Проблема подготовки к ГВЭ по русскому языку обучающихся, не владеющих навыками письма
материал для подготовки к егэ (гиа, 9 класс)

Дробыш Екатерина Александровна

Материал предназначен для учителей русского языка, обучающих детей с ОВЗ, не владеющих навыками письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx29 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете по теме: «Проблема подготовки к ГВЭ по русскому языку обучающихся, не владеющих навыками письма».

Проблема подготовки к ГВЭ по русскому языку заключается в наличии тяжелых нарушений у обучающейся, обусловленных НОДА: наряду с несформированными навыками самостоятельной ходьбы, захвата и удержания предметов, навыков самообслуживания, отсутствуют навыки письма, наблюдается нарушение зрения. Также отмечаются недостатки интеллектуального развития: Валерия имеет задержку психического развития, которая проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, пространственных представлений, характеризуется личностной эмоциональной незрелостью, задержанным формированием понятийного, обобщенного мышления в связи с речевой недостаточностью и бедностью практического опыта. Указанные расстройства сочетаются с эмоциональными неврозоподобными нарушениями. Наряду с органической ЗПР у ребенка выявляется так называемая вторичная задержка психического развития, связанная с дефектностью двигательной и речевой сферы, а также с условиями окружения и воспитания. Эта задержка характеризуется малым объемом знаний и представлений об окружающем мире.

Внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки внимания сказываются негативно и на процессах ощущения и восприятия. Так как формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений, то недостаточность психической сферы значительно снижает качество знаний и представлений об окружающем мире. Память механическая, что ведет к медленному накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. Отмечаются нарушения формирования пространственных и временных представлений. Недостаточность пространственного мышления приводит к затруднениям при дифференциации левой и правой стороны, определении направлений вверх-вниз. Учащейся сложно сфокусировать внимание на одной строке, в результате чего она соскакивает при чтении с  одной строки на другую и  теряет общий смысл фразы. Темп мышления замедлен. Недостаточный уровень развития словесно-логического и абстрактного мышления затрудняет усвоение программного материала. Поэтому же Валерия испытывает трудности в изложении своих мыслей как в устной форме, так и в письменной, не может делать правильные заключения и выводы, устанавливать  причинно-следственные  связи. Словарный запас и общий кругозор не соответствуют возрасту. Обучающуюся не интересует окружающий мир, она не проявляет любопытства, не задаёт вопросов. Присутствует неравномерный темп работоспособности. Короткий период познавательной активности сменяется резким утомлением, наблюдается вялость, поэтому снижаются концентрация внимания и памяти, что требует отдыха во время учебного процесса или смены вида деятельности. Наблюдаются и особенности развития речи. При отсутствии разнообразных нарушений звукопроизносительной стороны речи проявляются дыхательные расстройства, в результате которых речь ребенка звучит тихо, невыразительно, монотонно. В устных ответах учащаяся выражает свою мысль экономно, сжато, отвечает речевыми штампами и только на вопросы учителя.

Каковы пути решения проблемы? Так как ребенок не овладел навыками письма, на помощь пришли вспомогательные технологии, облегчающие процесс письма:  для Валерии персональный компьютер стал средством обучения. Ребенок работает на клавиатуре указательными пальцами обеих рук. Основная проблема связана с неумением использования мыши. Хотя существуют устройства (например, джойстик, специальные накладки на клавиатуру, увеличенная клавиатура), предназначенные для облегчения манипуляций при работе с компьютером. Так как девочка имеет нарушения зрения, экран компьютера имеет достаточно большую диагональ для облегчения работы ребенка. Текст набирается крупным шрифтом (Cambria, Arial с размером шрифта 36). На уроках осуществляется  демонстрация презентаций и мультимедийных материалов, к которым выдвигаются особые требования: они должны соответствовать учебно-воспитательным целям и содержанию обучения; быть доступными и составлены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; четкими по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, изображенными крупным шрифтом (Arial, Times New Roman); эстетически оформленными (должны быть художественно выполненными, соразмерными, красочными, с правильно подобранной цветовой гаммой; не перенасыщены цветовой гаммой, и цветовая гамма не должна сменяться быстро, особенно в контрастных цветах); не перенасыщен информацией, необходимо размещать один объект или минимальное их количество на страницу слайда; для иллюстраций подбирать натуральные образцы с выраженными характерными признаками; для выделения из общего фона заданного образца следует его выделить различными способами, чтобы обучающаяся могла воспринимать намеренно и избирательно. Помимо показа презентаций, компьютер используется для чтения учебников, пособий в электронном формате, для выхода в сеть Интернет в учебных целях. Говоря об особенностях работы на компьютере, нужно сказать о программе Блокнот. Программа Блокнот является текстовым редактором. Ее мы используем, когда выполняются контрольные и творческие работы, так как в этой программе не происходит автоматического выделения ошибок. Ученица должна самостоятельно найти и исправить свои недочеты. Кроме того, работая в этой программе, она должна соблюдать середину строки для написания числа, темы урока, заголовка текста, соблюдать красную строку для выделения абзаца.

