Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )
Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.
Тип урока: открытие нового знания. Урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 60.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 9 классе по русскому языку
- Барон Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №19 имени Н.З.Поповичевой г.Липецка, Липецкой области
- Учитель :Барон Елена Владимировна
- УМК Образовательная система «Школа 2100» , учебник для 9 классов , авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
- Тема урока:«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
- Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )
Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.
- Тип урока: открытие нового знания. Урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода
Задачи:
1.Предметные:
- показать особенности СПП с последовательным подчинением при скоплении союзов ;
- научить видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания между ними;
- формировать умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными , составлять схемы таких предложений;
- формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций
2. Метапредметные:
- развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.
3.Личностные:
- воспитывать уважение к законам языка;
- воспитывать бережное отношение к языку , желание совершенствовать свою речь
- обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
ХОД УРОКА
1.Мотивирование
Сегодня на уроке мы продолжаем работу над СПП с разными видами подчинения. Знания, которые мы постараемся получить на уроке, очень важны, они пригодятся для сдачи ОГЭ в этом году.
Универсальные действия:
Личностные : самоопределения
Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Задание: Перед вами на доске предложение, в котором
не расставлены знаки препинания. Определите
тип подчинения в предложении, расставьте
знаки препинания.
Она сказала ему что если он болен надо лечиться.
(Получаются разные варианты: одни ученики ставят между союзами «Что» и «Если» запятую, другие- нет.)
Почему у нас получились разные варианты ?
-Не знаем особенностей таких предложений
Универсальные действия:
Познавательные : использование знаково-символических средств
Регулятивные : фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
3.Выявление места и причины затруднения.
Какое подчинение в предложении? (Последовательное подчинение) Чем это предложение с последовательным подчинением отличается от знакомых нам, с которыми мы работали?
Пройдите к доске , выделите грамматические основы ,покажите границы предложений.
[Она сказала ему],(что,(если он болен),надо лечиться)
Это тоже последовательное подчинение : 1-ое придаточное присоединяется к главному, даётся средство связи- союз «Что»,
а само предложение прерывается другим придаточным , которое зависит от него. Рядом оказывается 2 подчинительных союза.
Учитель сообщает , что при скоплении союзов в одних случаях запятая ставится , в других- нет.
Универсальные действия:
Предметные : подведение под понятие
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения
4.Построение выхода из затруднительной ситуации.
Чему мы должны сегодня на уроке научиться?
Что должны узнать?
(Мы должны научиться расставлять знаки препинания в подобных случаях, при скоплении союзов; должны узнать, от чего это зависит? )
Сформулируйте тему для нашего урока.
«Знаки препинания в СПП с последовательным подчинением при скоплении союзов.»
Какие знания и умения, которыми вы уже обладаете, пригодятся вам для работы, на них мы будем опираться?
- выделение грамматических основ
- обозначение границ предложений
- умение находить главное и придаточное предложения
- умение определять виды придаточных и виды подчинения
Универсальные действия:
Познавательные: постановка и формулирование проблемы
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
Предметные: умение работать с предложением , с понятиями «Грамматическая основа», «Виды подчинения в СПП»
5.Реализация построенного проекта.
Продолжим работу над этим предложением.
Добавим ещё одно предложение.
Сопоставим их строение , чем они различаются?
Делаем вывод.
[Она сказала ему],(что,(если он болен),надо лечиться)
[гл.],(что,(если),….)
[Она сказала ему],(что если он болен), то надо лечиться)
Строение предложений одинаково , только во 2-ом предложении в придаточной части появляется вторая часть союза«то», и в этом случае запятая между двумя подчинительными союзами не ставится.
Ученики делают вывод.
При последовательном подчинении рядом могут оказаться 2 подчинительных союза (скопление союзов). Запятая между ними не ставится, если есть вторая часть союза– ТО или ТАК
Универсальные действия :
Познавательные : анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выбор критериев для сравнения, обощение,вывод, анализ истинности утверждения.
Личностные: самоопределение, развитие сотрудничества при работе в группе.
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Мои спутники знали , что если нет проливного дождя , то назначенное выступление обыкновенно не отменяется
[гл.],(что(если),то)
Я заметил ,что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное.
[гл.],(что,(c/с куда),…)
Универсальные действия :
Коммуникативные :выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения.
7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Задание. Запишитепредложение, расставьте знаки, составьте схему .
Я уже подумал , что если в эту решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.
[гл.],(что(если),то)
Универсальные действия :
Регулятивные : контроль, коррекция, оценка
Познавательные: выполнение действий по алгоритму
Личностные: оценка своих поступков, самопроверка.
8.Включение в систему знаний и повторение.
Задание по вариантам.
Из 3-х простых предложений составить одно сложноподчинённое с последовательным подчинением, чтобы было скопление союзов , расставить запятые.
1Вариант.
1.Не будет проведена дополнительная работа.
2.Скоро выяснилось.
3.Сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.(союз ЧТО, ПОКА)
Скоро выяснилось ,что, пока не будет проведена дополнительная работа , сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.
2 Вариант.
1.Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал об этом.
2.Он увидел балет.
3.Он был потрясён талантом крепостных людей.
Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал, что когда он увидел балет, то был потрясён талантом крепостных людей.
Универсальные действия:
Регулятивные: инициативность, самостоятельность
Познавательные: установление причинно-следственных связей.
9.Рефлексия
Подведём итоги. Какую цель мы ставили? Достигли её? Что было легко? Что было сложно? Что было непонятно? Что понравилось?
Оцените себя.
У каждого на парте лежат фигурки разного цвета.
-поняли (красный цвет)
-не совсем поняли (зелёный)
-не поняли (синий)
Каждый выбирает для себя цветную фигурку, затем поднимает её вверх.
Универсальные действия:
Предметные: контроль и оценка познавательных результатов деятельности
Личностные: оценка своих достижений.
Учитель говорит: «Спасибо за урок, он подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Вы неплохо потрудились, поэтому необходимо оценить вашу работу …»
Домашнее задание
Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую проблему, которую обсуждали сегодня на уроке.
Начать свое высказывание можно так:
«В учебнике русского языка сказано: « При последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза, знаки препинания в подобном случае могут ставиться по – разному…»
Универсальные действия:
Коммуникативные: построение речевого высказывания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении
Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс
Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными
Конспект урока "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными". Материал расcчитан для учащихся 9-го класса базового уровня подготовки....
Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"
Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....