ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»
методическая разработка (7, 8 класс)

Тэмма Францевна Раднаева

      Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ

«Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»

Автор: Раднаева Тэмма Францевна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ № 40 г.Улан-Удэ»

г. Улан-Удэ Республики Бурятия

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данный элективный курс предназначен для углубленного обучения русскому языку уч-ся 7-8 класса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40 г. Улан-Удэ».  Разработан на основе программы элективного курса «Практический курс речеведения», автором – составителем которой является Л.А.Кобзарёва. (Волгоград: Учитель, 2008). Программа рассчитана на 1 час в неделю, на 29 часов в год.

      Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения.

      Новизна программы:

 - в выделении дополнительных часов на уроки развития речи;

 - в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа текста;

 - в определенном планировании занятий, т.к. распределение часов для подготовки уч-ся во многом зависит от уровня подготовленности уч-ся;

 - в предоставлении большого количества разнообразных упражнений и тестовых заданий;

 - в акцентировании внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;

 - в систематизировании знаний для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста, создание текста с опорой на образец, написание собственного текста (развернутого и сжатого);

 - в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой уч-ся, т.к. все содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу;

 - теоретический материал постигается уч-ся через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной монологической речи.

      Значимость программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий.

Цели данной программы:

 - научить уч-ся создавать устное и письменное речевое высказывание (развернутое и сжатое) в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

 - оказать помощь уч-ся в формировании нравственной позиции;

 - продолжить (наряду с уроками русского языка и литературы) воспитание интереса и уважения к русскому языку;

 - способствовать развитию познавательных интересов,  интеллектуальных и творческих способностей уч-ся, логики мышления;

 - применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.

Задачи:

      Продолжить (углубленно) обучение уч-ся 7-8 класса следующим видам компетенций:

 - лингвистической компетенции, т.е. умению проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

 - языковой компетенции, т.е. практическому владению русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдению языковых норм;

 - коммуникативной компетенции, т.е. владению разными видами речевой деятельности, умению воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также

умению обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственное высказывание на ее основе.

Применяемые технологии:

  1. Технологии исследовательской деятельности уч-ся.
  2. Технологии проблемного изучения.

      Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу уч-ся: наблюдение за использованием языковых средств, анализ текста, моделирование (создание) текста, трансформация (компрессия) текста, аналитическая беседа.

      Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление лекционного материала, составление текстов в жанре рецензии, репортажа, аннотации, проведение «круглого стола» и конкурса красноречия);
- самостоятельная работа (написание рецензии,  репортажа, аннотации,  участие в проведении «круглого стола» и в конкурсе красноречия, составление коллажа достижений, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Планируемый результат:

      В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен иметь представление:

 -о коммуникативной функции языка;                                                                                                  - о литературном языке как основе художественной литературы;

 -о языковых нормах и их признаках.

Знать:

 - смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;

 - стили речи и их признаки;

 - особенности жанра рассуждения;

 - признаки текста и его функционально-смысловые типы;

 - основные единицы языка, их признаки;

 - основные нормы русского литературного языка;

 - основные нормы речевого этикета.

Уметь:

 - различать стили речи;

 - проводить лингвистический, стилистический анализ текста;

 - вести спор, соблюдая правила речевого этикета;

 - определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности;

 - подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;

 - свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

 - создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;

 - осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;

 - извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать её в творческой работе;

 - применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

СТРУКТУРА КУРСА

      Занятия 1-15 включают работу по обучению уч-ся на основе прочитанного текста выполнять задания, связанные с содержательным анализом текста (извлекать основную информацию из текста при чтении, выявлять проблему и авторскую позицию, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности). А также создавать на основе прочитанного текста сочинение-рассуждение, рецензию, аннотацию и выработке такого необходимого коммуникативного умения, как умения понимать читаемый текст, создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам, аргументируя свою точку зрения.  

      Занятия 16- 28 включают работу по обучению уч-ся написанию сжатого изложения на основе прослушанного текста и выработке таких коммуникативных умений, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Занятия 1-2

Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Типы речи. Стили речи (повторение). Сочинение-рассуждение, его композиция. Аргументация.

Занятие 3

Как написать рецензию.

Занятия 4-5

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста (стих-е В.Полторацкого «Слово о словах»). Написание рецензии на данное стихотворение.

Занятия 6-7

Виды и средства связи предложений в тексте. Цепная и параллельная связь. Лексические, морфологические средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака).

Занятие 8

Проведение «круглого стола» на тему: «Истинная  любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский).

Занятия 9-10

Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов.

Занятие 11

Как написать аннотацию к художественному произведению.

Занятия 12-13

Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование). Составление аннотации к главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте».

Занятие 14

Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!»

Занятия 15-16

Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).

Занятие 17

Контрольное занятие. Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии.

Занятие 18

Анализ ошибок в сочинениях уч-ся. Редактирование.

Занятия 19-20

Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста. Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста.

Занятие 21

Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате.

Занятия 22-23

Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция». Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).

Занятие 24

Публицистический стиль. Репортаж.

Занятия 25-26

Сжатое изложение (репортаж) по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах. Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование).

Занятие 27

Контрольное занятие. Написание уч-ся сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати).

Занятие 28

Анализ ошибок в изложениях уч-ся. Редактирование.

Занятие 29

Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема.

Содержание

Кол-во

часов

Виды деятельности

Образовательный

продукт

Дата

проведения

Лекции

Прак-тикум

1-2

Введение. Основные цели и задачи курса. Стилистика. Текст. Типы речи. Стили речи (повторение). Сочинение-рассуждение, его композиция. Аргументация

1

1

Тезисы,

творческая мастерская,

тест

Творческая работа

3

Как написать рецензию

1

Тезисы

4-5

Средства выразительности речи. Лингвистический анализ текста (стих-е В.Полторацкого «Слово о словах»)

1

1

Опорный конспект,

творческая мастерская,

тест

Рецензия на

стих-е В.Полторацкого «Слово о словах»

6-7

Виды и средства связи предложений в тексте. Лингвистический анализ текстов о языке (К.Паустовского, С.Маршака)

1

1

Опорный конспект,

тест

8

«Круглый стол» на тему: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку» (К.Паустовский)

1

Аналитическая беседа

9-10

Вычленение проблемы, поставленной автором в тексте. Определение авторской позиции. Подбор аргументов. Лингвистический анализ текстов

2

Тезисы,

лингв. анализ

Творческая работа

11

Как написать аннотацию к художественному произведению

1

Опорный конспект

12-13

Сочинение-рассуждение по главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте».

Анализ созданного текста (рецензирование  и редактирование)

2

Творческая мастерская,

лингв. анализ

Аннотация к главе «Дальний родственник» из книги А.Алексина «Звоните и приезжайте»

14

Конкурс красноречия «Мир, в котором я живу, прекрасен!»

1

Публичное выступление

Собственный текст по заявленной теме

15-16

Сочинение-рассуждение по фрагменту из повести Ф.Искандера «Стоянка человека».

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

2

Творческая мастерская, лингв. анализ

Сочинение-рассуждение

17

Контрольное занятие. Сочинение-рассуждение по тексту А.Алексина о выборе профессии

1

Самостоятельная работа

Сочинение-рассуждение

18

Анализ учителем ошибок в сочинениях уч-ся. Редактирование

1

Редактирование

Творческая работа

19-20

Сжатое изложение, его задача. Способы и приемы сжатия текста. Разбор примеров применения различных приемов сжатия текста

1

1

Опорный конспект,

трансформация текста

Лабораторная работа

21

Способы и приемы сжатия текста на примере легенды о Геракле и его брате

1

Трансформация текста

Творческая работа

22-23

Сжатое изложение по тексту С.Львова «Грустная коллекция».

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

2

Трансформация текста

Сжатое изложение

24

Публицистический стиль. Репортаж

1

Тезисы

25-26

Сжатое изложение по тексту А.Л.Кузнецова о пеликанах.

Анализ созданного текста (рецензирование и редактирование)

2

Трансформация текста

Репортаж

27

Контрольное занятие. Написание уч-ся сжатого изложения по тексту о том, как добиться успеха (по материалам периодической печати)

1

Самостоятельная работа

Сжатое изложение

28

Анализ ошибок в изложениях уч-ся.

Редактирование

1

Редактирование

Творческая работа

29

Заключительное занятие. Рефлексия. Создание коллажа достижений

1

Игра,

тренинг

Коллаж

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Речь. Текст» / А.В.Шуваева. – М., 2008.
  2. Н. П.Морозова. Учимся писать сочинения. – М., 1987.
  3. Т.А.Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. – М., 2002.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

  1. Е.И Никитина. Русская речь. – М., 1991.
  2. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические маиериалы / авт.-сост. А.А.Фешина и др. – Волгоград, 2009.

3.   Русский язык: «Сочинение»: задания с развернутым ответом: Часть С /

      Е.С.Симакова. – М., 2011.

4.  Санжадаева Г.С. Технология работы над изложением // Новые технологии на   уроках   литературы: Научно-методическое пособие. – Улан-Удэ, 2006.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998г. № 1236).
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089).
  3. Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения / авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград, 2008.
  4. Проект экзаменационной работы для проведения ГИА выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в 2010 году (в новой форме) по русскому языку. Демонстрационный вариант. – www. fipi. ru.    
  5. ГИА-2010: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. И.П.Цыбулько, Л.С. Степанова – М., 2010.
  6. Шапиро Н., Иванова Е. Подготовка уч-ся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9-11 классах. Лекции № 1- 7. //

      ж. «Русский язык».- 2008.- № 17-23.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов

Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов

Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ....