Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным времени"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Анисимова Надежда Анатольевна

Урок нового материала. Но помимо этого обучающимся  предстоит многое повторить: разные виды разбора, сложные предложения с придаточными, изученными на предыдущих уроках.Очень богатый материал на закрепление изученной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkiy_yazyk_9klass.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саконская средняя школа»

Открытый урок по русскому языку в 9 классе

по теме «Сложноподчиненное предложение с придаточными времени»

(срок проведения 9.12.2016)

                                                Учитель: Анисимова Надежда Анатольевна  


Тема учебного занятия:  Сложноподчинённые предложения с придаточными   времени.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.Познакомить учащихся с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными времени;

2.Научить учащихся:

а) распознавать придаточные времени;

б) отличать их от других видов придаточных предложений;

в) определять их место в сложноподчинённом предложении;

г) правильно ставить знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с придаточными времени.

3. Развивать у учащихся внимательность, умение быстро находить СПП с придаточными времени.

4. Воспитывать у учащихся интерес к урокам русского языка, используя занимательный материал.

Оборудование: компьютерный класс (локальная сеть); презентация  Power Point,

Дидактические материалы к учебному занятию: карточки.

Ход учебного занятия:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока. (1 слайд)

Создание проблемной ситуации.

«Счастливые часов не наблюдают» (2 слайд).

- Вам знакома эта фраза? (Действительно, это одно  из высказываний комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова.)

Цели сообщают сами дети с помощью кластера  (4 слайд)

познакомиться:

научиться:

   -распознавать

   -отличать

   -определять их место

  -правильно ставить

2.Организация проверки домашнего задания. (5 слайд)

Деятельность учителя:

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1 группа (упр. 138):

Задание: по данным схемам составить СПП, определить значения придаточных.

  [ …туда]  , ( где…  ).         2)      […сущ],  (где…  ).

3)   […Там], ( где…  ,… ) .         4)      […сущ.  ],  (куда…)  .

5)    [ …глаг.]  ,(  куда…  ).

2 группа (упр. 137):

Задание: дополнить главные предложения придаточными с союзным словом где. Какие это придаточные?

Теплоход остановился у того берега…

 Мы не знали…

Город Астрахань стоит там…

3 группа (упр. 136):

Задание: перестроить простые предложения в СПП, заменяя выделенные второстепенные члены придаточными места.

Город Коломна находится при впадении реки Москвы в Оку.

Все бросились к месту приземления самолёта.

Лодка с силой ткнулась в берег у крутого поворота реки.

Беседа с классом  (слайд 6)

Какое предложение называется сложноподчинённым?

На что указывают придаточные предложения места?

На какие вопросы отвечают придаточные места?

С помощью чего прикрепляются придаточные места? Приведите примеры.

        

Деятельность учащихся:

Проверка упр.138, 137, 136.

Учащиеся 1 группы читают составленные по схемам СПП, называют значения придаточных;

 

Учащиеся 2 группы читают получившиеся предложения, называют значения придаточных:

1) Теплоход остановился у того берега, где была подходящая пристань. (Определительное).

2) Мы не знали, где хранятся секретные материалы. (Изъяснительное.)

3) Город Астрахань стоит там, где Волга впадает в Каспийское море. (Места.)

Учащиеся 3 группы читают получившиеся СПП с придаточными места.

1) Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.

2) Все бросились туда, где приземлился самолёт.

3) Лодка с силой ткнулась в берег там, где река круто поворачивала.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Повторение изученного материала.

1).Лингвистическая разминка  (слайд 7)

-Расставьте ударение в словах, записанных на доске.

Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, партер,  алфавит, ржаветь, позвонит, облегчить.  

(Проверка по цепочке).

-Слова, в которых допустили ошибки, запишите в словарь.

2). Работа с карточками (слайд 8)

У доски работают: 

Карточка1. Выписать слова с чередующейся гласной в корне.

П…ровать, изл…гать, к..мната, м..рить, к…стер, к..саться, к…со, г..реть, з..ря, ст..лить, ст..кло, уб..раю, пол..жить.

Карточка 2. Разобрать предложение полным синтаксическим разбором.

Там, где днём были лужи, теперь трещал под ногами ледок.

Карточка 3. Сосчитать количество букв и звуков.

Вьюга, объявление, якорь, соленое, мебель, солнце.

3). А остальные работают по орфограмме «Правописание приставок пре- и при-.» задание группы А6

Запишите слова в два столбика, первый с приставкой при-, а во второй с приставкой пре-.

Придорожный, прекрасный, присесть, привокзальный, прервать, пристроить, пригород, преувеличить, притворить, преградить.

- Проверяем.

-  перечислим случаи, когда пишется приставка при- (обозначает присоединение, приближение, неполное действие, расположение вблизи

4).Схематический  диктант (слайд 9)

 -А сейчас проверим на практике, как вы усвоили изученный материал. Прослушав предложение, составьте его схему и определите вид придаточного. Записываем схемы на доске, выходя поочередно, и в тетрадях.

1. Мне хотелось бы уйти туда, где можно спокойно предаться своим мыслям.

 2.В том месте, куда зашло солнце, небо ещё рдело багряными полосами.

3. В ясный день вы увидите, как осенняя паутина блестит на солнце.

- Ученик, работающий у доски, комментирует все схемы.

VI. Работа над темой урока        (слайд 10)

а) работа со слепой схемой

Сложные предложения

Союзные                     ?            

