русский язык, 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Иванова Саргылана Васильевна

слитное и раздельное написание НЕ с частями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_chastyami_rechi.docx23.09 КБ

Предварительный просмотр:

Слитное и раздельное написание   не  и  ни  с разными                 частями речи.

 

Цели урока:  1) систематизировать правила слитного и раздельного написания  не и ни с разными частями речи, совершенствовать соответствующие орфографические навыки, проверить умения и навыки в правописании не и ни  с разными частями речи;

2) продолжить работу по обучению словесной вежливости, научить выражать свое доброе отношение к людям.

 

Форма урока:   урок-обобщение.

Оборудование:    таблицы, карточки, проигрыватель.

 

Ход урока.

      1.Сообщение темы,  основных целей и задач урока.

 2.Систематизация правил слитного и раздельного написания не путем составления таблицы и подбора примеров к ней.

 

Чем бывает не

 

   частицей                            приставкой                               частью корня

 

пишется раздельно                                               пишется  слитно

 

 

 

Предлагается учащимся и

такая таблица

 

Слитное и раздельное написание не

НЕ ПИШЕТСЯ СЛИТНО

НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО

 1)Со словами любой части речи, если слово без не не  употребляется.

 2)С существ., прилагат. и наречиямина  –о-,-е-, если их можно заменитьсловами, близкими по значению.

 3)С полными причастиями, не имеющими зависимых слов.

 4)С отрицат. и неопред. местоимениями

(при отсутствии предлога) и наречиями.

 

 1)Со словами любой части речи, если к слову есть или подразумевается противопоставление.

 2)С глаголами, деепричастиями и краткими причастиями.

 3)С полными причастиями, имеющими зависимые слова.

4)С отрицат. и неопред. местоимениями при наличии предлога.

 5)В составе частиц вовсе не, далеко не, отнюдь не

 

3.Совершенствование навыков слитного и раздельного написания не, различения на письме не и ни.

а)Предупредительный диктант ( попутно повторяются отдельные правила слитного и раздельного написания не и ни, проводится словарная работа).

1)Любой дом без книг кажется мрачным и невеселым (М. Танк).

2)Книга- это могучее оружие. Умная и вдохновенная книга нередко решает судьбу человека (В. Сухомлинский).

3)Невежду никакими лекарствами не вылечишь.

4) Пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги (К. Паустовский).

Вдохновенный- возвышенный, выражающий подъем творческих сил.

Невежда- человек, который мало знает, необразованный.

б) Зрительный выборочный диктант (выписать слова с контрольными орфограммами, объяснить написание).

                                              1)Чему бы жизнь нас  ни учила,

                                              Но    сердце   верит   в   чудеса:

                                              Есть          нескудеющая    сила,

                                              Есть     и     нетленная      краса.

                                                                                            Ф. Тютчев.

 Нескудеющая- богатая

 Нетленная- никогда не исчезающая

                                             2)В   город   он    провел    царя,

                                              Ничего      не      говоря.

                                                                                           А. Пушкин.

                                             3)Жил на свете Джонни,

                                             Знаете     его?

                                             Не   было     у    Джонни

                                             Ровно ничего!

                                            Нечего   покушать,

                                            Нечего        надеть,

                                            Не  к  чему    стремиться,

                                            Не   о  чем  жалеть.

                                            Нечего      бояться,

                                            Нечего     терять…

                                            Весело      живется, 

                                            Нечего       сказать!

                                                                      Б. Заходер.

(В беседе с учащимися выясняем, что в третьем стихотворении употреблены отрицательные местоимения ничто, нечего. Первое употреблено в форме родительного падежа («Не было у Джонни Ровно ничего»), второе- в форме родительного, винительного, дательного и предложного( «Нечего покушать, нечего бояться, нечего надеть, не к чему стремиться, не о чем  жалеть». Отрицательные местоимения замечательны рядом необычных особенностей. На первую обратили сами ребята: ничего, нечего написаны в одно слово, а не к чему, не о чем- в три, предлог присоединяется не ко всему местоимению, как у существительных, а рассекает местоимение на две части, что, естественно, приводит к трудностям правописания таких местоимений. Вторая особенность в том, что местоимения некого, нечего не имеют именительного падежа, и мы их употребляем только в пяти падежах. Третья особенность связана с правописанием приставок не-и ни-: приставка не- всегда ударна, а ни- -безударна.)

  4.Диагностирующая   контрольная    проверка   (дифференцированный    подход:    

1 вариант- для сильных учащихся, 2- для средних, 3- для менее подготовленных. Работу выполняют на листочках с заданиями.)

                                                                                                                                                                         1 вариант.

 

     Всем извес…на пр…тягательная сила родников. (Н…) один путник (н…) может пройти мимо что(бы) (н…)остановит(?)ся (н…) пр…пасть к хрустальной студе(н, нн)ой воде. И (н…)где родник (н…)останет(?)ся (н…)замече(н, нн)ым к нему всегда есть тропа,- он нужен (н…) только людям но и зверям птицам. Люди издавна стремились пользоват(?)ся родниками селились вокруг них сохраняли и обустраивали источники.

  (Н…)забыты родники и сейчас. Как (н…) соверше(н,нн)а совреме(н,нн)ая система водоснабжения а родники продолжают играть свою (н…)большую скромную роль. Их воду берут для питья идут порой за (н…)сколько километров  что(бы)  отведать самого лучшего напитка подаре(н,нн)ого природой- чистой воды.

                                                                                                                ( По А. Порядину.)

 

 

 

                                                            2 вариант.

 

    Иные люди до конца своих дней (н…)утрачивают дара восхищения миром. (Н…)какие бури и трудности человеческого пути (н…)могут повлиять на впечатлительность их (н…)стареющей натуры.

   К таким людям принадлежит Михаил Пришвин. Как (н…)мог он отложить в сторону перо, так (н…) на миг (н…)мог перестать радоват(?)ся жизни. Ее богатства находил он повсюду, где(бы) (н…)побывал, что(бы) (н…)увидел. Он был как (н…)кто другой внутре(н,нн)е богат, обычные человеческие слабости казались ему просто (н…)зако(н,нн)ыми. Он как(бы) опровергал слова Шиллера, что «лишь раз цветет чудесный в жизни май», сделав весну на протяжении своей жизни (н…)изменным спутником.

                                                                                                                  ( По В. Лидину.)

 

 

 

                                                           3 вариант.

 

      (Н…)ожиданно послышалось (н…)громкое пение. Где-то (н…)близко пела женщина. Егорушка оглядывался и (н…)понимал, откуда эта странная песня. Ему стало казаться, что это пела трава. В своей песне она искренно убеждала кого-то, что она (н…)в чем (н…)виновата, что солнце выжгло ее понапрасну; она уверяла, что ей страстно хочется жить, что она еще молода и была бы красивой, если бы (н…)зной и (н…)засуха: вины (н…)было, но она все-таки просила у кого-то прощения и клялась, что ей (н…)выносимо больно, грустно и жалко себя.

                                                                                                                   ( По А. Чехову.)

 

 

                                 5. Развитие речи.

 

      Работа по тексту.

       Заметьте, как меняется контакт, если два человека начали разговор со слова «Здравствуйте». После этого слова (н..)как (н…)льзя сказать грубость, проявить (н…)внимательность. Он удивительно  быстро и точно настраивает на доброжелательность. А в нем заключена (н…)обыкновенная сила- способность создавать особое душевное состояние.

    1. Словарная работа.

Контакт- общение, деловая связь. Вступить контакт с кем-нибудь.

Подобрать синонимы к словам: невнимательность- рассеянность

                                                       Необыкновенная-  исключительная

2.Определите основную мысль текста. Как  понимаете смысл слова «здравствуйте»?

3. Слово учителя. О первоначальном благородном смысле  слова «здравствуйте» поэтесса Е. Шевелева пишет:

Здравствуйте! Добрая ласковость слова

Стерлась на нет в ежедневном привете.

 Здравствуйте! Это же – будьте здоровы,

                                      Это же – дольше живите на свете.

    Вы сказали встречному: «Здравствуйте!» Много это или мало? С одной стороны, как будто немного: ведь новых сведений передано не было. Но с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает нас и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. А как точно передал значимость приветствия поэт В. Солоухин:

                                          Здравствуйте!

                     Поклонившись, мы друг другу сказали,

                     Хоть    были      совсем         незнакомы.

                                         Здравствуйте!-

                     Что     особого       тем      мы       друг       другу      сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

                     Отчего  же   на   капельку   солнца   прибавилось   в   мире?

                     Отчего   же   на   капельку   радостней    сделалась    жизнь? 

     Детская писательница А. Барто описала возможность контакта людей при помощи только одного слова «здравствуйте».(Стихотворение читает ученик.)

      Выражением доброго отношения к людям чаще всего бывают не просто формулы вежливости, но и жесты, улыбки, их сопровождающие. Антуан де Сент-Экзюпери на страницах одного из своих произведений писал: «Самое важное чаще всего невесомо… Часто улыбка и есть главное. Улыбкой дарят тебе жизнь. И есть улыбка, ради которой пойдешь на смерть». Добрая улыбка становится  у Сент-Экзюпери символом человечности и согласия. И было бы очень хорошо, если бы она стала  и для вас символом доброты, внимательности и вежливости. (Урок завершается песней «Улыбка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...