Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе. Фразеологизмы.
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Актуальность и значимость этого урока заключается в том, что он, прежде всего, направлен на развитие речи учащихся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы, что поможет в дальнейшем учащимся при подготовке к ЕГЭ.
Материал к уроку подобран таким образом, что может использоваться как в индивидуальной работе так и в групповой. На уроке применяются разнообразные методы, приёмы и средства обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_s_ispolzovaniem_ikt_frazeologizmy.doc | 55.5 КБ |
urok_frazeologizmy.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Виноградова Анна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 534 им.Тимура Сиразетдинова, методический материал
Конспект урока
Предмет: русский язык;
Тема: Фразеологизмы;
Тип урока: комбинированный (ознакомление с новым материалом, закрепление изученного, применение знаний и умений)
Класс: 6 класс;
Цель:1. Познакомить учащихся с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, научить употреблять фразеологизмы с целью обогащения речи; развивать внимание, память, речь учащихся.
2. Научить давать толкование лексического значения, подбирать фразеологические синонимы и антонимы, находить фразеологизмы в тексте, составлять с ними предложения, определять синтаксическую роль фразеологизмов.
3. Научить распознавать фразеологические обороты; выявить их эмоционально-выразительные достоинства; использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.
Форма: урок-практикум с использованием ИКТ
Продолжительность: 1 урок (45 мин)
Место урока в системе: в разделе «Лексика» это урок изучения и закрепления материала
Оборудование: компьютер с проектором, экран.
Средства наглядности: раздаточный материал.
Ход урока:
Вступительное слово учителя. Введение в урок (создается проблемная ситуация, ставится познавательная задача) (2 мин)
Учитель говорит, что занятие посвящается фразеологизмам. Что же это такое? Попробуем в этом разобраться. Посмотрите на экран (слайд 2)
На слайде вы видите описание предметов. О чем идет речь?( По данным определениям на слайде определениям ребята называют предметы).
Что позволяет понять, о чем идет речь? В прямом или переносном смысле даны определения?
За каждый правильный ответ – жетон
Игра «Подскажи словечко». (1 мин)
Попробуем провести опыт: я буду произносить начало словосочетания, а вы его заканчивайте: (слайд 3)
За каждый правильный ответ – жетон
Рассказ учителя (3 мин)
Вот видите, какие вы догадливые, а знаете, почему все вы правильно договаривали? Да потому, что слова в этих выражениях, сохраняя свое прямое значение, так тесно срослись, что обязательно одно тянет за собой другое, входящее в этот оборот. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами речи. Употребление фразеологизмов в речи делает ее сильной, яркой, меткой, убедительной. При помощи фразеологизмов можно научиться лаконично выражать свои мысли. В русский литературный язык фразеологические обороты пришли из самых разнообразных источников. Некоторые прошли такой длинный путь развития, что смысл отдельных слов, входящих в них, стал для нас совершенно непонятен, а смысл всего оборота резко отличается от прямого значения слов, в него входящих. Употребляя фразеологизмы, надо помнить, что в них нельзя вставлять новые слова или заменять одно слово другим. Нельзя сказать вместо «сесть в калошу» – «сесть в детскую калошу», или вместо «положить в долгий ящик» – «положить в длинный ящик». Источники фразеологических оборотов различны. Одни из фразеологизмов возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега – много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет). В языке отразились многие явления из жизни людей. Мы употребляем слова и выражения, которые корнями уходят в давно ушедшее прошлое. Знание фразеологизмов обогащает наш язык, даёт возможность лучше постигнуть его, более серьёзно им пользоваться.
Многие фразеологические обороты пришли к нам из Рима и Древней Греции. Вспомните, какие устойчивые обороты вам знакомы? Какова история их возникновения? Что они обозначают?
( Выслушиваются ответы учащихся)
Закрепление материала по выявлению источника происхождения фразеологизмов.(3 мин)
1. Определите происхождение фразеологизмов и дайте их толкование
перемывать косточки
уйти несолоно хлебавши
как с гуся вода
где раки зимуют
2. Определите профессию работника по его словарю.
сгущать краски; не жалеть красок
учитывать все минусы и плюсы; привести к общему знаменателю; ставить знак равенства
игра в одни ворота; игра не по правилам.
Сделайте вывод о том, как в языке появились фразеологизмы.
