Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов
рабочая программа по русскому языку по теме
Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка в 5-9 классах .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5-9_klassy.doc | 207.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов русского языка в 5-9 классах с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет набор контрольных диктантов, изложений, сочинений, выполняемых учащимися.
Рабочая программа по русскому языку включает следующие разделы:
- пояснительную записку;
- основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
- учебно-тематический план;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- литературу и средства обучения;
- календарно-тематический план
Цели и задачи преподавания русского языка:
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция, т.е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитие языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.
Коммуникативная компетенция, т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются:
- воспитание учащихся средствами данного предмета;
- развитие логического мышления школьников;
- обучение их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
- формирование общепринятых умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Примерная программа основного общего образования;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования;
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 2011-2012 учебный год;
- Приказ УО и науки Тамбовской области от 05.06.2009 г. №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования».
-Приказ ОО администрации Ржаксинского района от 18.09.2009 №62 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, расположенными на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»
-Приказ МОУ Ржаксинской СОШ №2 от__________№____ «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МОУ Ржаксинской СОШ №2 Ржаксинского района Тамбовской области»
Место и роль предмета в учебном плане.
Русский язык – один из самых развитых языков мира. Он отличается богатством и разнообразием словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. На русском языке созданы художественная литература и наука, имеющие мировое значение.
Русский язык в современном мире – один из официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным языком.
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности.
Согласно учебному плану школы изучение русского языка в 5 классе предусматривается в объеме 204 часа, 6 часов в неделю, в том числе:
- 9 контрольных диктантов;
- 9 изложения;
- 9 сочинений.
Изучение русского языка в 6 классе предусматривается в объеме 204 часов, 6 часов в неделю, в том числе:
- 14 контрольных диктантов;
- 4 изложения;
- 8 сочинений.
Изучение русского языка в 7 классе предусматривается в объеме 136 часов, 4 часa в неделю, в том числе:
- 9 контрольных диктантов;
- 2 изложения;
- 5 сочинений.
Изучение русского языка в 8 классе предусматривается в объеме 136 часов,4 часа в неделю, в том числе:
- 9 контрольных диктантов;
- 3 изложения;
- 4 сочинения.
Изучение русского языка в 9 классе предусматривается в объеме 68 часов, 2 часа в неделю, в том числе:
- 6 контрольных диктантов;
- 3 изложения;
- 2 сочинения.
Формы организации образовательного процесса:
- уроки изучения новой темы;
- уроки-закрепления;
- уроки-обобщения;
- уроки проверки и оценки знаний;
- уроки-практикумы;
- уроки развития речи.
Формы промежуточной аттестации:
-самостоятельные и проверочные работы;
-контрольные диктанты, изложения, сочинения;
-устные ответы на уроках;
-тестовые задания.
Формы итоговой аттестации:
-итоговый контрольный диктант;
-тестовые задания.
Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки, задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все обучающиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Программа соответствует учебникам:
-Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразовательных учреждений. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009г.
-Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений. Ладыженская Т.А. Баранов М.Т. Тростенцова Л.А., М.: Просвещение, 2009 год.
- Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений. М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2009г.
-Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков – М.: Просвещение, 2009г.
-Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. М.: Просвещение, 2007 год.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Русский язык 5 класс (204 часа, 6 часов в неделю)
1. Язык – важнейшее средство общения.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать:разделы учебника «Русский язык»; значение языка как средства общения.
Уметь: разграничивать язык и его единицы.
Применять: в повседневной жизни.
2. Повторение пройденного в 1-4 классах.
Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица.
Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление).
Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Текст. Тема текста. Стили.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: морфема – значимая часть слова, что такое орфограмма, виды орфограмм, части речи.
Уметь: находить морфемы в слове, определять виды орфограмм.
Применять: навык правильного употребления на письме разделительного ъ и ь.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи .
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении.
Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: что изучает фонетика, орфоэпия, графика и орфография.
Уметь: интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
Применять: правила постановки знаков препинания
4. Лексика. Культура речи.
Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: слово как единицу языка, слово и его лексическое значение, прямое и переносное значение, омонимы, синонимы, антонимы.
Уметь: пользоваться словарями.
Применять: правило правописания гласных и согласных в корне слова
5. Морфемика. Орфография. Культура речи.
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов.
Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных
словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень,
суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор
слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое
правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с
на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а
в корнях -лож лаг-, -рос раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы мим после ц.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: морфемику как минимальную значимую часть слова, изменение и образование слов, орфографию как раздел науки о языке.
Уметь: употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Применять: усвоенные знания на письме.
6. Морфология. Орфография. Культура речи.
Самостоятельные и служебные части речи. Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи. Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая
роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов.
Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: имя существительное как часть речи, его синтаксическую роль в предложении.
Уметь:
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
- правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежей множественного числа (чулок, мест и т. д.).
- использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Применять: усвоенные знания на письме.
7. Имя прилагательное.
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные.
Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких — по родам и числам. Описание животного. Структура текста данного жанра.
Стилистические разновидности этого жанра.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: роль прилагательного в тексте, его морфологические признаки, синтаксическую функцию в предложении.
Уметь:Правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно), пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
Применять: изученные правила на практике.
8. Глагол как часть речи.
Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в
предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- бир-, -дер-дир-, -мер-мир-, -пер-пир-,
-тер-тир-, -стел-стил-. Правописание не с глаголами. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Не
выдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки {начать, понять; начал, понял; нача
ла, поняла; повторит, облегчит и др.).
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: морфологические признаки глагола, правила написания глаголов
Уметь: Согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже, использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повторения слов.
Применять: изученные правила на практике.
9. Повторение и систематизация пройденного вV классе.
Требования к уровню подготовки:
Знать/понимать: определения основных языковых явлений; орфографические и пунктуационные правила.
Уметь: находить в словах изученные орфограммы, правильно писать их.
Применять: изученные правила на практике.
Русский язык 6 класс (204 часа , 6 часов в неделю)
1.Русский язык — один из развитых языков мира. Повторение изученного в v классе.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое и сложное предложение. Запятые в сложном предложении
Текст. Официально-деловой стиль речи.
Требования к уровню подготовки:
Знать: сведения о языке, полученные в 5 классе, орфограммы, изученные в 5 классе.
Уметь: показывать особенности развития языка, делать различные виды разборов.
Применять: орфограммы и различные виды разборов на практике.
2. Лексика и фразеология.
Повторение изученного по лексике в V классе. Словари
Общеупотребительные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Жаргонизмы
Эмоционально окрашенные слова. Устаревшие и новые слова. Исконно русские и заимствованные слова. Фразеологизмы.
Требования к уровню подготовки:
Знать: основные понятия разделов «Лексика» и «Фразеология».
Уметь: пользоваться различными видами словарей, употреблять слова в соответствии со сферой их применения.
Применять: употребление различных пластов слов для развития речевой культуры, бережного и осознанного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
3. Словообразование и орфография.
Повторение изученного в V классе. Развитие речи. Описание помещения.
Основные способы образования слов в русском языке. Этимология слов.
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Буквы о — а в корне -кос-------кас-. Буквы о — а в корне -гор-------гар. Буквы и и ы после приставок
Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные о и е в сложных словах
Сложносокращенные слова. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор слова .
Требования к уровню подготовки:
Знать: виды морфем, что морфема – минимальная значимая единица языка, основные способы образования слов, правила написания букв в корнях и приставках.
Уметь: определять способ образования слов.
Применять: правила правописания, проводить различные виды разбора.
4. Морфология и орфография.
Имя существительное. Повторение изученного в V классе. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Морфологический разбор имени существительного. Не с существительными
Буквы ч и щ в суффиксах существительных -чик и -щик Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик Гласные о — е после шипящих в суффиксах существительных Описание помещения по личным впечатлениям в сочинении повествовательного характера. Повторение изученного об имени существительном. Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе
Степени сравнения прилагательных. Разряды прилагательных. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные. Морфологический разбор имени прилагательного
Не с именами прилагательными. Буквы о — е после шипящих. И ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Глагол. Повторение изученного в V классе Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Различение повелительного наклонения и формы будушего времени. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Морфологический разбор глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов Систематизация и обобщение изученного о глаголе. Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные и собирательные числительные Порядковые числительные. Морфологический разбор числительного
Систематизация и обобщение изученного о числительном. Местоимение
Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Личные местоимения
Возвратное местоимение себя. Вопросительные местоимения. Относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Морфологический разбор местоимения
Требования к уровню подготовки:
Знать: грамматические признаки имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, их синтаксическую роль в предложении.
Уметь: определять морфологические признаки имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов, правильно употреблять их.
Применять: способы действия для правильного написания имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
5. Повторение и систематизация изученного в 6 классе.
Требования к уровню подготовки:
Знать: основные правила и понятия за курс 5 и 6 классов.
Уметь: использовать правила при письме, проводить различные виды разборов.
Применять: навыки грамотного письма и правильной речи.
Русский язык 7 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
I. Русский язык как развивающееся явление.
Особенности развития русского языка.
Требования к уровню подготовки:
Знать: сведения о языке, полученные в 5-6 кл.
Уметь: показать особенности развития русского языка.
Применять: выступления по плану.
II. Повторение изученного в 5-6 классах.
Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор. Текст. Стили литературного языка.
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-6 классах».
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятия из основных разделов русского языка за курс 5-6 кл.
Уметь: делать синтаксический и пунктуационный разборы, фонетический и словообразовательный разборы, разбор слова по составу, морфологический разбор.
Применять: основные правила и понятия из изученных разделов.
III. Причастие.
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Действительные и страдательные причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Морфологический разбор причастия.
Публицистический стиль.
Описание внешности человека.
Изложение с использованием причастий.
Контрольный диктант по теме «Причастие».
Контрольный диктант по теме «Правописание причастий».
Выборочное изложение с использованием описания внешности.
Требования к уровню подготовки:
Знать6 грамматически признаки причастия, синтаксическую роль причастий, условия выбора окончаний в причастиях, понятие о причастном обороте, значение действительных и страдательных причастий, способы образования действительных и страдательных причастий; особенности публицистического стиля.
Уметь: выделять запятыми причастный оборот, когда нужно; видеть определяемое слово, причастие и его зависимые слова, правильно писать окончания причастий.
Применять: навыки правописания не с причастиями, правописания е и ё в суффиксах страдательных причастий, н и нн в суффиксах страдательных причастий и в отглагольных прилагательных; выборочный пересказ, описание внешности человека.
IV. Деепричастие.
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».
Сочинение – описание внешности человека.
Контрольный диктант по теме «Деепричастие».
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о деепричастии, его грамматические особенности, место и роль деепричастных оборотов в предложении; правило правописания не с деепричастиями.
Уметь: находить в тексте и выделять запятыми деепричастия и деепричастные обороты, писать сочинения.
Применять: навык правописания не с деепричастиями, морфологический разбор деепричастия.
V. Наречие.
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о и -е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в рачениях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Контрольный диктант по теме «Наречие».
Контрольный диктант по теме «Правописание наречий».
Сочинение по картине Е.Н. Широкова «Друзья».
Требования к уровню подготовки:
Знать: определение наречия, его значения, морфологические признаки и синтаксическую роль; роль наречий в тексте, образование сравнительной и превосходной степеней сравнения; порядок морфологического разбора наречий.
Уметь: находить наречия в тексте, определять их принадлежность к той или иной смысловой группе, различать сравнительную степень прилагательного и наречия; делать морфологический разбор наречия, выбирать правильное написание наречия.
