ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»
методическая разработка (7, 8 класс)
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ
«Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»
Автор: Раднаева Тэмма Францевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ»
г. Улан-Удэ Республики Бурятия
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс предназначен для углубленного обучения русскому языку уч-ся 7-8 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Улан-Удэ». Разработан на основе программы элективного курса «Практический курс речеведения», автором – составителем которой является Л.А.Кобзарёва. (Волгоград: Учитель, 2008). Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 29 часов в год.
Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.
Новизна программы:
- в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;
- в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа текста;
- в определенном планировании занятий, т.к. распределение часов для подготовки уч-ся во многом зависит от уровня подготовленности уч-ся;
- в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий;
- в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;
- в систематизировании знаний для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста (развернутого и сжатого);
- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой уч-ся, т.к. все содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу;
- теоретический материал постигается уч-ся через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.
Значимость программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий.
Цели данной программы:
- научить уч-ся создавать устное и письменное речевое высказывание (развернутое и сжатое) в форме рассуждения на основе прочитанного текста;
- оказать помощь уч-ся в формировании нравственной позиции;
- продолжить (наряду с уроками русского языка и литературы) воспитание интереса и уважения к русскому языку;
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, логики мышления;
- применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Задачи:
Продолжить (углубленно) обучение уч-ся 7-8 класса следующим видам компетенций:
- лингвистической компетенции, т.е. умению проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковой компетенции, т.е. практическому владению русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдению языковых норм;
- коммуникативной компетенции, т.е. владению разными видами речевой деятельности, умению воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также
умению обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее основе.
Применяемые технологии:
- Технологии исследовательской деятельности уч-ся.
- Технологии проблемного изучения.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу уч-ся: наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, моделирование (создание) текста, трансформация (компрессия) текста, аналитическая беседа.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление лекционного материала, составление текстов в жанре рецензии, репортажа, аннотации, проведение «круглого стола» и конкурса красноречия);
- самостоятельная работа (написание рецензии, репортажа, аннотации, участие в проведении «круглого стола» и в конкурсе красноречия, составление коллажа достижений, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Планируемый результат:
В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представление:
-о коммуникативной функции языка; - о литературном языке как основе художественной литературы;
-о языковых нормах и их признаках.
Знать:
- смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
- стили речи и их признаки;
- особенности жанра рассуждения;
- признаки текста и его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка;
- основные нормы речевого этикета.
Уметь:
- различать стили речи;
- проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
- вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
- определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;
- подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
- свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
- создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
- осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
- извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;
- применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.
СТРУКТУРА КУРСА
Занятия 1-15 включают работу по обучению уч-ся на основе прочитанного текста выполнять задания, связанные с содержательным анализом текста (извлекать основную информацию из текста при чтении, выявлять проблему и авторскую позицию, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности). А также создавать на основе прочитанного текста сочинение-рассуждение, рецензию, аннотацию и выработке такого необходимого коммуникативного умения, как умения понимать читаемый текст, создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, аргументируя свою точку зрения.
Занятия 16- 28 включают работу по обучению уч-ся написанию сжатого изложения на основе прослушанного текста и выработке таких коммуникативных умений, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Занятия 1-2
Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Типы речи. Стили речи (повторение). Сочинение-рассуждение, его композиция. Аргументация.
Занятие 3
Как написать рецензию.
Занятия 4-5
Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста (стих-е В.Полторацкого «Слово о словах»). Написание рецензии на данное стихотворение.
Занятия 6-7
Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака).
Занятие 8
Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский).
Занятия 9-10
Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов.
Занятие 11
Как написать аннотацию к художественному произведению.
Занятия 12-13
Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Составление аннотации к главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте».
Занятие 14
Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!»
Занятия 15-16
Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).
Занятие 17
Контрольное занятие. Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии.
Занятие 18
Анализ ошибок в сочинениях уч-ся. Редактирование.
Занятия 19-20
Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста. Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста.
Занятие 21
Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате.
Занятия 22-23
Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).
Занятие 24
Публицистический стиль. Репортаж.
Занятия 25-26
Сжатое изложение (репортаж) по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах. Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).
Занятие 27
Контрольное занятие. Написание уч-ся сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати).
Занятие 28
Анализ ошибок в изложениях уч-ся. Редактирование.
Занятие 29
Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема. Содержание | Кол-во | часов | Виды деятельности | Образовательный продукт | Дата проведения |
Лекции | Прак-тикум | |||||
1-2 | Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Типы речи. Стили речи (повторение). Сочинение-рассуждение, его композиция. Аргументация | 1 | 1 | Тезисы, творческая мастерская, тест | Творческая работа | |
3 | Как написать рецензию | 1 | Тезисы | |||
4-5 | Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста (стих-е В.Полторацкого «Слово о словах») | 1 | 1 | Опорный конспект, творческая мастерская, тест | Рецензия на стих-е В.Полторацкого «Слово о словах» | |
6-7 | Виды и средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака) | 1 | 1 | Опорный конспект, тест | ||
8 | «Круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский) | 1 | Аналитическая беседа | |||
9-10 | Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов | 2 | Тезисы, лингв. анализ | Творческая работа | ||
11 | Как написать аннотацию к художественному произведению | 1 | Опорный конспект | |||
12-13 | Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | 2 | Творческая мастерская, лингв. анализ | Аннотация к главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте» | ||
14 | Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!» | 1 | Публичное выступление | Собственный текст по заявленной теме | ||
15-16 | Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | 2 | Творческая мастерская, лингв. анализ | Сочинение-рассуждение | ||
17 | Контрольное занятие. Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии | 1 | Самостоятельная работа | Сочинение-рассуждение | ||
18 | Анализ учителем ошибок в сочинениях уч-ся. Редактирование | 1 | Редактирование | Творческая работа | ||
19-20 | Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста. Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста | 1 | 1 | Опорный конспект, трансформация текста | Лабораторная работа | |
21 | Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате | 1 | Трансформация текста | Творческая работа | ||
22-23 | Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | 2 | Трансформация текста | Сжатое изложение | ||
24 | Публицистический стиль. Репортаж | 1 | Тезисы | |||
25-26 | Сжатое изложение по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах. Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование) | 2 | Трансформация текста | Репортаж | ||
27 | Контрольное занятие. Написание уч-ся сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати) | 1 | Самостоятельная работа | Сжатое изложение | ||
28 | Анализ ошибок в изложениях уч-ся. Редактирование | 1 | Редактирование | Творческая работа | ||
29 | Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений | 1 | Игра, тренинг | Коллаж |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:
- Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Речь. Текст» / А.В.Шуваева. – М., 2008.
- Н. П.Морозова. Учимся писать сочинения. – М., 1987.
- Т.А.Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2002.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:
- Е.И Никитина. Русская речь. – М., 1991.
- Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические маиериалы / авт.-сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград, 2009.
3. Русский язык: «Сочинение»: задания с развернутым ответом: Часть С /
Е.С.Симакова. – М., 2011.
4. Санжадаева Г.С. Технология работы над изложением // Новые технологии на уроках литературы: Научно-методическое пособие. – Улан-Удэ, 2006.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998г. № 1236).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089).
- Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград, 2008.
- Проект экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по русскому языку. Демонстрационный вариант. – www. fipi. ru.
- ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова – М., 2010.
- Шапиро Н., Иванова Е. Подготовка уч-ся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах. Лекции № 1- 7. //
ж. «Русский язык».- 2008.- № 17-23.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов
Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...
Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов
Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ «Новые литературные имена Пермского края »
Каждое слово хочет, чтобы его сказали....
Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"
Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»
Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...
"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...
Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов
Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ....