ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ
методическая разработка по русскому языку на тему

Артамонова Тамара Семёновна

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.

Особенности учебного процесса в условиях МКШ.

Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malokomplektnaya_shkola.docx55.24 КБ

Предварительный просмотр:

2014-2015

МОУ «Каблуковская ООШ» филиал МОУ «Рождественская СОШ»

Д.Каблуково Калининского р-на Тверской области

[ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ]

Работа учителя русского языка и литературы АРТАМОНОВОЙ Т.С.


C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0234687.gif Содержание:

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.

Особенности учебного процесса в условиях МКШ.

Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов.

Малокомплектная школа: сохранение и развитие.

     Система общего образования, чьей составляющей является малокомплектная сельская школа, переживает свои не самые благоприятные годы. За последние годы произошли существенные изменения в образовательной системе области. Однако, если рассматривать систему с точки зрения удовлетворения спроса на образовательные услуги, то можно говорить о потребности большего многообразия образовательных учреждений. При стремлении к расширению и многообразию образовательной системы актуальной остается задача сохранения сложившейся школьной сети. Это особенно касается малокомплектных школ. Всякое закрытие сельской школы следует рассматривать как меру чрезвычайную. Такое решение может быть принято только тогда, когда апробированы разные варианты сохранения школы: создание комплекса, ассоциации, дистанционное обучение, семейное обучение.

     Сложным и противоречивым остается состояние дошкольного образования. Закрываются сельские детские сады нерентабельных предприятий. Важнейшей задачей остаётся сохранение сети дошкольного образования на селе. Учитывая важность дошкольного возраста как фундамента развития личности, следует пересмотреть нормативы затрат на одного ребенка и при возможности увеличить объём затрат. Развивать дошкольные образовательные услуги.

     В последнее время все большую тревогу вызывает проблема здоровья молодого поколения. По данным специалистов, 90% детей имеют отклонения физического и психического здоровья. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в пять раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в четыре раза увеличивается количество нарушений  психического здоровья, в три раза возрастает число детей с заболеванием органов пищеварения. Подобное состояние здоровья – результат не только длительного неблагоприятного воздействия социально-экономических факторов, но и рядя педагогических факторов, таких, как:

- стрессовая обстановка в обществе;

- интенсификация учебного процесса (постоянное увеличение объёма и темпа учебной нагрузки),

- раннее начало дошкольного систематического обучения;

- несоответствие программ и методик обучения функциональным и возрастным особенностям  учащихся, несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей,

- провалы в существующей системе физического воспитания и частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.

     В сложившейся обстановке важно сосредоточить внимание на решение таких основополагающих проблем, как оптимизация сети образовательных учреждений, повышение профессионализма работников образовательных учреждений, создание реальных условий для осуществления гарантированных прав граждан на получение качественного образования.

Особенности учебного процесса в условиях малокомплектной школы.

Практика показала, что проводить урок в классе с небольшим количеством учеников очень трудно: уровень обучения невысок – в этом учителя единодушны. Несмотря на условия почти индивидуального обучения, ученики быстро устают, отключаются от учебной работы. В малокомплектной сельской школе проблема падения интереса к учебе, снижение читательской активности, проявление нравственной глухоты усугубляется психической перегрузкой учащихся вследствие небольшого количества их в классе, бедностью  сферы их общения,  ограниченностью средств эмоционального воздействия на психику и отсутствием нравственного образа, достойного подражания. Прав был В.А.Сухомлинский, когда говорил о том, что детей нельзя «ловить» на незнании, а, наоборот, следует, пользуясь данной терминологией, «ловить» ученика на знании, всякий раз предоставлять ему возможность хорошенько подготовиться, а уже потом, внимательно выслушав ответ или проверив письменное задание, убедить его в том, что завтра он обязательно добьется новых успехов в учебной работе. Все мы знаем: то, что затрагивает чувства, лучше запоминается. Сельские дети далеки от концертных залов, театров, именно поэтому использование музыки, особенно на уроках литературы, истории, размягчает и отогревает чувства школьников, влечет к себе и за собой, вызывает желание стать лучше. Эмоциональные реакции на удачно подобранную музыку помогают учителю решать многие нравственные проблемы.

Отдавая дань практической полезности педагогических находок, нужно признать, что в условиях МКШ остается нерешенным основное противоречие между возможностями, по сути дела, индивидуального обучения с его результатами. Слишком высоким, чрезмерным остается эмоциональное напряжение, формы общения ограничены. Остается главная причина трудностей – противостояние функций обучающего и обучаемого. Можно ли преодолеть это противоречие? Одним из возможных путей решения этой проблемы является проведение объединенных уроков для учащихся разного возраста. Приведем примеры таких уроков.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0300520.gif

Примеры уроков. Совместное обучение учащихся разных классов.

Урок для 7-го и 8-го классов по теме «Обособление определений, выраженных причастными оборотами, которые стоят после определяемого слова».

Цель урока: формирование умения выделения причастного оборота на письме видеть границы оборота, интонационно выделять причастный оборот при чтении текста.

Ход урока:

Вспомните, что такое деепричастный оборот?

Посреди газона стоял садовник, поливая из длинного рукава розы.

А что такое причастный оборот?

Замените в данном примере деепричастный оборот причастным.

Посреди газона стоял садовник, поливавший из длинного рукава розы.

Итак, причастие вместе с зависимыми словами - это причастный оборот. В предложении причастие – поливавший, определяемое слово – садовник, причастный оборот - поливавший из длинного рукава розы.

Найдите грамматическую основу предложения и скажите, к какому слову грамматически относится деепричастный оборот и каким членом предложения является?

А к какому слову относится причастный оборот – поливавший из длинного рукава розы - и на какой вопрос отвечает?

Следовательно, является в предложении… (определением, выраженным причастным оборотом). Это определение распространенное, так как причастие имеет зависимые слова: из длинного рукава, розы.

Итак, в предложении причастный оборот является распространенным определением. Весь причастный оборот рассматривается как один член предложения. Поливавший из длинного рукава розы – распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Оно стоит после определяемого слова садовник, поэтому отделяется запятой.

Распространённое определение, выраженное причастным оборотом, может выделяться запятыми с двух сторон. Садовник, поливавший из длинного рукава розы, стоял посреди газона.

Прочитайте текст. Выпишите причастные обороты и стоящие перед ними определяемые слова, к которым относятся эти обороты.

Вышедшая из парка бродячая труппа спустилась  крутой сыпучей тропинкой к морю. Здесь горы, отступившие немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой ровными, отточенными прибоем камнями, о которые теперь с тихим шелестом ласково плескалось море. Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывавшие из неё на мгновение свои жирные круглые спины.

Замените выделенные причастные обороты деепричастными, и у вас получится отрывок из рассказа А. Куприна «Белый пудель». Перепишите его. Не забудьте об обособлении деепричастных оборотов. Выпишите из текста причастия, сделайте морфологический разбор.

Выйдя из парка, бродячая труппа спустилась крутой, сыпучей тропинкой к морю. Здесь горы, отступив немного назад, дали место неширокой плоской полосе, покрытой ровными, обточенными прибоем камнями, о которые теперь с тихим шелестом ласково плескалось море. Саженях в двухстах от берега кувыркались в воде дельфины, показывая из неё на мгновение свои жирные, круглые спины.

Прочитайте стихотворение:

Тихим вечером, медленно тающим,

Там, где сосны, болото и мхи,

Хорошо над костром догорающим

Говорить о закате стихи (Цветаева)

Если бы вы создавали фильм по этим строкам, на одном или на нескольких кадрах изобразили вы описанное поэтессой? Назовите одиночное причастие и распространенное причастие, т.е. причастный оборот. Почему он выделен запятыми?

Прочитайте отрывки из «Толкового морского  словаря для бестолковых сухопутных читателей. Составлен Х.Б.Врунгелем». Обратите внимание, что знаки препинания не расставлены!

Киль хребет корабля к которому крепятся корабельные ребра. Килем ещё называют плавники приделанные с корабельному брюху служащие для улучшения мореходных качеств судна. Пассаты восточные ветры весьма постоянно дующие в тропических широтах. Роль судовая ничего общего не имеет с ролью в спектакле. Это список всех людей находящихся на корабле. Внести роль значит зачислить в состав команды. Списать значит вычеркнуть из роли уволить из состава команды удалить с корабля.

Спешите отрывки из «Толкового морского словаря…», расставляя знаки препинания. В «Толковом морском словаре…» разъясняются морские термины и профессионализмы. Какие из этих слов стали литературными, а какие сохранили свою специфику?

 Киль - хребет корабля, к которому крепятся корабельные ребра. Килем ещё называют плавники, приделанные к корабельному брюху, служащие для улучшения мореходных качеств судна. Пассаты - восточные ветры, весьма постоянно дующие в тропических широтах. Роль судовая ничего общего не имеет с ролью в спектакле. Это список всех людей, находящихся на корабле. Внести роль, значит зачислить в состав команды. Списать - значит вычеркнуть из роли, уволить из состава команды, удалить с корабля.

Причастные обороты потеряли свои определяемые слова. Верните их на место, исправленный текст запишите, выделяя причастные обороты запятыми.

Предметы умеющие по найденным вещам восстанавливать сложную жизнь первобытного человека рассказывают о далеких временах. Большую помощь исследователям оказывают археологи найденные при раскопках.

Археологи, умеющие по найденным вещам восстанавливать сложную жизнь первобытного человека, рассказывают о далеких временах. Большую помощь исследователям оказывают предметы, найденные при раскопках.

Объясните правописание выделенных слов с удвоенными согласными. Сделайте словообразовательный разбор.

Итог урока. Что такое причастный оборот? Входит ли определяемое существительное в причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?

Домашнее задание.

Урок для 8-9 классов по теме: «Бессоюзное сложное предложение»

Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Ход урока:

Задание. Найдите третье «лишнее».

  1. Снова стало слышно, как ручей шумит на дне пропасти. (К. Паустовский)
  2.  Хотя в болоте тихо, жить там людям лихо. (пословица)
  3. Садик у них ухоженный, домик выглядит опрятно.

(Анализируя предложения, ученики приходят к выводу, что «третьим лишним» является третье предложение). Уточнение знаний учащихся. Что вы знаете о БСП?

Анализ языкового материала. На доске записаны предложения.

Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце. Капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

Составьте из простых предложений ССП, СПП, БСП. Запишите и составьте схемы.

ССП – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

СПП – Если толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце, то капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

БСП – Толстые сосульки, свисавшие с крыши, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

Какие отличия мы можем отметить в смысловых отношениях данных предложений?

(Между частями ССП отношения равноправные, союз И подчеркивает последовательность происходящих действий; в СПП – неравноправные, союз ЕСЛИ придает оттенок условия; в БСП эти отношения выражены менее четко, они зависят от содержания входящих в них частей. В БСП велика роль интонации, которая диктует необходимость определенных знаков препинания.

В чем же отличие синтаксической формы БСП от союзного предложения?

Каким образом смысловые отношения частей БСП могут влиять на выбор знаков препинания?

Работа в группах

Что является синтаксическим средством связи в БСП?

Назовите Типы БСП.

Выясните, в каких смысловых отношениях находятся части предложений.

Заполните таблицу.

Какова роль интонации в БСП?

  1. Луна стоит над прозрачной горой,

Неверным светом залита окрестность,

Ряд кипарисов выстроился в строй,

Их тени побежали в неизвестность. (В.Брюсов)

  1. Его руки были сжаты в кулаки, фуражка совсем съехала на затылок, из-под задранного козырька виднелся ежик желтых волос. (В.Катаев)
  2. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости (И.Тургенев)
  3. Кое-где на темной воде отражались звезды; они дрожали и расплывались – и только поэтому можно было догадаться, что река текла быстро. (А.Чехов)
  4. Жизнь уходила от старой веры с её святынями всё дальше и дальше; люди переставали молиться, они хотели знать. (Громов)
  5. За холмами глухо прогремел гром; подуло свежестью. (А.Чехов)

Знаки препинания

Условия постановки знаков препинания

Примеры

Запятая

При перечислении одновременных или следующих друг за другом фактов либо явлений действительности

1,2

Точка с запятой

ДОСТАТОЧНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАСТЕЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

6

Связываемые части значительно распространены, и внутри них уже имеются знаки препинания.

3

Между частями отмечается недостаточно тесная связь

5

В крупных комплексах, куда включаются и СПП, и ССП, и БСП

4

                Вывод: главным, ведущим признаком, определяющим выбор запятой или точки с запятой, являются смысловые отношения я между частями сложного предложения и степень их распространенности. Замедленный темп речи, паузы между частями – особенность интонации в БСП.

Применение полученных знаний. Отработка умений и навыков.

БСП с запятой часто используются художниками слова в описании природы.

Анализ текста.

Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь лениво бежит рысью. Вои и лес. Тень и тишина. Статные осины высоко лепечут над вами; длинные, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы (И.Тургенев)

Определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.

Групповая работа.

1-ая группа.

Выпишите БСП, в которых части разделяются запятыми.

Рассмотрите смысловые отношения между частями данных предложений. Объясните знаки препинания в этих предложениях.

2-ая группа

Выпишите БСП, в котором между его частями ставится точка с запятой.

Рассмотрите смысловые отношения между частями данного предложения.

Объясните знаки препинания в данном предложении.

Чем объясняются различия в постановке знаков препинания во втором и последнем предложениях?

Творческое задание.

Придумайте перечисленные сложные предложения на тему «Весна в лесу».

Вывод. Сложные бессоюзные предложения отличаются от союзных тем, что  в них менее четко выражены смысловые отношения между предикативными частями, однако именно смыслом определяются в письменной речи знаки препинания, а в устной – интонацией.

Итог урока. Как правильно расставить знаки препинания в БСП?

Домашнее задание.

Составьте по два предложения на каждую схему:

/     /, /   /.

/   /; /   /.

                                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Особенности преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе- Проблема преподавания- Средства решения проблемы- Опыт осуществляемой деятельности...

Преподавание русского языка в условиях малокомплектной школы

Особенности преподавания русского языка в малокомплектной школе. Механизм организации уроков в классах-комплектах....

Иванов В.В. Преподавание истории в сельской малокомплектной школе

В статье описаны особенности преподавания истории и обществознания в сельской малокомплектной школе...

Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в школе

Восприятие, истолкование, оценка поэтического произведения 20 века. Евгений Евтушенко "Злорадство"...

"Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе"

Автор, анализируя собственный опыт работы в школе, рассматривает проблемы современного учителя русского языка и литературы, выявляет их причины и предлагает возможные пути решения....

Методические приемы преподавания физической культуры в сельской малокомплектной школе

Учитель физической культуры малокомплектной школы при планировании каждого конкретного урока должен учитывать целый ряд факторов, а именно:1) Проведение занятия одновременно с детьми разного возраста,...

научно-практическая конференция «Вопросы преподавания русского языка в вузе и школе: методология и практика», 2021 год (сертификат)

научно-практическая конференция «Вопросы преподавания русского языка в вузе и школе: методология и практика», 2021 год (сертификат)...