Методическая разработка урока по русскому языку на тему: "СПП с несколькими придаточными"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 9 классе по УМК Бабайцевой. Первый урок в теме "СПП с несколькими придаточными". Урок с использованием личностно ориентированных технологий. Разработка содержит конспект, презентацию и основной раздаточный материал. Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokspp_s_neskolkimi_pridatochnymi.rar | 187.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными и способы подчинения в них.
Цели урока: - организовать работу обучающихся по изучению и первичному закреплению способов подчинения в СПП с несколькими придаточными;
- организовать деятельность обучающихся по применению знаний о СПП с несколькими придаточными и умению определять способы подчинения в них;
ХОД УРОКА:
СЛАЙД 1
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Садитесь.
- Возьмите Рабочие листы. Подпишите фамилию, имя. Запишите дату.
- Мы продолжаем работу по изучению синтаксиса сложного предложения.
СЛАЙД 2.
Чтобы вспомнить то, что мы уже знаем по данной теме, предлагаю вам составить монологический рассказ о сложном предложении. (ОТВЕТ)
- С чем можно соотнести виды придаточных предложений? (Виды придаточных предложений можно соотнести с членами простого предложения. Придаточные предложения и соотносящиеся с ними по значению члены предложения отвечают на одни и те же вопросы и являются синтаксическими синонимами)
- Какое место по отношению к главному может занимать придаточное предложение?
СЛАЙД 3.
- - Выразительно прочитайте предложения:
- На какие тематические группы можно разделить приведенные высказывания? Взаимосвязаны ли эти темы? Обоснуйте свой ответ. Объясните понравившееся высказывание.
Задание 1. Соедините стрелочками номера предложений и соответствующие им схемы. Найдите четвертое лишнее.
|
|
- Давайте проверим, что у нас получилось.
- Какое из предложений лишнее?
- Почему это предложение не соответствует ни одной из предложенных схем?
- Чем отличается по структуре это предложение от остальных?
– Как вы думаете, для чего включено в задание это предложение?
Сформулируйте тему нашего урока. (СПП с несколькими придаточными.) (ЗАПИСЬ ТЕМЫ) СЛАЙД 4.
- Совершенно верно, сегодня мы с вами продолжим работу со сложноподчиненными предложениями, но нас будут интересовать именно СПП с несколькими придаточными .
- Где проверяется знание данной темы?? (Знание этой темы проверяется на ГИА по русскому языку)
- Давайте вспомним, как построено задание В8 ГИА по русскому языку:
СЛАЙД 5
Среди предложений 1-5 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Запишите номер этого предложения.
- На ГИА проверяется знание способов подчинения придаточных.
- Можем ли мы грамотно и обоснованно выполнить это задание прямо сейчас? (Нет) Почему? Знаем ли мы что-нибудь о способах подчинения придаточных?
- Исходя из этого, что нам нужно узнать? (Способы подчинения придаточных)
- Значит, наша задача выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими придаточными.
СЛАЙД 6.
В начале урока мы говорили о том, что знания станут по-настоящему нашим достоянием только в том случае, если мы добудем их самостоятельно. Поэтому изучать новую тему вы сегодня будете самостоятельно.
Возьмите листы самостоятельной работы.
Существует три основных способа подчинения придаточных предложений в СПП с несколькими придаточными.
Рассмотрите таблицу. У вас есть три группы предложений для анализа и деформированный текст с теоретическим материалом.
Ваша задача в ходе самостоятельной работы выявить особенности способов подчинения в СПП с несколькими.
- Чтобы быстрее двигаться вперед, давайте определим, что нам нужно сделать для решения задачи.
СЛАЙД 7
Абсолютно верно, проанализировав предложения, вы должны составить для каждой из трех групп предложений опорную схему и восстановить теорию, заполнив пробелы необходимыми сведениями. Кроме этого я прошу вас придумать свое название каждому способу подчинения.
На работу у вас 7 минут. Желаю успехов.
Если вы уже закончили работу, вы можете оказать помощь, дать консультацию тем, кто в этом нуждается.
ПРОВЕРКА
Давайте проверим результаты вашей работы, а заодно и подвигаемся. Получившиеся у вас схемы, вы сейчас составите на доске: 1 ряд – 1 способ подчинения, и т.д. Схему составляем по цепочке. Каждый может прикрепить только один символ. Можно начинать.
Проверьте, у всех ли получилось так, как на доске.
- Удалось ли вам самостоятельно дать название каждому из способов подчинения? (ОБСУЖДЕНИЕ)
- У меня три карточки с реальными названиями – терминами.
- Подумайте, какое название соответствует первому способу? Почему вы так считаете? Второму? Третьему?
СЛАЙДЫ 8-13
- А теперь обратимся к теории. Расскажите о первом способе. Втором? Третьем?
- Удалось ли вам самостоятельно решить поставленную задачу?
- Где в дальнейшем вам могут пригодиться приобретенные умения самостоятельного поиска решений?
СЛАЙД 14.
- Давайте попробуем сейчас решить задание В8 ГИА.
СЛАЙД 15.
ЗАДАНИЕ 4. Перейдем к закреплению. Взьмите карточки с текстом.
Прочитайте. Сформулируйте основную мысль текста. Определите стилистическую принадлежность текста. Аргументируйте свой ответ. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные бквы. Определите способ подчинения в СПП с несколькими придаточными.
Важнейший эмоциональный источник любви к Родине - это восхищение красотой земли где жили деды и прадеды где нам суждено прожить жизнь повторить себя в детях и уйти в землю родившую нас. ПЕРВОЕ – ВМЕСТЕ, второе и третье- самостоятельно. СЛАЙД 16
Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том что (н..)было (бы) (н..)цветущего сада (н..) ласковой материнской песни если(бы) (н..) пролили свою кровь за свободу Родины тысячи героев.
Р…дная земля ст…нови(т, ть)ся бе…конечно дорогой когда радость бытия сл..вается с чу..вом долга перед людьми которые отст..яли красоту.
- ВЗАИМОПРОВЕРКА СЛАЙД 17
ЗАДАНИЕ 5. Из трех простых составьте СПП с двумя придаточными.
- Прогремел гром. Не следует бояться молнии. Опасность ее удара уже миновала (когда ..., то ..., потому что ...)
- Мы знаем скорость распространения звука. Вполне возможно определить. Далеко проходит гроза (если ..., как ...).
Закончите последнее предложение.
- Хотя я и устал, но к концу урока я доволен тем, что ….
- Рефлексия: СЛАЙД 18
- Какое задание сегодня вам больше понравилось и почему?
- На каком этапе урока вы чувствовали себя уверенно?
- Над чем вы чувствуете необходимость поработать дополнительно?
СЛАЙД 19
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
ДЛЯ ВСЕХ: сопоставить ТМ параграфа 209 и ТМ на карточке, внести в карточку дополнительные сведения. | |
НАУЧИЛСЯ НАХОДИТЬ СПП с несколькими придаточными в тексте И ОПРЕДЕЛЯТЬ вид подчинения – упр. 1. | НАУЧИЛСЯ СОСТАВЛЯТЬ СПП с несколькими придаточными – составить 3-5 предложений указанной структуры, раскрывающих смысл высказывания Петрарки: «Если ты не сумел применить свои знания к своим нуждам, нет пользы в таких знаниях». |
- СОСТАВЛЕНИЕ БАНКА ЗАДАНИЙ
- О чем мы узнали сегодня на уроке?( узнали о способах подчинения в СПП с несколькими придаточными)
Но в своей речи предложения подобной структуры вы использовали и раньше. Сейчас вы попробуете себя в роли составителей тестов. У каждого из вас в раздаточном материале есть катрочка с отрывком из ваших творческих работ, содержащим СПП с несколькими придаточными. Закончите формулировку задания В8 ГИА, вписав способ подчинения придаточных конкретно для вашего текста. и, уходя, сделайте свой вклад в Банк заданий.
Кроме того вы можете оценить работу одноклассника или свою работу. Уходя с урока ,положите карточку с оценкой в коробку, написав на обратной стороне кого и за что оцениваете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"
Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"
Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"
Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Наречие. Обобщение изученного. 7класс"
Тип урока: комбинированный (интегрированное изучение русского языка и литературы) Цель урока: обобщение изученного о наречии, повторение орфографических правил, развитие речи учащихся, освоение л...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.
Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....
Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные", 5 класс
урок в 5 классе по ФГОСам...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Союз как часть речи"
Изучение служебной части речи "Союз"...