Применять: навык правописания не с наречиями на -о и -е в сравнении с правописанием других наречий с не и других частей речи с не; умение правильно выбирать н и нн в наречиях и других частях речи; умение выбирать о или ё после шипящих на конце наречий.
VI. Категория состояния.
Категория состояния как часть речи. Категория состояния и другие части речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи. Морфологический разбор категории состояния.
Требования к уровню подготовки:
Знать: особую группу слов, выражающих душевное и физическое состояние человека, их отличие от наречия.
Уметь: находить слова категории состояния в тексте, делать их морфологический разбор.
Применять: слова категории состояния в речи устной и письменной.
VII. Служебные части речи. Предлог.
Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Употребление производных предлогов в речи. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов.
Требования к уровню подготовки:
Знать: отличия служебных и самостоятельных частей речи; понятие о предлоге, его функциях, многозначные и однозначные предлоги, производные и однозначные предлоги.
Уметь: находить предлоги в тексте, различать предлоги и самостоятельные синонимичные части речи; делать морфологический разбор предлогов; уметь правильно писать предлоги с различными частями речи.
Применять: навыки правописания предлогов.
VIII. Союз.
Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных и подчинительных союзов в художественной речи. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.
Сочинение-рассуждение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о союзе, его роли в предложении, группы сочинительных и подчинительных союзов, порядок морфологического разбора союзов, правописание союзов тоже, также, чтобы, зато.
Уметь: определять роль союзов в предложении, ставить знаки препинания при однородных членах, правильно выполнять морфологический разбор союзов, различать союзы, местоимения и наречия с частицей же.
Применять: практические навыки по темам «Предлог» и «Союз».
IX. Частица (22 ч.)
Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни.
Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
Сочинение-рассказ по данному сюжету.
Контрольный диктант по теме «Частица».
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о частице, особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц, порядок морфологического разбора частицы, случаи употребления отрицательных частиц не и ни.
Уметь: отличать частицы от других частей речи, находить частицы в предложениях, определять их значение, употреблять частицы в устной и письменной речи, делать морфологический разбор частицы.
Применять: знания и умения. Полученные при изучении темы «Частица».
X. Междометие.
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Производные междометия. Междометия и другие части речи.
Междометия в художественной речи.
Сочинение – повествование.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о междометии, отличие звукоподражательных слов от междометий.
Уметь: ставить знаки препинания при междометиях, находить междометия в тексте.
Применять: правило дефисного написания междометий.
XI. Повторение.
Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Морфемика и словообразование. Морфология, Орфография. Синтаксис и пунктуация.
Контрольный диктант (итоговый).
Требования к уровню подготовки:
Знать: основные понятия по повторяемым разделам.
Уметь: ориентироваться в изученном материале, выбирать нужные орфографические и пунктуационные правила.
Применять: изученные орфографические и пунктуационные навыки на практике.
Русский язык 8 класс (136 часов, 4 часа в неделю)
I. Функции русского языка в современном мире.
Особенности развития русского языка.
Требования к уровню подготовки:
Знат: функции русского языка в современном мире.
Уметь: показать совершенствование и развития русского языка как отражение изменений в жизни.
Применять: выступления по плану.
II. Повторение пройденного.
Фонетика и графика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: основные правила и понятия по данным разделам.
Уметь: ориентироваться в учебнике, делать различные виды разборов.
Применять: основные правила и понятия данных разделов.
III. Словосочетание.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Выработка умения правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие словосочетания, типы словосочетаний и способы связи в словосочетаниях.
Уметь: делать синтаксический разбор словосочетаний.
Применять:умения и навыки, полученные при изучении раздела.
IV. Простое предложение.
Строение и грамматическое значение предложения. Простое предложение. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Обобщение по теме «Простое предложение».
Изложение с элементами сочинения.
Требования к уровню подготовки:
Знать: отличие предложения от словосочетания.
Уметь:определять строение и грамматическое значение предложения, особенности грамматической связи подлежащего и сказуемого.
Применять: синтаксический разбор простого предложения.
V. Главные члены предложения.
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы выражения подлежащего.
Требования к уровню подготовки:
Знать: определения главных членов предложения.
Уметь: находить главные члены в предложении.
Применять: синтаксический разбор простого предложения.
VI. Составные сказуемые.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Обобщение по теме «Составные сказуемые».
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о составном глагольном сказуемом, о его лексическом и грамматическом значении, о составном именном сказуемом.
Уметь: находить в предложении простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое.
Применять: правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
VII. Второстепенные члены предложения.
Дополнение. Прямое и косвенное дополнение. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложения как разновидность определения. Знаки препинания при приложении. Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Обобщение по теме «Второстепенные члены предложения».
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: определения дополнения, приложения, обстоятельства.
Уметь: находить второстепенные члены в предложении, определять способы их выражения.
Применять: знания о второстепенных членах предложения при анализе предложений.
VIII. Простые односоставные предложения.
Основные группы односоставных предложений. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения. Обобщение по теме «Односоставные предложения».
Изложение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие об определенно-личных, неопределенно-личных, безличных, назывных предложениях.
Уметь: видеть основные группы односоставных предложений в тексте, различать односоставные и двусоставные предложения.
Применять: односоставные предложения в речи устной и письменной.
IX. Неполные предложения.
Неполные предложения.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о неполных предложениях.
Уметь: отличать неполные предложения от односоставных.
Применять: полный синтаксический разбор простого предложения и умение определения вида сказуемого.
X. Однородные члены предложения.
Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Запятая при однородных членах при отсутствии союза. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова и знаки препинания. Обобщение по теме «Однородные члены предложения».
Сочинение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие однородных членов предложения, понятие об однородных и неоднородных определениях.
Уметь: находить однородные члены в предложении, ставить необходимые знаки препинания; узнавать обобщающие слова в тексте, выделять их.
Применять: навыки пунктуации при однородных членах и обобщающих словах.
XI. Обобщения, вводные слова и междометия.
Обращение и знаки препинания при нем. Понятие о вводных словах, их группы по значению. Вводные слова в предложении. Выделение вводных слов запятыми. Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения. Междометия и слова-предложения да и нет. Обобщение по теме «Вводные слова и предложения». Обобщение по теме «Обращения, вводные слова и междометия».
Изложение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о вводных словах и вводных предложениях, об их функции в речи, о синтаксической роли слов - предложений да и нет.
Уметь: видеть вводные слова и предложения в тексте, выделять их знаками препинания на письме.
Применять: пунктуационный навык по данной теме; умение использовать вводные слова и предложения в речи.
XII. Обособленные члены предложения.
Понятие об обособленных членах предложения. Обособление определений и приложений. Обособление определений и приложений с добавочным обстоятельственным значением. Обособление одиночных согласованных приложений и приложений с союзом как. Обобщение по теме «Обособленные определения и приложения».
Обособленные обстоятельства, выраженные причастными и деепричастными оборотами. Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».
Сочинение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие об обособлении, условия обособления определений и приложений, обстоятельств и уточняющих членов предложения.
Уметь: видеть в тексте, осложненном другими конструкциями, предложения с обособленными членами, выделять их знаками препинания.
Применять: синтаксический разбор предложения, осложненного обособленными членами, пунктуационный навык.
XIII. Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятие о различных способах передачи чужой речи, понятие о прямой и косвенной речи, диалоге, цитатах.
Уметь: оформлять пунктуационно чужую речь и слова автора, заменять прямую речь косвенной и наоборот.
Применять:способы передачи чужой речи.
IV. Повторение пройденного.
Словосочетание. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Знаки препинания в простом предложении.
Сочинение.
Контрольный диктант.
Требования к уровню подготовки:
Знать: понятия и определения, изученные по всем разделам.
Уметь: ориентироваться в изученном материале, свободно выбирать орфографические и пунктуационные правила для грамотного письма.
Применять: полученные умения и навыки в речи устной и письменной.
Основное содержание 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)
1.Международное значение русского языка.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: понятие «мировые языки».
Уметь: видеть роль русского языка среди народов мира.
Применять: в обыденной жизни.
2.Повторение пройденного в 5-8 кл.
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: находить в словах изученные орфограммы, в предложении смысловые отрезки.
Уметь: производить синтаксический разбор словосочетаний, предложений.
Применять: на практике.
3.Сложносочиненные предложения.
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложенные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания:
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения.
Уметь: интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения, расставлять знаки препинания.
Применять: при письме.
4.Сложноподчиненные предложения.
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как
средство связи придаточного с главным. Указательные слова в
главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль. Деловые документы (автобиография, заявление).
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: главное и придаточное предложение; основные виды придаточных предложений.
Уметь: использовать в речи сложные предложения и простые с обоснованными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
Применять: при письме
5.Бессоюзные сложные предложения.
Бессоюзное сложное предложение и его особенности.
Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях.
Уметь: передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между членами бессоюзного сложного предложения, пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
Применять: при письме
6.Сложные предложения с различными видами связи.
Различные виды сложных предложений с союзной и бес
союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: различные виды сложных предложений с союзной бессоюзной связью; знаки препинания в них.
Уметь: правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
Применять: при письме.
7.Общие сведения о языке.
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык — первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык. РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
В результате изучения темы ученик должен:
Знать/понимать: понятие «язык», его роль в жизни общества, место русского языка среди языков мира.
Уметь: определять стили русского литературного языка.
Применять: на практике, в жизни.
Учебно - тематический план
5 класс (204 часа)
Раздел | Время, отведённое на изучение раздела | Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий |
Язык и общение. | 4 | - |
Повторение изученного в начальных классах. | 24 | 1 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 53 | 5 |
Лексика. Культура речи. | 10 | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 26 | 4 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 22 | 2 |
Имя прилагательное | 15 | 3 |
Глагол как часть речи | 38 | 3 |
Повторение и систематизация изученного. | 8 | 2 |
РЕЗЕРВ | 4 |
6 класс (204 часа)
Раздел | Время, отведённое на изучение раздела | Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий |
Русский язык — один из развитых языков мира | 1 | - |
Повторение изученного в v классе | 13 | 1 |
Лексика и фразеология | 14 | 1 |
Словообразование и орфография | 30 | 5 |
Морфология и орфография | 126 | 18 |
Повторение и систематизация изученного в 6классе | 16 | 1 |
Резерв | 4 |
7 класс (136часов)
Раздел | Время, отведенное на изучение раздела | Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий |
Русский язык, как развивающееся явление | 1 | - |
Повторение изученного в 5-6 классах | 12 | 1 |
Причастие | 27 | 5 |
Деепричастие | 11 | 3 |
Наречие | 19 | 3 |
Категория состояния | 2 | - |
Предлог | 10 | - |
Союз | 15 | 3 |
Частица | 16 | 3 |
Междометие | 6 | 2 |
Повторение | 11 | 1 |
Резерв | 6 | - |
8 класс (136 часов)
Раздел | Время, отведенное на изучение раздела | Из них время, отведенное на проведение контрольных мероприятий |
Функции русского языка в современном мире | 1 | - |
Повторение пройденного | 9 | 1 |
Словосочетание | 4 | - |
Простое предложение | 3 | 1 |
Главные члены предложения | 1 | - |
Составные сказуемые | 13 | 1 |
Второстепенные члены предложения | 13 | 1 |
Простые односоставные предложения | 16 | 1 |
Неполные предложения | 2 | - |
Однородные члены предложения | 16 | 3 |
Обращения, вводные слова и междометия | 12 | 3 |
Обособленные члены предложения | 18 | 3 |
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | 9 | 1 |
Повторение пройденного | 11 | 3 |
Резерв | 8 | - |
9 класс (68 часов)
Раздел | Время, отведённое на изучение раздела | Из них время, отведённое на проведение контрольных мероприятий |
Международное значение русского языка. | 1 | - |
Повторение изученного в 5-8 классах. | 7 | 1 |
Сложносочинённые предложения | 10 | 2 |
Сложноподчинённые предложения | 25 | 5 |
Бессоюзные сложные предложения. | 11 | 2 |
Сложные предложения с различными видами связи. | 3 | - |
Повторение. | 7 | 1 |
Резерв | 4 | - |
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся должны
знать/понимать:
изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу IX класса учащиеся должны
овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;
- составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
- определять стиль и тип текста;
— соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в V—IX классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор; правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
Правильно писать изученные в V—IX классах слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать доклад на историко-литературную тему по одному источнику. Составлять тезисы или конспект небольшой литературно-критической статьи (или фрагмента большой статьи). Писать сочинения публицистического характера. Писать заявление, автобиографию. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
применять:
- языковые средства в текстах разного содержания.
- известные лексические и грамматические средства в устной и письменной речи.
- для совершенствования содержания и языкового оформления своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
- орфографические, орфоэпические, морфемные и толковые словари.
Список используемой литературы
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы основного общего образования.
- Русский язык. 9 класс. С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.- М.: Просвещение, 2009г.
- Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2008.
- Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2009.
6. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. Панов Б.Т.. Текучев А.В. – М.: Просвещение, 1991 г.
7.Русский язык. Учебное пособие для учащихся среднего и старшего школьного возраста. Савко И.Э. – Минск: «Литература», 1997 г.
8. Орфографический словарь. Ушаков Д.Н.. Крючков С.Е. – М.: Просвещение. 1991 г.
9. Русский язык в школе. Научно-методический журнал.
10. Русский язык: учеб. для 7 кл. общеобразовательных учреждений. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.
11. Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс. . Егорова Н.В. – М.: Вако, 2008.
12.Школьный толковый словарь русского языка. Лапатухин М.С., Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. – М.: Просвещении, 1991 г.
13. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений. . Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. – М.: Просвещение, 2009.
14.Поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. Егорова Н.В. – М.: Вако, 2009.
15.Русский язык . 6 класс. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,Тростенцова Л.А.- М. :Просвещение, 2009 г.
16. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2008.
17.Русский язык:учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков. – М.: Просвещение, 2009.
18. Русский язык: поурочные планы 8 кл. Сиденко Н.В. - Волгоград: «Учитель», 2008 г.
Утверждена Рассмотрена и
приказ по МОУ РСОШ №2 рекомендована к утверждению МС
от____________ №______ от_________ № ___________
директор школы
Т.В. Рязанова
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ржаксинская средняя общеобразовательная школа №2
Ржаксинского района Тамбовской области
Рабочая программа
по русскому языку для 5-9 классов
(базовый уровень)
срок реализации 5 лет
Ржакса 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5-го класса по программе С. И. Львовой
Разработка программ к учебникам нового поколения по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
В настоящее время в связи с переходом на новый ФГОС общего образования главной задачей в преподавании русского языка является сочетание знаний об...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе Т.А.Ладыженской...
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой
Рабочие программы по русскому языку в 5-9 классах по программе С.И.Львовой...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 6 класса с родным (татарским) языком обучения
состоит из разделов: 1 пояснительная записка2 учебно-тематический план3 содержание учебного плана4 требования к уровню подготовки5 нормы оценки ЗУН6. календарно-тематический план7 перечень литера...
рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса с родным (татарским) языком обучения
содержание 1. пояснительная записка2. учебно-тематический план3. содержание учебного курса4. трбования к ЗУН5. нормы оценивания ЗУН6. календарно-тематический план7 Перечень литературы...