Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цыкура Елена Александровна

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ". 6-й класс

Тип урока: комбинированный  (обобщение  и  систематизация,  творческое  применение  знаний,  контроль  знаний).

Цель урока: продолжение знакомства учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).

Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята! Я очень рада всех вас видеть. Вы меня уже знаете, меня зовут  Елена Александровна, и сегодня я буду вести у вас урок русского языка. Надеюсь, что вы все пришли с хорошим настроением, потому мы с вами сегодня продолжим изучать страдательные причастия настоящего времени».

3.Фронтальный опрос:

1) Ребята, а что такое причастие?                                                                                                        Причастие - самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак предмета по действию, отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

2) Признаки, каких частей речи совмещает в себе причастие?  Глагола и прилагательного.

3) Какие глагольные признаки есть у причастия?  Причастие, как глагол, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и невозвратными.

4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? Как прилагательное, причастие, изменяется по падежам, по числам, по родам.

5) Какие бывают причастия? Какие причастия называются действительными? Примеры. Действительные причастия обозначают признак того предмета, который сам производит действия (растущий).

6) Какие суффиксы у действительных причастий? А как узнать какой суффикс пишется? Надо определить спряжение глагола.

1 спр -ющ-, -ущ-,2 спр  -ащ-, -ящ- - ДПНВ

-вш-, -ш- - ДППВ

7) Какие причастия называются страдательными? Примеры. Страдательные причастия обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (утомленный).

8)От какой основы образуются страдательные причастия настоящего времени? От глагольной основы настоящего времени. Какие суффиксы имеют?( 1 СПР-ом, - ем, 2 СПР- им) От чего зависит их написание?

9) Что называется причастным оборотом? Причастный оборот – это причастие с зависимым словом.

10) Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте? Если определяемое слово стоит перед причастным оборотом, то причастный оборот выделяется запятыми.                                                                                                    Если причастный оборот перед определяемым словом, то запятые не ставим.

4. Работа с упражнением № 69, стр 48 (Учебник Русский язык 6 класс. 2 часть. Под редакцией А.Д. Шмелева. Москва 2014 г.).                                        Ученик читает задание по учебнику, и класс начинает выполнять его по цепочке устно.

5.Работа с упражнением №70 . Выборочно у доски.

6. Физкультминутка:

-Ребята, устали? Давайте немного отдохнем. Я буду читать вам названия сказок, а ваша задача – внимательно слушать и определять, если в названии встречается причастие, вы делаете одни хлопок в ладоши, а если прилагательное, то вы поднимаете руки вверх.

Снежная королева (руки вверх)

Спящая царевна (хлоп.)

Василиса Прекрасная (руки в.)

Заколдованная королевна (хлоп.)

Волшебная дудочка (руки в.)

Говорящий сверток (хлоп.)

Золушка (тишина)

7.Работа с упражнением №71. 1-е задание выполняется коллективно, 2-е, 3-е, 4-е выборочно письменно на доске.

8. Работа с упражнением №73.По цепочке на доске.

9. Вывод: Итак, ребята, сделаем вывод, что же нужно знать, чтобы правильно писать суффиксы страдательных причастий настоящего времени? Спряжение глаголов, основу глагола от которой образовалось причастие, если она оканчивается на гласные пишем –ем, если на согласные –ом у 1-го спр, у 2-го спр всегда –им.

Урок подготовила студентка 3 курса,

 Гуманитарно-эстетического факультета

профиль русский язык-литература

Быковская Елена.

Урок проверила

учитель

 русского языка и литературы

Рыкова А. В.

Оценка за урок

Подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени."

Презентация на пяти слайдах содержит ряд этапов урока: -орфоэпический диктант предусматривает после его проведения само- или взаимопроверку и оценку; -синтаксическая пятиминутка нацелена на повторен...

Проверочная работа по теме «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени»

Проверочная работа по теме «Суффиксы страдательных причастий настоящего времени»...

Конспект урока русского языка в 7 классе " Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных"

Конспект урока с презентацией , позволяющий познакомить учащихся с правилами написания - н - и - нн – в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных;2.   ...

Конспект урока русского языка в 7 классе "Правописание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени" /Вкусный урок/

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС, сопровождается презентацией "Вкусный урок"....

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...