ССП   ?                                    ? ?          Изъяснительные         ?

(прочитайте эту схему)

б). Анализ предложений (слайд 11)

- Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправился.

[…],(когда…        ).

- Не двинусь с места никуда, пока не наслушаюсь досыта незатейливой родниковой чистотой песенки.

[…],(пока…        ).

- Как стемнеет, устроим привал.

(как…),[….].

- На что указывает придаточное? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Времени)

в). Работа в парах по инструкции

- внимательно прочитай  теоретический материал по теме урока (приложение 1.)

продумай, как лучше преподнести материал своему напарнику;

-объясни новый материал соседу так, чтобы он понял;

- задай ему 1-2 вопроса для проверки усвоенного;

- выслушай своего напарника, задай вопросы, если что-то неясно.

V. Закрепление изученного материала (слайды 12 - 13)

1. В каком СПП есть придаточное времени? (слайд 14)

Вся комната вдруг потемнела, точно в ней задёрнулись занавески.

Как только стало светать, мы двинулись дальше

Границы, где равнины соприкасаются с горами, обозначены чрезвычайно резко.

2) Работа в группах (слайд 15)

Деятельность учителя

Проверочная работа (разноуровневая)

1 группа – сильные учащиеся; 2 группа – средние учащиеся; 3 группа – слабые учащиеся.

1. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

2. Когда ты шутишь я смеюсь.

3. Идём-ка домой пока погода окончательно не испортилась.

Задания:

Группа 1. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, охарактеризуйте данный тип предложений.

Группа 2. Выпишите, расставляя знаки препинания, сложноподчинённые предложения с придаточным времени, составьте схемы.

Группа 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, составьте их схемы.

Прочитайте предложения со знаками препинания. Укажите способ связи простых предложений в составе СПП.

Деятельность учащихся

Выполняют упражнения по группам.

Группа 1

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

Придаточные времени отвечают на вопросы когда?  как долго с каких пор?  до каких пор?

Придаточные времени относятся ко всей главной части.

Указательных слов, как правило, в главном предложении нет.

Средство связи – союзы (простые и составные).

Главное и придаточное предложения можно поменять местами.

Группа 2.

1. Когда ты шутишь, я смеюсь.    

(Когда…  ), [    ].

2. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

[    ], (пока…  ).

Группа 3

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

[    ,(где…  ),   ].

2. Когда ты шутишь, я смеюсь.

(Когда…  ), [    ].

3. Идём-ка домой, пока погода окончательно не испортилась.

[    ], (пока…  ).

3. Сравните СПП с придаточной времени с другими придаточными (Слайды 16 -17)

5) Самостоятельная работа. Конструирование предложений (работа  в парах) (слайд 18) Формулировка задания: Соедините придаточные предложения с  главными. Определите вид  придаточных.   (Если затрудняетесь, то вам поможет таблица на стр.58) 

1. Через 10 лет я приехал туда, 

2. Когда я открыл окно, 

3. Я не знаю, 

4. Как только кончился теплый летний ливень, 

1. комната наполнилась ароматом сирени. 

2. мы выбежали босиком на улицу. 

3. где прошло мое детство. 

4. где проходит граница между Европой и Азией. 

VI).Работа с учебником (слайд 19)

  • 1 группа: Упражнение 141.  
  • 2 и 3 группа: Упражнение 140. Запишите по три  предложения. Начертите схемы, определите вид придаточных. Проведите взаимопроверку.  

VII. Подведение итогов урока (слайд 20)

1.Что нового узнали о сложноподчиненных предложениях?

2.Как будем различать виды придаточных обстоятельственных?

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.

3.Выставление оценок с учетом полученных жетонов.

VIII. Домашнее задание:  (слайд 21) 1 группа пар.12, с.57-59, теория на карточках, выписать из романа Лермонтова «Герой нашего времени» 9 сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными разных типов, которые изучили.

2группа: упр.143, пар.12.

3 группа: упр.142, пар.12

ПРИЛОЖЕНИЕ

Раздаточный материал.1

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:

С тех пор как мы побывали на море, я  постоянно  думал о нем

При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:

Нынче, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.

При  отсутствии указательного слова придаточная часть в СПП времени может находиться в любой позиции по отношению к главной части


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "Односоставные предложения" (интерактивный урок)

Урок предполагает интерактивную форму работы (взаимодействие учащихся друг с другом, с учебным материалом, с компьютером)...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева.В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: "Сложносочиненное предложение"(закрепление темы)....

Открытый урок по русскому языку в 9 классе Тема урока: Сложносочиненное предложение

УМК Бабайцева В.ВОткрытый урок по русскому языку в 9 классеТема урока: "Сложносочиненное предложение"(Закрепление темы)....

Открытый урок по русскому языку "Глаголы прошедшего времени" для 10 (казахского) класса

Данный урок является помощью учителю русского языка в национальной школе при проведении недели русского языка...

Открытый урок по русскому языку в 5 классе Тема урока « Главные и второстепенные члены предложения»

Открытый урок по русскому  языку в 5 классеТема урока « Главные и второстепенные члены предложения»...

Открытый урок по русскому языку на тему « Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"

Открытый урок по русскому языку на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными"  позволит познакомить учащихся с новым видом придаточных предложений, сформировать у них...

Открытый урок по русскому языку Однородные члены предложения 6кл

Цель:Познакомиться однородные члены предложения и с правилами расстановки знаков препинания при однородных членах....