Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
5 класс
Тема: «Словосочетание»
Тип урока | Урок первичного усвоения нового материала |
Цели | дать понятие «словосочетание», показать, как строятся словосочетания; показать, в чём состоит отличие словосочетания от слова и предложения; формировать у учащихся умение реализации новых способов действия; развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, формулировать вопросы, систематизировать материал. |
Планируемые результаты | Предметные: - знать особенности словосочетаний, виды словосочетаний. - уметь выделять словосочетания в предложении. Личностные: - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности Метапредметные: - уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД); - уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД); - уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Словосочетание, главное слово, зависимое слово, предложение. |
Межпредметные связи | Литература, изобразительное искусство. |
Информационный текст:
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета – два.
1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).
5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.
6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).
Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).
7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
Задание группы 1
Составьте словосочетание. Укажите, как выражается грамматическая связь между словами в словосочетании.
- СВЕРКАЛИ В (ТРАВА)
- НА (ЯСНЫЙ) НЕБЕ
- РОДНОЙ (КРАЯ)
- ДЕРЕВО (РАСКИДИСТЫЙ)
- ШУМ (РЕКА)
- (ЗОЛОТОЙ) ОСЕНЬ
- ПОДОШЛИ К (РЕКА)
Информационный текст:
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета – два.
1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).
5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.
6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).
Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).
7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
Задание группы 2
Выполните упражнение 129
Информационный текст:
Термин словосочетание по своему происхождению связан со словом чета – два.
1. Словосочетание – это сочетание 2 и более слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, в чистой воде.
2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.
3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.
4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения (урок закончился), однородные члены предложения (красивый и умный), словоформа (в лесу).
5. Не всегда из двух слов можно построить словосочетание. Например: круглый квадрат, квадратный шарик, вкусная книга. Это объясняется тем, что не все слова по своему лексическому значению могут сочетаться друг с другом.
6. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным (хороший день).
Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным (идти в школу).
7. Словосочетание “существительное + прилагательное” может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности – эпитеты.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
Задание группы 3
Сухие листья тихо падают на землю.
Из данного предложения выписали все словосочетания. Найдите ошибки и объясните их.
- сухие листья
- тихо падают
- на землю
- листья падают
- падают на землю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА по теме урока: Имя числительное.
Цель урока: деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с изучаемыми понятими и алгоритмами о числительномЗадачи урока: образовательные (п...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие)
Урок закрепления, обобщения и систематизации изученного по теме «Синтаксис и пунктуация»....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Повторение по теме «Лексика»
Технологическая карта дана в помощь учителю русского языка и литературы. В ней даны задания, которые помогут обобщить знания учеников по теме "Лексика"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Словосочетание" - 8 класс
Урок по теме "Словосочетание" - №3 в соответствии с требованиями обновлённых ФГОС ООО...