Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Гайсина Танзиля Хамматовна

Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа курса по выбору  «Формирование языковых компетентностей»

2018-2019 учебный год

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» города Когалыма

(МАОУ СОШ №1)

__________________________________________________________

Рассмотрено на заседании

Согласовано:

ШМО учителей естественно-гуманитарного цикла

Протокол №    от  

Руководитель  ШМО

Заместитель директора  ________ Л.Н. Симакова

_________В.К.Шамукаева

Дата 26.05.2018

Дата   26.05.2016

Программа

курса по выбору

Формирование языковых компетентностей. Теория и практика. 

для учащихся 9 классов

                                                                                                   

Автор программы:

учитель  русского языка и литературы МАОУ СОШ №1                                                  

Гайсина Танзиля Хамматовна

               

               

                                                             

 

Когалым, 2018г.

Содержание

1

Пояснительная записка…………………………....................

3

2.

Основные формы и методы изучения курса………………...

5

3.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса……...

7

4.

Учебно-тематический план…………………………………..

8

5.

Содержание изучаемого курса………………………………

11

6.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса……………………………

13

7.

Приложение:…………………………………………………..

Методические рекомендации

18

Пояснительная записка

         Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ. Программа курса для 9 класса модифицирована на основе программы, разработанной учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ№ 6 г Ступино Московской области Томиной Юлии Викторовны  ( https://nsportal.ru/.../elektivnyy-kurs-po-russkomu-yazyku-9-klass-podgotovka-k-oge )к учебнику Ладыженской (Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А, Дейкина А.Д, Александрова О.М.Программа содержит пояснительную записку , перечень содержания, учебно-тематическое, календарно-тематическое планирования, список литературы для учителя и учащихся). Он дополняет программу русского языка 5-9 классов  в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ и намечает приоритеты подготовки к ЕГЭ в 11 классе.

        Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

        Цель элективного курса – формирование у девятиклассников  предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.

        Для этого необходимо решить следующие задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные  навыки.        

        Программа курса рассчитана на 34 часа, из них на развитие речи отводится 15 часов, на систематизацию языковых знаний – 19 часов. Количество часов можно варьировать в зависимости от подготовленности класса или группы.

 Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

        На занятиях курса предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана программа:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 05 марта 2004 г. №1089 (с изменениями от 24 января 2012 г. № 39, от 23 июня 2015 г. № 609).
  • Федеральный базисный учебный план  и примерные учебные планы общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования России от 09 марта 2004г. № 1312.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.06.2015 № 576, 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 г. № 459, от 29.12.2016 г. № 1677, от 08.06.2017 г. № 535, от 20.06.2017 г. № 581, от 05.07.2017 г. № 629).  
  •  Устав  Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1».
  • Основная образовательная программа среднего общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» на 2018-2019 учебный год.
  • Положение о Рабочей программе учебного предмета, утвержденное приказом директора МАОУ СОШ №1 от 31.12.2014г.  № 701.

Цель элективного курса – формирование у девятиклассников  предметных компетентностей (языковых, лингвистических, коммуникативных), необходимых для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ОГЭ.

Задачи: повторить, обобщить и систематизировать основные сведения школьного курса русского языка, расширить коммуникативные  навыки.        

Актуальность: данный элективный курс  открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Основными формами и методами изучения курса являются лекции, практикумы по решению тестовых заданий, творческие работы учащихся: изложения с применением различных приемов сжатия, сочинения по заданной цитате, на лингвистическую тему, на морально-этическую тему. Предусматривается и индивидуальная форма работы. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирования у них творческих умений. Чтобы помочь учащимся раскрыть собственный потенциал, в программе реализуются принципы, составляющие следующие педагогические концепции:

  • добровольность;
  • активная позиция;
  • научность;
  • развивающий характер;

.

Межпредметные связи:

  • история,
  • литература
  • изобразительное искусство,
  • информационно-коммуникативные технологии.

Рабочая программа предполагает осуществление текущего и итогового тестового контроля на отдельных уроках, что позволяет выяснить сразу у всех учеников степень усвоения определенного элемента теоретического содержания курса по русскому языку и проверить сформированность умений и навыков, характерных для данной возрастной категории,выполнения творческизх работ. Тематический контроль знаний осуществляется на уроках обобщения и систематизации знаний.

В ходе устного ответа на традиционные вопросы учащимся предоставляется полная свобода, без каких-либо ограничений и подсказок. Традиционные задания используются для контроля любых дидактических целей: знания и понимания материала, применения его в сходных и новых условиях, умения анализировать и оценивать текст и т.д. С помощью традиционных заданий выявляется отношение ученика к изучаемому материалу, выясняется  глубина его понимания, системность, систематичность, прочность полученных знаний. Возникающая при их использовании проблема объективной оценки решается путем использования наряду с традиционными  - тестовых форм контроля,  в том числе в форме ОГЭ.  

Для контроля усвоения материала на первом уровне образцы контрольных работ содержат задания с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных, с альтернативным выбором ответа. На втором - задания с множественным выбором правильных ответов и задания на установление соответствия и последовательности.  На третьем — заданий свободного изложения и анализа текста, рисунка, схемы, графика, решения задач и т. д.

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая;
  • парная;
  • индивидуальная.

Методы и приемы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод обучения
  • самостоятельная работа с различными источниками информации;
  • поисковый метод;
  • метод проблемного обучения;
  • метод эвристической беседы;
  • анализ;
  • практическая деятельность.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • устный контроль;
  • результаты практических работ
  • проверочные работы.

Содержание контроля:

  • знание правил офографии, пунктуации.
  • умение самостоятельно аргументировать, формулировать тезис и писать комментарий.
  • умение использовать художественные средства выразительночти в письменной речи.

Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

        В ходе занятий учащиеся должны научиться: 

• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.


Учебно-тематический план

п/п

№ в теме

Тема занятия

дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

  15

  16

17

18

19

  20

21

22

  23

24

25

26

  27

28

29

  30

31

  32

33

34

1

2

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Особенности ОГЭ - 2019 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.

Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.

3. Текст. Сочинение (15 часов).

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Учимся формулировать тезис.

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения

Учимся формулировать тезис.

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2.

Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 15.3.  Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения

Учимся формулировать тезис и писать комментарий

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта.

Учимся писать вывод сочинения -рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.

Практическая работа 6: Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.  

Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося).

4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов).

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2. 

Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3.

Правописание приставок. Задание 4

Правописание суффиксов. Задание 5.

Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6

Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7

Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11

 

Предложения с обособленными  и уточняющими членами. Задание 9

Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.

Сложные предложения.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Сложные предложения с различными видами связи. Задания 12,13,14.

Контрольная работа 3. Тест.

Анализ ошибок

Содержание учебного курса

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

Особенности ОГЭ - 2019 по русскому языку в новой форме: цели, содержание, структура, учебные пособия. Знакомство с демоверсией.

Организация и технология проведения ОГЭ по русскому языку в новой форме. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Практическая работа 1: Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 2: Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Практическая работа 3: Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.

Контрольная работа 1. Написание сжатого изложения.

3. Текст. Сочинение (15 часов).

Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания 15.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.

Учимся формулировать тезис.

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.

Практическая работа 4: Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении.

Сочинение по цитате из текста. Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения

Учимся формулировать тезис.

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста.

Учимся писать вывод сочинения по цитате 15.2.

Практическая работа 5: Создание сочинения-рассуждения по цитате 15.2.

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. 15.3.  Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения

Учимся формулировать тезис и писать комментарий

Учимся аргументировать. Приемы ввода примеров из исходного текста и жизненного опыта.

Учимся писать вывод сочинения -рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.

Практическая работа 6: Создание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему. 15.3.  

Контрольная работа 2. Сочинение-рассуждение 15.1, 15.2, 15.3 (на выбор учащегося).

4.Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (12 часов).

Понимание текста. Обоснование ответа на вопрос. Задание 2.

Средства выразительности речи. Тропы. Фигуры речи. Задание 3.

Правописание приставок. Задание 4

Правописание суффиксов. Задание 5.

Синонимы. Виды синонимов. Антонимы. Задание 6

Способы подчинительной связи в словосочетании. Синонимичные словосочетания. Задание 7

Грамматическая основа предложения. Задания 8, 11

 

Предложения с обособленными  и уточняющими членами. Задание 9

Предложения с вводными словами и обращениями. Задание 10.

Сложные предложения.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

Сложные предложения с различными видами связи. Задания 12,13,14.

Контрольная работа 3. Тест.

Анализ ошибок

Учебно-методические средства обучения

Литература

Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений в 2-х частях/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина – М.: Просвещение, 2011

  1. «Программ общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы» /Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская,  Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс. – М.: ВАКО, 2013
  4. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс / Авт.-сост. Т.М. Пахнова. – М.: Дрофа, 2010
  5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. Н.В. Егорова. – М.: ВАКО
  6. Русский язык и литература. 5-11 классы: творческие упражнения к урокам развития речи / сост. О.А. Хорт, Г.С. Шамшина. – Волгогррад: Учитель, 2008
  7. Диктанты по русскому языку для средней и старшей школы (5-11 классы): Учебное пособие. – М.: «Издательство Астрель», «Издательство АСТ», 2010
  8. Изложения с элементами сочинения: 5-9 кл..: Кн для учителя / Е.К. Францман. – М.: Просвещение, 2009
  9. Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом: 5-11 кл.: Кн. для учителя / В.И. Капинос. Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Л.Л. Новоселова. –М.: Просвещение, 2009
  10. Лингвистический тренажёр. Тестовые задания по русскому языку в 9 классе. Г.А. Богданова –  М.: Просвещение, 2010г.
  11. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. - М.: Дрофа, 2006.
  12. Тростенцова Л. А. Обучение русскому языку в 9 классе / J1. А. Тростенцова. - М.: Просвещение.
  13. Костяева Т. А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя /Т.А. Костяева. - М.: Просвещение, 2007.
  14. Львова С. И. Сборник диктантов с языковым анализом текста. 8-9 кл.: Пособие для учителя / С. И. Львова. - М.: Мнемозина, 2003.
  15. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2012

