Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастия" для 7 класса.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Разработка может быть использована для проведения открытого урока. Также в ней содержится раздаточный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока русского языка на тему "Морфологический разбор причастий" для 7 класса | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
открытого урока
русского языка
на тему:
«Морфологический разбор причастий»
для 7 «Б» класса
Разработано
учителем русского языка и литературы
СОШ № 24 г. Ферганы:
Хан Асал Салимбековной
Фергана
2020-2021 учебный год
Тема урока: "Морфологический разбор причастия".
Цели:
Образовательные: повторить изученное о причастии; познакомиться с порядком морфологического разбора причастия; закрепить умение определять морфологические признаки причастия; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки; (ПК 1, ПК2)
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе родного края, воспитывать уважение к товарищам; (КК4)
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, усидчивость, умение анализировать. (КК3)
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: урок-практикум
Методы и приемы: беседа, прием «Найди и объясни», самостоятельная работа, исследование.
Оборудование: раздаточный материал, индивидуальные карточки с заданиями, перфокарты.
Ход урока
I. Орг.момент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, перекличка.
II. Актуализация имеющихся знаний. Работа по карточкам.
1) Орфографическая разминка. «Найди и объясни»
Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.
Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание
2) Беседа + работа по карточкам. Исследование.
Карточка № 1
шумящий поток -__________________________
на темнеющем горизонте -___________________
зеленеющим лесом - _______________________
белеющим туманом - _______________________
колющийся шиповник - _____________________
спеющая малина - _________________________
- Попробуйте угадать, что нужно сделать.
-Правильно, нужно заменить словосочетания с причастиями на словосочетания с прилагательными.
- Какой вывод из этого мы можем сделать?
(Связь между прилагательными и причастиями. Причастия имеют признаки прилагательных)
- С какой частью речи, помимо прилагательного, причастия имеют связь? (Глагол)
- Назовите признаки глагола, которые переняло причастие. (Время, вид, возвратность/невозвратность)
Карточка № 2
Определи время и вид причастий
проверенное учителем упражнение - _____________________
выполненное учеником задание - ________________________
быстро бегущая девочка - _____________________________
ребёнок, улыбающийся маме - __________________________
показавшееся из-за тучи солнце - ________________________
струя пены, отбрасываемая кормой - ______________________
Карточка № 3
В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика.
1)мальчик, собирающ.. грибы 5)дом, строящ.. быстро
2)мальчик, собирающ.. в школу 6)река, шумящ.. за поворотом
3)человек, интересующ.. меня 7)ручьи, бегущ.. с гор
4)мастер, строящ.. дом 8)песня, доносящ.. издалека
III. Объяснение нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора причастия.
План разбора причастия
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (единственное число, мужской род, именительный падеж). Морфологические признаки: | ||
| 1 | разряд причастия (действительное, страдательное); | |
2 | признаки глагола: вид, возвратность, время; | ||
3 | признаки прилагательного: | ||
| а | только для страдательных причастий – полная / краткая форма; | |
б | для всех причастий – число, род (в единственном числе), падеж (в полной форме). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является причастие в данном предложении). |
IV. Закрепление.
- Морфологический разбор причастий (письменно) по перфокартам:
Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни.
С. Аксаков
2) Подбор причастий по морфологическим признакам, составление словосочетаний.
- Страдательное, прошедшего времени, совершенного вида, полное, в творительном падеже, единственного числа, мужского рода
- Действительное, настоящего времени, несовершенного вида, в дательном падеже, множественного числа.
Самостоятельное выполнение упражнения № 97 на странице 45
V. Итоги урока.
- Что называется причастием?
- На какие группы делятся причастия?
- Какие признаки глагола есть у причастия?
- Какие признаки прилагательного?
VI. Домашнее задание:
Упражнение по развитию речи:
- Какие музеи, памятники истории и культуры Республики Узбекистан вам известны? Составьте небольшой устный рассказ об одном из них. Используйте в тексте причастия.
Карточка № 1 шумящий поток -___________________________________________ на темнеющем горизонте -_____________________________________ зеленеющим лесом - _________________________________________ белеющим туманом - ________________________________________ колющийся шиповник - ______________________________________ спеющая малина - __________________________________________ |
Карточка № 1 шумящий поток -___________________________________________ на темнеющем горизонте -_____________________________________ зеленеющим лесом - _________________________________________ белеющим туманом - ________________________________________ колющийся шиповник - ______________________________________ спеющая малина - __________________________________________ |
Карточка № 1 шумящий поток -___________________________________________ на темнеющем горизонте -_____________________________________ зеленеющим лесом - _________________________________________ белеющим туманом - ________________________________________ колющийся шиповник - ______________________________________ спеющая малина - __________________________________________ |
Карточка № 2 Определи время и вид причастий
|
Карточка № 2 Определи время и вид причастий
|
Карточка № 2 Определи время и вид причастий
|
Карточка № 3 В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика. 1)мальчик, собирающ.. грибы 5)дом, строящ.. быстро 2)мальчик, собирающ.. в школу 6)река, шумящ.. за поворотом 3)человек, интересующ.. меня 7)ручьи, бегущ.. с гор 4)мастер, строящ.. дом 8)песня, доносящ.. издалека |
Карточка № 3 В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика. 1)мальчик, собирающ.. грибы 5)дом, строящ.. быстро 2)мальчик, собирающ.. в школу 6)река, шумящ.. за поворотом 3)человек, интересующ.. меня 7)ручьи, бегущ.. с гор 4)мастер, строящ.. дом 8)песня, доносящ.. издалека |
Карточка № 3 В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика. 1)мальчик, собирающ.. грибы 5)дом, строящ.. быстро 2)мальчик, собирающ.. в школу 6)река, шумящ.. за поворотом 3)человек, интересующ.. меня 7)ручьи, бегущ.. с гор 4)мастер, строящ.. дом 8)песня, доносящ.. издалека |
Карточка № 3 В каких из приведённых примеров у причастия должен быть постфикс – ся? Запиши в 2 столбика. 1)мальчик, собирающ.. грибы 5)дом, строящ.. быстро 2)мальчик, собирающ.. в школу 6)река, шумящ.. за поворотом 3)человек, интересующ.. меня 7)ручьи, бегущ.. с гор 4)мастер, строящ.. дом 8)песня, доносящ.. издалека |
Орфографическая разминка. «Найди и объясни» Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор. Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание |
Орфографическая разминка. «Найди и объясни» Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор. Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание |
Орфографическая разминка. «Найди и объясни» Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор. Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка урока русского языка по теме в 7 классе "Предлог"
Разработка урока по теме "Предлог" в рамках программы "Школа-2100" построен на материале о космосе и приурочен к 50-летию полета первого космонавта Ю.А.Гагарина....
Разработка урока русского языка с презентацией в 5 классе по теме: "Предложения с обращениями"
Урок - закрепление с элементами исследования. На уроке поставлены следующие цели: 1.Закрепить понятие «обращение».2. Способствовать формированию умени...
Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс
Разработка урока русского языка на тему "Орфоэпия". 5 класс...
Разработка урока русского языка по теме "Местоимение" 6 класс
Месоимение как часть речи...
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока
Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...
Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».
Разработка урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...