Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на закрепление изученной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_9klass.docx | 35.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Саконская средняя школа»
Открытый урок по русскому языку в 9 классе
по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными времени»
(срок проведения 9.12.2016)
Учитель: Анисимова Надежда Анатольевна
Тема учебного занятия: Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1.Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени;
2.Научить учащихся:
а) распознавать придаточные времени;
б) отличать их от других видов придаточных предложений;
в) определять их место в сложноподчинённом предложении;
г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.
3. Развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени.
4. Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.
Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация Power Point,
Дидактические материалы к учебному занятию: карточки.
Ход учебного занятия:
- Организационный момент. Сообщение темы урока. (1 слайд)
Создание проблемной ситуации.
«Счастливые часов не наблюдают» (2 слайд).
- Вам знакома эта фраза? (Действительно, это одно из высказываний комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.)
Цели сообщают сами дети с помощью кластера (4 слайд)
познакомиться:
научиться:
-распознавать
-отличать
-определять их место
-правильно ставить
2.Организация проверки домашнего задания. (5 слайд)
Деятельность учителя: 1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся. 1 группа (упр. 138): Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных. [ …туда] , ( где… ). 2) […сущ], (где… ). 3) […Там], ( где… ,… ) . 4) […сущ. ], (куда…) . 5) [ …глаг.] ,( куда… ). 2 группа (упр. 137): Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные? Теплоход остановился у того берега… Мы не знали… Город Астрахань стоит там… 3 группа (упр. 136): Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места. Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку. Все бросились к месту приземления самолёта. Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки. Беседа с классом (слайд 6) Какое предложение называется сложноподчинённым? На что указывают придаточные предложения места? На какие вопросы отвечают придаточные места? С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.
| Деятельность учащихся: Проверка упр.138, 137, 136. Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;
Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных: 1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное). 2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.) 3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Места.) Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места. 1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку. 2) Все бросились туда, где приземлился самолёт. 3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала. Отвечают на вопросы учителя. |
III. Повторение изученного материала.
1).Лингвистическая разминка (слайд 7)
-Расставьте ударение в словах, записанных на доске.
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер, алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.
(Проверка по цепочке).
-Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.
2). Работа с карточками (слайд 8)
У доски работают:
Карточка1. Выписать слова с чередующейся гласной в корне.
П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, пол..жить.
Карточка 2. Разобрать предложение полным синтаксическим разбором.
Там, где днём были лужи, теперь трещал под ногами ледок.
Карточка 3. Сосчитать количество букв и звуков.
Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.
3). А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-.» задание группы А6
Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-.
Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.
- Проверяем.
- перечислим случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи
4).Схематический диктант (слайд 9)
-А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.
1. Мне хотелось бы уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.
2.В том месте, куда зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.
3. В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце.
- Ученик, работающий у доски, комментирует все схемы.
VI. Работа над темой урока (слайд 10)
а) работа со слепой схемой
Сложные предложения
Союзные ?
ССП ? ? ? Изъяснительные ?
(прочитайте эту схему)
б). Анализ предложений (слайд 11)
- Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.
[…],(когда… ).
- Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.
[…],(пока… ).
- Как стемнеет, устроим привал.
(как…),[….].
- На что указывает придаточное? (на время)
- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)
- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)
- К чему относится? (ко всему придаточному)
- Где может находиться? (до, после, внутри главного)
- Как называется такое придаточное? (Времени)
в). Работа в парах по инструкции
- внимательно прочитай теоретический материал по теме урока (приложение 1.)
продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;
-объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;
- задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;
- выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.
V. Закрепление изученного материала (слайды 12 - 13)
1. В каком СПП есть придаточное времени? (слайд 14)
Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески.
Как только стало светать, мы двинулись дальше
Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.
2) Работа в группах (слайд 15)
Деятельность учителя Проверочная работа (разноуровневая) 1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся. 1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок. 2. Когда ты шутишь я смеюсь. 3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась. Задания: Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений. Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы. Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы. Прочитайте предложения со знаками препинания. Укажите способ связи простых предложений в составе СПП. | Деятельность учащихся Выполняют упражнения по группам. Группа 1 1. Когда ты шутишь, я смеюсь. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась. Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго с каких пор? до каких пор? Придаточные времени относятся ко всей главной части. Указательных слов, как правило, в главном предложении нет. Средство связи – союзы (простые и составные). Главное и придаточное предложения можно поменять местами. Группа 2. 1. Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась. [ ], (пока… ). Группа 3 1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. [ ,(где… ), ]. 2. Когда ты шутишь, я смеюсь. (Когда… ), [ ]. 3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась. [ ], (пока… ). |
3. Сравните СПП с придаточной времени с другими придаточными (Слайды 16 -17)
5) Самостоятельная работа. Конструирование предложений (работа в парах) (слайд 18) Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с главными. Определите вид придаточных. (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58)
1. Через 10 лет я приехал туда, |
2. Когда я открыл окно, |
3. Я не знаю, |
4. Как только кончился теплый летний ливень, |
1. комната наполнилась ароматом сирени. |
2. мы выбежали босиком на улицу. |
3. где прошло мое детство. |
4. где проходит граница между Европой и Азией. |
VI).Работа с учебником (слайд 19)
- 1 группа: Упражнение 141.
- 2 и 3 группа: Упражнение 140. Запишите по три предложения. Начертите схемы, определите вид придаточных. Проведите взаимопроверку.
VII. Подведение итогов урока (слайд 20)
1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?
2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?
Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.
3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.
VIII. Домашнее задание: (слайд 21) 1 группа пар.12, с.57-59, теория на карточках, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов, которые изучили.
2группа: упр.143, пар.12.
3 группа: упр.142, пар.12
ПРИЛОЖЕНИЕ
Раздаточный материал.1
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:
С тех пор как мы побывали на море, я постоянно думал о нем
При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:
Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.
При отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)
Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...
Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение
УМК Бабайцева.В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: "Сложносочиненное предложение"(закрепление темы)....
Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение
УМК Бабайцева В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классеТема урока: "Сложносочиненное предложение"(Закрепление темы)....
Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса
Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»
Открытый урок по русскому языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...
Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"
Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными" позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...
Открытый урок по русскому языку Однородные члены предложения 6кл
Цель:Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах....