 класс), 70 часов (2 ч. в неделю)
№ урока | Тема | Вид контроля | ||||
О языке (1 ч.) | ||||||
1 | Слово как основная единица языка. | |||||
Закрепление и углубление изученного в 5 классе. (12 ч. + 3 ч. Р.Р. ) Грамматика. Морфология и синтаксис как разделы грамматики. | ||||||
2 | Глагол, имя существительное, имя прилагательное (грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки). | |||||
3 | Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. | |||||
4 | Простое и сложное предложение. | |||||
5 | Р.Р. Повторение изученного о речи, ее стилях и типах. | |||||
Правописание. Орфография и пунктуация. | ||||||
6 | Употребление прописных букв. Буквы Ъ и Ь. | |||||
7 | Орфограммы корня. | |||||
8 | Правописание окончаний слов. | |||||
9 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, существительными, прилагательными. | |||||
10 | Сложное предложение.Знаки препинания между частями сложного предложения. | |||||
11 | Р.Р. Что мы знаем о тексте? Подготовка к домашнему сочинению «Мало ли что можно делать в лесу!» | Домашнее сочинение | ||||
12 | Предложение с обращением. Пунктуационное оформление предложения с прямой речью. | |||||
13 | Предложение с однородными членами. Тире между подлежащим и сказуемым. | |||||
14 | Р.Р. Разграничение деловой и научной речи. Характеристика делового стиля. | |||||
15 | Контрольный диктант (входной) | Диктант | ||||
16 | Анализ теста и работа над ошибками. | |||||
Язык. Правописание. Культура речи. Словообразование, правописание и употребление в речи существительных, прилагательных и глаголов. ( 11 ч.+2 ч. Р.Р.) | ||||||
17 | Словообразование имен существительных. | |||||
18 | Правописание сложных имен существительных. | |||||
19 | Словообразование имен прилагательных. | |||||
20 | Правописание сложных имен прилагательных. | |||||
21 | Употребление Н и НН в прилагательных, образованных от имен существительных. | |||||
22 | Р.Р. Рассуждение-объяснение. «Почему в слове лунный пишется -НН, а в слове юный -Н ?» | |||||
23 | Словообразование глаголов. Правописание суффиксов -ова, -ева. | |||||
24 | Правописание приставок пре-, при-. | |||||
25 | Буквы Ы–И в корне после приставок. | |||||
26 | Р.Р. Характеристика делового стиля. Изложение. «Как спускаться с горы на лыжах». | Изложение | ||||
27 | Культура речи. Употребление в речи имен существительных | |||||
28 | Употребление в речи имен прилагательных. | |||||
29 | Употребление в речи глаголов. | |||||
Морфология и орфография. Причастие. (10 ч.+1 ч. Р.Р.) | ||||||
30 | Понятие о причастии. Признаки прилагательного и глагола у причастия. Склонение причастий. | |||||
31 | Причастный оборот и знаки препинания при нем. | |||||
32 | Действительные и страдательные причастия. | |||||
33 | Образование причастий настоящего и прошедшего времени. | |||||
34 | Морфологические признаки причастия. | |||||
35 | Полные и краткие причастия. | |||||
36 | Тестирование за 1 полугодие. | Тест | ||||
37 | Буквы Н и НН в причастиях. | |||||
38 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных. | |||||
39 | Слитное и раздельное написание Не с причастиями. | |||||
40 | Р.Р. Сочинение-повествование. «Наши шалости». | Клас. сочин. | ||||
Деепричастие. (6 ч.+3 ч. Р.Р.) | ||||||
41 | Понятие о деепричастии. | |||||
42 | Деепричастный оборот и пунктуация при нем. | |||||
43 | Правописание НЕ с деепричастиями. Морфологический разбор. | |||||
44 | Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида. | |||||
45 | Культура речи. Употребление причастий и деепричастий в речи. | |||||
46 | Диктант по теме «Причастие и деепричастие». | Диктант | ||||
47 | Анализ диктанта. Р.Р. Типы речи. Повествование. Повествование художественного и разговорного стилей. | |||||
48 | Р.Р. Повествование делового и научного стилей. Подготовка к изложению: знакомство со средствами компрессии. | |||||
49 | Р.Р. Сжатое изложение «Как спасали крысу» (По Б. Васильеву) | Сжат. излож. | ||||
Имя числительное. ( 5 ч.+2 ч. Р.Р.). | ||||||
50 | Имя числительное как часть речи: грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. | |||||
51 | Числительные простые, сложные и составные; их правописание. | |||||
52 | Количественные числительные: значение, склонение и правописание. | |||||
53 | Порядковые числительные: значение, склонение и правописание. Морфологический разбор. | |||||
54 | Культура речи. Употребление имен числительных в устной и письменной речи. | |||||
55 | Р.Р. Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. Употребление параллельной связи с повтором. | |||||
56 | Р.Р. Изложение «Как гуси Рим спасли». | Изложение | ||||
Местоимение. ( 7 ч.+2 ч. Р.Р. ) | ||||||
57 | Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологические признаки, роль в предложении. Разряды местоимений. | |||||
58 | Личные местоимения.Возвратное местоимение «себя». | |||||
59 | Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. | |||||
60 | Вопросительно-относительные местоимения. | |||||
61 | Определительные местоимения. Морфологический разбор. | |||||
62 | Отрицательные и неопределенные местоимения. Культура речи. Употребление местоимений в речи. | |||||
63 | Диктант по теме « Имя числительное и местоимение». | Диктант | ||||
64 | Анализ диктанта. Р.Р. Типы речи. Описание. Описание места. Художественное описание. | |||||
65 | Р.Р. Описание состояния окружающей среды. Подготовка к домашнему сочинению-описанию «Солнечный день в нашем дворе». | Домашнее сочинение- описание | ||||
Повторение и обобщение изученного в 6 классе. ( 3 ч.+2 ч. Р.Р. ) | ||||||
66 | Проверь свою подготовку по орфографии и пунктуации. | |||||
67 | Р.Р. Текст. Соединение в тексте различных типовых фрагментов. Подготовка к сочинению. | |||||
68 | Р.Р. Сочинение. «Мой любимый уголок природы». | Классное сочинение | ||||
69 | Итоговое контрольное тестирование. | Тест | ||||
70 | Анализ сочинения и тестирования. Работа над ошибками. | |||||
Количество письменных работ: 12 Тест – 1 Диктант – 3 Сочинение классное – 2 Сочинение домашнее – 2 Изложение – 3 Итоговое контрольное тестирование - 1 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
О языке (1 час)
Слово как основная единица языка.
РЕЧЬ (15 часов)
Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для изученных стилей речи.
Т е к с т : способы и средства связи предложений; нормативный повтор и повтор-недочет; сложный план.
Стили речи: научный стиль (сфера употребления, задача речи, характерные языковые средства).
Т и п ы р е ч и :описание места, описание состояния природы, рассуждение-объяснение.
Композиционные формы: аннотация, отзыв, структура научного определения понятая.
Основные требования к выборочному изложению.
Основные умения:
Чтение. Осмысленно и бегло читать тексты научного стиля, составлять план.
Анализ текста. Определять стиль речи; находить в тексте языковые средства, характерные для научного стиля речи; выделять в тексте художественного произведения описание места и состояния окружающей среды; определять в отдельных абзацах текста способы и средства связи предложений.
Воспроизведение текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и состояния природы. Пересказывать учебно-научные тексты, в том числе типа рассуждения-объяснения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учетом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учетом основной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать сочинения-описания помещения, состояния природы; составлять рассуждение на дискуссионную тему о поступках людей. Писать краткое сообщение (аннотацию) о содержании книги, фильма двух видов: а) о чем говорится; б) что говорится;
давать отзыв о прочитанной книге, сочинении или устном ответе учащегося; строить устное определение научного понятия.
Совершенствование текста. Совершенствовать содержание, логику изложения и язык своего высказывания (устного и письменного), в частности находить и устранять неоправданные повторы.
Закрепление и углубление изученного в 5 классе (12 часов)
ГРАММАТИКА
Морфология и синтаксис как разделы грамматики.
Имя существительное, имя прилагательное и глагол; их общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.
Словосочетание и предложение как основные единицы синтаксиса. Главные и зависимые части словосочетания; главные и второстепенные члены предложения.
