Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Карпенко Елена Ивановна

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.

Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте информацию, определять тему, работать над изобразительно- выразительными средствами и определять их роль, работать над характеристиками героев, определять отношение автора к ним, выявлять и формулировать проблему текста, воспитывать интерес к литературе донского края, его истории и к истории России, определяя свое отношение к героям и событиям.

Используемые технологии: личностно- ориентированная, коммуникативно- развивающая, технология проблемного обучения.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Изучение русского языка и литературы в полиэтнической школе . РАЗНОУРОВНЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ». Карпенко Е.И. учитель МОУ ОСОШ х. Объединенный

Слайд 2

Ц ель мастер-класса: показать приёмы активного осмысления текста на уроке русского языка через разноуровневое обучение. Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения (часть С). Задачи: 1. Уметь воспринимать содержащуюся в тексте информацию. 2. Уметь определять тему, основную мысль текста. 3. Уметь работать над изобразительно – выразительными средствами и определять их роль. 4. Уметь работать над характеристиками героев, определять отношение автора к ним. 5. Научиться выявлять и формулировать проблему текста. 6. Совершенствовать навыки анализа текста и навыки монологической речи. 7. Воспитывать интерес к литературе донского края, его истории и к истории России, определяя свое отношение к героям и изображаемым событиям.

Слайд 3

1. Т (о чем?) – тема текста 2. И (что хотел сказать автор? зачем автор написал этот текст?) – идея 3 . Ф ( Как автору удалось достичь своей цели? ) изобразительно – выразительные средства) - форма 4. П ( какие вопросы рассматривает автор? Что волнует его?) – проблема (проблематика)

Слайд 4

УРОВЕНЬ А: 1 . Герои отрывка. Что вы можете о них сказать? 2. Определите отношение автора к своим героям . УРОВЕНЬ В: 1. Выпишите из текста ключевые слова. 2. Определите роль ключевых слов. УРОВЕНЬ С: 1. Найдите в тексте изобразительно – выразительные средства. 2. Определите их роль в прочитанном вами тексте .

Слайд 5

1. умер (почти умер, помереть и т.д.) – 7 раз 2. освободиться (= умереть) – 2 раза 3. непонятное, обидное, страшное – 2 раза 4. слаб – 2 раза СМЕРТЬ 1. светило (солнце) 2. ясное (небо) 3. не беспокоиться (спокойно) 4. хлеб – 2 раза 5. жить, жизнь – 2 раза в одном предложении ЖИЗНЬ

Слайд 6

1. антитеза (реализуется через систему антонимических пар: помереть – жить; непонятное, обидное, страшное – ясное ) 2. градация ( непонятное, обидное, страшное) 3. эпитеты (маленький, слабый, ясный, непонятное, обидное, страшное) 4. метафора (роскошное состояние) 5. необычный фразеологизм ( быть в трауре по самому себе: о своеобразном мышлении мальчика ) Вывод: слова этой группы передают нам состояние души ребенка: спокойно – равнодушное. 1. олицетворение ( время шло) 2. метафора (морозы упали) 3. повторяющиеся слова (жизнь, хлеб) 4. эпитеты (ясное небо) Вывод: несмотря на смерть, жизнь все – таки продолжается! «В жизни невозможно быть равнодушным к жизни».

Слайд 7

1. Лейтенант ( достает лекарство и спасает Юрку от смерти, отдает продуктовый аттестат Юркиной семье, полюбил Юркину сестру, которая была похожа на его погибшую дочь. 2. Пожилой солдат ( отдает Юрке самое дорогое, что у него есть: хлеб, символ жизни на земле) 3. Образ природы ( весна, солнце, вода (закапало с крыш) – символы жизни, движения) Вывод : герои без имен ( по мнению автора, так должен поступать каждый человек), не знают, будут ли живы завтра, но сегодня продолжают жить. И этим своим состоянием души, заботой о ближнем ( по законам божьим) помогают мальчику «выйти» из его состояния: «непонятного, обидного, страшного», виной которому является войн а . Юрка ( пережил очень много, потерял отца, сам чуть не умер, почти каждый день видел смерть других. Вывод: автор жалеет Юрку, мальчик еще очень мал, чтобы разобраться в происходящем, война «убила» в нем душу, отсюда все непонятное, обидное, страшное). Поэтому взрослые должны помочь ребенку разобраться в себе и окружающем, что и происходит в конце эпизода: забота взрослых, совсем чужих Юрке людей, вернула мальчика в прежнее довоенное состояние. К нему возвращается желание жить.

Слайд 8

1. Проблема жестокости войны, которая калечит душу ребенка. (Как война убивает в человеке, особенно в ребенке, любовь к жизни?) 2. Проблема детей войны: у войны не детское лицо. 3. Проблема гуманного отношения людей друг к другу. 4. Проблема жизни и смерти. 5. Проблема загадочности души ребенка. 6. …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.).

Рабочая программа составлена на основе Программы Гольцовой Н.Г. к учебнику «Русский язык.10-11кл.» (Авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.). Программа к учебнику «Русский язык. 10-11 классы»...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс по учебнику «Русский язык: 10-11 кл./ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко/

Рабочая программа включает  пояснительную записку и календарно- тематическое планирование...

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)

Урок открытия новых знаний. 5 класс. Тема: Многозначные слова и омонимы (с презентацией)...