Безусловно, работа на уроках русского языка не сводится лишь к работе на компьютере. На протяжении десяти лет все учебники, в том числе и учебники по русскому языку, родители девочки распечатывают в увеличенном формате, что тоже позволяет ребенку с нарушением зрения набирать тексты как на уроках, так и во время выполнения домашних заданий. Также распечатываются мною проверочные тесты, тексты для подготовки к устному собеседованию и тексты для подготовки к ГВЭ, используется шрифт Cambria, Arial с размером шрифта 36. На уроках для письменного разбора слов по составу, схематичного изображения материала, для составления плана текста используются листы формата А-4, для более наглядного показа прибегаем к цветным фломастерам. Конечно, темп работы отличается небольшой скоростью, небольшими объемами выполненной работы.

Но все же можно отметить, что проблема отсутствия навыка письма у данной обучающейся имеет некоторые пути решения. И подготовка к ГВЭ проходит в плановом режиме. Но б`ольшие сложности возникают в связи с недостаточным уровнем развития словесно-логического и абстрактного мышления и малым объемом знаний и представлений об окружающем мире у данного ребенка. Поэтому при организации и проведении занятий по русскому языку даже применение адекватных возможностям ученицы методов, приемов, форм обучения не дает высоких результатов.

Для отработки правил по орфографии и пунктуации, что является важным компонентом при сдаче экзамена по русскому языку, применяется наглядность: схемы, опорные таблицы, памятки, алгоритмы. На каждом уроке проверяется выполнение домашней работы, проводятся проверочные работы с аналогичными заданиями. Обязателен подробный анализ выполненных работ, коррекционные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях учащейся. Важно, чтобы ученица выполняла доступные по темпу и характеру, личностно ориентированные задания. Необходимым элементом является формирование умения работать с учебником, справочной литературой, словарями. Уделяется внимание на уроках орфоэпии: чтению слов с правильной постановкой ударения, с правильным произношением отдельных буквосочетаний, соблюдению знаков препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого.

Подготовка к ГВЭ в форме изложения с творческим заданием для обучающихся, имеющих ЗПР (маркировка буквой «К»), началась с 8-го класса, так как текст объемом в 280—400 слов, безусловно, не соответствует возрастным особенностям 5-,6-,7-классника. Что представляют собой тексты для сжатого изложения? Это тексты повествовательного характера с ясным содержанием и сюжетной линией, чётким изложением последовательности событий, не содержащие сложных рассуждений автора, большого числа действующих лиц. В течение 40 минут выпускник может работать с текстом, делая пометки на черновике. Объем сжатого изложения – от 40 слов; объём подробного изложения не регламентирован; творческое задание (сочинение) – от 70 слов. Нерегулярное наблюдение ребенка у психиатра привело к тому, что в заключении после осмотра в 2019 году данный специалист не подтвердил прежний диагноз «ЗПР», а лишь констатировал нарушение когнитивных функций. Поэтому в декабре 2019 года ПМПК рекомендовало обучающейся сдачу ГВЭ в форме изложения с творческим заданием для обучающихся, имеющих НОДА (маркировка буквой «А»). Текст изложения - это фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики. Экзаменуемый должен написать сжатое изложение – от 70 слов, творческое задание (сочинение) – от 200 слов. Текст воспринимается на слух после трехкратного прочтения учителем.

Так как ребёнок обучается на дому и большую часть времени находится в замкнутом пространстве, многие стандартные темы для сочинений и изложений вызывают у него серьёзные затруднения. Поэтому приходилось сначала подстраивать темы творческих работ под особенности ученицы, подбирать материал, актуальный для нее. Например, предлагались следующие темы: «Моя комната» (при изучении темы «Описание помещения»), «Здание Филармонии» (при описании архитектурного сооружения), «Бабушка и мама» (при сравнительной характеристике двух знакомых лиц). Обязательным условием выполнения подобных заданий являлась словарная работа, так как ребенок имеет ограниченный словарный запас,  составление подробного плана, опорного конспекта.

Работа по подготовке к сжатому изложению включает следующие этапы: изучение теоретических сведений  и определений, необходимых для работы по подготовке сжатого изложения, отработка приемов сжатия текста при написании изложения, знакомство с основными этапами написания изложения, овладение алгоритмом написания сжатого изложения. Обучающаяся прослушивает текст, имея возможность следить по распечатанному тексту, так как ей сложно воспроизводить тексты, воспринятые на слух. Далее следует работа над текстом. Особое внимание обращается на лексику: толкование лексического значения слов, фразеологизмов. Далее акцентируется внимание учащейся на том, к какому стилю относится текст, что он из себя представляет: отрывок из художественного произведения или отрывок статьи, знакомо ли имя автора. Затем определяется тема и основная мысль данного произведения, всегда следует напоминание, что тема – то, с помощью чего связаны все части текста между собой, отвечает на вопрос о чем? Основная мысль текста – для чего, с какой целью была написана статья, какие новые мысли выражает в ней автор, в чем заключается главная мысль произведения. Обязательно фиксируются собственные имена; цифры. Затем анализируются микротемы текста, опорные слова и ключевые предложения; с помощью фломастера происходит маркировка главного в тексте (применяются при этом разные способы сжатия); составляется план. Затем следует многократный сжатый пересказ текста и запись текста.

Особенно сложный шаг в подготовке выпускницы к выполнению экзаменационной работы  — обучение написанию сочинения по прослушанному тексту (творческого задания). У учащейся наблюдается отставание в развитии различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического), мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий), ограничение в общении с окружающими, вследствие чего у девочки скудный лексический запас, суженный рамками обиходно-бытовой тематики. Ребенок не просто не может подобрать слова, чтобы выразить какую-то мысль, а порой может не понимать, что писать. Такая форма экзаменационной работы сложна и непосильна для детей с ОВЗ. При работе над сочинением текст составляется совместно с учителем с опорой на жизненный опыт ребенка и, по возможности, на читательский, готовятся карточки с опорными словами, с планом. Для облегчения выполнения такого вида деятельности как сочинение, используются шаблоны-памятки. Сначала работаем над вступлением. Вступление – тезис – положение, которое надо доказать (высказывание автора). Вступление мы начинаем с предложений: «Перед нами фрагмент произведения (автор)… . Автор пишет о …». Далее мы определяем основную мысль текста: «Автор текста считает, что …». Вступление продолжается высказыванием собственного мнения: «Я согласен с мнением автора». Затем следует вопрос, сформулированный в задании к сочинению. Например: «Что такое дружба?» Это начало основной части, в которой приводятся аргументы – примеры-доказательства, взятые из собственного жизненного или из читательского опыта. Помочь в написании основной части помогут следующие шаблоны: «Во-первых, это так вот почему …»; «Чтобы подтвердить это, обратимся к тексту автора …»; «Справедливость этой мысли можно доказать на примере из моей жизни …». При написании заключения должны помнить, что это – вывод, итог, подтверждающий тезис, обобщение вышесказанного, завершение текста. Вывод должен быть коротким, но емким по содержанию, органически связан с предыдущими частями, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д. Образец заключения: «Итак, мы пришли к выводу о том, что ...». После подготовительной работы следует составление окончательного варианта текста сочинения. Ученица также должна несколько раз повторить получившийся текст и только потом приступить к его записи.  

Надо отметить, что у ученицы в период подготовки к ГВЭ присутствует психологическое напряжение, поэтому необходимо формирование правильного отношения к ситуации у самого ребенка и у его близких, которые создают лишнюю нервозность. Адекватное отношение к предстоящим испытаниям поможет выпускнице разумно распределить свои возможности для подготовки и сдачи экзамена, а родителям — оказать своему ребенку помощь. Конечно, проводится соответствующая работа с родителями ученицы. Они должны быть ознакомлены с положением о проведении ГВЭ, с формами проведения итоговой аттестации и многими другими вопросами. Родители, как правило, присутствуют на учебных занятиях (непосредственно рядом или в соседней комнате), поэтому они хорошо владеют необходимой  информацией, осуществляют надлежащий контроль за педагогическими способами деятельности. 

Важным условием успеха ученика на ГВЭ должна стать психологически комфортная и безопасная образовательная среда. Основной принцип обучения — индивидуальный подход (знание и учет интересов, склонностей обучающегося, особенностей характера и темперамента, уровень развития). Продуктивность деятельности педагога с обучающимся зависит от доброжелательного отношения к ребенку. Важно на уроке проявлять спокойствие, уверенность, повышенное внимание и сосредоточенность, но и требовательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы подготовки к ЕГЭ по русскому языку в сельской школе.

Проблемы по ЕГЭ являются актуальными в наше время.Но есть и плюсы по ЕГЭ....

Проблемы и аргументы (для подготовки к ЕГЭ по русскому языку)

Проблемы и аргументы (для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку)....

Материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. часть С "Формулировка проблемы"

Очень часто дети затрудняются  при формулировке проблемы в части С . По-моему , эта презентация может помочь...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...

Рабочая учебная программа Элективного курса по русскому языку «Абсолютная грамотность» (Технология подготовки к ГИА по русскому языку) для обучающихся 8 класса

Курс ориентирован на  подготовку к ГИА по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьник...

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ: РАЗДЕЛ «ПИСЬМО»

В статье актуализируются основные проблемы и техника подготовки учащихся средней общеобразовательной школы к единому государственному экзамену....