Понятие простого и сложного предложения. Предложение с однородными членами, обращением и прямой речью.
ПРАВОПИСАНИЕ. ПУНКТУАЦИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ (11 часов)
Орфография: употребление прописных букв; буквы ъ и ь; орфограммы корня; правописание окончаний слов; слитное и раздельное написание не с глаголами, существительными, прилагательными.
Знаки препинания в конце предложения; запятая при однородных членах, между частями сложного предложения, при обращении; пунктуационное оформление прямой речи перед и после слов автора; тире и двоеточие в предложениях с однородными членами и обобщающим словом; тире между подлежащим и сказуемым.
Словообразование имен существительных, прилагательных, глаголов. Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение.
Сложносокращенные слова; верное определение их родовой принадлежности. Словообразовательные цепочки. Типичные словообразовательные модели имён существительных, прилагательных и глаголов. Правописание сложных имен существительных и прилагательных; употребление н, нн в именах прилагательных, образованных от имен существительных; правописание приставок при- и пре-, букв ы—и в корне после приставок.
Употребление в речи имен существительных, прилагательных и глаголов. Особенности правописания некоторых форм имен существительных, прилагательных и глаголов
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ (16 часов)
Причастие и деепричастие
Причастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы причастий. Действительные и страдательные причастия. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Краткие и полные страдательные причастия; их синтаксическая роль в предложении. Причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий. Не с причастиями. Склонение причастий. Правописание окончаний причастий. Употребление причастий в текстах разных стилей.
Деепричастие как особая форма глагола: общее грамматическое значение,
морфологические признаки, роль в предложении. Суффиксы деепричастий. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Не с деепричастиями. Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. Употребление деепричастий в текстах разных стилей.
Культура речи. Особенности произношения деепричастий в некоторых форм причастий. Правильное построение предложений с причастными и деепричастными оборотами.
Имя числительное (5 часов)
Имя числительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Числительные простые, сложные и составные; их правописание. Числительные количественные, порядковые, собирательные, дробные; их значение, особенности склонения и правописания. Нормы употребления числительных в устной речи. Правильное чтение (с точки зрения грамматических норм) текстов с именами числительными.
Культура речи. Правильное употребление в речи числительных (в частности,
составных) в косвенных падежах. Верное согласование собирательных числительных (оба, обе; двое, трое) с именами существительными.
Местоимение (7 часов)
Местоимение как часть речи: особенности значения, морфологических и синтаксических признаков.
Разряды местоимений: значение, изменение, правописание, роль в предложении.
Употребление местоимений для связи предложений в тексте в роли синонимической замены.
Культура речи. Правильное, не нарушающее смысловой точности употребление местоимений в тексте. Верное образование и произношение местоимений: их (не «ихний»), о нём (не «о ем») и т. д.
Резервные часы (3 часа)
5. ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Формы и средства контроля предусмотрены цифровым образовательным ресурсом учебного курса образовательной оболочки Центра дистанционного образования ОГАОУ БИЮЛИ, в котором предусмотрена и устная (аудиоформат) и письменная работа учащихся: учебное и контрольное тестирование, задания, выполнение которых предполагает компьютерный набор текстов ответов, диктанты и работы по развитию речи (изложения и сочинения), которые впоследствии проверяются учителем, результат фиксируется и передается ученику.
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (базовый уровень) предусматривает проведение контрольных работ (при объеме изучения русского языка 2 часа в неделю) -
12 контрольных работ:
- Контрольный диктант (входной)
- В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.
- Бродить с ружьем по целым дням в этой зеленой пустыне — наслаждение, которое известно одним лишь охотникам. Встанешь на заре и к вечеру так уходишься, что едва доберешься до знакомой избушки.
Нашим любимым местом была гора Размет, которая является связующим центром и горным водоразделом. В одну сторону с нее сбегают речки европейского бассейна, а в противоположную — азиатского. Таким образом, мы проводили ночь на самой границе между Европой и Азией.
Солнечный закат в горах удивительно хорош. Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. Затихший воздух чутко держит каждый шорох. Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
- (По Д. Мамину-Сибиряку)
Диктант по теме «Причастие и деепричастие»
Таинственный ящик
- У Шаляпина был объемистый кожаный портфель, оклеенный множеством ярлыков туристических фирм иностранных государств и городов, в которых гастролировал певец. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял, почти не выпуская из рук.
В портфеле лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, но и родные не имели представления о его содержимом. Приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, Шаляпин вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать.
Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла наглухо заколоченный ящик. В нем оказалась горсть земли, взятой великим певцом перед отъездом за границу. Это была горсть русской земли.
(По Лессу)
Диктант по теме «Имя числительное и местоимение»
На Карадаге
Я не новичок в горах, но такого мрачно-угрюмого нагромождения скал мне не приходилось встречать.
Идешь, а в спину тебе будто упорно смотрит кто-то, обернешься — нет никого.
Трудно идти, когда ничего не ждешь впереди, не с кем поговорить.
Вечер застал меня в этих диких скалах, дул резкий северо-восточный ветер.
Собираю пучки колючей травы, чтобы разжечь костер и приготовить какую-нибудь горячую пищу.
Блаженны желанные минуты, когда после выматывающих силы подъемов залезаешь в плащ-палатку, в мягкий спальный мешок!
Тишина. Напряженное ухо ловит отдаленный, еле слышный, но никогда не смолкающий рев водопада.
Разбудили меня какие-то непонятные звуки, походившие на скрип, будто что-то жесткое терлось о камень.
То были сипы — огромные птицы горных высот.
( По Н. Сладкову)
- Изложение «Как спускаться с горы на лыжах»
Для того чтобы правильно спуститься с горы на лыжах, нужно принять правильное исходное положение: ноги немного согнуты, палки отведены назад. Затем следует оттолкнуться палками и спокойно начать скольжение вниз. Чтобы не потерять равновесия, необходимо сильно согнуть ноги в коленях и наклониться вперед. В этот ммент особенно важно держать лыжи параллельно друг другу, так как малейший перекос может привести к падению.
- Сжатое изложение по Б. Васильеву «Как спасали крысу»
- Мы шли по бульвару, затем свернули на улицу и начали по ней подниматься. И тут моя спутница схватила меня за куру:
- - Крыса! Да смотри же, на рельсы смотри!
По ложбинке трамвайного рельса в гору деловито спешила омерзительная серая крыса. Я поискал подходящий камень, чтобы шарахнуть им по зверюге. Но попутчица продолжала крепко встряхивать мою руку, горячо убеждая спасти неразумное создание от гибели под колесами трамвая. Я бросился сгонять проклятую крысу с рельсов.
Так начался незабываемый бег. Впереди мчалась перепуганная тварь. За крысой, крича что-то вроде «Кыш!» и хлопая в ладоши, летел я. За мной с пронзительным звоном спешил трамвай, а параллельно ему по тротуару бежала моя спутница, громко требуя проявить сострадание к несчастному животному. Так мы все четверо — крыса, я, трамвай и моя знакомая — взбежали на подъем.
Тут крыса лихо метнулась с рельсов. Я умудрился выскользнуть в другую сторону. Мы некоторое время молча отдувались, не в силах произнести ни единого слова.
- Замечательно, - в два приема сказала моя знакомая. - Я знала, что ты человек неравнодушный.
(По Б. Васильеву)
Изложение «Как гуси Рим спасли»
В 390 году до нашей эры дикие галлы напали на римлян. Римляне не могли с ними справиться. Одни убежали из города, а другие заперлись в крепости, которая называлась Капитолий. В городе остались одни сенаторы. Галлы вошли в город, перебили всех сенаторов и сожгли Рим. В середине Рима оставался только Капитолий, куда не могли добраться галлы. Галлы хотели разграбить Капитолий. Они знали, что там много богатств. Но Капитолий стоял на крутой горе. С одной стороны были стены и ворота, а с другой был крутой обрыв. Ночью галлы украдкой полезли из-под обрыва на Капитолий. Они поддерживали друг друга снизу и передавали друг другу копья и мечи. Так они потихоньку взобрались на обрыв. Ни одна собака не услыхала их.
Галлы уже полезли через стену, как вдруг гуси почуяли людей, загоготали и захлопали крыльями. Один римлянин проснулся, бросился к стене и сбил под обрыв одного галла. Галл упал и свалил за собою других. Тогда сбежались римляне, стали кидать бревна и камни под обрыв, перебили много галлов. Потом пришла помощь к Риму. Галлов прогнали.
(По Л. Толстому)
Тест за первое полугодие
А1 |
Укажите синонимы
- ускорение, замедление
- глядеть, смотреть
- глава (семьи), глава (книги)
- непонятливый, непонятный
А2 |
- В каком слове выделенная орфограмма — безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) лАзурный 2) излАгать 3) предлОжить 4) прилАскать
А3 |
- В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) с крыж...вником
- предл...гать
- с ж...лудем
- речной п...ром
А4 |
Из четырех звуков состоит слово
- 1) моюсь 2) идея 3) брось 4) союз
А5 |
- При разборе какого слова допущена ошибка?
- Аленушка — сущ.,н.ф. - Аленушка, собствен., одушевлен., ж.р., 1 скл,
в Им.п., в ед.ч.
- Шла — глагол, н.ф. - идти, несов. в., 1 спр., в ед.ч., в прош. вр.,
в 3 лице, в ж.р.
- (по) пшеничному (полю) — прилаг., н.ф. - пшеничный, в дат.п., в ед.ч.,
в ср.р.
- По — предлог
Прочитайте предложения и выполните задания А6, А7, В1-В3, С1
А. На камен...ых плитах, на глиняных табличках, на деревянных дощечках, на пальмовых листьях. Б. Но наиболее употребляем...м материал...м для письма в древности был папирус. В. Люди научились делать бумагу из древесины ср...внительно недавно. Г. Так называет...ся водное растение, из его стеблей изготовлялся материал для письма. Д. На чем писали до этого?
А6 |
В каком порядке нужно расположить предложения, чтобы получился текст?
- 1) АВБГД 2) БВАДГ 3) ВДАБГ 4) ДВБАГ
А7 |
- Какого словосочетания нет в составе предложения В?
- научились делать
- делать из древесины
- делать бумагу
- делать недавно
В1 |
Какие буквы пропущены в словах текста? Напишите их по-порядку. Если на месте пропуска никакой буквы не надо, ставьте черточку.
Ответ: ___, ___, ___, ___, ____
В2 |
В одном из предложений есть существительное третьего склонения. Выпишите это существительное и укажите в каком падеже оно употреблено.
Ответ:___________________________________
В3 |
Найдите предложение, в котором объясняется, что такое папирус. Напишите букву, которой оно обозначено.
Ответ: ___________________________________
С1 |
Используя информацию, которая есть в тексте, продолжите данное ниже предложение так, чтобы в нем содержался полный ответ на вопрос: «На чем люди писали, до того, как появилась бумага?»
Ответ: До появления бумаги ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Тест контрольный итоговый
А1 |
В предложении «Дворник обратился за помощью к уряднику» выделенное слово является:
- диалектным
- заимствованным
- устаревшим
- неологизмом
А2 |
- Значение какого фразеологизма определено неверно?
1) Бить по карману — стоить слишком дорого
2) Не от мира сего — отрешенный от реальной жизни, не приспособленный к жизни человек
3) Между молотом и наковальней — в таком положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон
4) Набить оскомину — сильно избить кого-либо
А3 |
- Укажите антонимы
1) заблудиться, заблуждаться
2) упасть духом, воспрянуть духом
3) страшиться, бояться
4) меры длины, принять меры
А4 |
- В каком слове пишется И?
1) без...сходный 2) пред...дущий 3) сверх...дея 4) от...грать
А5 |
- В каком слове в суффикск пишется Е?
1) ковш...к 2) осл...к 3) комоч...к 4) том...к
А6 |
- В каком слове в окончании пишется -Е?
1) в транше.... 2) за рабоч...м столом 3) в коллекци... 4) он кле...т
А7 |
- В какой строке все слова пишутся с И?
1) пр...мчаться, пр...двинуть, пр...морский
2) пр...обрести, пр...забавный, пр...спустить
3) пр...годиться, пр...одеть, пр...восходный
4) пр...мерять, пр...гвоздить, пр...вышать
А8 |
- Укажите ошибку при написании НЕ с существительными
1) Небрежность в одежде его не раздражала.
2) Не правда не поможет.
3) Это не привычка, а дурное воспитание.
4) Мать не замечала моих недостатков.
А9 |
- Отметьте неправильно согласование по роду.
1) Сережа — такой непоседа.
2) широкая Миссисипи
- КВН закончилось
- желтое такси
А10 |
- В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) Что же ты, Алеша, давно про военную службу не поговариваешь?
2) Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать.
3) Дверь отворилась и вошел Григорий Иванович.
4) Мать сказала: «Нет, ребята, не ходите, вы еще маленькие».
А11 |
- Укажите неправильное объяснение орфограммы.
1) ПРИморский — значение приставки «неполнота действия»
2) ПРЕобразовать — значение приставки близко значению приставки ПЕРЕ-
3) несгОраемый — гласный в корне -ОР в безударном положении
4) разносЧИК — суффикс -ЧИК- после буквы С
А12 |
- Укажите ошибку в образовании формы существительного.
1) нет ботинок
- нет абрикосов
- нет тапок
- нет помидор
А13 |
Найдите ошибку в определении способа образования слова.
- отплыть — приставочный
- заоблачный — приставочный
- межпланетный — приставочно-суффиксальный
- пчеловод — сложение основ
А14 |
- В какой строке все слова пишутся с -НН-?
1) време...ый, стари...ый, соколи...ый
2) письме...ый, операцио...ый, це...ый
3) стекля...ый, травя...ой
4) румя...ый, листве...ый, карма...ый
А15 |
- Укажите ошибку в употреблении числительных
1) о сорока тысячах
2) выгрузить около полторы тонны
3) трое молодых людей
4) с тремястами семьюдесятью пятью страницами
А16 |
- Какое слово пишется раздельно?
1) какой(либо) 2) какой(нибудь) 3) (кое)с(кем) 4) какой(то)
А17 |
- В каком слове НЕ пишется слитно?
1) ничуть (не)трудный диктант
2) сегодня мне (не)спится
3) я увидел (не)что неожиданное
4) (не)скромность, а грубость
А18 |
- Ударение падает на первый слог в слове:
1) скольким 2) сироты 3) задолго 4) тигровый
А19 |
- Укажите переходный глагол
- 1) остановиться 2) бежать 3) любить 4) лежать
А20 |
- Укажите ошибку в определении морфологических признаков слов из предложения.
Я повторял ее имя и вспоминал ясные голубые глаза.
- Повторил — лагол, н.ф., - повторять, несов. в., 1 спр., в ед.ч., в прош. вр., в муж.р.
- Имя — сущ., н.ф. - имя нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., в В.п., в ед.ч.
- И — союз
- Ясные (глаза) — прил., н.ф. - ясный, качеств., в В.п., во мн.ч.
А21 |
- Укажите ошибку в характеристике текста:
Местоимение — часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество, но не называют их. Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам. В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
1) стиль речи научный
2) тип речи — повествование
3) средство связи предложений — повтор слов
4) в тексте есть определение научного понятия (1-е предложение)
Прочитайте текст и выполните задания А22, А23, В1, С1
- Антонимы — это слова с ____________________значениями. (2) Антонимичную пару обр...зуют не все слова, а те, которые могут обозначать степень признака (например, тихий — громкий, так как можно сказать: более тихий, более громкий), разные напр...вления (вверх-вниз, подниматься — опускаться) и т.п. (3) Слова, обозначающие предметы, обычно не имеют антонимов (например, шкаф, бумага, варенье). (4) В ___________________литературе в качестве антонимов могут выступать и такие слова, которые в общем языке не имеют антонимичных пар. (5) В таком случае слово выступает не в прямом своем значени..., а как символ более глубокого смысла: «Да здра...ствует солнце, да скроет...ся тьма!»
А 22 |
- Укажите правильное утверждение о тексте.
1) Стиль научный
2) Тип речи — повествование
3) В предложении 1 на месте пропуска должно быть слово разными.
4) В предложении 4 на месте пропуска должно быть слово научной.
В1 |
- Какие буквы пропущены в словах текста? Напишите их по порядку. Если на месте пропуска никакой буквы писать не надо, ставьте черточку.
Ответ: ____,____,____,____,____
С1 |
- Объясните, почему в предложении 1 стоит тире. (Ответ должен быть полным, и его нельзя начинать союзом «потому что»).
С2 |
- Напишите краткий (из 2-3 предложений) ответ на вопрос: «Почему не все слова могут образовывать антонимичные пары?» _____________________________________________
_______________________________________________________________________________
Сочинение (домашнее): «Мало ли что можно делать в лесу!»
«Солнечный день в нашем дворе» (сочинение-описание)
(классное): «Наши шалости» (сочинение-повествование)
«Мой любимый уголок природы»
6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Список основной литературы для учащихся:
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М., 2010.
- Словари русского языка для школьников (орфографический, орфоэпический, фразеологический, этимологический и др.).
Список основной литературы для учителя:
- Разумовская, М.М. Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Богданова, Львов В.В //Программно-методические материалы. Русский язык, 5-9 классы.- М.:, 2009.
- Разумовская М.М., Львова C.H., Капинос В.И, Львов В.В. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс.» - М., 2001.
- Литневская Е.А., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
- МакароваБ.А. Русский язык. Абсолютная орфографическая и пунктуационная грамотность за 50 дней. М.,”Астрель”, 2011.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Жизнь русского слова: Книга для старшеклассников. – М.: Вербум–М, 2006. – 399 с.
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. / Гл. ред. М.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2004. – 704 с.: ил.
- Энциклопедия для детей. [Т. 10. Ч. I.]. Русский язык. / ред. коллегия: М.Аксёнова, Л.Петрановская, А.Элиович и др. – М.: МИр энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 477 с.
- Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/ Сост. Л.М.Рыбченкова. – 4-е изд., дораб. и доп. – М.:Дрофа, 2001.
- Быстрова Е. А., Окунева А.П., Карашева Н.Б. Школьный толковый словарь русского языка. – М.,1998.
- Жуков В.Л.,ЖуковА.В.Школьныи ̆фразеологическии ̆словарь русского языка.-3-е изд.–М.,1994.
- Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.Б., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - 2-е изд. – М., 1998.
- Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка.-3-еизд.–М.,1998.
- Орфографический словарь русского языка. Для учащихся средней школы.-41-еизд.–М.,1990.
- Рогожникова Р.П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей ХVIII - ХХ вв.) – М., 1996.
- ТихоновА.Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка.-2-еизд.–М.,1991.
- Шанский Н.М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. – М.,1997.
- Школьный словарь иностранных слов(под ред.В.В.Иванова).-4-еизд.–М.,1999.
- Энциклопедический словарь юного филолога.
- Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М., 1990.
- Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 1979
- Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – М.,1983.
- Иванова В. А., Потиха 3.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
- Львова С.И. Уроки словесности 5-9 кл.: Пособие для учителя. – М., 1997.
Средства обучения
Компьютерное обучение
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
htpp//WWW.gramota.ru Справочно-информационный Интернет-портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Универсальный интернет-проект, посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает или хочет выучить, а главное – любит. Все службы портала бесплатны и общедоступны.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых общеобразовательных рессурсов. Коллекция включает в себя цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства), предназначенные для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса, что делает его более интересным и эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 8 класс. Автор учебника М.М.Разумовская
Рабочая программа по русскому языку составлена по учебному комплексу М.М.Разумовской. Содержит пояснительную записку, основные требования к учащимся, основное содержание курса, а также календано...
Рабочая программа по русскому языку 7 класс (по учебнику М.М. Разумовской)
Рабочая программа составлена на основе Государственног стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и ...
Рабочая программа по русскому языку 9 класс ( по учебнику М.М. Разумовской)
Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования и программы по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.М. Разумовской, В.И. Капинос и др....
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс (к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др.)
Данная рабочая программа по русскому языку составлена к УМК М.М. Разумовской, С.И. Львовой и др....
рабочая программа по русскому языку , 8 класс под редакцией М.М. Разумовской.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа составлена на основе программы по русскому языку, авторами которой являются М.М.Разумовская, В.И.Капинос,...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...