Дополнительная литература

  1. Космарская И.В., Руденко А.К. Русский язык. Синтаксис и пунктуация в тестах. 8-11 класс. – М.: Аквариум, 2008
  2. Русский язык. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт.-сост. Н.Ф. Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2012
  3. Деловое письмо Г. Х. Ахбарова. Т. О. Скиргайло. – М.: Просвещение, 2008. – (Библиотека учителя русского языка).
  4. Сочинения различных жанров в старших классах / Т.А. Калганова. – М.: Просвещение, 2009
  5. Ожегов С.И.и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: Азбуковник
  6. Федорова Т.Л., Щеглова О.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Лад-Ком, 2012
  7. Фразеологический словарь русского языка. (Авторский коллектив: проф. И.В. Федосов, канд. ф.н. А.Н. Лапицкий). – М.: Лад-Ком, 2013
  8. Словарь-справочник по культуре речи для школьников и студентов / сост. А.А. Евтюгина, И.В.Родионова, И.К. Миронова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2013
  9. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения. М.: Айрис-пресс, 2014
  10. Розенталь Д.Э. Словарь-справочник по литературной правке

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ пп

Наименование

Наличие

Назначение

1.

Таблицы по русскому языку  по всем разделам школьного курса.  

+

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

2.

Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

+

3.

Репродукции картин русской живописи для  развития речи.

+

4.

Портреты выдающихся русских  лингвистов.

+

5.

Плакаты с высказываниями о русском языке.

+

6.

Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

+

7.

Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

+

8.

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем  разделам курса  

+

9.

Видеофрагменты, ЦОР

+

Демонстрация видеофрагментов, иллюстрирование, организация индивидуальной, групповой и пр. форм работы с учебным материалом

10.

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского языка.

+

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

11.

Мультимедийные    тренинговые,  контролирующие программы  по основным разделам  курса русского  языка

+

12.

Электронные библиотеки по курсу русского  языка

+

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу.

13.

Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

+

Организация индивидуальных и групповых форм работы.

Могут  быть использованы в домашних условиях.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

http://ege.edu.ru - Портал информационной поддержки ЕГЭ

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ - «Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

http://www.mapryal.org/ - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://www.navigator.gramota.ru/ - Навигатор. Грамота.ру

http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp - Новый словарь русского языка

http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии)

http://www.philology.ru/default.htm - Русский филологический портал

http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 - Русский язык и культура речи

http://www.sokr.ru/ - Самый полный словарь сокращений русского языка

http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-2473-art-17.html - Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)

http://www.rusfam.ru/ - Словарь русских фамилий

http://www.megakm.ru/ojigov/ - Толковый словарь русского языка

http://sertolovo.narod.ru/1.htm - Уроки русского языка в школе Бабы-Яги

http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html - Основные правила грамматики русского языка

http://urok.hut.ru/ - Урок. Русский язык для школьников и преподавателей

http://www.slova.ru/ - Толковый словарь В.И. Даля  

http://www.slovari.ru/lang/ru/ - Русские словари. Служба русского языка

http://slovar.boom.ru/ - Словарь-справочник русского языка

http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ - Знаете слово?

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

http://www.ipk.edu.yar.ru/resource/distant/russian_language/index3.htm - Дистанционная поддержка учителей-словесников

http://likbez.h1.ru/ - Культура письменной речи

http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm - Проверь себя!

http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm - Правила русской орфографии и пунктуации

http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 - Тесты по пунктуации

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методические рекомендации

Подготовка к сжатому изложению

        Первая часть работы  государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  •  умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  •  умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  •  умение вычленять главное в информации;
  •  умение сокращать текст разными способами;
  •  умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  •  умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

        Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

        Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

        Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

        При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

        При подготовке к написанию сжатого изложения, а также для контроля можно воспользоваться текстами из списка предложенной ниже литературы.

Подготовка к сочинению-рассуждению

        Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Все задания проверяют коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной  деятельности.

        Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации  доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню  развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

        Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

        При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.  

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа и задания с кратким открытым ответом.

Данные задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений.

Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов

Пояснительная запискаПрограмма элективного курса рассчитана на учащихся девятых классов....

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

"Элективный курс по русскому языку «Подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации "(9кл)

Рабочая программа  элективного курса по русскому языку «Подготовка учащихся  к итоговой государственной аттестации " составлена на основе программы спецкурса «Подготовка уча...

Программа элективного курса по русскому языку в 10-11 классах "Русский язык в формате ЕГЭ"

Данный курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, Поскольку элективный курс обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы, он может...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»

    Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач ...