Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»
план-конспект урока по русскому языку на тему

методическая разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе на тему «Фразеологизмы»

Журнал «Средняя школа» (русский язык)

                                                                                                                         Габдурахманова Гузель Халимовна,

                                                                                                                         учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Псякская средняя школа» Кукморского района РТ.

Тема урока:     Фразеологизмы.

Цель урока: организация образовательного пространства, способствующего осознанию основных понятий фразеологии, особенностей функционирования фразеологических единиц, обеспечивающего формирование языковой и лингвистической компетенций.  

Задачи:

Дидактические -  наблюдение над семантикой, стилистическим употреблением, синтаксической ролью и грамматическими особенностями фразеологических единиц.

Развивающие – умение использовать фразеологические обороты в разговорной  речи, соотнесение связь фразеологизмов со словом и словосочетанием, знакомство  с историей  происхождения некоторых  фразеологизмов, приобретение навыка работы с фразеологическим словарем.

Воспитательные – воспитание наблюдательности, внимания к использованию в речи фразеологизмов, повышение культуры речи учащихся, воспитание интереса к слову, желание выразить мысль не только точно, но и ярко, образно, повысить интерес к русскому языку как учебному предмету.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная аппаратура, иллюстрации, карточки для индивидуальной работы.

Урок в системе уроков:  первый урок в разделе «Фразеология. Культура речи».

Тип урока: урок сообщения новых знаний. 


Форма урока: урок-исследование. 


Оборудование урока: тетради, учебники, тетради-справочники, фразеологические и 
толковые словари, раздаточный материал, рисунки учащихся. 


Ход урока. 


I. Организационный момент 

                 
II. Вступительное слово учителя 
С давних времен в нашем языке сохранилось множество слов и выражений, которые мы легко, не задумываясь, употребляем в разговоре, но часто даже не догадываемся об истинном значении, между тем их история интересна и поучительна.

                       Сегодня мы проведём исследовательскую работу над интересными словосочетаниями, 
выясним, как они называются, для чего мы их используем в языке, из скольких слов 
состоят, откуда пришли они, как возникли в речи. А вы представьте себя 
исследователями. 


Ш. Разгадывание кроссворда 


Дорогие мои исследователи, приступим к нашему научному изысканию. 
Первое задание.

Разминка. Кроссворд. 
Задание: разгадать кроссворд и определить тему урока.

 Кроссворд 
1.Раздел науки о языке, изучающий звуки речи.
Фонетика. 
2.Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «Какой? Какая? Какие?»
Прилагательное
3.Часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы «Что делать? Что 
сделать?»
Глагол. 
4.Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения и 
простых предложений в составе сложного.
Союз. 
5. Раздел науки о языке, который изучает лексическое значение слова.
Лексика. 
6. Речь двух или нескольких человек.
Диалог. 
7. Служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении и указывает на различные отношения между словами.
Предлог. 
8. Раздел науки о языке, который изучает правильное написание слов.
Орфография. 
9. Речь одного человека.
Монолог. 
10. Раздел науки о языке, который изучает словосочетание и предложение.
Синтаксис. 
11. Знак препинания.
Запятая. 
12. Раздел науки о языке, который изучает значимые части слова.
Морфемика. 


IV. Определение темы урока 

- Какое слово получилось в результате? фразеологизм. 
-
Какая будет наша тема урока?


V. Слово учителя 
Уважаемые юные ученые! Вы, наверное, заметили, что в русском языке есть такие сочетания слов, которые помогают нам выражать свои чувства, эмоции, отношение к происходящему, делают нашу речь ярче и выразительнее. Например, когда человек удивляется, говорим «сделал большие глаза»; когда ничего не делает - «сидит, сложа руки»; работает хорошо - «работать, засучив рукава»; внезапно исчезнуть -«провалиться сквозь землю». 
Вопрос: Как называются эти выражения?    Фразеологизмы, которые являются фразеологическими единицами или фразеологическими оборотами. 

Слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» — выражение и «логос» — учение. 
"Фразеология - от греч. фразис -"выражение" и логос — «учение» — раздел науки о языке, изучающий фразеологизмы». 
             Фразеологизмы, а ими очень богат русский язык, делают нашу речь более яркой, образной и выразительной. Слышим мы их всюду: и дома, и на улице, и в школе на уроках... Встречаемся мы с ними и читая наши любимые книжки.

              Фразеологические обороты поражают удивительной образностью. Вслушайтесь в эти интересные словосочетания: чесать язык, сквозь землю провалиться, собаку съесть, зарубить на носу, сесть в галошу, без году неделя, делать из мухи слона, ума не приложу, висеть на волоске, медведь на ухо наступил, развесил уши...2 слайд

А теперь постарайтесь представить себе хотя бы кое-что из написанного здесь в буквальном смысле. Получается? Мы сейчас попросим наших художников помочь нам в этом. 3 слайд

         1. Сесть в калошу ( потерпеть неудачу, оказаться в смешном, неловком положении)

                                      2. Лить крокодиловы слезы ( лицемерить, притворяться).

                                      3. На козе не подъедешь (не подступишься, не договоришься).

                                      4. Нужен как собаке пятая нога (лишний).

                                      5. Греть уши (подслушивать).

                                      6. Нашли общий язык (подружиться, хорошо понимать друг друга).

Нелепо? Смешно? Конечно!

 - Что же произошло с привычными и понятными до сих пор для нас словами? Как вы думаете? (Ответы детей.)

        Правильно, каждое отдельное слово, входящее во фразеологический оборот, потеряло свое первоначальное значение. И два или несколько простых слов, соединившихся в одну короткую фразу, приобрели совсем иной, общий для них всех смысл.

- Сейчас мы с вами проведем небольшой лингвистический эксперимент.

4 слайд. Лингвистический эксперимент.  

  • Замените в данных словосочетаниях подчеркнутое слово синонимом: куда глаза смотрят (идти) или куда глаза глядят (направление взгляда)?
  • Каков результат эксперимента? (Изменился смысл высказывания)
  • Можно ли «обновить» устаревшее слово «зеница» в данных фразах: беречь как зрачок глаза на как зеницу ока? (Нельзя)
  • Можно ли заменить даже грамматическое число компонентов данных словосочетаний: сбиться с ног  (сильно устать от беготни, хлопот) на сбиться с ноги   (начать идти не в ногу со всеми в строю)? (Нельзя)

- К какому выводу пришли?

 Вывод 1. Кроме свободных словосочетаний в русском языке существуют  несвободные, устойчивые, или фразеологизмы (фразеологические обороты).

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, входящие как единое целое  в словарный состав языка и являющиеся предметом изучения фразеологии.

VI. Работа с учебником 
1)
- Ребята, откройте 43 страницу учебника, найдите определение и прочитайте вслух.

(Чтение определения  в учебнике на странице 181)

2) - А теперь смотрим на доску. Здесь даны предложения. Ваша задача: 

Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом, найдите фразеологизм, определите, каким членом предложения является фразеологизм.

- Раиль работает у доски.

На столе у вас лежат листы оценки каждого участника. За каждую проделанную работу ставим себе оценки.

На доске: Ваня махнул рукой и подбежал к нам. – Петр давно махнул рукой на свою жизнь и живет нехотя.

  • Прочитайте пару предложений со свободным словосочетанием и фразеологическим оборотом.
  • Найди фразеологизм.
  • Определи, каким членом предложения является фразеологизм.

3) Работа по нахождению в поэтическом тексте фразеологизмов.

  Выразительно прочитайте  стихотворение В. Суслова, найдите  фразеологические обороты  и объясните их значение. Из шуточного текста выпиши фразеологизмы.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно,

Примеры тут можно найти без труда.

Возьмем хоть короткое слово вода.

Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло.

О смелом мы праве сказать наперед:

Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.

А утки и гуси сухие всегда.

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою: ты правил не знал,

Молчал при опросе? Воды в рот набрал.

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно, мол, воду – то в ступе толочь!»

Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую. Что скажут потом?

Не дело, мол, воду носить решетом.

- Ребята, а как вы думаете, когда и как появились фразеологизмы?

Слайд № 9. Вывод 3. Источники  возникновения  новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.

- Какие привычные формулы сказок стали фразеологизмами?  (Жить-поживать, за тридевять земель, в некотором царстве, в некотором государстве, по щучьему велению, сказка про белого бычка.) 

 Вывод 4. Фразеологизмы делают речь яркой, выразительной, экспрессивной.

VIII  Закрепление

1)  «Найди антонимы».

           Слова с одинаковым значением называются синонимами, а как называются слова с противоположным значением?

           Правильно. Как вы думаете, есть ли фразеологизмы – антонимы в русском языке? Да, есть.

           К данным фразеологизмам подберите фразеологизмы-антонимы:

1. В двух шагах - за тридевять земель.

2. Взять себя в руки – выйти из себя.

3. Засучив рукава – спустя рукава.

4. Пасть духом – воспрянуть духом.

5. Хоть пруд пруди – кот наплакал.

6. Чесать языком – держать язык за зубами.

2. Замените фразеологизм одним словом. Из каких частей речи состоят фразеологизмы?

Задал стрекача (удрал), делать из мухи слона (преувеличивать), выйти из себя (рассердиться), разводить тары-бары (болтать), надуть губы (обидеться), повесить нос (приуныть), на один зуб (мало), в двух шагах (близко), не разгибая спины (усердно), не покладая рук (добросовестно), курам на смех (плохо), спустя рукава (небрежно, кое - как), от чистого сердца (искренне),.

Назвать фразеологизмы, характеризующие человека с положительной и отрицательной стороны. Составить три  предложения, обозначить, какими членами предложения являются фразеологизмы.

3) Подберите фразеологизмы - синонимы.

Как угорелый,

хоть пруд пруди,

сломя голову,

 и след простыл,

 яблоку негде  упасть,

ни то ни се,

гонять лодыря,

бабушка надвое сказала,

 поджилки трясутся,

 с глазу на глаз,

от корки до корки,

ни за что на свете.

Во все лопатки -

Поминай как звали –

 ни рыба ни мясо –

шагу негде ступить –

валять дурака –

вилами на воде писано –

ни за какие блага –

душа ушла в пятки –

один на один –

от доски до доски –

высунув язык –

куры не клюют - .

 

4) Выберите слово из скобок, которое употребляется в данном фразеологизме.

Глаза  на (мокром, влажном) месте, по (рыбьему, щучьему) велению, чудеса в (решете, лукошке), убить двух (волков, зайцев), остался с (носом, ухом),  свалился как (снег, град) на голову, считать (ворон, грачей), не (упасть, ударить) в грязь лицом, водить за (нос, ухо), (дроби, пороху) не хватает, у (черта, лешего) на куличках.

5). Фразеологические единицы в современном мире 
Проводится работа над «молодыми» речевыми оборотами. Благодаря развитию общества, научно-технического процесса в 20 веке появились выражения: горячая точка, первая леди, мыльная опера, чёрное золото, висеть на телефоне, час пик, выйти на орбиту. 
Объясните, что они означают. 
На магнитную доску вешается определение «Постоянно пополняются». 

6) «Почему мы так говорим».

Ребята рассказывают истории, которые они нашли дома,  о происхождении фразеологизмов.


IX. Итог урока 
1. Уважаемые юные ученые! Подведём итоги нашего исследования. Обратите внимание на наш кластер. Подумайте, сделайте вывод по нашей теме урока. Что мы выяснили? Как называются, для чего мы их используем в языке, из скольких слов состоят, откуда пришли они, как возникли в речи? 
2. Оценивание 
На столе у вас лежат листы оценки каждого участника. Оцените работу вашей группы и поставьте оценку

3. Домашнее задание.

1) составить предложения с фразеологизмами

2) нарисовать иллюстрации к фразеологизмам

3) творческое: написать сказку, используя фразеологизмы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Урок русского языка 6 класс по теме "Фразеологизмы"

Практическая работа по теме "Фразеологизмы"...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....