За каждый правильный ответ - жетон
Обучение умению распознавать фразеологические обороты.(2 мин)
Игра “Раз хлопочек, два хлопочек”. Отметьте двумя хлопками фразеологический оборот, одним хлопком не фразеологический оборот. (Работа по вариантам)
Золотые руки, золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство
Какие сочетания слов вызвали трудности? (Разбираем, объясняем значение)
Что общего имеют и чем отличаются слова и фразеологизмы? Можно ли заменить фразеологический оборот одним словом? Каким членом предложения могут быть фразеологические обороты?
Обучение умению толкованию фразеологических оборотов(2 мин)
1.Определите, какой фразеологический оборот зашифрован на картинке (рисунки на слайдах 4)
За каждый правильный ответ - жетон
2.А сейчас давайте посетим фразеологический зверинец (2 мин), где вы, несомненно, должны найти несколько «звериных» фразеологизмов. Как вы думаете, на что они указывают?
(слайд 5)
За каждый правильный ответ – жетон
Обучение умению находить фразеологизмы в тексте(4 мин)
Я вам раздам листочки, на которых напечатан текст, а вы должны найти и выписать 10 фразеологизмов и дать им толкование. (Работа в группах по 4 человека)
Кашу маслом не испортишь.
«Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят», - сказала мама. А Саша стучит. «Прекрати стук!» – сказал папа. А Саша стучит. «Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Отберу молоток!» Стучит. Сказано – сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь. «Отдай!» «Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!» Саша заплакал. «Я машину чиню». А бабушка: «Всему своё время. Зачем молоток унесла? Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят». «Не все: мы не спим». «Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать». Папа сказал: «Какая живая у нашей бабушки речь – вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка». А бабушка говорит: «Кашу маслом не испортишь».
( Ответ: кашу маслом не испортишь, как об стенку горох, хоть кол на голове теши, сказано – сделано, не видать как своих ушей, всему своё время, ему про Ерёму, а он про Фому, как с Луны свалился, русским языком сказано, воду в ступе толочь.)
Первой группе, правильно выполнившей задание, выдаются жетоны
.
Обучение умению давать толкование лексическому значению фразеологизмов, подбирать фразеологические синонимы и антонимы.
1.Исправьте ошибку (слайд 6) (1 мин)
За каждый правильный ответ – жетон.
2.Замените выделенные слова фразеологизмами (слайд 7) (1 мин)
За каждый правильный ответ - жетон
3.Чтобы выполнить следующее задание необходимо вспомнить, что такое синонимы и антонимы.
Какие слова называются синонимами? Какие слова называются антонимами? А можно к фразеологизмам подобрать синонимы и антонимы?
Заполните таблицу (слайд 8). (3 мин)
У ребят в тетрадях разные варианты ответов.
За каждый правильный ответ - жетон
Закрепление материала
Выявление умения определять синтаксическую роль фразеологизмов. (8 мин)
Прочитайте текст (слайд 10).
Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Найдите фразеологические обороты, подчеркните их как члены предложения, устно объясните значение.
Обобщение темы(5 мин)
Закрепление темы:(слайд 11) (слайд 13)
(слайд 15) (слайд 17) (слайд 19)
(слайд 21)
Подведем итог(4 мин)
Что вы узнали сегодня о фразеологизме? Каково его происхождение? Каковы функции фразеологизма? Чем отличается фразеологизм от слова и что имеет с ним общего? Как вы думаете, где можно узнать о происхождении и значении фразеологизма? Конечно, в словарях!
(Слайд 23)
X. Домашнее задание: (слайд 24) (1 мин)
Параграфы 22-23, Упражнение 104.
- Составить сообщение об одном из фразеологизмов по выбору учащихся.
- Сделать иллюстрацию к фразеологизму по выбору учащихся.
- Написать небольшой рассказ с употреблением фразеологизмов по выбору учащихся.
Оценка работы учащихся. Отметки ребятам выставляются в журнал в соответствии с полученными жетонами (1 мин)
Литература
1.Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. М.:Просвещение,2009.
2.Уроки русского языка в 6 классе: Кн.для учителя/ Г.А.Богданова. М.:Просвещение, 2008.
3.Рассказы о русской фразеологии. Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. Ю.А.Гвоздарев. Москва, «Просвещение»,1988
4.На уроке и после. Материалы по занимательной грамматике. Государственное учебно-педагогческое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1962
4.http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=58540
5.http://vse.sitecity.ru/stext_0603175942.phtml
6. http://festival.1september.ru/articles/414164/
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Угадай, что это? Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не бельё, а их развешивают. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Подскажи словечко сколько лет... хорошенького ... не тут- то ... идти нога ... не по дням, а ... мастер на все ... сколько зим понемножку было в ногу по часам руки
Отгадай фразеологизм
Фразеологический зверинец Хитёр как Труслив как Голоден как Здоров как Изворотлив как Надут как Нем как Грязный как Упрям как Болтлив как Колючий как
белка коса боги ноги кота усами моря Исправь ошибку 1) ждать у горя погоды 2) мы сами с ушами 3) купить кита в мешке 4) не горшки обжигают 5) нашла коза на камень 6) крутится как булка в колесе
не покладая рук . сломя голову держи ухо востро! Замените выделенные слова фразеологизмами 1.У нашего Ивана Васильевича на уроке будь внимателен ! 2. Увидев товарища, Петя стремглав побежал к нему. 5. Юра – главный помощник тренера . 3. «Мир приключений» все время у ребят; он переходит от одного к другому . из рук в руки . 4. Крепостные крестьяне должны были работать на помещика без отдыха . правая рука
Распределите по колонкам: Фразеологичес-кий оборот Фразеологизм- синоним Фразеологизм- антоним Работать с огоньком Язык проглотить Упасть духом Со всех ног Засучив рукава Набрать в рот воды Спустя рукава Язык без костей Нос повесить Воспрять духом Сломя голову Нога за ногу
Закрепление темы Я человек искренний и прямодушный, к вам отношусь по-приятельски, а вот вы человек двуличный и держите камень за пазухой; витаете в облаках; заблудились в трех соснах; как будто аршин проглотили; надели хомут на шею. Какой фразеологизм может стать логическим продолжением этой реплики? держите камень за пазухой
Закрепление темы Какое слово является продолжением фразеологизма «ахиллесова »? нить; пята; бочка; победа; клятва. пята
Закрепление темы Закончите фразеологизм : «нить » Тантала; Гордия; Ариадны; царя Соломона. Ариадны
Закрепление темы Какой смысл имеет выражение «держать нос по ветру»? всех бояться; относиться к окружающим с пренебрежением; приноравливаться к чему-либо; пассивно покоряться обстоятельствам; следить за кем-либо; хранить тайну. приноравливаться к чему-либо;
Закрепление темы Через час по чайной ложке, больное место, проглотить пилюлю Играть роль, играть первую скрипку, петь с чужого голоса, сойти со сцены, ведущая роль Поднять целину, снимать сливки, подготовить почву, телячий восторг, взять быка за рога из сельскохозяйственной жизни из врачебной практики из области искусств Определите, откуда пришли к нам выражения:
Закрепление темы Определите, откуда пришли к нам выражения: Открывать Америку, казанская сирота, великое переселение народов Гордиев узел, домоклов меч, ахиллесова пята, прокрустово ложе, кануть в Лету Центр тяжести, идти по наклонной плоскости, привести к одному знаменателю, на точке, в зените славы из мифологии из научной жизни из истории
Закрепление темы Встретить в штыки, тяжелая артиллерия, выводить из строя, с открытым забралом, дымовая завеса, не нюхал пороху, взять под обстрел Плыть по течению, плыть на всех парусах, сидеть у моря и ждать погоды, без руля и без ветрил Шито белыми нитками, доводить до белого каления, без сучка, без задоринки, канитель тянуть, разделать под орех из различных ремесел из военной жизни из морского быта Определите, откуда пришли к нам выражения:
Кощей бессмертный, по щучьему велению, за тридевять земель, сказка про белого бычка, рожки да ножки Платить той же монетой, ударить по рукам, мерить на свой аршин Вавилонское столпотворение, паче чаяния, терновый венец, Содом и Гоморра Закрепление темы Определите, откуда пришли к нам выражения: из торговой практики из библейских текстов из фольклора
Где можно узнать о фразеологизмах ? Конечно, в словарях!
Детские иллюстрации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»
методическая разработка урока...
Разработка урока русского языка 6 класс тема Фразеологизмы
Урок в форме настольной игры. На закрепление знаний по теме Фразеологизмы, повторения различий между фразеологизмами, афоризмами, пословицами.Разработка может быть использована на уроке литературы в 5...