урок русского языка в 9 классе
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Гребенникова Ирина Игоревна

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе.

Сложные предложения. Тип урока: повторительно-обобщающий.

Цели урока:

 Способствовать совершенствованию  навыков  комплексного анализа текста.

Создать условия для развития  аргументированной монологической и диалогической речи; умения видеть орфограммы и пунктограммы в тексте и применять соответствующие правила на письме и при решении тестовых заданий в формате ГИА.

Способствовать  воспитанию уважение к творческому труду, пониманию цели искусства.

Воспитательные задачи.

1. Воспитательные: воспитывать любовь  и уважение к великому наследию русского искусства.

2. Воспитывать эстетический вкус посредством искусства слова, музыки, архитектуры, а также способствовать развитию интереса  к творческой лаборатории великих мастеров.

       Образовательные задачи.

1. Продолжить работу по анализу текста.

2. Обобщить и систематизировать материал по сложным предложениям, совершенствовать пунктуационные  и орфографические навыки. Углубить знания по определению темы, идеи.

Развивающие задачи.

1. Развивать умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

2. Развивать умение осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.

3. Развивать творческие способности учащихся.

Ход урока:

Слайд 1

1.Оргмомент (1-2мин.)

2. Тема урока и цели: (1-2 мин.)

Слово учителя: Сегодня мы вновь проводим урок на основе текста в формате ГИА,  поэтому цели и задачи урока соответствующие (учиться грамотной монологической и диалогической речи, развивать и закреплять умения по речеведению, орфографии и пунктуации).

Тема сегодняшнего урока: «Сложные предложения», поэтому мы должны закрепить умение отличать простое предложение от сложного, а также правильно расставлять знаки препинания. И конечно, нельзя  забывать об ожидающем нас экзамене, поэтому продолжаем дальше закреплять навык самостоятельной работы при решении тестовых заданий в формате ГИА.

Слайд 2 (работа с высказываниями 5-7 мин)

ИТАК:

1. перед вами пять высказываний.

1.        «Дело художника р..ждать радость» (К. Паустовский).

2.        «Цель и(с,сс)ку(с,сс)тва- сгуще.(н,нн)о передать ра..творе(н,нн)ую в мире красоту» (И. Тэн).

3.        «Все (во)круг нас полно поэзии» (К. Паустовский).

4.        «И(с,сс)ку(с,сс)тво призвано сохранять человеческое в человеке» (Ю. Бондарев).

5. «И есть слова,  которым век сиять» (Вс. Рождественский).

Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.(можете обратиться к справочным материалам)

Слайд3 (проверка)

Какой  общей мыслью они связаны? (о высокой миссии искусства, призванного открывать людям новые материки духовной жизни).

Откуда творец черпает силы для вдохновенного труда? Какая цель движет им? Как в его личности сплавляются человек и художник? Ответы на эти вопросы позволят выявить высокий созидательный смысл творчества.

И сегодня мы будем говорить о волшебной силе искусства.

Прочитайте текст

Читаю текст (3 мин)

и скажите, какова тема текста? (ЧТО такое тема текста и идея?)

слайд 4 (3 мин)

(природа искусства) идея? Укажите номер предложения, передающее основную мысль текста. (7) Каков стиль речи и тип текста? (публицистический, рассуждение)

Из набора выберите то название, которое вам кажется наиболее точным для данного текста.

«Музыка света»; «Чудо»; «Чайковский»; «Симфония красоты и света»; «Композитор»; «Творец гармонии и красоты».

Еще в древности философы, рассуждая о природе искусства, утверждали, что главная его цель — передавать красоту окружающего мира. Подобно тому, как люди собирают в корзину ягоды, растущие в густой траве по всей полянке, так и художник должен собрать рассеянную по всему миру красоту, воплотить ее в звуке, в красках или в слове, чтобы сделать зримой, слышимой, понятной.

Неслучайно поэтому живописцы, поэты, музыканты так много произведений посвящают природе, ведь она является главным материалом для каждого художника. Шелест травы, шепот утреннего ветерка, звонкое журчание ручейка — из этих звуков рождается музыка, которая заставляет нас радоваться и плакать.

Чайковский приходит к своему любимому месту, пристально вглядывается в голубую гладь озера, в сверкающие капельки росы, в золотистый свет, который отбрасывают сосновые стволы, и постепенно его переполняет особое чувство: ему кажется, что сейчас произойдет что-то необыкновенное, какое-то чудо. И это чудо происходит: композитор ощущает себя частью великого, безбрежного мира, где царит нетускнеющая красота, где звучит чарующая музыка жизни.

