Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

BaronElena
  1. Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )

Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.

  1. Тип урока: открытие нового знания. Урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx60.23 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по русскому языку

  1. Барон Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ гимназии №19 имени Н.З.Поповичевой г.Липецка, Липецкой области
  2. Учитель :Барон Елена Владимировна
  3. УМК Образовательная система «Школа 2100» , учебник для 9 классов , авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева
  4. Тема урока:«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».
  5. Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )

Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.

  1. Тип урока: открытие нового знания. Урок построен на реализации принципов технологии деятельностного метода

Задачи:

1.Предметные: 

  • показать особенности СПП с последовательным подчинением при скоплении союзов ;
  • научить видеть части СПП с несколькими придаточными и ставить знаки препинания между ними;
  • формировать умения самостоятельно анализировать СПП с несколькими придаточными , составлять схемы таких предложений;
  • формировать навыки грамотного пунктуационного оформления указанных конструкций

2. Метапредметные: 

  • развивать умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы, обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать мысли, создать условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное.

     3.Личностные:

  • воспитывать уважение к законам языка;
  • воспитывать бережное отношение к языку , желание совершенствовать свою речь
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

ХОД УРОКА

1.Мотивирование

Сегодня на уроке мы продолжаем работу над СПП с разными видами подчинения. Знания, которые мы постараемся получить на уроке, очень важны, они пригодятся для сдачи ОГЭ в этом году.

Универсальные действия:

Личностные : самоопределения

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Задание: Перед вами на доске предложение, в котором

                  не расставлены знаки препинания. Определите

                  тип подчинения в предложении, расставьте

                  знаки препинания.

Она сказала ему что если он болен надо лечиться.

(Получаются разные варианты: одни ученики ставят между союзами «Что» и «Если» запятую, другие- нет.)

Почему у нас получились разные варианты ?

-Не знаем особенностей таких предложений

 Универсальные действия:

Познавательные : использование знаково-символических средств

Регулятивные : фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3.Выявление места и причины затруднения.

Какое подчинение в предложении? (Последовательное подчинение) Чем это предложение с последовательным подчинением отличается  от знакомых нам, с которыми мы работали?

Пройдите к доске , выделите грамматические основы ,покажите границы предложений.

[Она сказала ему],(что,(если он болен),надо лечиться)

Это тоже последовательное подчинение : 1-ое придаточное присоединяется к главному, даётся средство связи- союз «Что»,

а само предложение прерывается другим придаточным , которое зависит от него. Рядом оказывается 2 подчинительных союза.

Учитель сообщает , что при скоплении союзов в одних случаях запятая ставится , в других- нет.

 Универсальные  действия:

Предметные : подведение под понятие

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

4.Построение выхода из затруднительной ситуации.

Чему мы должны сегодня на уроке научиться?

Что должны узнать?

(Мы должны научиться расставлять знаки препинания в подобных случаях, при скоплении союзов; должны узнать, от чего это зависит? )

Сформулируйте тему для нашего урока.

«Знаки препинания в СПП с последовательным подчинением при скоплении  союзов.»

Какие знания и умения, которыми вы уже обладаете, пригодятся вам для работы, на них мы будем опираться?

- выделение грамматических основ

- обозначение границ предложений

- умение находить главное и придаточное предложения

- умение определять виды придаточных и виды подчинения

Универсальные действия:

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Предметные: умение работать с предложением , с понятиями «Грамматическая основа», «Виды подчинения в СПП»

5.Реализация построенного проекта.

Продолжим работу над этим предложением.

Добавим ещё одно предложение.

Сопоставим их строение , чем они различаются?

Делаем вывод.

[Она сказала ему],(что,(если он болен),надо лечиться)

[гл.],(что,(если),….)

[Она сказала ему],(что если он болен),  то  надо лечиться)

Строение предложений одинаково , только во 2-ом предложении в придаточной части появляется вторая часть союза«то», и в этом случае запятая между двумя подчинительными союзами не ставится.

Ученики делают вывод.

При последовательном подчинении рядом могут оказаться 2 подчинительных союза (скопление союзов). Запятая  между ними не ставится, если есть вторая часть союза–  ТО или ТАК

Универсальные действия :

Познавательные : анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выбор критериев для сравнения, обощение,вывод, анализ истинности утверждения.

Личностные: самоопределение, развитие сотрудничества при работе в группе.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Мои спутники знали , что если нет проливного дождя , то назначенное выступление  обыкновенно не отменяется

[гл.],(что(если),то)

Я заметил ,что, куда ни приедешь, найдёшь что-нибудь замечательное.

[гл.],(что,(c/с куда),…)

Универсальные действия :

Коммуникативные :выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения.

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

Задание. Запишитепредложение, расставьте знаки, составьте  схему .

Я уже подумал , что если в эту решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки.

[гл.],(что(если),то)

Универсальные действия :

Регулятивные : контроль, коррекция, оценка

Познавательные: выполнение действий по алгоритму

Личностные: оценка своих поступков, самопроверка.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Задание по вариантам.

Из 3-х простых предложений составить одно    сложноподчинённое с последовательным подчинением, чтобы было скопление союзов , расставить запятые.

1Вариант.

1.Не будет проведена дополнительная работа.

2.Скоро выяснилось.

3.Сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.(союз ЧТО, ПОКА)

Скоро выяснилось ,что, пока не будет проведена дополнительная работа , сдавать неотредактированную рукопись в типографию нельзя.

2 Вариант.

1.Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал об этом.

2.Он увидел балет.

3.Он был потрясён талантом крепостных людей.

Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал, что когда он увидел балет, то был потрясён талантом крепостных людей.

Универсальные действия:

Регулятивные: инициативность, самостоятельность

Познавательные: установление причинно-следственных связей.

9.Рефлексия

Подведём итоги. Какую цель мы ставили? Достигли её? Что было легко? Что было сложно? Что было непонятно? Что понравилось?

Оцените себя.

У каждого на парте лежат фигурки разного цвета.

-поняли (красный цвет)

-не совсем поняли (зелёный)

-не поняли (синий)

Каждый выбирает для себя цветную фигурку, затем поднимает её вверх.

Универсальные действия:

Предметные: контроль и оценка познавательных результатов деятельности

Личностные: оценка своих достижений.

Учитель говорит:  «Спасибо за урок, он подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Вы неплохо потрудились, поэтому необходимо оценить вашу работу  …»

Домашнее задание

Напишите сочинение – рассуждение на лингвистическую проблему, которую обсуждали сегодня на уроке.

Начать свое высказывание можно так:

«В учебнике русского языка сказано: « При последовательном подчинении рядом могут оказаться два подчинительных союза,  знаки препинания в подобном случае могут ставиться по – разному…»

Универсальные действия:

Коммуникативные: построение речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

русский язык 8 класс. Знаки препинания в сложном предложении

Презентация к уроку русского языка 8 класс "Знаки препинания в СП",повторение изученного в 7 классе. Расчитана на 10 минут с комментариями учителя. Цель презентации напомнить о СП,СПП, ССП,БСП....

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 класс

Урок русского языка с использованием технологии "Критическое мышление" "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными" 9 классЦели урока:Познавательные:·...

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными

Конспект урока "Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными". Материал расcчитан для учащихся 9-го класса базового уровня подготовки....

Урок русского языка 5 класс "Знаки препинания в простом предложении"

Данный материал содержит технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал. Урок составлен согласно требований ФГОС....