Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в сельской школе.
статья по русскому языку по теме
Проблемы по ЕГЭ являются актуальными в наше время.Но есть и плюсы по ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Шульга Константин Васильевич, учитель русского языка и литературы МБОУ Кировская СОШ, республика Хакасия, Алтайский район, с. Кирово, тема: «Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в сельской школе»
В широкой общественной дискуссии, развернувшейся вокруг проведения единого государственного экзамена, высказывалось мнение о том, что ЕГЭ не имеет ничего общего с традициями отечественного образования и что подходы ,реализованные в этом экзамене навеяны исключительно Западом. Однако если внимательно рассмотреть содержание контрольно измерительных материалов для ЕГЭ по русскому языку, можно заметить, что во многом новизна этих подходов предопределена современными требованиями отечественного образования. В создавшихся условиях дети и родители сельских школ заинтересованы в тесном сотрудничестве с учителем-предметником при подготовке к итоговой аттестации, чего не наблюдалось в те годы, когда итоговая аттестация проходила в старой форме (сочинение).Старая форма во многом изжила себя, как ни пытались ее реорганизовать, давая список тем сочинений за два месяца до аттестации учащихся. Нужно отметить, что объективность экзамена была утрачена, так как ученику требовалось удачно списать сочинение при итоговой аттестации и поступлении в учебное заведение. Таким образом, процесс получения знаний для большинства учащихся не был мотивированным.
Безусловно, единый экзамен имеет принципиальные отличия от других форм итоговой аттестации: объективность и стандартизированность, широкий охват содержания курса и т. д.
Как у учителя-практика у меня возникал вопрос, почему в общеобразовательной школе (во время эксперимента) оставили только один час в неделю на изучение русского языка? Так можно забыть то, что изучалось ранее. А вопрос стоит о подготовке к итоговой аттестации, одном из самых важных этапов в жизни обучающихся. Не секрет, что большинство родителей обучающихся, проживающих в сельской местности, получают низкую заработную плату. Поэтому высокий балл открывает перспективы для учащихся, дает им право «подрасти» физически и осознанно подойти к дальнейшему выбору жизненного пути.
Мой педагогический стаж составляет 14 лет. За этот период ни один из учащихся не связал свою жизнь с филологией. В основном уклон делается в сторону информатики или математики. Что говорит о потребностях нашего общества. Дети, при выборе профессии, ориентируются на то, чтобы она была востребованной, перспективной и высокооплачиваемой. Поэтому моей задачей является подготовка детей к итоговой аттестации, после которой предмет «Русский язык» будет являться не целью, а средством в получении практических знаний в области других наук. Таким образом, мы убеждаемся в том, что для поступления учащихся в вузы и ссузы сертификат по русскому языку играет не последнюю роль.
В 2012-2013 учебном году я вывожу на итоговую аттестацию в форме ЕГЭ восьмой выпуск. Хотелось бы перечислить практические рекомендации подготовки к итоговой аттестации.
Во-первых, определиться с дополнительными внеурочными занятиями, хотя бы один раз в неделю.
Во-вторых, познакомить учащихся со структурой заданий, кодификатором, нормами оценивания, первичным и вторичным баллами; рекомендациями на сайтах в Интернете.
В-третьих, проработать материал частей А и Б совместно с учителем. При выполнении этих типов заданий обратить внимание на вопрос, определится с ответом и после этого выбрать нужный вариант задания.
В-четвертых, на уроках литературы уделять особое внимание изобразительно-выразительным средствам языка, так как это поможет заработать баллы в заданиях частей Б и С. Особенно актуально изучение тропов и фигур было в первые годы введения ЕГЭ, потому что сама структура творческой работы требовала таких знаний. Одним из самых логичных пособий, в котором фигуры речи даны как система, является «Речеведение: Русский язык и культура речи: курс лекции». Часть 2./ Антонов В.П., Пекарская И.В.- Абакан: Издательство ХГУ,2005г.
В-пятых, обучение написанию творческой работы. Учителю обязательно нужно быть в курсе изменений в форме ЕГЭ. Особенно коснулись изменения творческой работы, изменившейся от формы (структуры) к содержанию. И если упустить это из виду, то учащийся получит меньшее количество баллов, потому что критерии оценивания изменяются.
ЕГЭ дал новые возможности в оценивании творческой работы учащегося.
Вместо обобщённой характеристики используется такая система оценивания, которая позволяет оценить не сочинение в целом, а конкретные навыки и умения:
1.анализировать содержание проблематику прочитанного текста;
2.комментировать проблемы исходного текста, позицию автора;
3.выражать и аргументировать собственное мнение;
4.последовательно и логично излагать мысли;
5.использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
6.практическую грамотность - навыки оформления высказывания в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Существенным является то, что работа выполняется на основе неизвестного текста.
При первичном написании сочинения учащимся нужно предоставить возможность на что-то ориентироваться, поэтому у каждого должны быть примерные образцы творческой работы.
В-шестых, когда прокомментированы и проработаны все типы заданий, нужно переходить к работе с «цельным» вариантом. До итоговой аттестации такие занятия, желательно, провести пять - шесть раз. Это поможет учащимся прочувствовать «экзаменационную ситуацию», а учитель увидит недочёты и ошибки, которые еще можно исправить.
Эти контрольные работы выполняются в ксерокопиях бланков ЕГЭ. К оцениванию подходим педантично. Любое неправильное оформление считаем ошибкой, это настраивает ребят на серьезность происходящего. Учащиеся должны понять, что я их друг и товарищ, что не стоит списывать или пользоваться подсказками, так как экзамен вместе с ними буду сдавать и я.
В-седьмых, после всех ознакомительных процедур и написания первой контрольной работы в форме ЕГЭ работаем как в группах, так и индивидуально. Особое внимание уделяю заданиям части Б, вызывающим вопросы у учащихся при подготовке.
В-восьмых, индивидуальная работа при подготовке к ЕГЭ в сельской школе обязательно должна вестись как с сильными, так и со слабыми учащимися (репетиторство отсутствует). Часто учащиеся не могут найти нужное правило в методическом пособии или в учебнике, чтобы объяснить ошибку, поэтому задача учителя, помимо объяснения неверного ответа, научить учащегося работать с пособием, таблицами.
В-девятых, для подготовке к ЕГЭ можно и нужно использовать компьютер, но контрольные работы лучше проводить на листах (вырабатывается навык оформления).
В-десятых, кабинет русского языка должен быть укомплектован различными словарями, блочными методическими таблицами, вариантами ЕГЭ и т.д.
В-одиннадцатых, родители должны знать результаты вышеупомянутых контрольных работ, чтобы экзаменационная отметка не стала «сюрпризом». Каждый учитель на основании трёх работ может спрогнозировать результат экзамена.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что новая форма итоговой аттестации эффективней, работоспособней старой. Это ещё раз подтверждает эффективность ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования для большинства выпускников, не проживающих в больших городах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по математике в сельской школе
Положительный опыт работы учителя математики сельской школы, эффективные методы и приёмы, основные этапы подготовки учащихся к единому государственному экзамену....
Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)
Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края ...
ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
Малокомплектная школа: сохранение и развитие.Особенности учебного процесса в условиях МКШ.Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов....
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...
Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...
Проблема подготовки к ГВЭ по русскому языку обучающихся, не владеющих навыками письма
Материал предназначен для учителей русского языка, обучающих детей с ОВЗ, не владеющих навыками письма....