 Вот почему так мощно, торжественно и вместе с тем просто звучат произведения Чайковского: они созданы в содружестве с природой, в содружестве с бесконечной жизнью.

1.Еще в древности философы  ра…суждая о природе иску…тва  утверждали что главная его цель  передавать красоту окружающего мира. 2.Подобно тому,  как люди соб…рают в корзину ягоды растущие в густой траве по всей полянке, так и художник должен собрать рассеянную по всему миру красоту воплотить ее в звуке в красках или в слове чтобы  ..делать зримой  слышимой понятной.

3. Неслучайно  поэтому живописцы  поэты музыканты так много произведений посв..щают природе,  ведь она является главным материалом для каждого художника. 4. Шелест травы,  ш..пот утре(нн/н)его ветерка,  звонкое журчание ручейка - из этих звуков рождается музыка, которая заставляет нас радоваться и плакать.

5. Чайковский пр…ходит к своему любимому месту, пристально вглядыва..тся в голубую гладь озера, в сверкающие капельки росы, в золот..стый свет, который отбрас..вают сосновые стволы, и постепенно его переполняет особое чувство: ему кажется, что сейчас произойдет что-то необыкновенное, какое(то) чудо. 6.И это чудо происходит: композитор ощущает себя частью великого, безбрежного мира, где царит (не)тускнеющая красота, где звучит чарующая музыка жизни.

    7.Вот почему так мощ(?)но, торжестве(нн/н)о и вместе с тем просто звучат произведения Чайковского: они созда(нн/н)ы в содружестве с природой, в содружестве с бесконечной жизнью.

()

Из каких предложений состоит текст? (из сложных) Как мы отличаем простое предложение от сложного? (по количеству грамматических основ) Как простые предложения соединяются в сложные? (союзами, союзными словами, интонацией). Находим грамматические основы и расставляем знаки препинания в первых 2-х предложениях.

Работа на интерактивной доске с двумя  предложениями. (10 мин) Слайд 5,6

 Какая связь есть в последних трёх предложениях,  не встречающаяся в предыдущих?

А теперь решим самостоятельно небольшой тест. Слайд 7

1 (А 4.) Укажите ошибочное суждение.

  1. В слове ЯГОДЫ звуков больше, чем букв.
  2. В слове ВЕДЬ все согласные звуки звонкие.
  3. В слове ЧУВСТВО буква В обозначает непроизносимый звук.
  4. В слове ГЛАДЬ мягкость согласного [д’] на письме обозначена Ь (мягким знаком).

2(А5.)Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

  1. рождается
  2. растущие
  3. траве
  4. корзину

3 (А6.)  Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».

4 (В1)Замените слово «зримой» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.________________________

5 (В2) Замените словосочетание «сосновые стволы» (предложение 5), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6 (В3) Выпишите грамматическую(-ие) основу(-ы) предложения 7 __________________________________________________________

7 (В6) Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ  запишите цифрой.____

8. (В7)         В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все  запятые.  Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения,

Неслучайно  поэтому живописцы  поэты музыканты так много произведений посв..щают природе,(1)  ведь она является главным материалом для каждого художника. 4. Шелест травы,(2)  ш..пот утре(нн/н)его ветерка,(3)  звонкое журчание ручейка - из этих звуков рождается музыка, (4) которая заставляет нас радоваться и плакать.

Взаимопроверка теста слайд 8

Ответы:

  1. -2
  2. -2
  3. Бесконечной
  4. Видимой
  5. Стволы сосен
  6. Звучат произведения, они созда(нн/н)ы
  7. 4
  8. 1, 4

1-4 балла - «2»

5-6 баллов – «3»

7 баллов – «4»

8 баллов – «5»

Итак, мы повторили, что такое сложное предложение, поработали с текстом, но на этом ваша работа с текстом не заканчивается.  Дома вы вставите пропущенные буквы, вспомните соответствующие орфограммы, используйте справочный материал. И напишите сочинение-рассуждение «Волшебная сила искусства», используя  вышеприведенные высказывания или  (и) информацию из текста. В сочинении использовать как простые, так и сложные предложения.Чтобы вдохновиться на написание данного сочинения, просмотрим небольшой видеоклип.

Просмотр видеоклипа.

Слайд 9

Спасибо за урок.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...