Разработка урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (закрепление). Практикум.»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Аннотация к уроку
В данной разработке представлены подходы организации образовательной деятельности детей через межпредметную взаимосвязь: русский язык-изо-ОДНКНР. Тексты и дидактические материалы выполняют три главные роли: помогают осмыслить, принять и понять предметное содержание, развить метапредметные универсальные учебные действия, достигнуть личностных результатов через осознание гордости за принадлежность к великой русской культуре, её народно-прикладному искусству, понимание бесконечного таланта простого русского человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx | 188.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Колпакова Ольга Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
Муниципальной бюджетной
общеобразовательной организации
"Средняя общеобразовательная
школа №10 города Новоалтайска
Алтайского края"
Разработка урока русского языка в 6 классе
по теме: «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных (закрепление). Практикум.»
Аннотация к уроку
В данной разработке представлены подходы организации образовательной деятельности детей через межпредметную взаимосвязь: русский язык-изо-ОДНКНР. Тексты и дидактические материалы выполняют три главные роли: помогают осмыслить, принять и понять предметное содержание, развить метапредметные универсальные учебные действия, достигнуть личностных результатов через осознание гордости за принадлежность к великой русской культуре, её народно-прикладному искусству, понимание бесконечного таланта простого русского человека.
Тип урока: урок-практикум
Оборудование: мультимедийный проектор, сигнальные карточки Н и НН, выставка изделий народного промысла, распечатанный на каждый ученический стол текст «Пламенная Хохлома» с фотографиями изделий народного промысла.
Цель урока: Создать условия для:
- Закрепления умения правильно писать одну и две буквы н в суффиксах прилагательных, графически обозначать условия выбора, выполнять словообразовательный разбор прилагательных
- Определения особенностей народно-прикладного искусства Хохлома.
3. Развить умения определять тему текста, основную мысль, делить текст на смысловые части, составлять план, определять стиль и художественные особенности текста, выполнять орфографический и пунктуационный анализ на основе комплексного анализа текста «Пламенная Хохлома»
4. Воспитывать любовь к родному языку, чувство патриотизма и гордости за принадлежность к великой русской культуре, её народно-прикладному искусству, понимание бесконечного таланта простого русского человека
Планируемые результаты:
Предметные результаты: проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев; выделять главную и второстепенную информацию в прослушанном и прочитанном тексте; извлекать информацию из различных источников; соблюдать нормы словообразования имён прилагательных; нормы произношения имён прилагательных, нормы ударения (в рамках изученного); соблюдать нормы правописания «н» и «нн» в именах прилагательных; распознавать изученные орфограммы; проводить орфографический анализ слов; применять знания по орфографии в практике правописания.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений.
Базовые исследовательские действия: аргументировать свою позицию; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.
Работа с информацией: выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение: формулировать суждения; выражать свою точку зрения в устной речи и в письменных текстах; проявлять уважительное отношение к собеседнику; задавать вопросы; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников; публично представлять результаты проведённого анализа текста.
Совместная деятельность: понимать преимущества командной и коллективной работы; принимать цель и планировать совместную деятельность, коллективно строить действия по достижению цели; уметь оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация: самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации. Самоконтроль: объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; оценивать соответствие результата цели и условиям общения. Принятие себя и других: признавать своё и чужое право на ошибку.
Личностные результаты:
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию русского языка, ценностное отношение к культуре и к искусству Российской Федерации.
Эстетического воспитание: восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего народов; понимание роли народного творчества.
Трудового воспитание: интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода
Физического воспитания, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Ход урока:
I. Лингвистическая разминка, проверка домашнего задания.
Работа с сигнальными карточками Н и НН
Учащиеся диктуют составленный дома словарный диктант (По следам выполненных упражнений) на правописание Н и НН из10 слов. Несколько человек у доски поднимают сигнальные карточки.
(Примерный диктант: орлиный, костяной, ветреный, кожаный, багряный, письменный, оловянный, клюквенный, старинный, глиняный)
Самоконтроль.
После диктовки учащиеся оценивают знания по критериям:
Оценка «5» нет ошибок
Оценка «4» 1-2 ошибки
Оценка «3» 3-4 ошибки
Оценка «2» более 4-х ошибок
Работа в парах, повторение правила правописания Н и НН в форме взаимоопроса.
II. Актуализация темы урока, мотивация к целеполаганию.
Ребята, вы знаете, что недавно закончился городской конкурс видеороликов «Школа читает», одним из победителей стала ученица нашей школы со следующим стихотворением В. Набокова «Пламенная Хохлома»
Пройдите по ссылке : https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU
После просмотра видеоролика ребята отвечают на вопросы учителя:
- О каком народно-прикладном искусстве идёт речь в этом стихотворении? (О Хохломе)
-Какое красочное прилагательное использует поэт для определения Хохломы? Она какая? (Пламенная)
-Какие прилагательные с одной/двумя буквами «н» вместо прилагательного «пламенная» можно подобрать для определения Хохломы? Свой ответ аргументируйте.
-Почему нет единого мнения? (Примерные ответы: Мы мало знаем о Хохломе…
III. Групповая «Мозговой штурм». Постановка цели урока и планирование.
Тогда как сформулируем цель нашей деятельности сегодня? Поработайте в группах, предложите варианты (Примерная цель: Узнать о хохломском искусстве, его происхождении, почему Хохлома названа «пламенной?» и подобрать к слову Хохлома прилагательные с одной/двумя буквами «н», отражающие ее особенность).
Каким должен быть план нашей деятельности по достижению цели? Обсудите в группах. Примерные пункты плана. Учитель помогает конкретизировать:
Пункт 1. Найти текст о хохломском народно-прикладном искусстве и провести анализ текста по плану: Ребята совместно с учителем составляют:
-Внимательно прочитать текст
-Определить, о чём текст (тема текста)
-Какова основная мысль текста
-Озаглавить каждую микротему текста, составив план текста
-Обратить внимание на художественные особенности текста
- Выяснить значение прилагательного «пламенный» и потренироваться писать с ним словосочетания
-Выполнить орфографический и пунктуационный анализ текста
Пункт 2. Узнать о происхождении народно-прикладного искусства Хохлома и технологии изготовления хохломских изделий
Пункт 3. Подобрать к слову Хохлома прилагательные с одной/двумя буквами «н», отражающие особенность данного вида искусства.
Как поймем, что цель достигнута?
(Примерный ответы: Если подобранные прилагательные будут отражать сущность Хохломы, будут записаны орфографически верно и выбор будет аргументирован)
IV. Реализация плана.
Пункт 1. Плана.
Комплексный анализ текста «Пламенная Хохлома» (Текст распечатан для учащихся на каждый стол)
Пламенная Хохлома Однажды во время ра…копок в Новгороде была найдена деревя(н,нн)ая(2) ложка с красив…м узором и следами раскраска… . Учёные установили, что сделана она 700 лет назад. | |
Древн… искусство (не)погибло. Оно сохранилось во многих местах. В Нижегородской области м…стерят деревя(н,нн)ые расписные ложки, миски, детскую мебель. Это знаменитая хохлом…а я ро..пись – пламе(нн,н)ая (2) хохлома. Хохлома – стари(нн,н)ое село, где раньше прод…вали изделия из дерева. А пламе(нн,н)ой её называют потому, что весёлые красно-золотые изделия г…рят, как огонь. Но хотя расписные вещи св…ркают подобно золоту, драгоце(нн,н)ого м…талла в них совсем нет. Когда миску или бочонок выточ..т из мягких пород дерева, их грунтуют глиной, промасливают и лудят – нат..раю алюминиев..м порошком. Затем покрывают олифой и лаком и сажают в горяч..ю печ.. . В жаре олифа и лак густеют, спекаю..ся, становя..ся желтоватыми. Под их слоем серебр…ый (2) цвет полуды выгляд…т, как золото. Далеко за пр…делами нашей Родины известна пламе(нн,н)ая хохлома |
Коллективная работа по комплексному анализу текста:
А) Устно определяют тему текста и его основную мысль
(Древнее хохломское искусство не погибло, оно известно далеко за пределами нашей Родины)
Б) Озаглавливают каждую микротему
1. Интересная находка во время раскопок в Новгороде;
2. Где мастерят и продают хохломские изделия;
3. Как изготавливают пламенную Хохлому.
В) Отвечают на вопрос: «Почему Хохлома названа пламенной?»
(Изделия покрывают олифой и лаком, и под воздействием высоких температур они спекаются и становятся жёлтыми(золотыми) На солнце горят, как огонь.)
Самоконтроль на понимание прилагательного «пламенный». Работа в группах по 4 человека. Задание «Кто больше…»
- Составьте и запишите словосочетания прилагательного «пламенный» с существительными. (Учащиеся работают в группах по 4 человека, затем один учащийся из группы зачитывает записанные словосочетания)
(Например, пламенный привет; пламенный взгляд, пламенный призыв; пламенный борец; пламенный патриот; пламенное сердце; пламенные объятья, пламенная речь; пламенное сердце)
Группа, первая правильно выполнившая задание и написавшая пять и более словосочетаний, получает оценку «5»
Индивидуальная работа с последующей взаимопроверкой. Орфографический анализ текста
- Выпишите из текста слова на правило Н и НН в суффиксах прилагательных, устно объясните их правописание.
(Деревянная, пламенная, старинное, драгоценное, серебряный)
(После выполнения задания, учащиеся меняются тетрадями и проводится взаимопроверка выписанных слов, комментирование выбора написания по образцу рассуждения:
- От основы какого существительного образовано данное прилагательное?
- При помощи какого суффикса?
- Основа существительного оканчивается на Н + суффикс Н (Пиши НН!)
- Прилагательное образовано при помощи суффиксов –ан; - ян; -ин (Пиши Н!)
- Прилагательное образовано при помощи суффиксов -енн; - онн (Пиши НН!)
- Помни слова исключения (ветреный, стеклянный, деревянный, оловянный)
Работа по цепочке. Пишем, комментируем, проверяем себя.
-Выпишите из текста слова с другими пропущенными орфограммами и объясните их правописание.
(Ребята работают по «цепочке, выписывая слова и объясняя их правописание.)
Одновременно самостоятельная работа у доски (3 человека).
-Сделать морфемный и словообразовательный разбор слов: деревянная; пламенная; серебряный.
Коллективная проверка результатов работы у доски и выход на вывод о способе образования прилагательных.
Работа по вариантам над пунктуацией текста.
-Выпишите по вариантам предложения с однородными членами. Объясните знаки препинания. Составьте схемы
1-ый вариант – из второго абзаца
(В Нижегородской области мастерят деревянные расписные ложки, миски, детскую мебель)
2-ой вариант – из третьего абзаца
(В жаре олифа и лак густеют, спекаются, становятся желтоватыми.)
Коллективная работа над художественными особенностями текста
- Определите стиль текста, докажите.
(Художественный стиль. Используются различные выразительные средства: эпитеты (расписные ложки, пламенная Хохлома, драгоценный металл, старинное село); сравнения (сверкают подобно золоту; горят, как огонь)
Пункт 2. Плана.
Посмотрите фрагмент видеоролика из цикла познавательных телепередач «Галилео» о происхождении хохломских изделий и технологии их изготовления.
Пройдите по ссылке : https://www.youtube.com/watch?v=AKJWegLM1IU
После просмотра индивидуальная работа с самоконтролем при выполнении данного задания у доски (1 ученик).
1.Письменно ответьте на вопрос: «Где действительно создавались хохломские изделия?»
2.Выполните синтаксический разбор записанного вами предложения.
Один из учащихся записывает предложение на доске и выполняет синтаксический разбор
(Хохломские изделия создавались в селе Семёново. (4)
Пункт 3. Плана.
Коллективная работа с выставкой изделий народного творчества
(К уроку учитель предлагает детям принести изделия народного промысла и оформить выставку)
Задание: рассмотрите изделия, представленные на выставке, составьте и запишите словосочетания, употребив прилагательные с Н и НН. Устно объясните их правописание.
(Глиняный кувшин, деревянная матрёшка; стеклянная ваза, шерстяной платок, берестяной туесок, соломенная кукла, льняное кружево, старинный поднос)
-А теперь подберите прилагательные с одной/двумя буквами «н» для слова Хохлома
Называют прилагательное и приводят пример изделия, рисунка, технологии, относящихся к Хохломе.
VI. Подведение итогов, рефлексия, самооценка.
Учащиеся отвечают на вопросы:
-Какую цель ставили в начале урока?
-Удалось ли ее решить?
-Что нового узнали в ходе урока?
-Где можно применить полученные знания?
Дополните фразу, высказав своё отношение к уроку:
Меня заинтересовало…
Трудность вызвало…
Задания оказались…
Заполните лист самооценки своей работы (Задают вопрос, а по каким критериям?) (Приложение 1)
-Действительно критериев нет, предлагаю подобрать не менее 4 критериев к оценке своей работы на уроке и попробовать оценить себя. Вопросы помощники:
1. Лучше решать учебные задачи вместе или одному. Если вместе, то важен ли вклад каждого?
2. Вспомни, какие задачи решались. Что тебе удавалось, а что нет.
Коллективная работа по внесению критериев и индивидуальная самооценка.
VI. Домашнее задание: Слушают инструктаж, записывают, задают вопросы.
Упр.419 (Учебник для общеобразовательных организаций «Русский язык 6 класс». Часть 2. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2019
Озаглавить текст, списать, вставив орфограммы, устно объяснить правописание Н и НН в суффиксах прилагательных. Нарисовать матрёшку.
Матрёшка — это деревя(н, нн)ая кукла, похожая на ваньку-встаньку. Изобр..жает она русск..ю крестьянок..ю девушку. Внутрь матрёшк.. вкладывают несколько меньших матрёшек, распол..гая их по росту. |
Матрёшка в шали алого цвета ст..яла на письме(н, нн)ом столе. Она была густо покрыта лаком и бл..стела, как стекля(н, нн)ая. В ней было скрыто ещё пять матрёшек в разн..цветных шалях. Д..ревенский мастер нагр..дил матрёшек русской кр..сотой, соболи(н, нн)ыми бр..вями и рдеющим, как угли, румянцем.
Синие их глаза он пр..крыл дли(н, нн)ыми(2) р..сницами.(По К. Паустовскому)
Приложение 1.
Лист самооценки
Критерии оценки | Оцените каждый критерий количеством баллов от 0 до 2 |
Примерный лист самооценки после обсуждения
Критерии оценки | Оцените каждый критерий количеством баллов от 0 до 2 |
Мой вклад в работу группы на уроке | |
Мое понимание | |
Могу проводить смысловой анализ текста | |
Знаю правило правописания «н» и «нн» в именах прилагательных и умению применять его письме | |
Могу объяснить, что означает словосочетание «Пламенная Хохлома» | |
Могу объяснить, где полученные знания на уроке мне пригодятся | |
Итого: до 6 баллов, оценка «2» 7-16 баллов, оценка «3» 17-24 балла, оценка «4» 25 и выше баллов, оценка «5» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"
Данный урок построен на основе учебника русского языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...
разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"
Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".
Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....
Урок русского языка «Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных» "
Представлен конспект урока по русскому языку в 6 классе....