Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

 

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

                         Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов

Написание сочинений разных жанров

Пояснительная записка

Программа элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов.

 Цели курса:

 Воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя.

 Развивать способности учащихся к творческой деятельности.

Научить учащихся осознавать содержание темы и основную мысль сочинения.

Задачи курса:

 Быстро и эффективно повторить весь курс русского языка и подготовить детей к сдаче ГИА.

Программа рассчитана на 34 часа

Сочинение –одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли.

В современной школе многие учащиеся не любят писать сочинения, но сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который является одним из наиболее востребованных в современную эпоху глобальных коммуникаций. Независимо  от того, какую специальность изберут наши дети, они должны научиться выражать свои мысли.  Ведь создание сайта, общение в сети с помощью чатов - то же сочинение, самостоятельное составление завершённых и логически, и композиционно текстов. И именно осознание того, что любая служебная бумага: отчёт, справка, рекомендации, деловая записка – это сочинение, и успех делового человека во многом зависит от умения создавать связный текст (как письменный, так и устный), вызывает у учащихся искреннее желание научиться создавать оригинальные тексты, грамотные и убедительные. В этом им могла бы помочь активная индивидуальная работа по развитию речи.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ, входящий как основной компонент в структуру нового Государственного Стандарта общего образования, в июле 2004 года принятого к исполнению, относит обучение теории и практике сочинений к тому необходимому содержанию, которое обеспечивает формирование коммуникативной компетенции школьников. Правомерность этого утверждения не требует никаких специальных доказательств. Очевидным является и то, что обучение созданию рецензии, отзыва, интервью или эссе – речевых жанров, представляющих собою особую группу вторичных текстов, имеющих критическую направленность, - есть не столько одна из частных задач, которую следует решить в ходе формирования коммуникативной компетенции школьников ради самой этой компетенции, сколько средство, формирующее нравственные начала личности, совершенствующее её интеллект, духовность, культуру, расширяющее кругозор; развивающее самостоятельность, инициативность; готовящее учащихся к успешной социализации в обществе. Кроме того, обучение созданию сочинений разных жанров ( отзывов, рецензий, репортажей, эссе) актуализирует и обогащает общие учебные умения, навыки и способы деятельности школьников в тех многоаспектных направлениях, которые являются первостепенно важными для формирования социально и профессионально компетентной личности, способной сделать свой социальный и профессиональный выбор, нести за него ответственность, а также готовой отстаивать свои гражданские права.

  Оно не звук окостенелый,

                                                                                                        Не просто некий материал,

                                                                                                         Нет, слово – это тоже дело……….

                                                                                                                                                А. Твардовский.

                                      КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование тем

Количество часов

Сроки

1.Тема и основная мысль сочинения.

              2

2. Тезисы и конспекты.

              1

3 .Цитирование.

              1

4.Записные книжки писателей.

              1

5.Репортаж.

              1

6. Интервью.

              1

7. Совершенствование написанного.

              1

8.Библиография и аннотация.

              1

9.Отзыв.

              1

10. . Рассказ об авторе и герое.

              1

11. Портретный очерк.

              1

12.Сравнительная характеристика.

              1

13. Рассуждение проблемного характера.

              2

14.Описание.

              2

15. Повествование.

              1

16. Статья в газету.

              1

17. Рассказ с необычным построением.

              1

18. Юмористический рассказ.

              1

19. Фельетон.

              1

20.Устный рассказ. Рассказ про себя.

              1

21. . Как писать сочинение на литературную тему.

              2

22. . Составление плана сочинения на литературную тему.

               1

23. Жанр путешествия.

               1

24. Путевые заметки.

               1

25. . Экскурсия.

               1

26.  Творческая характеристика эпического персонажа. Составление характеристик героев литературных произведений.

               1

27. Словесное рисование.

              1

28. Составление киносценария.

              1

29. . Анализ эпизода как микроструктуры. Язык художественных произведений.

              1

30. Рецензия на фильм.

              1

Литература:

1.  Ю.И.Равенский  (« Тезисы и конспект», « Цитирование», « Записные книжки писателей», « Репортаж», « Интервью», « Совершенствование написанного», « Библиографияи Аннотация», « Рассуждение проблемного характера», « Статья в газету»),  М., Просвещение, 1990

2. П.Ф. Ивченков( « Тема и основная мысль сочинения», «Путевые заметки», « Портретный очерк», « Рассказ с необычным построением», « Юмористический рассказ», «Фельетон», « Устный рассказ», « Сравнительная характеристика»),  М., Просвещение, 1990

 3.Г.А. Богданова ( «Отзыв», « Репортаж», «Интервью», « Библиография и аннотация», « Рассуждение проблемного характера», « Статья в газету»  ) М., Просвещение, 1990

 4 С.А.Никольская ( « Сравнительная характеристика» ), ”, М., Просвещение, 1990

 5. В. А. Борисова, М. Я. Мишлимович “Сочинения на литературную тему в старших классах”, М., Просвещение, 2003

6. С. М. Брызгалова, С. Р. Романова “Из опыта обучению написанию сочинений”, Методическое пособие, Якутск, 2003

7. Т. А. Ладыженская Т. С. Зепалова, “Развивайте дар слова”, ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС. “ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЙ разных жанров”, М., Просвещение, 1990

8.Н П. Морозова “ Учимся писать сочинение”, М., Просвещение, 1987

9.Русский язык. Тесты. Методические рекомендации для подготовки к вступительному тестовому экзамену ( ЕГЭ ) по русскому языку, Якутск, 2004

г.Елабуга, СОШ№2, учитель русского языка и

литературы  Рожина Марина Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов

Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»

    Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач ...