Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
Урок русского языка по теме "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_utochnyayushchie_poyasnitelnye_i_prisoedinitelnye_chl._pr.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения"
Цели урока:
- Повторение и обобщение знаний об уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения.
- Формирование навыков грамотного пунктуационного их оформления в письменной речи.
- Подготовка к ЕГЭ.
Круг рассматриваемых вопросов: понятие уточняющих членов предложения; условия обособления уточняющих членов предложения; понятие пояснительных членов предложения, условия обособления пояснительных членов предложения; понятие присоединительных членов предложения, условия обособления присоединительных членов предложения.
Ход урока
I. Опрос по ранее изученным темам.
1. На доске кластер.
От слова «Обособленные» идут стрелки к словам «определение», «приложение», «обстоятельство», «дополнение». Под каждым словом – возможные варианты схем. Затем следует стрелка с вопросами где? где именно? когда? когда именно?
Учащиеся должны составить связный рассказ по кластеру с приведением соответствующих примеров.
2. Тренировочное задание ЕГЭ (А21). (Слайды 2-5 Презентация)
II. Объяснение нового материала.
1. Обращаемся к последней стрелке кластера:
– Что это за вид обособления? (Уточняющие члены предложения)
2. Записываем тему урока. (Слайд 7)
3. Работа с учебником (П.89, стр.303) (Слайд 8)
– Какие члены предложения называются уточняющими?
Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения.
Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.
В устной речи выделяются интонационно, на письме – запятыми.
4. Выясняем, какие члены предложения выступают в роли уточняющих? (Слайд 9)
- Гроза началась вечером, часу в десятом. (обстоятельство времени)
- Здесь, в столице Монголии, нам пришлось провести месяц. (обстоятельство места)
- Она озорно, по-девичьи, взглянула на него снизу вверх. (обстоятельство образа действия)
- Он увидел на белой шапке кургана рдяно-жёлтую, с огнистым отливом, лису. (определение)
5. Закрепление.
Упр.434 (7, 8, 10) – с последующей проверкой. (Слайд 10)
6. Какие члены предложения называются пояснительными? (Слайд 11)
Чем различаются уточняющие и пояснительные члены предложения?
Пояснительные члены предложения – слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ему другое название.
Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.
Уточнение – это переход от более широкого понятия к более узкому.
Пояснение – это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.
7. Закрепление. (Слайд 12)
- Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских.
- Ботаника, то есть наука о растениях, у многих вызывает интерес.
- Осьминоги, или спруты, – это морские моллюски.
- В воскресенье мы поедем за город или пойдём в музей.
8. Физминутка.
9. Какие члены предложения называются присоединительными? (Слайд 13)
Присоединительные члены предложения – это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения.
Выделяются запятыми и присоединяются при помощи слов: даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.
Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.
10. Закрепление. Работа по карточкам. (Слайд 14)
Распределить предложения на группы, выявляя условия обособления.
- Человек любящий и умеющий читать счастливый человек.
- Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел весеннюю песню.
- Преобладала вулканическая порода в особенности базальт.
- Босая она быстро сошла вниз.
- Сегодня в восемь часов вечера мы пойдём в гости.
- Остановившись он долго рассматривал след.
1, 4 2, 6 3, 5
11. Подготовка к ЕГЭ. Задание В5 (по КИМ) (Слайд 15)
Вариант 11 – стр.108
Вариант 25 – стр.234
73, 3
III. Рефлексия.
(Слайд 16)
Домашнее задание: (Слайд 17)
П.89, выучить теорию (рассказать о случаях постановки тире – на «5»), упр. 434 (1-3), упр.435 (1,3), упр.436 (3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»
Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...
Урок русского языка в 5 классе Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
Урок русского языка в 5 классе. Тема: «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема: Главные члены предложения. Подлежащее.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе составлена по учебнику под редакцией Е.А.Быстровой с учетом требований ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе «Причастие как член предложения».2017
Тема: Причастие как член предложенияТип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: пользоваться разными видами чтения и аудирования, извлекать, анализир...
урок русского языка по теме "Понятие об однородных членах предложения"
урок разработан по учебнику русского языка М.М. Разумовской и является первым в изучении темы "Однородные члены"...
Урок русского языка в 8 классе .Роль однородных членов предложения в художественном тексте
Разработка урока представлена материалами с художественными текстами И.Бунина, С.Аксакова и стихотворением Б.Пастернака "Снег идет...", презентацией и творческими раб...